28 сентября 2022 г. |
Дело N А72-3371/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Поповой Е.Г., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от муниципального казённого учреждения "Управление делами администрации города Ульяновска" - представитель Тарасов А.Н. (доверенность от 25.05.2022),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель Инкин С.В. (доверенность от 08.06.2022),
от Администрации города Ульяновска - представитель Золотарева Ю.И. (доверенность от 31.08.2022),
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Альпы" - представитель Крутов А.А. (доверенность от 14.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2022 года в помещении суда с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области апелляционную жалобу муниципального казённого учреждения "Управление делами администрации города Ульяновска",
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Альпы"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2022 года по делу N А72-3371/2022 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению муниципального казённого учреждения "Управление делами администрации города Ульяновска" (ОГРН: 1117325000693, ИНН: 7325102103)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН: 1027301176902, ИНН: 7325002331)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Ульяновска (432017, Ульяновская область, Ульяновск город, Кузнецова улица, 7, ОГРН: 1027301171446, Дата присвоения ОГРН: 18.11.2002, ИНН: 7303014573),
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Альпы" (ОГРН: 1067328020187, Дата присвоения ОГРН: 26.09.2006, ИНН: 7328507588),
о признании недействительным решения от 17.12.2021 (в полном объеме изготовлено 22.12.2021) по делу N 073/01/16-593/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казённое учреждение "Управление делами администрации города Ульяновска" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 17.12.2021 (в полном объеме изготовлено 22.12.2021) по делу N 073/01/16-593/2021.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2022 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе муниципальное казённое учреждение "Управление делами администрации города Ульяновска" просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что муниципальное казённое учреждение "Управление делами администрации города Ульяновска" не может быть субъектом деяния, предусмотренного частью 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Альпы" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В жалобе ссылается на то, что из представленных УФАС по Ульяновской области материалов не усматривается по каким основаниям комиссия УФАС пришла к выводу о том, что именно Администрация города Ульяновска участвовала в ограничивающем конкуренции соглашении.
В письменном отзыве Администрация города Ульяновска просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области представило письменный отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители муниципального казённого учреждения "Управление делами администрации города Ульяновска", общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Альпы", доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали.
Представитель Администрации города Ульяновска в судебном заседании просил апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 10.08.2021 МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" разместило на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" 10 закупок малого объема на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска в соответствии с локальными сметными расчетами:
1. N 3248866 - НМЦ 487 922,20 рублей;
2. N 3248795 - НМЦ 387 968,40 рублей;
3. N 3248704 - НМЦ 598 216,20 рублей;
4. N 3248648 - НМЦ 598 216,20 рублей;
5. N 3248494 - НМЦ 599 665,80 рублей;
6. N 3248088 - НМЦ 589 203,80 рублей;
7. N 3248060 - НМЦ 589 203,80 рублей;
8. N 3247592 - НМЦ 574 163,00 рублей;
9. N 3247587 - НМЦ 586 402,60 рублей;
10. N 3245496 - НМЦ 435 365,40 рублей.
Указанные закупки малого объема не состоялись в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие.
В связи с тем, что закупки не состоялись, заказчик заключил прямые договоры в соответствии с п.4 ч. 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска с ООО "Строительная компания Альпы", а именно:
1) закупке N 3248866 соответствует договор N 239 от 12.08.2021, цена договора 487922,20 рублей;
2) закупке N 3248795 соответствует договор N 238 от 12.08.2021, цена договора 387968,40 рублей;
3) закупке N 3248704 соответствует договор N 237 от 12.08.2021, цена договора 598216,20 рублей;
4) закупке N 3248648 соответствует договор N 236 от 12.08.2021, цена договора 598216,20 рублей;
5) закупке N 3248494 соответствует договор N 235 от 12.08.2021, цена договора 599665,80 рублей;
6) закупке N 3248088 соответствует договор N 233 от 12.08.2021, цена договора 589203,80 рублей;
7) закупке N 3248060 соответствует договор N 234 от 12.08.2021, цена договора 589203,80 рублей;
8) закупке N 3247592 соответствует договор N 231 от 12.08.2021, цена договора 574163,00 рублей;
9) закупке N 3247587 соответствует договор N 232 от 12.08.2021, цена договора 586402,60 рублей;
10) закупке N 3245496 соответствует договор N 230 от 12.08.2021, цена договора 435365,40 рублей.
13.09.2021 в УФАС по Ульяновской области поступило обращение УФСБ России по Ульяновской области на действия администрации города Ульяновска, содержащие в себе, по их мнению, возможное нарушение антимонопольного законодательства.
На основании указанного заявления УФАС по Ульяновской области издало приказ от 15.10.2021 N 138 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" со стороны Администрации города Ульяновска, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" и ООО "Строительная компания Альпы".
22.12.2021 УФАС по Ульяновской области приняло решение:
1.Признать действия администрации города Ульяновска, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" и ООО "СК "Альпы", выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на недопущение и ограничение конкуренции при выполнении строительных работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, нарушением п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.Предписание не выдавать.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 14.32 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела заявитель указывал на то, что Муниципальное казенное учреждение "Управление делами администрации города Ульяновска" не может быть субъектом деяния, предусмотренного частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен специальный субъектный состав: федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Муниципальное казенное учреждение "Управление делами администрации города Ульяновска" не осуществляет функции государственных и/или муниципальных органов, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, не осуществляет отдельные полномочия государственных и/или муниципальных органов власти, не является получателем бюджетных средств для реализации таковых полномочий.
Администрация города Ульяновска не является стороной по сделке, согласование договоров не носит обязательный характер, а было проведено лишь по причине издания распоряжение N 254-р от 28.07.2021 года, и было необходимо для подтверждения финансирования.
В свою очередь, Учреждение для максимальной открытости закупки разместило на сайте электронной торговой площадки информацию о намерениях заключить договоры на проведение работ, что в силу действовавшего законодательства не требовалось. По причине отсутствия заявок (получения единственной заявки от ООО "Строительная компания Альпы"), Учреждение в дальнейшем обратилось за разрешением заключить договора.
Действующее законодательство не содержит понятие дробление закупок.
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе, путем проведения конкурентных процедур или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии соблюдения лимитов объемов закупок, установленных указанными пунктами части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на суммы до трехсот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного объема закупок и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, а для отдельных заказчиков, указанных в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Более того, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений.
С учетом изложенного, по мнению ФАС России, само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе (например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата А4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый), если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции).
УФАС по Ульяновской области ссылалось на то, что администрация города Ульяновска обладала всеми необходимыми сведениями о незаконности заключаемых между Учреждением и Обществом договоров и способствовала их заключению и реализации. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что одной из сторон заключенного антиконкурентного соглашения является Администрация города Ульяновска.
Действующее законодательство не содержит понятие дробление закупок. В приведенных заявителем пунктах письма ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19 "О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Письмо ФАС России от 14.11.2019) указано, что неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика не является нарушением требований Закона о контрактной системе. При этом Ульяновское УФАС России отмечает, что в указанном выше письме дополнительно указано, что данные действия не будут являться нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.
Кроме того, в письме ФАС России от 14.11.2019 указано, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.
ООО "Строительная компания Альпы" ссылается на то, что опубликование информации о проведении закупок в целях ремонта кровли Администрации Ленинского района г.Ульяновска осуществлялось МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" публично, в соответствии с действующим законодательством.
При этом Администрация города Ульяновска, как и ООО "СК Альпы" не влияли и не могли влиять на публичные процедуры, проводимые МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска".
Договоры подряда заключены ООО "СК Альпы" после проведения публичных процедур, как с единственным заказчиком. Работы по договорам подряда выполнены в установленные сроки и с надлежащим качеством, приняты и оплачены.
Факт заключения договоров подряда сам по себе не может свидетельствовать о нарушении сторонами статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения либо согласованных действий, запрещенных этой нормой.
Помимо факта заключения данных договоров подряда, каких-либо иных выводов о наличии между Администрацией города Ульяновска, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" и ООО "СК Альпы" соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 Закона, антимонопольным органом в заключении не приведено и доказательства таких обстоятельств не представлены.
При вынесении решения комиссия УФАС по Ульяновской области не исследовала всесторонне и полно собранные по данному делу доказательства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само управления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 указанного Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В статье 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи осуществления закупки у единственного поставщика без использования конкретных способов определения поставщиков.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Искусственное "дробление" единой закупки на множество закупок, в целях исключения публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.
Материалами дела подтверждается, что административное здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 6 (ранее был адрес ул. Советская,6), является объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Гимназия Якубович. Начало ХХв.".
На дату заключения спорных договоров указанное здание было передано Администрации Ленинского района г.Ульяновска на праве оперативного управления.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ деятельность Администрации Ленинского района г.Ульяновска (ОГРН 1027301170490) 06.06.2022 прекращена путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником является Администрация г.Ульяновска.
10.08.2021 МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" разместило на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" 10 закупок малого объема на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска в соответствии с локальными сметными расчетами:
1.N 3248866 - НМЦ 487 922,20 рублей;
2.N 3248795 - НМЦ 387 968,40 рублей;
3.N 3248704 - НМЦ 598 216,20 рублей;
4.N 3248648 - НМЦ 598 216,20 рублей;
5.N 3248494 - НМЦ 599 665,80 рублей;
6.N 3248088 - НМЦ 589 203,80 рублей;
7.N 3248060 - НМЦ 589 203,80 рублей;
8.N 3247592 - НМЦ 574 163,00 рублей;
9.N 3247587 - НМЦ 586 402,60 рублей;
10.N 3245496 - НМЦ 435 365,40 рублей.
Указанные закупки малого объема не состоялись в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие.
В связи с тем, что закупки не состоялись, заказчик заключил прямые договоры в соответствии с п.4 ч. 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска с ООО "Строительная компания Альпы", а именно:
1. закупке N 3248866 соответствует договор N 239 от 12.08.2021, цена договора 487922,20 рублей;
2. закупке N 3248795 соответствует договор N 238 от 12.08.2021, цена договора 387968,40 рублей;
3. закупке N 3248704 соответствует договор N 237 от 12.08.2021, цена договора 598216,20 рублей;
4.закупке N 3248648 соответствует договор N 236 от 12.08.2021, цена договора 598216,20 рублей;
5. закупке N 3248494 соответствует договор N 235 от 12.08.2021, цена договора 599665,80 рублей;
6. закупке N 3248088 соответствует договор N 233 от 12.08.2021, цена договора 589203,80 рублей;
7. закупке N 3248060 соответствует договор N 234 от 12.08.2021, цена договора 589203,80 рублей;
8. закупке N 3247592 соответствует договор N 231 от 12.08.2021, цена договора 574163,00 рублей;
9. закупке N 3247587 соответствует договор N 232 от 12.08.2021, цена договора 586402,60 рублей;
10. закупке N 3245496 соответствует договор N 230 от 12.08.2021, цена договора 435365,40 рублей.
Суд первой инстанции верно указал, что антимонопольный орган правомерно пришел к выводу, что при заключении вышеуказанных договоров Администрацией города Ульяновска, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" и ООО "СК "Альпы" достигнуто антиконкурентное соглашение, направленное на недопущение и ограничение конкуренции при выполнении строительных работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, что является нарушением п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по следующим основаниям.
МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" письмом от 02.08.2021 N 472 на имя заместителя Главы города - руководителя аппарата администрации города Ульяновска обратилось с просьбой о планировании бюджета и передачи лимитов в размере 5 220 000 руб. на текущий ремонт покрытия крыши административного здания по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 6. В приложении к данному письму указана, в том числе, локальная смета от 02.08.2021 на текущий ремонт покрытия крыши административного здания.
При анализе представленной сметы и сопоставлении ее со сметами, являющимися приложениями к заключенным договорам с ООО "СК "Альпы", антимонопольным органом установлено следующее:
1. Установлено, что локальный сметный расчет N 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору N 239 от 12.08.2021 (приложение N 1 к договору N 239) содержит в себе выполнение таких работ, как ограждение кровель перилами в количестве 0,58 и ограждение кровель перилами с установкой снегозадержателей в количестве 0,86. Данные работы имеют идентичное наименование, описание, объем и стоимость, как в локальной смете от 02.08.2021.
2. Установлено, что локальные сметные расчеты N 1 к договорам N 238, N 237, N 236 и N 235 от 12.08.2021 содержат в себе выполнение таких работ, как устройство кровель из оцинкованной стали без настенных желобов в количестве 1,55; 2,39; 2,39; 1,55 соответственно. В сумме данные объемы выполнения работ составляют 8,03, что аналогично объему, установленному в локальной смете от 02.08.2021. К тому же, данный вид работ имеет идентичное наименование, описание, общий объем и общую стоимость, как в локальной смете от 02.08.2021.
3. Установлено, что локальный сметный расчет N 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору N 237 от 12.08.2021 (приложение N 1 к договору N 237) на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска (цена договора 598 216,20 рублей) и локальный сметный расчет N 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору N 236 от 12.08.2021 (приложение N 1 к договору N 236) на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска (цена договора 598 216,20 рублей) имеют абсолютно идентичные показатели (наименование работ и затрат, количество и стоимость единиц материалов, затраты труда рабочих). При этом на указанных сметах в правом верхнем углу имеется отметка о том, что сметы являются приложением к разным (соответственно N 237 и N 236) договорам.
Руководителем аппарата администрации города Ульяновска на имя главы города Ульяновска были направлены письма за исх. от 12.08.2021 N 73-24/3401вн и от 12.08.2021 N 73-24/3400вн о согласовании закупок работ по ремонту кровли с ООО "Строительная компания Альпы" на сумму 598 216,20 рублей и 598 216,20 рублей соответственно. На служебных записках Глава города Д.А.Вавилин проставил резолюцию от 12.08.2021. Данные служебные записки с проставленным согласованием главы города поступили в МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" лишь 16.08.2021 (вх. 2278 и 2277), о чем имеется соответствующий штамп с записями и записями в журнале входящей корреспонденции. Соответственно, заключить данные договоры 12.08.2021 МКУ "Управление администрации города Ульяновска" с соблюдением закона не могло, т.к. информация о согласовании данных сделок поступила позднее.
4. Установлено, что локальные сметные расчеты N 1 к договорам N 235, N 234, N 233 и N 232 от 12.08.2021 содержат в себе выполнение таких работ, как изоляция покрытий и перекрытий изделиями из волокнистых и зернистых материалов насухо в количестве 6, 42, 42 и 26 соответственно. В сумме данные объемы выполнения работ составляют 116, что аналогично объему, установленному в локальной смете от 02.08.2021. К тому же, данный вид работ имеет идентичное наименование, описание, общий объем и общую стоимость, как в локальной смете от 02.08.2021.
5. Установлено, что локальный сметный расчет N 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору N 233 от 12.08.2021 (приложение N 1 к договору N 233) на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска (цена договора 589 203,80 рублей) и локальный сметный расчет N 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору N 234 от 12.08.2021 (приложение N 1 к договору N 234) на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска (цена договора 589 203,80 рублей) имеют абсолютно идентичные показатели (наименование работ и затрат, количество и стоимость единиц материалов, затраты труда рабочих). При этом на указанных сметах в правом верхнем углу имеется отметка о том, что сметы являются приложением к разным (соответственно N 233 и N 234) договорам.
Руководителем аппарата администрации города Ульяновска на имя главы города Ульяновска были направлены письма от 12.08.2021 N 73-24/3398вн и от 12.08.2021 N 73-24/3397вн о согласовании закупок работ по ремонту кровли с ООО "Строительная компания Альпы" на сумму 589203,80 рублей и 589203,80 рублей соответственно. На служебных записках глава города Д.А. Вавилин проставил резолюцию от 13.08.2021. Данные служебные записки с проставленным согласованием главы города поступили в МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" лишь 16.08.2021 (вх. 2275 и 2274), о чем имеется соответствующий штамп с записями и записями в журнале входящей корреспонденции. Соответственно, заключить данные договоры 12.08.2021 МКУ "Управление администрации города Ульяновска" с соблюдением закона не могло, т.к. согласование главы города на заключение договоров отсутствовало, а информация о согласовании поступила гораздо позднее.
6. Установлено, что локальный сметный расчет N 1 к договору N 231 от 12.08.2021 содержит в себе такие работы, как устройство слуховых окон в количестве 3, огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций составом "Пирилакс" любой модификации при помощи аэрозольно-капельного распыления для обеспечивания первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251 в количестве 23,797, антисептик-антипирен "Пирилакс сс-2" для древесины в количестве 766,26. Указанные работы и материалы в идентичности наименований, показателей, количества и сумм содержатся в локальной смете от 02.08.2021.
7. Установлено, что локальный сметный расчет N 1 к договору N 230 от 12.08.2021 содержит в себе такие работы, как разборка деревянных элементов конструкций крыш стропил со стойками и подкосами из брусьев и бревен в количестве 0,18; разборка деревянных элементов конструкций крыш мауэрлатов в количестве 0,12; разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали поясков, сандриков, желобов, отливов, свесов и тп. в количестве 0,12; разборка покрытий кровель из листовой стали в количестве 0,83; демонтаж: утепление покрытий керамзитом (очистка кровли от старого утеплителя) в количестве 174; разборка деревянных перекрытий оштукатуренных в количестве 0,8. Указанные работы и материалы в идентичности наименований, показателей, количества и сумм содержатся в локальной смете от 02.08.2021.
С учетом вышеизложенного антимонопольный орган правомерно пришел к выводу, что сметы от 05.08.2021, являющиеся приложениями к договорам на ремонт кровли здания Администрации Ленинского района города Ульяновска, являются составной частью сметы от 02.08.2021. Таким образом, при заключении всех договоров на ремонт кровли была использована единая смета, предназначенная для ремонта всей кровли здания, однако разделенная на меньшие площади для соответствия критерию суммы по заключению договора с единственным поставщиком (в размере 600 000,00 рублей).
Заказчиком работ, по которым заключены договора от 12.08.2021, являлось МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" в отсутствие правомочий владения и пользования здания по ул. Спасская,6. Распоряжение N 437 Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о принятии в муниципальную казну муниципального образования "город Ульяновск" нежилого административного здания Администрации Ленинского района города Ульяновска от администрации Ленинского района города Ульяновска и передаче из муниципальной казны муниципального образования "город Ульяновск" на праве оперативного управления МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" принято 27.08.2021, то есть после заключения договоров на выполнение работ по ремонту кровли.
Таким образом, на 12.08.2021 заказчиком на выполнение данного вида работ МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" не могло выступать.
Довод заявителя о том, что оно было уверено в том, что здание будет передано им, антимонопольный орган правомерно отклонил, поскольку фактически на момент организации закупок, заключения договоров МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" не имело никакого права пользования, владения, распоряжения зданием Администрации Ленинского района города Ульяновска.
Согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" на 2021 финансовый год объем финансового обеспечения, в том числе планируемых платежей, на закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе составлял 3 297 550 рублей. Однако, согласно перечню договоров, заключенных учреждением в 2021 году в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, учреждение превысило данный годовой объем финансового обеспечения уже в мае 2021 года и изменения в данный план-график не вносились. Таким образом, заключение 10 договоров на выполнение работ по ремонту кровли Администрации Ленинского района города Ульяновска не было запланировано и не включалось в имеющийся объем финансового обеспечения на 2021 год. Доказательства, подтверждающее обратное суду не представлены.
Фактически заключенные договоры N N 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239 по сути, являются единой сделкой - выполнением ремонта кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, предмет которой был умышленно разделен на 9 договоров для формального соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Представитель МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" в судебном заседании пояснил, что деление именно на 10 закупок было произведено исходя из суммы, которая бы позволяла заключить договор на выполнение работ с единственным поставщиком.
Администрацией Ленинского района города Ульяновска в период с 2012 года по 2021 год периодически направлялись письма главам города Ульяновска о выделении денежных средств на ремонт кровли здания. В данных письмах всегда указывалось, что здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 6, является объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Гимназия Якубович. Начало ХХв.".
Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлен особый порядок проведения ремонтных работ для соответствующих объектов. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (часть 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
ООО "СК "Альпы" не имеет лицензии на право работы с объектами культурного наследия.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции верно указал, что Администрация города Ульяновска обязана была приостановить неправомерное заключение договоров на ремонт здания Администрации Ленинского района города Ульяновска.
Уведомления (в количестве 10) о проведении закупок малого объема были размещены на электронной торговой площадке. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что ранее единым лотом закупка никогда не выставлялась.
Оператор электронной площадки ООО "РТС-тендер" пояснил, что сроки подачи предложений (заявок) по вышеуказанным процедурам определялись самим заказчиком при создании закупок на площадке. Срок подачи предложений (заявок) во всех закупках был установлен от 40 минут до 1 часа. Суд первой инстанции верно указал, что срок подачи заявок в размере от 40 минут до 1 часа является крайне малым для выявления перечня конкурирующих субъектов, построения конкурентной модели проведения закупки и экономии бюджетных средств.
Довод ООО "СК "Альпы" о получении уведомления от электронной торговой площадки о проведении соответствующих закупок правомерно отклонено УФАС по Ульяновской области, поскольку согласно тому же ответу оператора электронной торговой площадки уведомления о проведении закупок N N 3248866, 3248795, 3248704, 3248648, 3248494, 3248088, 3248060, 3247592, 3247587, 3245496 в адрес ООО "СК "Альпы" оператором (ООО "РТС-тендер") не направлялись.
Довод ООО "СК "Альпы" о том, что общество не смогло подать заявку на закупку по техническим причинам, также правомерно был отклонен, поскольку согласно ответу оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер", ООО "СК "Альпы" 10.08.2021 (день проведения закупок) не осуществляло действий в личном кабинете или попыток входа в личный кабинет. Кроме того, электронная торговая площадка указала, что ООО "СК "Альпы" не осуществляло изменений электронной цифровой подписи в период с 01.01.2021 по 10.11.2021.
В ходе судебного заседания суд первой инстанции обозревал сайт https://www.rts-tender.ru. При входе на указанный сайт, минуя личный кабинет размещена информация о заказчике закупки. Однако подробное описание работ отсутствует, вид работ указан следующим образом - выполнение работ по ремонту кровли здания Администрации Ленинского района города Ульяновска в соответствии с локальным сметным расчетом. Локальная смета на выполнение работ не открывается.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СК "Альпы" подали заявление о заключении с ними договоров на выполнение работ по ремонту кровли на бумажном носителе 11.08.2021, при этом 10.08.2021 ООО "СК "Альпы" не выходило на электронную торговую площадку, Общество не знакомилось на электронной площадке с видами работ, которые необходимо проводить.
Согласно распоряжению Администрации города Ульяновска от 28.07.2021 N 254-р "О некоторых мерах по оптимизации расходов бюджета муниципального образования "Город Ульяновск" с 01.08.2021 приостановлены закупки за счет средств бюджета муниципального образования, в том числе работы по капитальному и текущему ремонту административных помещений. Таким образом, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" было обязано согласовать сделку с Администрацией г.Ульяновска.
Администрация города Ульяновска на дату выделения бюджетных средств, на дату размещения электронных аукционов, на дату получения согласовании о заключении договоров с ООО "СК "Альпы" обладало информацией о том, что МКУ "Управление делами администрацией города Ульяновска" не наделено соответствующими полномочиями о заключении подобных договоров, поскольку не существовало должного акта о переходе прав на здание администрации Ленинского района.
Вышеуказанное взаимодействие субъектов (МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска", Администрация г.Ульяновска, ООО "СК "Альпы") свидетельствует о наличии соглашения между ними, направленное на достижение единой цели, запрет на который установлен п.4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции верно указал, что УФАС по Ульяновской области правомерно пришло к выводу, что заключение договоров от 12.08.2021 невозможно было без заключения предварительного устного соглашения между сторонами и согласия Администрации города Ульяновска на оплату договоров, заключенных в отсутствие законных оснований, и свидетельствуют о намерении лиц избежать проведения конкурентных процедур, заключив контракт с единственным поставщиком. В результате ООО "Строительная компания Альпы" получило единоличный доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в конкурентной борьбе, в то время как в географических границах Ульяновской области имеется сформировавшийся конкурентный рынок строительных работ.
Суд первой инстанции верно отметил, что для осуществления ремонта кровли здания Администрации Ленинского района города Ульяновска заказчику необходимо было организовать электронный аукцион с соответствующим предметом, в связи с тем, что сумма выполненных работ по всем договорам превысила установленную законодательством сумму для закупки у единственного поставщика.
МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска", заключив договоры с ООО "Строительная компания Альпы" без проведения торгов и в нарушение Закона о контрактной системе, создала преимущественные условия деятельности одному хозяйствующему субъекту, необоснованно сократив число подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.
Заключение договоров в обход публичных процедур предполагает наличие вины всех сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях недопущения конкуренции и получения права на выполнение строительных работ в приоритетном порядке.
Суд первой инстанции верно отметил, что подобный порядок заключения договоров оказывает негативное влияние на деятельность конкурентов рассматриваемого рынка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Так как учредителем МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" является Администрация города Ульяновска, а также то, что администрация города Ульяновска, в лице главы города Д.А. Вавилина, согласовывала заключение договоров с ООО "Строительная компания Альпы", а также то, что администрация города Ульяновска обладала сведениями о том, что на 12.08.2021 отсутствовало распоряжение Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о переходе прав на нежилое здание администрации Ленинского района, администрация города Ульяновска обладала всеми необходимыми сведениями о незаконности заключаемых договоров и способствовала их заключению и реализации.
Суд первой инстанции верно отметил, что поскольку в реализации антиконкурентного соглашения принимали участие Администрация города Ульяновска (орган местного самоуправления) и ООО "СК "Альпы" (хозяйствующий субъект), то независимо от статуса МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" действия перечисленных субъектов не подлежат иной квалификации, кроме как по ст. 16 Закона о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение УФАС по Ульяновской области является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что он не может быть субъектом деяния, суд первой инстанции верно счел несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 13.09.2021 в Ульяновское УФАС России поступило обращение УФСБ России по Ульяновской области на действия администрации города Ульяновска, содержащие в себе, по мнению заявителя, возможное нарушение антимонопольного законодательства.
На основании указанного заявления издан приказ руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 15.10.2021 N 138 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией города Ульяновска (далее - Администрация), МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" (далее - Учреждение) и ООО "Строительная компания Альпы" (далее - Общество).
По результатам рассмотрения данного дела комиссией Ульяновского УФАС России действия администрации города Ульяновска, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" и ООО "СК "Альпы", выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на недопущение и ограничение конкуренции при выполнении строительных работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, признаны нарушением п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Вопреки доводам, изложенным обществом в апелляционной жалобе, Ульяновским УФАС России не возбуждалось дело об административном правонарушении в отношении ответчиков по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 073/01/16-593/2021. Соответственно, указанные обществом нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормы Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" не могут быть приняты во внимание, поскольку Ульяновское УФАС России не принимало какие-либо ненормативные правовые акты, связанные с процедурой КоАП РФ.
В апелляционных жалобах Учреждение и Общество указали, что МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" не является субъектом правонарушения и не может быть привлечено в качестве ответчика по п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что в решении Арбитражного суда Ульяновской области отражено, что поскольку в реализации антиконкурентного соглашения принимали участие Администрация города Ульяновска (орган местного самоуправления) и ООО "СК "Альпы" (хозяйствующий субъект), то независимо от статуса МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" действия перечисленных субъектов не подлежат иной квалификации, кроме как по ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Приведенное Учреждением в апелляционной жалобе постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2017 по делу N А65-15900/2016 не может быть принято во внимание, поскольку в данном судебном акте не рассматривались действия какого-либо органа власти, органа местного самоуправления или иного осуществляющего данные функции органа и организации.
Действующее законодательство не содержит понятие дробление закупок. В приведенных в апелляционной жалобе Учреждением пунктах Письма ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19 "О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Письмо ФАС России от 14.11.2019) указано, что неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика не является нарушением требований Закона о контрактной системе. При этом следует отметить, что в указанном выше письме дополнительно указано, что данные действия не будут являться нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.
Кроме того, в апелляционной жалобе Учреждение процитировало только фрагмент разъяснений в обоснование своей позиции, поскольку в Письме ФАС России от 14.11.2019 указано, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Довод апелляционной жалобы Учреждения о том, что договоры были заключены при наличии соответствующих полномочий Учреждения, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку на дату их заключения (12.08.2021) не существовало какого-либо распоряжения о переходе прав на здание администрации Ленинского района города Ульяновска. Данное обстоятельство не позволяет Учреждению распоряжаться данным зданием, на 12.08.2021 заказчиком на выполнение данного вида работ должна была выступать администрация Ленинского района города Ульяновска. Арбитражный суд Ульяновской области в своем решении дал данному обстоятельству соответствующую правовую оценку.
Довод апелляционной жалобы Учреждения о том, что согласование договоров с администрацией города Ульяновска не носит обязательный характер, не соответствует действительности, поскольку согласно распоряжению администрации города Ульяновска от 28.07.2021 N 254-р "О некоторых мерах по оптимизации расходов бюджета муниципального образования "Город Ульяновск" с 01.08.2021 приостановлены закупки за счет средств бюджета муниципального образования, в том числе работы по капитальному и текущему ремонту административных помещений.
Таким образом, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" было обязано согласовать сделку с администрацией.
Администрацией Ленинского района города Ульяновска (являлась собственником здания до 27.08.2021) в период с 2012 года по 2021 год периодически направлялись письма главам города Ульяновска о выделении денежных средств на ремонт кровли здания. В данных письмах всегда указывалось, что здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 6, является объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Гимназия Якубович. Начало ХХв.". Кроме того, структурное подразделение Администрации города Ульяновска - Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции также об этом было проинформировано, поскольку ранее данное Управление отвечало администрации Ленинского района города Ульяновска на запрос о выделении денежных средств в отношении этого объекта. Учитывая, что Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлен особый порядок проведения ремонтных работ для соответствующих объектов, администрация города Ульяновска безоговорочно обладала необходимым объемом информации об особенностях здания и проведения в отношении него ремонтных работ.
Установлено, что письмом от 02.08.2021 N 472 Учреждение на имя Заместителя Главы города - руководителя аппарата администрации города Ульяновска обратилось с просьбой о планировании бюджета и передачи лимитов в размере 5 220 000,00 руб., которые будут направлены на текущий ремонт покрытия крыши административного здания по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 6. В приложении к данному письму указана, в том числе, локальная смета от 02.08.2021 на текущий ремонт покрытия крыши административного здания по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 6. В решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства Ульяновское УФАС России подробно указало, что при изучении сметы от 02.08.2021 и сравнении ее с локальными сметами от 05.08.2021, которые являются приложениями к договорам на ремонт кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, установлено, что сметы от 05.08.2021, являющиеся приложениями к договорам, являются составной частью сметы от 02.08.2021. Таким образом, при заключении всех договоров на ремонт кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска была использована единая смета, предназначенная для ремонта всей кровли здания, однако умышленно разделенная на меньшие площади и/или по видам работ для соответствия критерию суммы для заключения договора с единственным поставщиком (в размере 600 000,00 рублей). Данное обстоятельство подтверждено представителем Учреждения Тарасовым А.Н. в судебном заседании 22.06.2022. Таким образом, администрация города Ульяновска на дату согласования заключения договоров обладала сведениями о наличии единой сметы и "дробленой" сметы и, невзирая на искусственное разделение сметы на 10 частей, способствовала заключению договоров.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Администрация города Ульяновска, при наличии всех вышеперечисленных условий, обладая всем необходимым объемом информации о незаконности заключения данных договоров, выделила денежные средства, согласовала заключение договоров (путем проставления резолюции Главы города) с конкретным хозяйствующим субъектом, не имеющим соответствующей лицензии на проведение ремонтных работ объектов культурного наследия.
Таким образом, все вышеперечисленные признаки безоговорочно свидетельствуют о заключении устного антиконкурентного соглашения всеми тремя участниками (администрация, учреждение, хозяйствующий субъект), направленного на недопущение и ограничение конкуренции при выполнении строительных работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, что является нарушением п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Арбитражный суд Ульяновской области в своем решении правомерно пришел к выводу, что заключение договоров от 12.08.2021 невозможно без заключения предварительного устного соглашения между сторонами и согласия Администрации города Ульяновска на оплату договоров, заключенных в отсутствие законных оснований, и свидетельствуют о намерении лиц избежать проведения конкурентных процедур, заключив контракт с единственным поставщиком.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Поскольку заявителями апелляционных ошибочно оплачена каждым в отдельности государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб., она подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2022 года по делу N А72-3371/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания Альпы" из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 05 августа 2022 года N 1041 в размере 1500 руб.
Возвратить муниципальному казённому учреждению "Управление делами администрации города Ульяновска" из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 04 августа 2022 года N 15984 в размере 1500 руб.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Сергеева |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.