г. Хабаровск |
|
29 сентября 2022 г. |
А73-1543/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Волковой М.О., Воронцова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Ларионова М.Н., представитель по доверенности от 21.01.2022 N 4-2-14-206, Орлова М.Д., представитель по доверенности от 11.02.2022 N 4-2-14-499;
от иных лиц - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тырский теплоэнергетический комплекс"
на решение от 08.06.2022
по делу N А73-1543/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тырский теплоэнергетический комплекс"
к Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 1 255 372 руб.21 коп.
третьи лица: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тырский теплоэнергетический комплекс" (ОГРН 1192724009213, ИНН 2719003653, далее - ООО "Тырский ТЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700848356, ИНН 2719001504, далее - Администрация, ответчик) о взыскании убытков, связанных с применением регулируемых тарифов в размере 1 255 372 руб. 21 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Решением суда от 08.06.2022 в иске отказано.
ООО "Тырский ТЭК", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акта об удовлетворении иска.
20.09.2022 обществом заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в отзыве на жалобу указывает на то обстоятельство, что убытки, заявленные по настоящему делу, сложились у истца до принятия и установления Комитетом тарифа для потребителей ООО "Тырский ТЭК" и не связаны с осуществлением Комитетом государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей Комитета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судам и материалам дела не противоречит, между ООО "Тырский ТЭК" и Администрацией Ульчского муниципального района заключены договор по обеспечению получателей (потребителей) услугами электроснабжения на территории Тырского сельского поселения б/н от 01.01.2020, договор по обеспечению получателей (потребителей) услугами электроснабжения на территории Тахтинского сельского поселения б/н от 01.01.2020, сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края постановлением N 45/49 от 25.12.2019 установлен тариф на электрическую энергию для потребителей ООО "Тырский ТЭК" в размере 28, 96 руб./кВт.ч., постановлением N 42/4 от 18.12.2019 установлен тариф на электрическую энергию для населения в первом полугодии в размере 3,19 руб./кВт.ч., во втором полугодии 3,31 руб./кВт.ч.
Кроме того, между Администрацией Ульчского муниципального района и ООО "Тырский ТЭК" заключено соглашение о предоставлении из бюджета муниципального района субсидии в целях компенсации убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения N 11-20эл от 09.01.2020 ( далее - Соглашение N 11-20эл от 09.01.2020).
Отказ Администрации компенсировать расходы, возникшие в связи с оказанием услуг электроснабжения льготной категории (населению) за период с 01.01.2020 по 10.01.2020, послужил основанием для обращения с иском о взыскании убытков в размере 1 255 372 руб. 21 коп.
Суд первой инстанции, ссылаясь на порядок вступления в силу тарифного решения, пришёл к выводу о том, что убытки относятся к периоду безтарифного регулирования, возникли по вине истца, в связи с чем в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ определено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В силу положений статей 21 и 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию, при этом регулирование таких цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 части 5 статьи 23 данного Закона допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для указанных категорий потребителей на уровне, отличном от уровня, на котором устанавливаются цены (тарифы) для других категорий потребителей, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. При этом в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении регулируемых цен (тарифов) подлежат возмещению субъектам электроэнергетики, осуществляющим поставки электрической энергии (мощности) или оказывающим услуги по передаче электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе с учетом частичного или полного их возмещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (при предоставлении соответствующих бюджетных средств).
В соответствии с пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" применение льготных тарифов на электрическую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29.03.2011, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Как видно из материалов дела ООО "Тырский ТЭК" внесёно в реестр гарантирующих поставщиков впервые приказом Федеральной антимонопольной службы N 21/20 от 17.01.2020, услуги по обеспечению получателей (потребителей) услугами электроснабжения на территории Тырского сельского поселения и на территории Тахтинского сельского поселения ООО "Тырский ТЭК" оказывало с 01.01.2020 в соответствии с принятыми договорными обязательствами и на условиях Соглашения N 11-20эл от 09.01.2020.
При этом экономически обоснованные цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей ООО "Тырский ТЭК" на 2020год, установленные постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края N 42/4 от 18.12.2019 для населения в размере 3,19 руб. - 1 полугодие; 3,31 руб. - 2 полугодие, N 45/49 от 25.12.2019 для иных потребителей в размере 28 руб. 96 коп., действуют с 10.01.2020.
Сумма убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению, компенсируется из бюджета района согласно пунктам 1.1.,1.1.1 Соглашения N 11-20эл от 09.01.2020.
Фактическая поставка (передача) истцом в спорный период в отсутствие утверждённого тарифа электроэнергии в объёме 134 490 кВт подтверждается материалами дела, соответственно, право истца на возмещение убытков, возникших в связи с оказанием регулируемого вида деятельности, подлежит защите в порядке статей 12, 15, 16, 1069 ГК РФ.
Таким образом, юридически значимым для разрешения настоящего спора обстоятельством является установление экономически обоснованной цены ресурса, поставленного в период отсутствия утвержденного в установленном порядке тарифа.
Судебная арбитражная практика допускает применение тарифа, установленного для другого лица, в случае если к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа.
Организацией, ранее осуществляющей энергоснабжение в Тахтинском и Тырском сельских поселениях (2018-2019) являлось межмуниципальное ООО "Тырский ДВ-Союз".
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края N 29/21 от 10.10.2018 для прочих потребителей в 1 полугодии 2019 года установлен тариф 27,17 руб./кВт.ч и 29,75 руб./кВт.ч во втором полугодии, постановлением N 40/1 от 19.12.2018 тариф для населения в первом полугодии установлен в размере 3,15 руб./кВт.ч и 3,19 руб./кВТ.ч. во втором полугодии.
Муниципальное имущество, используемое межмуниципальным ООО "Тырский ДВ-Союз" для обеспечения потребителей электрической энергией передано ООО "Тырский ТЭК" по договору аренды муниципального недвижимого имущества N 21 от 27.09.2019.
То обстоятельство, что в перечне имущества, переданного ООО "Тырский ТЭК", отсутствуют караульное помещение и электрическая линия связи, и на что ссылается третье лицо, существенным не является, поскольку применённый истцом при расчёте убытков тариф на электрическую энергию, не превышает размер тарифа, установленного для этой группы потребителей в 2019 году.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2022 по делу N А73-1543/2022 отменить.
Взыскать с муниципального образования Ульчский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тырский теплоэнергетический комплекс" 1 255 372, 21 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1543/2022
Истец: ООО "Тырский ТЭК"
Ответчик: Администрация Ульчского Муниципального Района Хабаровского Края
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края