г. Киров |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А29-13230/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителей Учреждения - Макаровой М.С., действующей на основании доверенности от 01.06.2020, Музалевой Э.Х., действующей на основании доверенности от 24.03.2022,
представителей Фонда - Некрасовой Г.Н., действующей на основании доверенности от 20.07.2022, Владимировой О.Н., действующей на основании доверенности от 21.03.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2022 по делу N А29-13230/2021,
по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" (ИНН: 1101485970, ОГРН: 1031100433220)
к государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о признании недействительным акта,
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным акта комплексной проверки государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд, ответчик) от 03.09.2021 в части признания нецелевым использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 793 549 рублей 05 копеек, а также соответствующей суммы штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2022 Учреждению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что заработная плата, выплаченная врачам-психиатрам и работникам центра профессиональной патологии восстановлена за счет средств бюджета (субсидий), в связи с чем необоснованное увеличение расходов средств ОМС отсутствует.
В отношении расчета среднедневного заработка за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске главного врача, главной медицинской сестры и главного бухгалтера, Учреждение указывает, что Положением об учетной политике (стр. 20 Положения) предусмотрено, что фактически оплата труда данных сотрудников производится за счет средств ОМС. При этом указанные суммы также были восстановлены Учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Также Учреждение считает, что Фонд по результатам проверки должен был уменьшить суммы нецелевого использования на 5 040 рублей 56 копеек недоплаты в части оплаты отпуска указанным сотрудникам.
Начисление премиальных выплат главному врачу произведено Учреждением с учетом исключения из фактически отработанного времени 22 августа (праздничный день - Закон Республики Коми от 05.05.2014 N 30-РЗ "О Дне Республики Коми").
Кроме того, заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства смягчающие ответственность, а именно социальная направленность деятельности, несоразмерность наказания характеру правонарушения, отсутствие умысла.
В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представители Фонда указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования Учреждением за период с 01.01.2019 по 31.12.2020. В ходе проверки Фондом установлено, что Учреждением допущено нецелевое расходование средств ОМС.
По результатам проверки Учреждению предложено восстановить нецелевое использование средств ОМС в сумме 1 853 712 рублей 70 копеек, а также уплатить штраф в размере 10% от средств использованных не по целевому назначению в сумме 185 371 рубля 27 копеек.
Результаты проверки отражены в акте от 03.09.2021 (т. 2 л.д. 18-69).
Учреждение частично не согласилось с актом Фонда и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Коми от 05.05.2014 N30-РЗ "О Дне Республики Коми", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (пункт 2); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12).
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 15, пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пунктом 186 "Правил обязательного медицинского страхования", утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108 н (далее - Правила N 108н) установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя:
1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ;
2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ;
3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, цели, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
1. Нецелевое использование средств ОМС на выплату заработной платы врачам-психиатрам и работникам центра профессиональной патологии, финансируемых на 100% за счет средств республиканского бюджета в сумме 510 794 рублей 75 копеек.
В соответствии с программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской организации медицинской помощи на 2019 год, 2020 год, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506, от 07.12.2019 N 1610, а также территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Республики Коми на 2019-2020 годы, утвержденными постановлениями Правительства Республики Коми от 29.12.2018 N 600, от 30.12.2019 N 647, за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми оказывается медицинская помощь при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС (в том числе, психические расстройства и расстройства поведения), а также предоставляются услуги в центрах профессиональной патологии и соответствующих структурных подразделениях медицинской организации.
Фондом в ходе проверки на основании анализа лицевых счетов сотрудников Учреждения установлены начисления и выплаты за счет средств ОМС заработной платы врачам-психиатрам и работникам центра профессиональной патологии, не участвующим в реализации территориальной программы ОМС, финансируемых в полном объеме за счет средств республиканского бюджета. При этом Учреждением не оспаривается, что выплата заработной платы данным сотрудникам осуществляется только за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Учреждение в обоснование своих доводов ссылается на то обстоятельство, что заработная плата, выплаченная указанным сотрудникам, восстановлена за счет средств бюджета (субсидий), в связи с чем необоснованное увеличение расходов средств ОМС отсутствует. Указанный довод отклоняется апелляционным судом как необоснованный, поскольку доказательств реального возмещения спорных денежных средств в бюджет Фонда, заявителем в материалы дела не представлено.
Ссылка Учреждения в обоснование своих доводов на Приложения N 1 и N 2 по восстановлению денежных средств, представленных с дополнениями к апелляционной жалобе, отклоняется апелляционным судом, поскольку представленные расчеты, подписанные заместителем главного врача, экономистом по финансовой работе, утвержденные главным врачом, надлежащим доказательством, подтверждающим факт восстановления спорных денежных средств, не являются.
Довод заявителя о том, что в акте комплексной проверки не содержится подробный расчет спорных сумм нецелевого использования средств ОМС, отклоняется апелляционным судом как противоречащий материалам дела.
Комплексная проверка Учреждения, результаты которой отражены в акте от 03.09.2021, проводилась в соответствии с положениями приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 44 указанного Порядка при выявлении нарушений, допущенных медицинской организацией, к акту проверки прилагаются копии документов, подтверждающих факты нарушений и недостатков, заверенные подписью руководителя медицинской организации или иного должностного лица медицинской организации и печатью медицинской организации (при наличии), а также материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и недостатков.
По данному эпизоду расчеты по выплате заработной платы за счет средств ОМС приведены в приложении N 7/6 к акту "Расчет начисленной заработной платы врачам-психиатрам и работникам центра профессиональной патологии, финансируемых 100% за счет средств республиканского бюджета за 2019-2020 годы" (т. 2 л.д. 107) и в приложении N 7/15 к акту "Свод средств ОМС, использованных не по целевому назначению по подстатьям КОСГУ 211, 213 в Учреждении за 2019-2020 годы" (т. 2 л.д. 121).
Указанные расчеты подписаны руководителем медицинской организации и главным экспертом Фонда.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пунктом 186 Правил N 108н цели - выплата заработной платы врачам-психиатрам и работникам центра профессиональной патологии, финансируемых на 100% за счет средств республиканского бюджета, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
2. Переплата за счет средств ОМС отпускных выплат главному врачу, главному бухгалтеру и главной медицинской сестре на сумму 36 674 рубля 35 копеек.
В ходе проверки правильности расчета средней заработной платы (среднего заработка) за период нахождения в отпуске главного врача (с 10 июня по 05 июля 2019 года, с 17 по 26 июля 2020 года), главной медицинской сестры (с 01 по 30 сентября 2019 года, с 13 по 19 июля 2020 года, с 12 сентября по 04 октября 2020 года) и главного бухгалтера (с 10 по 14 июня 2019 года, с 01 по 07 августа 2019 года, с 30 по 30 сентября 2019 года, с 02 по 13 декабря 2019 года, с 15 по 30 июня 2020 года, с 11 по 26 августа 2020 года, с 08 по 11 декабря 2020 года) Фондом установлено, что в расчет среднедневного заработка за счет средств ОМС включались суммы заработка, начисленные за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и за счет средств от приносящей доход деятельности, что привело к завышению среднедневного заработка за счет средств ОМС и соответственно к завышению отпускных выплат за счет средств ОМС.
В обоснование своих довод Учреждение также как и по первому эпизоду ссылается на то обстоятельство, что указанные суммы были восстановлены за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и порядок их восстановления был предусмотрен в Положении об учетной политике Учреждения (стр. 20 Положения). Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку доказательств достоверно подтверждающих
факт реального возмещения спорных денежных средств в бюджет Фонда, заявителем в материалы дела не представлено.
Произведенное Учреждением по своему усмотрению восстановление средств республиканского бюджета за спорный период привело к нарушению законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, выраженное в использовании средств ОМС не по целевому назначению.
Также Учреждение считает, что Фонд по результатам проверки должен был уменьшить суммы нецелевого использования на 5 040 рублей 56 копеек недоплаты в части оплаты отпуска главному врачу и медицинской сестры. Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку фактически денежные средства в указанной сумме работникам не выплачены.
3. Переплата за счет средств ОМС премиальных выплат главному врачу по итогам работы за 2018 год, третий квартал 2019 года и за 2019 год в сумме 1 249 рублей 20 копеек.
Законом Республики Коми от 05.05.2014 N 30-РЗ "О Дне Республики Коми" (далее - Закон N 30-РЗ) установлено, что 22 августа - День Республики Коми - является государственным праздником Республики Коми, дополнительным нерабочим праздничным днем, который отмечается ежегодно.
В статье 2 Закона N 30-РЗ установлено, что предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня в органах государственной власти Республики Коми, в государственных органах Республики Коми, государственных учреждениях Республики Коми осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на содержание указанных органов и учреждений.
В ходе проверки Фондом установлено, что главному врачу по приказам Министерства здравоохранения Республики Коми выплачивались премии.
Расчет премиальных выплат по итогам работы за 2018 год, третий квартал 2019 года и за 2019 год произведен исходя из нормы рабочего времени, установленной Правительством Республики Коми на август 2018-2019 годов - 22/21 день соответственно (с учетом установленного Законом N 30-РЗ дополнительного нерабочего праздничного дня 22 августа, предоставляемого в государственных учреждениях Республики Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми), тогда как норма времени, утвержденная Правительством Российской Федерации, составляла 23/22 дня соответственно.
В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, и постановлениями Правительства РФ от 14.10.2017 N 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году", от 01.10.2018 N 1163 "О переносе выходных дней в 2019 году", от 10.07.2019 N 875 "О переносе выходных дней в 2020 году" норма рабочего времени, учтенная Фондом в расчете, составляет:
- за 2018 и 2019 годы - 247 рабочих дней (Учреждением произведен расчет из 246 рабочих дней);
- за 3 квартал 2019 и 2020 годы - 66 рабочих дней (Учреждением произведен расчет из 65 рабочих дней).
Расчет суммы нецелевого использования средств по данному эпизоду приведен в приложении к акту N 7/10 (т. 2 л.д. 111), при этом, формула, по которой рассчитывается премия: П = О х П% / ДО х ДФ - Псн, где:
П - размер премии;
О - оклад работника;
П% - размер материального поощрения в процентах, принятый в организации;
ДО - общее количество рабочих дней в отчетном периоде (норма рабочего времени);
ДФ - количество фактически отработанных сотрудником дней;
Псн- процент снижения премии по приказу.
В соответствии с абзацем пятым пункта 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 данного Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).
Поскольку норма времени в указанных периодах главным врачом была отработана не полностью, то при расчете премии за указанные периоды работы должно было быть учтено фактически отработанное время.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Учреждение допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в оспариваемой сумме.
4. Учреждение в апелляционной жалобе также указывает, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства смягчающие ответственность, а именно социальная направленность деятельности, несоразмерность наказания характеру правонарушения, отсутствие умысла.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность принадлежит суду.
Как следует из материалов дела, заявляя о снижении штрафных санкций в суде первой инстанции в качестве смягчающих обстоятельств, Учреждение указывало на социальную направленность деятельности.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанные доводы, исследовав и оценив представленные доказательства, обстоятельства дела, пришел к выводу, что обстоятельства, на которые ссылается Учреждение, в данном конкретном случае не могут быть признаны смягчающими обстоятельствами и не могут являться основанием для снижения штрафа, исходя из следующего.
В данном случае штраф является соразмерным характеру допущенного нарушения. Размер и сумма штрафа не являются чрезмерными и (или) направленными на причинение заявителю ущерба.
Доводы и доказательства, указывающие на несоответствие суммы штрафа характеру и тяжести допущенных Учреждением нарушений, а также степени его вины и ущербу, причиненному в результате этих нарушений, заявителем ни в суд первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не приведены и не представлены.
Размер штрафа (10 процентов от суммы нецелевого использования средств ОМС) установлен законодателем именно в данной сфере (обязательного медицинского страхования, медицинской деятельности), то есть учитывает характер деятельности Учреждения и социальную направленность деятельности медицинской организации.
Установленные Фондом обстоятельства нецелевого расходования средств ОМС в спорной части, не свидетельствуют о такой степени вины Учреждения, которая бы могла являться основанием для снижения примененного штрафа.
Исходя из характера нарушения и установленной законом ответственности, а также критериев ответственности, названных в Постановлении Конституционного суда РФ от 15.07.1999 N 11-П, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для признания в качестве смягчающего обстоятельства довод Учреждения об отсутствии умысла.
В связи с этим, оценив указанные Учреждением обстоятельства и доказательства по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что примененный штраф соответствует принципам разумности и справедливости и не подлежит уменьшению.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2022 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы Учреждения по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2022 по делу N А29-13230/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-13230/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Коми, ВААС