г. Киров |
|
07 октября 2022 г. |
Дело N А17-1395/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи:
представителя заявителя - Тихонова М.В., действующего на основании доверенности от 26.09.2022;
представителя ответчика - Филиповских М.О., действующего на основании доверенности от 24.03.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Композитор"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2022 по делу N А17-1395/2022
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Композитор" (ОГРН 1203700012801, ИНН 3702245832)
к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области
о признании незаконным отказа, об обязании утвердить схему расположения земельного участка и предварительно согласовать предоставление образуемого земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Композитор" (далее - истец, товарищество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным отказа от 30.12.2021 N 9615-03 в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании его предоставления СНТ "Композитор"; обязании администрации утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер 37:05:020636:1:ЗУ1, ориентировочная площадь 548437 кв.м. система координат СК 1963 г., с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 37:05:020636:1, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановский р-н, северо-восточнее д. Светлый Луч, относящегося к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и предварительно согласовать предоставление образуемого земельного участка в безвозмездное пользование СНТ "Композитор" сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Композитор" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, правовой режим спорного земельного участка исключает его использование в качестве сельскохозяйственного, участок долгое время не используется в качестве такового.
Заявитель жалобы считает, что суд не применил пп.2 п. 10 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которому необходимость изменения категории земель не является основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает, что доводы жалобы противоречат обстоятельствам дела, просит оставить решение без изменения. Администрация указывает, что спорный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, его правовой статус никогда не изменялся. Ответчик полагает, что законом установлен запрет на использование земельных участков не по их целевому назначению.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26.04.2021 администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области получено заявление СНТ "Композитор" (т.1, л.д. 10) с просьбой:
-утвердить прилагаемую схему раздела земельного участка условный номер 37:05:020636:1:ЗУ1, ориентировочная площадь 548437 кв.м система координат 1963 г., для ведения садоводства, с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 37:05:020636:1, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановский район, северо-восточнее д. Светлый Луч, относящегося к категории "земли сельскохозяйственного назначения", имеющего разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", а также на основании ст. 39.15 ЗК РФ.
-предварительно согласовать предоставление на пять лет в безвозмездное пользование образуемого земельного участка ориентировочной площадью 548437 кв.м, для ведения садоводства.
В приложении представлены: выписка из ЕГРЮЛ на СНТ "Композитор", решение общего собрания членов СНТ "Композитор" о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства для собственных нужд; схема образования земельного участка.
24.05.2021 администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области за N 3514-03 был дан ответ об отказе в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка согласно пп. 1 п. 8, ст. 39.15 ЗК РФ, пп. 3 п. 2.9.2 Административного регламента.
В качестве обоснования указано на пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, пп 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а также п. 4,6,7 ст. 11.9 ЗК РФ, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права заявителя, СНТ "Композитор" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о его оспаривании.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 09.12.2021 года по делу N А17-6260/2021 требования СНТ "Композитор" удовлетворены и на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление СНТ "Композитор" от 26.04.2021 года.
Во исполнение указанного выше решения суда, Администрацией заявление СНТ "Композитор" от 26.04.2021 рассмотрено повторно. По результатам рассмотрения был дан отказ от 30.12.2021 N 9615-ОЗ по следующим основаниям (т.1, л.д. 11-12).
Испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне СХЗ-1 "Зона сельскохозяйственного использования". В соответствии с градостроительным регламентом вид "для ведения садоводства" отсутствует в основных видах разрешенного использования в территориальной зоне СХЗ-1. Ввиду отсутствия в территориальной зоне СХЗ-1 вида разрешенного использования "для ведения садоводства" Администрация не может принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который стоит образовать, а также указать на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка, поскольку указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать спорный земельный участок (п. 10.ст. 39.15 ЗК РФ).
Дополнительно администрация указала, что испрашиваемый земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (пашни, сенокосы и пастбища), учтен в фонде перераспределения земель категории "Земли сельскохозяйственного назначения". В соответствии с п. 6 ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
На основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, пп. 3 п. 2.9.2 Административного регламента администрация повторно отказала СНТ "Композитор" в предварительном согласовании спорного земельного участка.
Считая оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права заявителя, СНТ "Композитор" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие в совокупности указанных условий в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и состоит из нескольких последовательных стадий, включая: подготовку схемы образуемого земельного участка; процедуру получения предварительного согласования предоставления земельного участка; выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка и оформление правоустанавливающих документов.
Предварительное согласование предоставления земельного участка урегулировано положениями статьи 39.15 ЗК РФ.
Часть 7 статьи 39.15 ЗК РФ устанавливает, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с частью 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий, к которым относятся сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Отказ администрации мотивирован тем, что земельный участок с условным номером 37:05:020636:1:ЗУ1, площадью 548437 кв.м по адресу: Ивановская область, Ивановский район, северо-восточнее д. Светлый Луч находится в территориальной зоне СХЗ-1 "Зона сельскохозяйственного использования", относится к сельскохозяйственным угодьям.
Доводы Общества сводятся к тому, что спорный земельный участок не используется в качестве сельскохозяйственного, не относится к сельскохозяйственным угодьям.
Оценив соответствующие доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований с ними согласиться исходя из следующего.
Согласно Генеральному плану Богородского сельского поселения, утвержденному решением Совета Ивановского муниципального района от 08.12.2017 N 329 исходный земельный участок находится в функциональной зоне "Зона сельскохозяйственного использования".
Специальная функциональная зона сельскохозяйственных угодий не выделяется, при этом все земельные участки и земли, имеющие категорию "Земли сельскохозяйственного назначения" (п.1 ч.1 ст. 7 ЗК РФ), в том числе и относящиеся к сельскохозяйственным угодьям включены в функциональную зону "Зона сельскохозяйственного использования".
В соответствии с п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Само по себе изменение и (или) образование функциональной зоны не может прекратить правовой режим сельскохозяйственных угодий.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 37:05:020636:1, из которого СНТ "Композитор" имеет намерение образовать земельный участок с условным номером 37:05:020636:1:ЗУ1, имеет категорию земель: "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".
Материалами дела подтверждается, что на испрашиваемом земельном участке находятся сельскохозяйственные угодья (письма Управления Росреестра по Ивановской области от 20.02.2021 и от 31.03.2022).
Сведения о переводе сельскохозяйственных угодий в какую-либо другую категорию земель в отношении указанного земельного участка в Управлении Росреестра отсутствуют.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в другую категорию.
С момента образования исходный участок с кадастровым номером 37:05:020636:1 относится к сельскохозяйственным угодьям и его правовой статус в этом отношении никогда не менялся.
Доводы заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок фактически не используется под сельскохозяйственные угодья, не меняет его юридически установленного значения.
Законодательством прямо установлен запрет на использование земель сельскохозяйственных угодий не в соответствии с их целевым назначением (статья 79 ЗК РФ).
Апелляционный суд отклоняет доводы заявителя о том, что суд не применил положения статьи 39.15 ЗК РФ.
В силу части 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, к которым необходимость предоставления данных земель под садоводство не относится.
В данном случае положения ч. 10 ст. 39.15 ЗК РФ, на которую ссылается заявитель жалобы, не подлежат применению.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе полного и объективного исследования представленных доказательств, оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2022 по делу N А17-1395/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Композитор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1395/2022
Истец: СНТ "Композитор"
Ответчик: Администрация Ивановского муниципального района