23 сентября 2022 г. |
А11-12937/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Виктория" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.04.2022 по делу N А11-12937/2019,
по иску администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области, Владимирская область, г. Вязники, ул. Комсомольская, д.1; ОГРН 1023302954311, ИНН 3303004000, к товариществу собственников жилья "Виктория", Владимирская область, г. Вязники, ул. Чехова, д. 19А; ОГРН 1053300021796, ИНН 3338000920, третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Биотехнологии", Владимирская область, г. Владимир, ул. Пролетарская, д. 43, литер 8Р, офис 3; Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад", Владимирская область, г. Ковров, переулок Чкалова, д. 7, строение 11, об обязании оборудовать контейнерную площадку и установить необходимое количество контейнеров для нужд многоквартирного дома,
при участии представителей: от заявителя (ответчика) - товарищества собственников жилья "Виктория" - Юсова Н.Г. (председатель правления, на основании выписки из ЕГРЮЛ от 02.03.2022), Митениной Е.С. (по доверенности от 01.01.2021 сроком действия до 31.12.2023 и диплому);
от истца - администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области - Баскаковой Н.В. (по доверенности от 18.01.2022 сроком действия на 1 год и диплому);
от третьих лиц - не явились, извещены,
установил.
Администрация муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Виктория" (далее - ТСЖ "Виктория", Товарищество, ответчик) в котором просила суд обязать ТСЖ "Виктория" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых (коммунальных) отходов для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 19А по адресу: Владимирская область г. Вязники, ул. Чехова, с учетом требований СанПин 2.1.2.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Биотехнологии" (далее - ООО "Биотехнологии") и Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад" (далее - ООО "ЭкоГрад").
Решением от 12.04.2022 Арбитражный суд Владимирской области обязал Товарищество в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых (коммунальных) отходов для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 19А по адресу: Владимирская область г. Вязники, ул. Чехова, с учетом требований СанПин 2.1.2.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Взыскал с Товарищества в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Не согласившись с принятым по делу решением, ТСЖ "Виктория" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы указал, что судом первой инстанции в резолютивной части решения не указано месторасположение предполагаемой контейнерной площадки, что делает неисполнимым и затяжным по срокам исполнение судебного акта. Также судом неправильно применены нормы права Жилищного кодекса Российской Федерации, неправильно истолкован вывод Верховного Суда Российской Федерации, изложенный в определении от 16.04.2020 N 307-ЭС-3601 по делу А05-1306/2019, решение суда по делу N А29-6624/2020 не может быть положено в основу настоящего решения, поскольку оно выносилось при других обстоятельствах и при действии других правовых ном и старых СанПинов. Судом сделан неправильный вывод об обязанности (не праве) ответчика обустроить контейнерную площадку вне территории принадлежащей собственникам МКД на праве долевой собственности через заключение гражданско-правового договора с истцом. В решении суда нарушен основополагающий принцип свободы договора. Жители дома должны самостоятельно принять решение уполномочить ТСЖ на заключение любого договора от их имени, поскольку ТСЖ это не коммерческая организация и ее целью не получении прибыли, а созданное жителями дома объединения для управления домом. Судом в решении установлена необходимость положительное мнение и согласие жителей на обустройство контейнерной площадки, однако таких согласий материалы дела не содержат. Акты от 06.04.2021 и 13.09.2021 составленные истцом не являются надлежащим доказательством о возможности установки контейнерной площадки, поскольку составлены без учета наличия инженерных коммуникаций в районе точечной застройки МКД и представляют собой непрофессиональное исследование заинтересованной и более сильной стороной спора. По утверждениям истца такая установка невозможна. В нормах действующего законодательства обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Выводы суда со ссылкой на протоколы совещания от 17.12.2019 и 01.06.2021 администрации не имеют под собой правовых оснований, а положения статьи 308.3 ГК РФ в рассматриваем случае не применимо. Обобщая доводы изложенные в апелляционной жалобе заявитель указал, что у ТСЖ, как у управляющей организации, предусмотрена обязанность установить на обслуживаемой территории места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, но при отсутствии такой возможности и при отсутствии согласия собственников жилых помещений на установку контейнерной площадки на муниципальной земле, такая установка вне пределах земельного участка закрепленного за МКД, является правом, а не обязанностью ТСЖ.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании и отзыве выразил несогласие с доводами жалобы истца, просил решение оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Виктория" является организацией по обслуживанию жилого многоквартирного дома N 19А по ул. Чехова в г. Вязники.
Как указывает истец, согласно акту осмотра от 09.09.2019 контейнерная площадка на придомовой территории МКД N 19А по ул. Чехова в г. Вязники отсутствует.
В соответствии с требованиями действующего законодательства обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов возложена на организацию, осуществляющую управление МКД.
Поскольку на придомовой территории указанного выше МКД не оборудована контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 23.07.2019 N 01-30/1960 с требованием оборудовать на придомовой территории МКД указанную контейнерную площадку.
По сведениям истца, претензия оставлена ответчиком без ответа, требование истца - без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком требований истца об оборудовании контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов для нужд многоквартирного дома послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы подлежат оставлению без удовлетворения в силу следующего.
В силу статьи 161 (частей 1, 1.2 и 2.3) Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Согласно пункту 2 (подпункту "е") данных правил, а также пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В силу пункта 11 (подпункта "д(2)") правил, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя и работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают только уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Аналогичное положение содержится и в пункте 26(1) минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Согласно Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1).
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039. Согласно данным правилам места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 3, 4).
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Вязники" от 25.07.2017 N 61 утверждены Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования "Город Вязники" (далее - Решения N 61)
Руководствуясь пунктом 3.2.1 вышеуказанных Правил, контейнерная площадка должна размещаться для каждого многоквартирного дома в местах, определенных техническим паспортом. При отсутствии указанных в техническом паспорте дома местах или в условиях стесненности жилой застройки размещение контейнерной площадки определяется управля-ющей организацией с учетом мнений собственников дома. Схема размещения контейнерной площадки (контейнера) по сбору твердых коммунальных отходов, расположенных на муниципальной земле, для многоквартирных домов и улиц частного сектора согласовывается на основании протокола собрания собственников жилья с администрацией Вязниковского района.
Согласно пунктам 3.2.4-3.3.7 Решения N 61 контейнеры (бункеры-накопители) размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных контейнерных площадках. Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры-накопители на проезжей части, тротуарах, газонах и в проходных арках домов. Контейнерные площадки для сбора отходов должны быть с твердым покрытием, удобным подъездом специализированного автотранспорта, иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую территорию. Ограждение контейнерных площадок должно выполняться из плотного (железобетонного, кирпичного, металлического) материала, не допускается выполнение ограждения из решетчатого, сетчатого или деревянного материала. Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, детских игровых и спортивных площадок на расстояние не менее 20 м и не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5, и место для складирования крупногабаритных бытовых отходов. В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, эти расстояния устанавливаются комиссией (с участием уполномоченных лиц администрации Вязниковского района) по заявлению управляющей организации (или ТСЖ, ЖСК и т.п.), председателя КТОС, жителей муниципального образования. Контейнерные площадки должны быть оборудованы специальными средствами для размещения следующей информации: дата и время вывоза отходов; номер телефона организации, осуществляющей вывоз отходов; наименование организации, осуществляющей вывоз отходов; номер телефона должностного лица, ответственного за содержание контейнерной площадки.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 Решения N 61 складирование отходов должно осуществляться только в эти контейнеры. Запрещается складирование отходов в других местах.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилак-тических) мероприятий СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25 процентов указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 2).
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Постановлением главы администрации муниципального образования Вязниковский район от 05.09.2019 N 965 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Вязники, а также схема размещения таких мест.
Согласно протоколам совещания от 17.12.2019, от 01.06.2021 по вопросу обустройства контейнерной площадки для нужд многоквартирных домов г. Вязники, приняты решения: рекомендовать организациям, обслуживающим жилищный фонд, рассмотреть на общем собрании собственников помещений вопрос об обустройстве контейнерной площадки для нужд многоквартирного дома на придомовой территории или на муниципальной земле; в случае принятия решения собственниками жилых помещений об обустройстве контейнерной площадки на муниципальной земле - обратиться в администрацию района с заявлением о выделении места для размещения контейнерной площадки.
В рассматриваемом случае управление многоквартирным домом N 19А, расположенном по ул. Чехова города Вязники, по решению его собственников, возложено на ТСЖ "Виктория", что подтверждается представленными в дело доказательствами.
Следовательно, ответчик обязан был после начала управления домом принять меры для устранения соответствующих нарушений любыми законными способами.
Из материалов дела следует, что согласно совместному акту осмотра придомовой территории от 06.04.2021 установлено, что на придомовой территории МКД N 19А по ул. Чехова города Вязники, контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов в целях нужд многоквартирного дома отсутствует. Более того, на спорной придомовой территории имеется возможность оборудовать контейнерную площадку с учетом действующих санитарных правил и норм.
Стороны с участием главного районного архитектора, составили совместный акт обследования территории указанного выше МКД N 19А от 13.09.2021, которым дополнительно зафиксировали тот факт, что на придомовой территории МКД N 19А по ул. Чехова города Вязники имеется возможность оборудовать контейнерную площадку с учетом действующий санитарных правил и норм. Организация, обслуживающая жилищный фонд может оборудовать, содержать и эксплуатировать место сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с действующими нормами СанПин 2.1.3684-21 на муниципальной земле по адресу: д.19а - 60-м, д. 19 - 72 м, д. 17а - 19-м ул. Чехова; д. 19 -38 м ул. Ленина; д. 33/21 - 111 м - ул. 1 Мая, г. Вязники.
Указанным актом стороны зафиксировали необходимость подачи заявки о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов предусмотренной приложением N 1 постанов-ления администрации района от 23.03.2021 N 304 "Об утверждении форм заявок о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и включения сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Вязники" в орган местного самоуправления с приложением необходимых документов.
Постановлением администрации муниципального образования Вязниковский район от 04.04.2019 N 389 утвержден Порядок выдачи разрешения на размещение объектов, которые могут располагаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территориях муниципальных образований "Город Вязники", Степанцевское, Сарыевское, Октябрьское, Паустовское Вязниковского района (далее - Порядок N 389).
Согласно пункту 2 Порядка N 389 виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - объекты) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков (пункт 3 Порядка N 389).
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 389 заявление о выдаче разрешения на размещение объектов, указанных в пункте 2 Порядка, подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в администрацию Вязниковского района.
Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об организации им места накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства для эксплуатации спорного многоквартирного дома.
Как верно указано судом, то обстоятельство, что в настоящее время контейнеры расположены не на местах общего пользования, не имеет правового значения. Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе ее разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
Данное обстоятельство дополнительно подтверждено представленным в материалы дела совместным актом комиссионного обследования территории от 13.09.2021.
При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее устройству и содержанию.
Суд апелляционной инстанции повторно обращает внимание ответчика на следующее.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491, пунктом 26(1) Перечня N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
Нормами действующего жилищного законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами соответствующая обязанность закреплена за организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами, то оснований для вывода о наличии у администрации обязанности по оборудованию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов у конкретного дома не имеется.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.05.2021 по делу N А29-6624/2020.
Таким образом, иск Администрации обоснованно удовлетворен судом первой.
Доводы заявителя по своей сути повторяют позицию в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в своей совокупности они основаны на неправильном понимании сути спорных правоотношений и правовых норм подлежащих применению к ним, поэтому суд апелляционной инстанции не принял их во внимание, как ошибочные.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.04.2022 по делу N А11-12937/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Виктория" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-12937/2019
Истец: Администрация муниципального образования "Вязниковский район" Владимирской области
Ответчик: ТСЖ "ВИКТОРИЯ"
Третье лицо: ООО "БИОТЕХНОЛОГИИ", ООО "ЭКОГРАД"
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4585/2022
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1903/2023
23.09.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4585/2022
12.04.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-12937/19