г. Санкт-Петербург |
|
03 октября 2022 г. |
Дело N А26-5827/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Апхудовым А.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 28.09.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27336/2022) индивидуального предпринимателя Билькова Сергея Геннадьевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.07.2022 по делу N А26-5827/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Карельский экологический оператор" к индивидуальному предпринимателю Билькову Сергею Геннадьевичу 3-е лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карельский экологический оператор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю Билькову Сергею Геннадьевичу (далее - Предприниматель) о взыскании 1 770 381 руб. 26 коп. задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 июня 2018 года по 28 октября 2019 года, 35 191 руб. 14 коп. пени за несвоевременную оплату оказанных услуг, начисленные за период с 11.12.2019 года по 31.03.2022 года. С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2022 исковые требования удовлетворены. Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратился ответчик, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что ответчиком не нарушались условия заключенного договора, полагает, что указанная сумма задолженности необоснована. Ссылается, что вывоз ТКО с территории ответчика в 2018 году осуществлялся другим юридическим лицом.
Дополнение к жалобе не приобщается к материалам дела. Дополнительные документы, представленные со второй апелляционной жалобой, подлежат представлению в суд апелляционной инстанции с соблюдением требований, установленных частью 2 статьи 268 АПК РФ, и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными
В данном случае такие основания не приведены, доказательства в суд первой инстанции не представлялись, судом не исследовались и не оценивались и не могли быть положены в основание выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Документы подлежат возвращению ответчику.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
Третье лицо представило свою позицию по апелляционной жалобе, в которой просит удовлетворить апелляционную жалобу Предпринимателя.
Явку представителей в судебном заседании обеспечили истец и третье лицо.
От ответчика поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отложения судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Автоспецтранс" (прежнее наименование истца) являясь единым региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, осуществляет свою деятельность с 01.05.2018 года на основании заключенного между Министерством строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и ООО "Автоспецтранс" соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия от 19.02.2018 года.
Тариф на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам N 29 от 25 апреля 2018 года.
Предложение регионального оператора о заключении договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора (публичная оферта) было размещено 01.03.2018 года в официальном печатном издании Республики Карелия - газете "Карелия" (за N 12 (2837)). Указанное предложение было также опубликовано на официальном сайте ООО "Автоспецтранс" http://rotko10.ru/ 23 марта 2018 года за номером 1794 и одновременно размещена информация о тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку ответчику принадлежит помещение, общей площадью 4 699,9 кв.м., расположенное по адресу: город Петрозаводск, улица Повенецкая, дом 16 помещение 2, и, как следствие, ответчик являлся потребителем услуг истца, сопряженных с обращением твердых коммунальных отходов, истец начислил ответчику плату за данные услуги (применив порядок расчёта платы по нормативу накопления) за период с июня 2018 года по 28 октября 2019 года (включительно) в общем размере 1 770 381 руб. 26 коп., выставил счета, счета - фактуры и акты на их оплату.
Поскольку ответчик оплату услуг полностью не произвел, истец обратился в суд с настоящим иском.
В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" на территории Российской Федерации деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется только Региональными операторами.
Общество на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенного с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по результатам конкурса, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.05.2018 сроком на 10 лет.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать их в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ними в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При расчете стоимости услуг по Договору Общество исходило из того, что учет ТКО осуществлялся на основании утвержденных нормативов накопления ТКО и документов
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ними.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ними, заключенных с потребителями.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 названных Правил.
Согласно пункту 8(11) указанных Правил потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) названных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
В силу пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по их обращению оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом под потребителем в Правилах N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ними.
Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
Как установлено судом первой инстанции, 14.08.2019 года Предпринимателем в адрес ООО "АвтоСпецТранс" была направлена заявка на заключение Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, на основании которой сторонами в дальнейшем был заключен Договор N 002-2621 ACT на оказание услуг по обращению с ТКО, с протокол разногласий к Договору N 002-2621 ACT от 06.09.2019 и протоколом урегулирования разногласий от 30.09.2019. 07.10.2019 года сторонами заключено Дополнительное соглашение N 1 к Договору N 002-2621 ACT, согласно которому стороны согласовали дату начала оказания услуг 01.05.2018, изменив срок действия Договора на срок с 01.05.2018 по 31.12.2021.
Ответчик в отзыве на исковое заявление ссылается на то, что истец не осуществлял вывоз твердых отходов в период с 01.05.2018 года по 31.10.2019 года.
Вместе с тем, для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию отходов на территории Петрозаводского городского округа Республики Карелия Региональным оператором по результатам электронного аукциона был заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов N 15 аэф-18/223 от 28.04.2018 года с Обществом с ограниченной ответственностью "Экоград - Петрозаводск" за период с 01.05.2018 года по 31.12.2018 года. Оператор по транспортированию Общество с ограниченной ответственностью "Экоград - Петрозаводск" осуществлял вывоз в 2018 году с муниципальной контейнерной площадки N 3075, расположенной по адресу: город Петрозаводск, улица Лизы Чайкиной, дом 24, как и с других муниципальных контейнерных площадок, расположенных рядом с улицей Повенецкая, дом 16.
Подписанные акты оказанных услуг между Региональным оператором и оператором по транспортированию Обществом с ограниченной ответственностью "Экоград - Петрозаводск" за 2018 года подтверждают факт оказания ответчику коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с Договором N 15 аэф-18/223 от 28.04.2018 года пунктами 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 исполнитель обязан вести в отношении каждого мусоровоза маршрутный журнал, по форме приложения N 6 к настоящему договору, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов, в течение трех рабочих дней исполнитель обязан предоставлять Региональному оператору по его запросу копию маршрутного журнала, обеспечить хранение 100 % видеоматериалов с видеорегистраторов в течение 3-х месяцев, обеспечить доступ Регионального оператора к этой информации. Согласно пункту 5.1.10 указанного договора исполнитель обязан рассматривать в течение не более 5 рабочих дней претензии, жалобы, заявления потребителей услуг в сфере обращения с отходами, в пределах услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, переданные Региональным оператором Исполнителю, и в указанный срок направлять обоснованный ответ Региональному оператору с приложением подтверждающих документов.
Таким образом, видеоматериалы хранятся в течение 3 месяцев не дольше установленного договором срока. Для подачи жалобы потребителями на нарушение исполнителями графика вывоза отходов или невывоз их указанный срок хранения видеоматериалов является достаточным.
Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, и что ответчик в порядке, установленном пунктами 16 и 20 договора, не заявлял за период с мая 2018 года по октябрь 2019 года о выявленных нарушениях в работе регионального оператора, оснований полагать, что истец не исполнял обязательства перед ответчиком не имеется.
Таким образом, поскольку ответчик не направил соответствующие жалобы в июне 2018 года и в июле 2018 года и в последующие месяцы 2018 года, а также период с января 2019 года по октябрь 2019 года о неосуществлении вывоза отходов за указанные периоды, также как индивидуальный предприниматель осуществлял деятельность и производил данные отходы, доводы ответчика о том, что истец не осуществлял вывоз отходов является несостоятельным.
Как следует из материалов дела, ответчик о некачественном оказании услуги сообщил истцу лишь 18, 23, 30 октября 2019 года с заявлениями о том, что у него не происходит вывоз мусора.
Доказательства того, что истец в спорный период не осуществлял деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов с муниципальных контейнерных площадок, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Факт оказания услуг истцом в спорный период признан судом доказанным на основе совокупности представленных доказательств, в отсутствие в деле документов, опровергающих оказание услуг.
Расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, требование о взыскании неустойки основано на положениях договора. Поскольку потребитель допустил несвоевременную оплату оказанных услуг, начисление неустойки в размере 35 191 руб. 14 коп. за период с 11.12.2019 года по 31.03.2022 года правомерно. Арифметический расчет неустойки соответствует механизму расчета, предусмотренному в пункте 22 договора, проверен судом и признан правильным. При исчислении неустойки истцом учтены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 года N 474 и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 года N 497.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате услуг, истец имеет право на взыскание неустойки.
Наличие заключенных с иными лицами договоров на вывоз отходов не освобождает потребителя от оплаты услуг по обращению с ТКО, оказанных Региональным оператором.
Доводы жалоб не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.07.2022 по делу N А26-5827/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5827/2021
Истец: ООО "Автоспецтранс", ООО "Карельский экологический оператор"
Ответчик: ИП Бильков Сергей Геннадьевич
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнетова Елена Георгиевна