город Ростов-на-Дону |
|
30 сентября 2022 г. |
дело N А53-19373/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростова-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.08.2022 по делу N А53-19373/2022
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростова-на-Дону"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской
области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии:
от ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону": представитель Донцова О.Н. по доверенности от 24.06.2022,
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: представитель Пилипеева Л.А. по доверенности от 03.06.2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявитель, общество, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене отказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Ростовской области) N 37/1928 от 25.05.2022 в возбуждении административного дела по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО "ГУП "РосЭнергоПром", обязании возбудить административное дело, обязании привлечь руководителя ООО "ГУП "РосЭнергоПром" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2022 заявление ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемый ответ ГЖИ от 25.05.2022 N 37/1928 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и интересы ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в сфере экономической деятельности. В обоснование своей правовой позиции общество ссылается на то, что при вынесении судебного акта судом не учтено, что введенные постановлением N 336 от 10.03.2022 ограничения в осуществлении государственного и муниципального контроля в 2022 году, не имеет правового значения к обстоятельствам настоящего дела. Нарушения, указанные в заявлении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" N 2498-001/017-1 от 18.03.2022, должны были быть рассмотрены ГЖИ в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а не в ходе контрольно-надзорного мероприятия.
В материалы дела от ГЖИ Ростовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ГЖИ Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в адрес ГЖИ Ростовской области поступило обращение ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (peг. N 37-ОГ/1076) по вопросу о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ ООО ГУП "РосЭнергоПром", являющегося лицензиатом, в связи с наличием задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергосбережения N 290102272/17 от 17.04.2017, подтвержденной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2021 по делу N A53-28304/2021 (т. 1, л.д.16-19).
25.05.2022 государственным жилищным инспектором Ростовской области были вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "ГУП "РосЭнергоПром" (т. 1, л.д. 106, 107) и должностного лица - директора ООО "ГУП "РосЭнергоПром" Семенова С.В. (т. 1, л.д. 108, 109).
Письмом ГЖИ Ростовской области от 25.05.2022 N 37/1928 в ответ на обращение ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" от 18.03.2022 N 2498-001/017-1, сообщило, что в настоящее время не представляется возможным проведение контрольно-надхорных мероприятий и принятия решения о возбуждении/отказе в возбуждении административного производства.
Полагая, что ответом N 37/1928 от 25.05.2022 нарушаются его права, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжаловал его в судебном порядке в Арбитражном суде Ростовской области.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 ""Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требовании, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Таким образом, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности, только в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в установленном Постановлением N 336 порядке. Возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения контрольных (надзорных) мероприятий не допускается.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации; в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав; по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации");
б) без согласования с органами прокуратуры: по поручению Президента Российской Федерации; по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления; по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств); при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер; внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Таким образом, законодателем дан исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок.
Как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" является юридическим лицом, то обращение от 18.03.2022 N 2498-001/017-1 не может служить основанием для проведения Госжилинспекцией области проверки в отношении ООО ГУП "РосЭнергоПром".
Согласно ч. 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 28.1 дополнена частями 3.1 - 3.4 следующего содержания:
"3.1. Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
3.2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 настоящего Кодекса. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.
3.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
3.4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.".
На основании изложенного, в связи с невозможностью проведения внеплановой проверки в отношении ООО ГУП "РосЭнергоПром" на основании заявления ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" от 23.03.2022 (peг. N 37/1076) ввиду ограничений, введенных Постановлением N 336, руководствуясь пунктом 9 части 1 статьи 24.5, частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ, 14.03.2022 были вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО ГУП "РосЭнергоПром" и должностного лица - директора ООО ГУП "РосЭнергоПром" Семенова С.В.
Оспариваемый ответ выдан уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемый ответ отвечает требованиям законодательства, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что нарушения, указанные в заявлении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" N 2498-001/017-1 от 18.03.2022, должны были быть рассмотрены ГЖИ в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а не в ходе контрольно-надзорного мероприятия, не принимаются судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о неправильном их применении судом.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2022 по делу N А53-19373/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19373/2022
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ", ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ