г. Пермь |
|
30 сентября 2022 г. |
Дело N А60-19550/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Муталлиевой И.О.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу истца, Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 23 июня 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А60-19550/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лабнэт" (ОГРН 1107746326060, ИНН 7719748454)
о взыскании задолженности, неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лабнэт" (далее - ответчик, ООО "Лабнэт") о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.12.2019 по 30.04.2021 в размере 11 244 руб. 18 коп., неустойки за период с 21.01.2020 по 16.02.2022 в размере 3 184 руб. 34 коп. с последующим начислением по день фактической оплаты долга, 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 259 руб. 00 коп. и 73 руб. 14 коп. почтовых расходов.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Решением суда от 14.06.2022, принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении исковых требований отказано.
23.06.2022 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что медицинские отходы класса "А" являются эпидемиологически безопасными отходами, приближенными по составу к твердым бытовым отходам, сложившаяся судебная практика исходит из того, что медицинские отходы класса "А" являются ТКО. Апеллянт ссылается на то, что отнесение медицинских отходов класса "А" к ТКО обязывает потребителя заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором и оплачивать оказанные услуги в полном объеме.
Кроме того, заявитель считает, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, требования, предъявляемые к контейнерной площадке для складирования медицинских отходов класса "А" и требования, предъявляемые к контейнерной площадке для складирования ТКО, являются идентичными. Факт оказания услуг подтвержден представленными актами оказания услуг, счетами-фактурами.
Ответчиком направлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный оператор) является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
14.10.2020 между региональным оператором и ООО "Лабнэт" (потребитель) заключен договор N 352790 на оказание услуг по обращению с ТКО.
В период с 01.12.2019 по 30.04.2021 региональный оператор указал на оказание потребителю услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму в размере 11 244 руб. 18 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по оплате оказанных услуг, региональный оператор с соблюдением претензионного порядка обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 223-ФЗ) и пришел к выводу, что ЕМУП "Спецавтобаза" было лишено фактической возможности оказывать ответчику услуги по вывозу отходов, образующихся в медицинской деятельности ООО "Лабнэт", в силу недоступности для него мест, в котором размещались такие медицинские отходы, а так же в силу того, что вывоз всех образующихся отходов для ООО "Лабнэт" осуществлялся иным лицом, имеющим соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно п. 2 ст. 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 ст. 49 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 157 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 (утвержденным постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 и введенным в действие с 01.03.2021) отходы по классу "А" также определены как отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым коммунальным отходам, далее - класс "А"), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Согласно пункту 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
С учетом вышеназванных норм медицинские отходы класса "А" могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам.
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
При таких обстоятельствах, к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 8(17) Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, в соответствии с Законом N 89-ФЗ и правилами обращения с твердыми коммунальными отходами заключение публичного договора является обязательным для регионального оператора и потребителя.
Поскольку медицинские отходы класса "А" по своему составу приближены к ТКО (канцелярские принадлежности, мебель, пищевые отходы, сметы от уборки территории), и к обращению с ними применяются требования, предъявляемых к обращению с ТКО, на потребителе лежит обязанность по заключению договора с региональным оператором.
Таким образом, между истцом и ответчиком заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по муниципальному образованию г. Екатеринбург N 352790 в типовой форме.
Вместе с тем, апелляционный суд учитывает следующее.
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО истцом в материалы дела представлены акты сдачи-приемки оказанных услуг, счета-фактуры.
Однако, суд первой инстанции верно установил, что все образующиеся в процессе деятельности потребителя отходы, в том числе отходы класса "А", в исковой период вывозились иной организацией - ООО "Энерго", следовательно, региональный оператор не мог оказать услуги по обращению с ТКО, оказанные иным лицом.
Согласно материалам дела, в целях сбора и утилизации медицинских отходов ООО "Лабнэт" заключены договоры возмездного оказания услуг по сбору, транспортированию обработке обезвреживанию медицинских отходов класса "А", "Б", "В" со специализированной организацией ООО "Энерго", имеющей лицензию на такой вид деятельности:
* договоры N 623/20 и N 624/20 от 25.03.2020 на период 2020 год;
- договоры N 323/21 и 322/21 от 01.01.2021 на период 2021 год.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ЕМУП "Спецавтобаза" было лишено фактической возможности оказывать ответчику услуги по вывозу отходов, образующихся в медицинской деятельности ООО "Лабнэт" в силу недоступности для него места, в котором размещались такие медицинские отходы, а так же в силу того, что вывоз всех образующихся отходов для ООО "Лабнэт" осуществлялось иным лицом - ООО "Энерго", на основании соответствующих договоров, что подтверждается актами по таким договорам.
Потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку твердых коммунальных отходов фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Факт оказания ООО "Энерго" услуг в спорный период подтверждается представленными в материалы дела подписанными через оператора ЭДО АО "ПФ "СКБ Контур" актами за указанный период, услуги полностью приняты заказчиком, претензий к объему, качеству и сроку оказанных исполнителем (ООО "Энерго") услуг у заказчика нет.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что факт оказания услуг истцом не доказан (ст. 65 АПК РФ), в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2022 года по делу N А60-19550/2022, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19550/2022
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: ООО "ЛАБНЭТ"