г. Вологда |
|
10 октября 2022 г. |
Дело N А66-5541/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 июня 2022 года по делу N А66-5541/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интех" (адрес: 170032, Тверская область, город Тверь, Московское шоссе, дом 20В/1; ИНН 6950086092, ОГРН 1086952016690; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 33; ИНН 6950125150, ОГРН 1106952029315; далее - управление) о признании незаконным отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованию подлежит земельный участок с условным номером 69:10:0000020:500:ЗУ1, площадью 1956 кв. м, с целью дальнейшего использования испрашиваемого земельного участка под теплицу (комплекс из теплиц N 1, N 2 и складского помещения с бытовкой к теплицам), выразившийся в письме от 31.01.2022 N 69-КН-02/365-з, а также о возложении на управление обязанности в срок 30 календарных дней утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тверская государственная сельскохозяйственная академия" (адрес: 170904, Тверская область, город Тверь, улица Маршала Василевского (Сахарово), дом 7; ИНН 6902016151, ОГРН 1026900585843).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.06.2022 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласились, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществу на основании договора купли-продажи от 13.07.2018 на праве собственности принадлежит нежилое здание теплицы (комплекс из теплиц N 1, N 2 и складского помещения с бытовкой к теплицам) с кадастровым номером 69:40:0000000:5682, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000020:500 по адресу: Тверская область, Калининский р-н, с/п Аввакумовское, участки в границах земель ФГОУ ВПО "ТГСХА".
Вышеуказанный земельный участок предоставлен ФГОУ ВПО "ТГСХА" в постоянное (бессрочное) пользование.
Общество 20.12.2021 обратилось в адрес управления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которым просил утвердить схему расположения земельного участка (условный номер 69:10:0000020:500:ЗУ1, площадь 1956 кв. м) на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером: 69:10:0000020:500, расположенного по адресу: по адресу: Тверская область, Калининский р-н, с/п Аввакумовское, участки в границах земель ФГОУ ВПО "ТГСХА".
Письмом от 31.01.2022 N 69-КН-02/365-з ответчиком отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка разработана с нарушением статьи 11.9 ЗК РФ, а именно: заявитель не представил анализ на предмет возможности использования испрашиваемого земельного участка меньшей площадью в целях эксплуатации объекта недвижимости; формирование испрашиваемого земельного участка приведет к препятствующим рациональному использованию недостаткам образуемого участка, что нарушает нормы статьи 11.9 ЗК РФ; приложенная к обращению схема расположения земельного участка границы исходного участка изображены не верно, исходный земельный участок представлен на схеме частично.
Заявитель, не согласившись с принятым ответчиком решением, полагая его необоснованным, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Как следует из пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.
В силу положений статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком (пункт 1). При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости (пункт 2).
Пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ устанавливает, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 этого же кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В данном случае судом установлено и следует из материалов дела, что оспариваемый отказ в согласовании спорной схемы мотивирован со ссылкой на подпункт 1 пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - приказ N 762).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 6 приложения 1 приказа N 762, в схеме расположения земельного участка приводятся изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
Как следует из материалов дела, исходным земельным участком для образуемого является земельный участок общей площадью 22 046 713 кв.м, с кадастровым номером 69:10:0000020:500, расположенный по адресу: по адресу: Тверская область, Калининский р-н, с/п Аввакумовское, участки в границах земель ФГОУ ВПО "ТГСХА". Границы данного земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости, которые полностью отражены на представленном ситуационном плане.
В пункте 12 требований к схеме указано: "Схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию".
Исходный земельный участок имеет большую площадь и, в случае отражения на схеме границ исходного земельного участка не будет обеспечена читаемость графической информации на схеме, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 12 Требований к схеме.
В своем отказе в согласовании схемы ответчик сослался на подпункт 3 пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ, согласно которому основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В статье 11.9 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень требований к образованным земельным участкам.
Между тем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера Симонова А.А., в соответствии с которым образование испрашиваемого земельного участка площадью 1956 кв. м невозможно в иных границах, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ. С одной стороны граница участка в точках н3-3-1, согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, полностью совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:500 и территориальной границей МО "город Тверь" и границей МО "Аввакумовское сельское поселение". Граница образуемого участка в точках 1-н1-2-н2 полностью совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:868. Образование испрашиваемого земельного участка в иных границах привело бы к чересполосице, что является существенным недостатком, препятствующим рациональному использованию и охране земель, а также нарушением требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ.
Ответчик выводы кадастрового инженера не оспорил, доказательств, опровергающих выводы кадастрового инженера, в материалы дела не представил, правом, предоставленным статьей 82 АПК РФ, не воспользовался.
Ссылки подателя жалобы на то, что указанное заключение не направлялось ответчику и представлено истцом только в материалы настоящего дела, не свидетельствуют о порочности названного заключения.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 2 статьи 41 АПК РФ) и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Будучи надлежащим образом уведомленным о принятии судом к рассмотрению рассматриваемого заявления общества ответчик мог и должен был ознакомиться с материалами дела.
Апелляционная инстанция, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что основание отказа ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000020:500 нормативно не обосновано, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого отказа нормам действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 июня 2022 года по делу N А66-5541/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5541/2022
Истец: ООО "ИНТЕХ"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управллению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9459/2023
27.04.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2658/2023
25.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22779/2022
10.10.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7063/2022
24.06.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5541/2022