г. Москва |
|
03 октября 2022 г. |
Дело N А40-58747/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Экология-Новосибирск"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2022 по делу N А40-58747/22
по заявлению ООО "Экология-Новосибирск"
к Федеральной антимонопольной службе России
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Ооржак Елена Чыргал-Ооловна по доверенности от 11.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
Голованова Т.А. по доверенности от 10.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Экология-Новосибирск" (заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФАС России (ответчик, антимонопольный орган) об изменении постановления от 21.08.2020 по делу N 10/04/10-22/2019, решения от 10.03.2022 по делу N 10/04/10-22/2019, снизив размер назначенного штрафа до 1 955 283,11 руб.
Решением от 14.06.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, оспариваемым постановлением N 10/04/10-22/2019 от 21.08.2020 ООО "Экология-Новосибирск" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 121 465,51 руб.
Решением руководителя ФАС России от 10.03.2022 жалоба общества на постановление оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемыми постановлением и решением антимонопольного органа, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Согласно ч.2 ст.14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что Решением антимонопольного органа от 21.08.2019 по делу N 10/01/10-4/2019 установлен факт нарушения заявителем пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон о защите конкуренции), что выразилось в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2020 по делу N А40-307297/19, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.03.2021, в удовлетворении требований заявителя о признании Решения ФАС России недействительным было отказано.
Таким образом, факт нарушения установлен судебными актами, имеющими в силу статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения данного дела, а потому не подлежит повторному исследованию и оценке в рамках настоящего дела.
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, исчисляется согласно примечанию к статье 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного, в числе прочего статьей 14.31 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
В соответствии с приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2018 N 769-ЖКХ Обществу установлен единый тариф с 01.01.2019. Следовательно, ООО "Экология-Новосибирск" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО с 01.01.2019, деятельность в 2018 году в качестве оператора по обращению с ТКО не осуществляло.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП в указанном случае размер административного штрафа будет выражаться в величине кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Таким образом, для расчета административного штрафа использовалась выручка заявителя от оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 23.04.2019.
Выручка от оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 по 23.04.2019 Общества составила 613 422 152,09 руб.
Сумма минимального размера административного штрафа за административное правонарушение, совершенное ООО "Экология-Новосибирск", в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в размере трех тысячных размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, составляет 1 840 266,46 руб.
Сумма максимального размера административного штрафа за административное правонарушение, совершенное ООО "Экология-Новосибирск", в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в размере трех сотых размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, составляет 18 402 664,56 руб.
Таким образом, размер административного штрафа без учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, составляет 10 121 465,51 руб.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должны учитываться обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
При рассмотрении дела N 10/04/10-22/2019 об административном правонарушении обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не выявлено.
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа, подлежащего наложению, не может превышать одну пятидесятую (2 %) совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не может быть менее 100 000 рублей.
Совокупный размер выручки ООО "Экология-Новосибирск" за январь-апрель 2019 года составил 829 815 327,54 рублей.
Одна пятидесятая (2 %) от совокупного размера суммы выручки ООО "Экология-Новосибирск" от реализации всех товаров (работ, услуг) за январь-апрель 2019 года составляет 16 596 306,55 рублей.
Следовательно, в отношении ООО "Экология-Новосибирск" штраф, подлежащий применению, равен 10 121 465,51 рублей, что не превышает 2 % совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Вопреки доводам жалобы, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, апелляционным судом не установлено.
Пунктом 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ предусмотрено такое обстоятельство, смягчающее административную ответственность, как осуществление содействия административному органу при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Однако, исходя из положений статьи 25 Закона о защите конкуренции, на хозяйствующих субъектов возложена обязанность представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, необходимые антимонопольному органу для осуществления его полномочий.
Непредставление в срок сведений и информации влечет за собой ответственность, установленную частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае представление ООО "Экология-Новосибирск" документов и информации является прямой обязанностью Заявителя, поэтому не соответствует понятию смягчающего обстоятельства в том значении, как это предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
Иных действий, которые можно бы было расценить как содействие при производстве по делу N 10/04/10-22/2019 об административном правонарушении, заявителем не осуществлялось, из чего следует, что у ФАС России отсутствовали основания для применения указанного смягчающего обстоятельства при расчете административного штрафа.
Такое обстоятельство, как совершение административного правонарушения впервые, не влияет на степень вины правонарушителя и степень общественной опасности наступивших вследствие совершения правонарушения неблагоприятных последствий.
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.06.2022 по делу N А40-58747/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58747/2022
Истец: ООО "ЭКОЛОГИЯ-НОВОСИБИРСК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА