город Ростов-на-Дону |
|
25 сентября 2022 г. |
дело N А53-29189/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Николаева Д.В., Емельянова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой А.О.,
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области: представитель по доверенности от 25.04.2022 Чумакова Я.В.;
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Бройлер Дон" Сычева А.Ю.: представитель по доверенности от 30.05.2022 Щеголихина О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Сычева Антона Юрьевича на определение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2022 по делу N А53-29189/2018 по заявлению конкурсного управляющего Сычева Антона Юрьевича о привлечении лиц для обеспечения деятельности конкурсного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Бройлер Дон"
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Бройлер Дон" (далее также - должник) в Арбитражный суд Ростовской области обратился конкурсный управляющий должника Сычев А.Ю. (далее - заявитель, конкурсный управляющий) с заявлением о привлечении лиц для обеспечения обязанностей конкурсного управляющего, а именно привлечь ООО "Архив Комплект" для выполнения работ по упорядочению и передаче в Государственный архив документов должника с установлением размера оплаты услуг в сумме 460 990 рублей.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2022 по настоящему делу для обеспечения деятельности конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Бройлер Дон" привлечено лицо, оказывающее услуги архивариуса (по подготовке документов по личному составу для передачи на хранение в архив) с установлением размера оплаты услуг в размере 649 рублей за 1 дело, всего 195 998,00 рублей. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должника Сычев Антон Юрьевич обжаловал определение суда первой инстанции от 31.07.2022 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемый судебный акт отменить, привлечь ООО "Архив Комплект" для выполнения работ по упорядочеванию и передаче в Государственный архив документов должника ООО "Бройлер Дон" с установлением размера оплаты услуг в сумме 460 990 рублей.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Конкурсному управляющему для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве необходимо осуществить привлечение специализированной архивной организации за плату на договорной основе в целях заключения договора по выполнению комплекса работ по упорядочению документов (302 дела, в том числе приказы, трудовые договоры, личные карточки уволенных работников, расчетные ведомости по начислению заработной платы) по личному составу ООО "Бройлер Дон" сроком хранения 50-75 лет за фактический период существования организации, с обеспечением их передачи на хранение после завершения упорядочения указанной категории дел в Государственный архив, в соответствии с действующими нормативами на упорядочение дел по личному составу организаций. В настоящий момент в штате сотрудников должника отсутствует персонал, которые могли бы выполнить работу по упорядочению и передаче в Государственный архив документов должника. Таким образом, выполнить своими силами работу по упорядочению документов (302 дела, в том числе приказы, трудовые договоры, личные карточки уволенных работников, расчетные ведомости по начислению заработной платы) по личному составу ООО "Бройлер Дон" сроком хранения 50-75 лет за фактический период существования организации, с обеспечением их передачи на хранение после завершения упорядочения указанной категории дел в Государственный архив, в условиях отсутствия в штате надлежащих сотрудников персонала, для конкурсного управляющего является невозможным. Согласно положениям статьи 20.3 Закона о банкротстве, привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с названным Федеральным законом для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аудиторская организация (аудитор), оценщик, организатор торгов и оператор электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам. Так, суд, при вынесении судебного акта, ссылается на то, что указанная норма носит диспозитивный характер и позволяет арбитражному управляющему по своему усмотрению привлекать лиц для обеспечения деятельности без аккредитации в СРО. Таким образом, привлечение организации, не аккредитованной при саморегулируемой организации, является нарушением законодательства о банкротстве. Кроме этого, коммерческое предложение, которое поступило от ООО "Архив Комплект", не указывает на возможность выполнения комплекса работ по сдаче в архив документов за 195 998, 00 (649 рублей за 1 дело).
В отзыве на апелляционную жалобу уполномоченный орган просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, пояснили правовые позиции по спору.
Представитель конкурсного управляющего поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение определение отменить.
Представитель уполномоченного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 21.03.2019) общество с ограниченной ответственностью "Бройлер Дон" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, - конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Сычев Антон Юрьевич.
Сведения о введении процедуры конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсанть" N 56 (6536) от 30.03.2019.
Конкурсный управляющий в ходе проведения мероприятий в ходе процедуры конкурсного производства установил необходимость в привлечении архивариуса для формирования и сдачи дел в ведомственный архив.
Конкурсным управляющим направлены запросы в организации, занимающиеся формированием и сдачей на хранение документов, исходя из поступивших ответов выбрана организация - ООО Архив Комплект", с оплатой услуг в размере 460 990,00 рублей.
Поскольку между сторонами возникли разногласия относительно обоснованности привлечения указанной организации, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу пункта 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве полномочия, возложенные в соответствии с законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.
В то же время, арбитражный управляющий для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абзац 6 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Аналогично, в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление N 60) разъяснено, что арбитражный управляющий для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абзац шестой пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, такое привлечение должно быть разумным, обоснованным, целесообразным с учетом объема работы, ее характера и сложности, требующей специальных познаний в области права, бухгалтерского учета и т.д. Привлечение специалиста в том числе, должно быть направлено на достижение целей конкурсного производства, пополнение конкурсной массы должника (взыскание дебиторской задолженности в судебном порядке, истребование имущества, привлечение контролирующих лиц к ответственности, оспаривание сделок должника и т.д.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.7 Закона о банкротстве, за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных названным Федеральным законом, в том числе почтовых расходов, расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним, расходов в связи с выполнением работ (услуг) для должника, необходимых для государственной регистрации таких прав, расходов на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки, если привлечение оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки в соответствии с названным Федеральным законом является обязательным, расходов на включение сведений, предусмотренных названным Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, а также оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины.
В силу пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве привлечение арбитражным управляющим лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, оплата услуг таких лиц или определенный названной статьей размер оплаты таких услуг могут быть признаны арбитражным судом необоснованными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, в случаях, если услуги не связаны с целями проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, или возложенными на арбитражного управляющего обязанностями в деле о банкротстве либо размер оплаты стоимости таких услуг явно несоразмерен ожидаемому результату.
Обязанность доказывания необоснованности привлечения лиц для обеспечения деятельности арбитражного управляющего в деле о банкротстве и (или) определенного в соответствии с названной статьей размера оплаты их услуг возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о признании привлечения таких лиц и (или) размера такой оплаты необоснованными.
В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - постановление N 91) привлечение привлеченных лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании норм Закона о банкротстве с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в пункте 2 статьи 20.7, положений пунктов 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг.
Указанные положения о лимитах распространяются на услуги любых лиц (относящихся к категориям как специалистов, так и обслуживающего персонала), привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей; они не распространяются на оплату труда лиц, находящихся в штате должника.
В силу пунктов 3, 8 статьи 20.7 Закона о банкротстве размер оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, поставлен в зависимость от балансовой стоимости активов должника, определяемых на основании данных финансовой (бухгалтерской) отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно пункту 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об увеличении лимита на оплату услуг лиц, привлечение которых предусмотрено пунктом 3 данной статьи.
Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в названном пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление N 60) при необходимости привлечения лиц, оплата услуг которых приведет к превышению общей суммы расходов на оплату привлеченных лиц, арбитражный управляющий вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд на основании пункта 6 статьи 20.7 данного Закона. Данное ходатайство рассматривается в порядке, определенном статьей 60 Закона о банкротстве.
При этом, порядок увеличения лимита на оплату услуг привлеченных лиц, предусмотренный абзацем 2 пункта 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве и предусматривающий предварительное получение санкции суда на привлечение указанных лиц с оплатой их услуг сверх установленного законом лимита, является общим правилом и не препятствует обращению арбитражного управляющего с соответствующим ходатайством после привлечения лиц, которые уже оказывают услуги, в случае, если оплата данных услуг приведет к превышению общей суммы расходов на оплату услуг привлеченных лиц.
Более того, обращение арбитражного управляющего с соответствующим ходатайством в суд, рассматривающий дело о банкротстве, в таком случае является обязанностью управляющего по смыслу пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление N 60).
Таким образом, арбитражный управляющий вправе обратиться с соответствующим ходатайством после привлечения лиц, уже оказывающих услуги. При этом конкурсный управляющий вправе поставить перед судом как вопрос об обоснованности привлечения третьих лиц на будущие периоды с оплатой их услуг сверх установленного законом лимита, так и об обоснованности ранее произведенных расходов на оплату услуг привлеченных лиц.
Вовлечение в процедуру банкротства новых лиц с оплатой их услуг за счет средств должника требует от арбитражного суда оценки необходимости и обоснованности произведенных расходов и их размера, поскольку в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении лиц для обеспечения возложенных на него обязанностей арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Следовательно, разрешая ходатайство конкурсного управляющего о привлечении лиц для обеспечения его деятельности, в случае превышения лимита расходов, суд оценивает обоснованность привлечения лица и принимает во внимание не только потребность в указанных услугах привлеченных лиц, но и учитывает общее состояние должника и возможность несения расходов за счет имущества должника, обеспечивая тем самым баланс интересов кредиторов и конкурсного управляющего.
Таким образом, предоставляя арбитражному управляющему право привлечения на договорной основе для осуществления своих полномочий иных лиц, Закон о банкротстве не предусматривает возможность неограниченной и неразумной реализации предоставленного права в ущерб интересам предприятия-должника.
При этом, сам факт привлечения арбитражным управляющим определенных специалистов не может быть оценен как незаконное действие, оценке подлежит необходимость привлечения специалистов, обоснованность размера оплаты их услуг, а также специфика должника-банкрота.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок рассмотрения заявления арбитражного управляющего об установлении размера оплаты услуг привлеченных специалистов сверх лимитов, установленных Законом о банкротстве, бремя доказывания необходимости привлечения специалистов и разумности стоимости их услуг в этом случае возложено на конкурсного управляющего.
Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в названном пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг. Предусмотренный указанными нормами Закона о банкротстве лимит расходов распространяется в целом на соответствующую процедуру.
Превышение лимита расходов на проведение конкурсного производства не означает, что данные расходы являются необоснованными.
Однако ретроспективное обращение в суд с требованиями об увеличении лимита допустимо только в исключительных случаях при обосновании невозможности своевременного обращения в суд с соответствующим заявлением (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2019 по делу N А57-18604/2015).
Осуществление арбитражным управляющим расходов с превышением установленных лимитов, в отсутствие доказательств необоснованности и неразумности данных расходов, не свидетельствует о причинении должнику и его кредиторам убытков и не является достаточным основанием для признания сумм, израсходованных сверх лимита, убытками.
Обязанность доказывания обоснованности привлечения специалистов и размера оплаты их услуг, дополнительных расходов, в частности, на аренду офисных помещений, в случае превышения размера лимитов, установленного нормами Закона о банкротстве, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо возложена на арбитражного управляющего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, балансовая стоимость активов ООО "Бройлер Дон" по данным бухгалтерской отчетности, предшествующей дате введения в отношении ООО "Бройлер Дон" процедуры конкурсного производства, а именно на 31.12.2017, составляет 489 425 000,00 рублей.
Максимальная сумма, которую конкурсный управляющий вправе разумно и добросовестно израсходовать на привлечение специалистов в процедуре конкурсного производства ООО "Бройлер Дон" составляет 2 484 425 рублей.
Согласно отчету конкурсного управляющего должника от 27.10.2021 всего привлечены следующие специалисты:
охранная организация ООО ЧОА "Альфа-Гарант" на основании договора N 061 от 21.03.2019, дополнительное соглашение N 1 от 21.03.2019. Срок действия договора 02.03.2020 с размером вознаграждения 125 000,00 рублей ежемесячно за счет средств должника, за 1 пост (5постов) на сумму 2 873 346,84 рублей;
бухгалтерские услуги ООО "Бухконсалт" на основании договора N 17119 на оказание юридических услуг от 25.03.2019 с размером вознаграждения 100 000,00 руб. ежемесячно за счет средств должника всего на сумму 1 690 322,34 рублей;
ООО Аудит Консалтинг" - проведение оценки должника на основании договора N 2966/0-19 от 27.11.2019 за счет средств должника в размере 410 000,00 рублей;
ООО ЧОО "Спецохрана Юг 7" - охранные услуги на основании договора от 10.03.2020, с размеров вознаграждения 450 000,00 рублей ежемесячно (всего 5 постов) на сумму 5 959 838,00 рублей;
ООО Аудит Консалтинг" - проведение оценки должника на основании договора N 2552/0-21 от 18.10.2021 за счет средств конкурсного кредитора ООО "Ставропольский бройлер" в размере 140 000 рублей.
Поскольку лимит оплаты услуг привлеченных лиц исчерпан, конкурсный управляющий обратился в суд.
Положениями абзаца 10 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве предусмотрена обязанность конкурсного управляющего передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с положениями абзаца 11 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" следует, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых по истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Таким образом, законодателем установлена обязанность конкурсного управляющего по передаче в архив документов должника. Кроме того, необходимость привлечения специалиста для систематизации и подготовки к передаче в архив документов обусловлена наличием на предприятии большого штата и количества филиалов, а, следовательно, значительным объемом документов.
При этом, из представленной в материалы дела информации о сотрудниках следует, что общее число работников предприятия, в отношении которых заводились личные дела, составляет 302 человека, в связи с чем формирование дел потребует значительного времени, в то же время в штате должника отсутствуют лица, которые могут быть задействованы при проведении данных мероприятий.
В рамках поиска архивариуса с условиями оплаты, отвечающим целям процедуры конкурсного производства, конкурсным управляющим получены следующие коммерческие предложения:
1) ОСГ "Рекордз Менеджмент", г. Санкт-Петербург с предложением выполнения комплекса запрашиваемых работ по архивной деятельности за плату в сумме 953493,11 рублей;
2) ООО "Архив Комплект", г. Москва с предложением выполнения комплекса запрашиваемых работ по архивной деятельности за плату в сумме 460 990,00 рублей;
3) ООО "Технологии кадровых решений", г. Екатеринбург с предложением выполнения комплекса запрашиваемых работ по архивной деятельности за плату в сумме 504 960,00 рублей.
4) ООО "Архивный центр "Меркурий", г. Москва, с предложением выполнения комплекса запрашиваемых работ по архивной деятельности за плату в сумме 474 884 рубля.
5) ООО "Региональный архив негосударственных организаций", Московская область, с предложением выполнения комплекса запрашиваемых работ по архивной деятельности за плату в сумме 487 968 рублей.
Конкурсным управляющим для оказания услуг выбрана организация ООО "Архив комплект", при выборе учитывалась наименьшая стоимость услуг.
В то же время, уполномоченным органом проведен анализ деятельности ООО "Архив Комплект" по результатам которого установлено, что среднесписочная численность ООО "Архив Комплект" на 31.12.2020 составляет 1 чел.
Согласно выписке по расчетному счету ООО "Архив Комплект" установлено, что данной организацией перечислены денежные средства на расчетный счет ООО "Бухконсалт" (ИНН 7704452101) за бухгалтерские и архивные работы.
Согласно отчету конкурсного управляющего от 27.10.2021 ООО "Бухконсалт" (ИНН 7704452101) привлечено для обеспечения исполнения обязанностей по юридическим услугам.
Исходя из вышеизложенного, уполномоченным органом заявлены возражения относительно привлечения указанного лица.
Конкурсный управляющий не представил сведения и доказательства, опровергающие приведенные уполномоченным органом доводы.
Конкурсный управляющий в своих пояснениях указывает, что местонахождение привлекаемой организации не имеет правового значения, т.к. для оптимизации расходов в процедуре конкурсного производства необходимо оказание услуг за наименьшую плату.
В свою очередь документы должника находятся на территории Ростовской области, соответственно, с учетом указанного, целесообразно при выборе привлеченного лица, а также нахождения документов осуществлять поиск и выборку привлекаемых организаций с учетом местонахождения документов, поскольку иной подход повлечет необходимость дополнительных транспортных расходов, что скажется на ценообразовании.
Из коммерческих предложений, представленных конкурсным управляющим, следует, что стоимость услуг по архивированию документов, является значительной, минимальная цена составляет 460 990,00 рублей или 1 531,52 рублей за одно дело.
Возражая против размера оплаты услуг привлеченного лица, уполномоченным органом самостоятельно исследованы сайты организаций, предлагающие аналогичные услуги, а также направлены запросы.
В материалы дела представлено коммерческое предложение ИП Корниенко М.Е., в соответствии с которым стоимость выполнения комплекса работ по упорядочению документов по личному составу с обеспечением передачи их на хранение в Государственный архив в объеме 302 дела составляет 195 998 рублей (649 рублей за 1 дело), что более чем в два раза ниже стоимости, указанной конкурсным управляющим.
С учетом нахождения у должника документов в отношении физических лиц -бывших работников за время деятельности должника, суд полагает привлечение архивариуса для экспертизы документов и формирования архивных дел обоснованным.
С учетом поступивших коммерческих предложений, суд первой инстанции обоснованно признал соответствующим целям конкурсного производства привлечение архивариуса с установлением размера оплаты его услуг в соответствии с наименьшей предложенной ценой - 649 рублей за одно дело, всего 195 998,00 рублей.
В удовлетворении требований заявителя в остальной части правомерно отказано.
Довод конкурсного управляющего о необходимости привлечения лиц, аккредитованных при саморегулируемой организации, не принимаются судом исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в абзац 9 пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ внесены изменения, согласно которым привлекаемые арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аудиторская организация (аудитор), оценщик, организатор торгов и оператор электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.
Положения названной нормы в редакции Закона N 405-ФЗ вступили в действие со 02.12.2014.
Указанная норма устанавливает обязательность как таковой аккредитации оценщика, организатора торгов и оператора электронной площадки саморегулируемой организацией.
Таким образом, законодательством о банкротстве предусмотрено обязательное требование аккредитации при саморегулируемой организации только для некоторых категорий привлеченных лиц.
Содержащийся в абзаце девятом пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ список лиц, которые должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией, не подлежит расширительному толкованию. Следовательно, доводы управляющего о том, что в обязательном порядке должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией иные лица, привлекаемые арбитражным управляющим, не основан на законе.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, в отношении лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, юридические услуги, услуги по судебной экспертизе, архивные услуги, какие-либо специальные (дополнительные) требования к качеству, необходимые для осуществления деятельности, законодательством не предусмотрены.
Приведенная норма носит диспозитивный характер и позволяет арбитражному управляющему по своему усмотрению привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
В судебном заседании представители сторон подтвердили, что привлекаются специалисты исключительно для упорядочения и передачи в архив документов должника (технические работы в связи с большим объемом документов), то есть деятельность привлеченных лиц никак не связана с введением реестра владельцев ценных бумаг, оценкой, организацией торгов, следовательно, требование конкурсного управляющего о необходимости привлечения специалистов, аккредитованных саморегулируемой организацией, является незаконным, а его удовлетворение приведет к необоснованному увеличению текущих расходов во вред имущественным интересам должника и его кредиторов. Подобное процессуальное поведение арбитражного управляющего не может свидетельствовать о его добросовестности, не соответствует целям и задачам Закона о банкротстве.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом определении.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 188, 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2022 по делу N А53-29189/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29189/2018
Должник: ООО "БРОЙЛЕР ДОН", ООО "Бройлер Дон"
Кредитор: АО "АГРОФИРМА "ПРИАЗОВСКАЯ", АО "БЕЛГОРОДСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ", АО АВТОВАЗБАНК, АО РОСТОВСКИЙ ЗАВОД ГРАНУЛИРОВАННЫХ КОМБИКОРМОВ ИМ. С.Д. АНИПКИНА "ЛИМАН", ООО "АЛЬФАВЕТ", ООО "БЕЛАЯ ПТИЦА - РОСТОВ", ООО "Белая птица", ООО "БЕЛАЯ ПТИЦА-БЕЛГОРОД", ООО "БЕЛАЯ ПТИЦА-КУРСК", ООО "ВЕТКОМ", ООО "ДОНСКАЯ ГОФРОТАРА", ООО "ИНТЕЛКЛИН", ООО "ПЛАНТАХИМ", ООО "СИМБИО", ООО "ТЕКНОФИД", ООО "ТКФ "КОРПАС", ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ-ВИК", ООО "УРА", ООО "ФУДТРЕЙД"
Третье лицо: Администрация Мясниковского района, Администрация Чалтырьского сельского поселения, конкурсный управляющий Сычев Антон Юрьевич, Катрич Антон Александрович, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Нерсисян Арсен Гарикович, ООО "БИЗНЕС ФУД СФЕРА", ООО "ПРОДО ФИНАНС", ООО "Ура", ПАО НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК "ТРАСТ", Сливка Михаил Викторович, Союз арбитражных управляющих "Авангард", Сычев Антон Юрьевич, УФНС РФ по РО
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13188/2022
25.09.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15330/2022
13.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12688/2021
22.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3264/2021
24.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21479/20
18.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17342/20
04.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16447/20
20.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12468/20
22.03.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29189/18
23.11.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29189/18