г. Вологда |
|
10 октября 2022 г. |
Дело N А66-14490/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от акционерного общества "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" Федоровой М.Л. по доверенности от 19.11.2020, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Пожарова И.В. по доверенности от 14.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 августа 2022 года по делу N А66-14490/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" (ОГРН 1107847234659, ИНН 7836000214; адрес: 190020, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 134-136-138, литера Ж; далее - АО "Северо-Западный "Промжелдортранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121; адрес: 170100, город Тверь, переулок Свободный, дом 2; далее - управление, Росреестр) о признании незаконными уведомлений от 02.09.2021 N КУВД-001/2020-25315020/4 и КУВД-001/2020-25315020/5 и о возложении на управление обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности общества на сооружение - "железнодорожный подъездной путь N 18", расположенное по адресу: Тверская область, Кувшиновский район, город Кувшиново, улица Степана Разина (ж.д. подъездной путь N 18) (далее - подъездной путь N 18).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение администрация муниципального образования городского поселения "Город Кувшиново" (ОГРН 1056918024371, ИНН 6929004308; адрес: 172110, Тверская область, город Кувшиново, улица Советская, дом 33; далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН 1206900004783, ИНН 6950239630; адрес: 170004, город Тверь, улица Борихино Поле, дом 14, офис 1; далее - ООО "Альянс"), акционерное общество "Каменская бумажно-картонная фабрика" (ОГРН 1026901909902, ИНН 6929000141; адрес: 172110, Тверская область, город Кувшиново, улица Октябрьская, дом 5; далее - АО "Каменская БКФ").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03 августа 2022 года по делу N А66-14490/2021 заявленные требования удовлетворены, на управление возложена обязанность осуществить, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности АО "Северо-Западный "Промжелдортранс" на сооружение - "железнодорожный подъездной путь N 18", расположенное по адресу: Тверская область, Кувшиновский район, город Кувшиново, улица Степана Разина (железнодорожный подъездной путь N 18).
Росреестр с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация, ООО "Альянс", АО "Каменская БКФ" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей заявителя и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 23.11.2020 общество обратилось в управление с заявлением N КУВД-001/2020-25315020 о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на подъездной путь N 18.
Уведомлениями от 02.09.2021 N КУВД-001/2020-25315020/4 и КУВД-001/2020-25315020/5 ему отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение по следующим основаниям:
- в передаточном акте от 06.07.2010 имеется информация о том, что объект учета относится к сооружению, которое не является объектом недвижимости, что не позволяет определить, является ли объект учета объектом капитального строительства;
- некоторые земельные участки, по которым проходит объект учета, находятся в собственности иных лиц, либо право собственности на них не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее -ЕГРН), что не соответствует нормам действующего законодательства;
- технические планы сооружения не соответствуют установленным требованиям;
- в техническом плане выявлено противоречие по протяженности объекта учета.
Не согласившись с этими уведомлениями, общество оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, на основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В соответствии с пунктом 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс) установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ).
Статья 1 Закона о регистрации устанавливает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
По смыслу пункта 1 части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 15 этого Закона кадастровый учет и госрегистрация прав на созданные объекты проводятся одновременно.
Закрытый перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона о регистрации недвижимости.
Как отмечалось ранее, одним из оснований к государственной регистрации права послужил вывод управления о невозможности определения объекта недвижимости в качестве объекта капитального строительства, поскольку в передаточном акте от 06.07.2010 имеется информация о том, что объект учета относится к сооружению.
Суд первой инстанции обоснованно с этим не согласился.
В силу статьи 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац 1 пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Линейные объекты - это один из видов сооружений. Их понятие раскрывается через перечисление таких объектов, к ним относятся, среди прочих, и железнодорожные линии (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Помимо указанного выше передаточного акта от 06.07.2010 с заявлением обществом предъявлены технический паспорт и заключение кадастрового инженера в составе технического плана, из которых следует, что подъездной путь N 18 является недвижимым имуществом.
В техническом паспорте кроме того отражено, что подъездной путь N 18 представляет собой сложное сооружение, характеризующееся определенным месторасположением, обеспечивающим связь с железнодорожными путями общего пользования в установленном месте для обслуживания конкретных грузовладельцев (имеет конкретные точки примыкания). В случае демонтажа железнодорожного подъездного пути возможность обслуживания конкретных объектов будет утрачена, а установленный в другом месте подъездной путь будет выполнять иное назначение, иметь иной номер, иные регистрационные данные, иные точки примыкания.
Указанные характеристики в полной мере отвечают законодательно определенным признакам недвижимого имущества, а именно: наличие прочной связи с землей; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению; невозможность перемещения объекта без прохождения процедуры согласования его размещения (строительства) в новом месте расположения.
При этом управлением обратное не установлено и не приведено должного обоснования непринятия им изложенных в указанных документах сведений.
Суд первой инстанции верно отметил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожный путь необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно Распоряжению ОАО "РЖД" от 24.11.2021 N 2571/р "Об утверждении Правил рассмотрения обращений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, владеющих на праве собственности или на ином праве железнодорожными путями необщего пользования, о примыкании строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования или развитии существующих примыканий", а также ранее действующим Правилам примыкания, недопустимо перемещение железнодорожного пути в пространстве, установка его в ином месте, без прохождения процедуры согласования, получения необходимой проектной и разрешительной документации (в случае если требование о наличии таковой установлено законодательно).
Из материалов дела следует и управлением данный факт не отрицается, что железнодорожный путь необщего пользования N 18 являет собой сложное сооружение, характеризующееся определенным месторасположением, обеспечивающим связь с железнодорожными путями общего пользования в установленном месте для обслуживания конкретных грузовладельцев. В случае демонтажа железнодорожного подъездного пути возможность обслуживания конкретных объектов будет утрачена, а установленный в другом месте подъездной путь будет выполнять иное назначение, потребует изготовления проектной и разрешительной документации, соблюдения законодательно установленного порядка ввода в эксплуатацию приемочной комиссией. Перемещенный в пространстве и установленный в ином месте железнодорожный путь будет являть собой вновь созданный третий объект за другим номером и измененными иными уникальными характеристиками.
В связи с изложенным суд правомерно отметил, что подъездной путь N 18 является недвижимым имуществом.
Обоснованно не принят судом и довод управления относительно того, что часть земельных участков, по которым проходит объект учета, находятся в собственности иных лиц, либо право собственности на них не зарегистрировано в ЕГРН (железнодорожный подъездной путь N 18 располагается в границах кадастрового квартала 69:17:0070301 и земельных участков с кадастровыми номерами: 69:17:0070301:40, 69:17:0070301:29, 69:17:0070301:15, 69:17:0070301:4, 69:17:0070301:114. В ЕГРН в отношении данных земельных участков содержатся следующие сведения о зарегистрированных правах:
- 69:17:0070301:40 -право собственности ООО "Альянс";
- 69:17:0070301:29, 69:17:0070301:15, 69:17:0070301:4 - права не зарегистрированы;
- 69:17:0070301:114 - право собственности АО "Каменская БКФ").
Согласно части 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу части 2 названной нормы права государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права принадлежность земельных участков под сооружением на праве собственности иному лицу, либо отсутствие зарегистрированного права собственности не являются препятствием для осуществления регистрационных действий.
Из материалов дела следует, что железнодорожный путь N 18, 1980 года постройки, протяженностью 464 м, расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 69:17:0070301:40 (собственности ООО "Альянс"), 69:17:0070301:29 (права не зарегистрированы), 69:17:0070301:15 (права не зарегистрированы), 69:17:0070301:4 (права не зарегистрированы), 69:17:0070301:114 (собственности АО "Каменская БКФ").
На момент завершения строительства, ввода сооружения в эксплуатацию действовало Положение о землях, предоставленных транспорту, утвержденное Постановлением ЦИК СССР от 07.02.1933 N 58/50 (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения к железнодорожным транспортным землям относятся земли, занятые железнодорожными путями, в том числе подъездными.
По смыслу пункта 3 Положения, земли транспорта поступают в ведение соответствующих земельных или городских органов по принадлежности за указанным исключением.
На основании приведенного закона, на момент ввода в эксплуатацию спорного железнодорожного пути (1980 год), безусловное предоставление земельного участка для размещения объектов железнодорожного транспорта, железнодорожных путей предполагалось и было прямо установлено законодательством.
С учетом положений частей 2, 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ пересечение спорного железнодорожного пути с границами земельных участков с кадастровыми номерами 69:17:0070301:40, 69:17:0070301:29, 69:17:0070301:15, 69:17:0070301:4, 69:17:0070301:114, не является препятствием к постановке спорного объекта на кадастровый учет, поскольку размещение и кадастровый учет линейных объектов предполагает существование особенностей, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
Кроме того, ООО "Альянс" и администрация уведомили об отсутствии возражений на размещение железнодорожного пути необщего пользования заявителя по территории земельных участков. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:17:0070301:29, 69:17:0070301:15, 69:17:0070301:4 после регистрации права собственности и постановки объекта на государственный кадастровый учет заявитель в порядке статьи 39.6 ЗК РФ приобретет право выкупа или аренды земельного участка под железнодорожным путем без проведения торгов.
Таким образом, приведенное основание для отказа не нельзя признать правомерным.
Ссылка на отсутствие технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013, также правомерно не принята судом.
В силу пункта 20 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений.
В рассматриваемом случае обществом представлен технический паспорт, отвечающий установленным требованиям: составлен в 2011 году, содержит технические и эксплуатационные характеристики сооружения; изготовлен организацией, имеющей свидетельство о допуске к работам по выполнению инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Часть II Технического паспорта отражает в себе сведения о технической характеристике каждого из железнодорожных путей, примыкающих к станции Кувшиново, Октябрьской железной дорогой (ведомость путей).
В отношении каждого железнодорожного пути отдельной строкой указаны его номер (индивидуальная характеристика), название станции примыкания, границы пути (местоположение), назначение пути, длина пути, иные характеристики. Последующие разделы технического паспорта содержат сведения об используемых при строительстве каждого конкретного железнодорожного пути материалов (типы накладок и болтов), сведения о характеристиках стрелочных переводов, насыпей и выемок, водоотводных устройств, земляного полотна, балластного слоя и прочее.
Кроме того, доказательств несоответствия технического паспорта требованиям, установленным положениям пункта 20 Требований, управлением не представлено.
Постановлением Экономического Совещания РСФСР 01.05.1927 было утверждено Положение об инвентаризации имущества местных советов, согласно которому железнодорожные пути необщего пользования, находящиеся на балансе предприятий, инвентаризации и техническому учету не подлежали.
Положение об инвентаризации имущества местных советов действовало до 1982 года и отменено Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.01.1982 N 66.
Действующее в указанный период времени законодательство не содержало и утвержденной формы технического паспорта железнодорожного пути, регламентированной к применению органами технического учета и инвентаризации.
В рамках спорных правоотношений оформление технических паспортов железнодорожных путей необщего пользования регулировалось специальными нормами права - Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденным постановлением Совмина СССР от 06.04.1964 N 270, в силу пункта 82 Устава которого на каждый железнодорожный подъездной путь должны быть технический паспорт, план подъездного пути, продольный профиль и чертежи искусственных сооружений.
Аналогичная норма содержится в действующих в настоящее время Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, согласно пункту 1.9 которых каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы.
Исходя из изложенного, в отношении железнодорожных путей необщего пользования, строительство которых осуществлено до 1982 года, обязательным являлось только оформление технического паспорта, требования к форме и содержанию которого установлены транспортным уставами железных дорог.
В рассматриваемом случае из ответа администрации городского поселения "Город Кувшиново" от 14.10.2020 N 990, ответа Тверского отделения филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 13.10.2020 N 69/01-04-252, ответа Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 30.09.2020 N 12866 следует, что проектная и разрешительная документация по объекту "сооружение - ж.д подъездной путь N 18" отсутствуют.
Следовательно, как правильно отметил суд, АО "Северо-Западный "Промжелдортранс" предприняты исчерпывающие меры по устранению замечаний управления. При этом истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с Законом о регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, не допускается.
В уведомлениях от 02.09.2021 управление ссылается на выявление противоречия относительно протяженности объекта учета, поскольку согласно представленным координатам характерных точек контура сооружения, фактическая протяженность объекта учета составила 486 м., в то время как в техническом плане протяженность указана 464 м.
В силу прямого указания пункта 19 Требований в случае отсутствия разрешения на строительство на объект незавершенного строительства, проектной документации на объект незавершенного строительства сведения о таком объекте недвижимости, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке и степени его готовности, указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
Указание иных характеристик (в частности, фактической протяженности) в разделе "Основная характеристика сооружения и ее значения" технического плана приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 не допускается.
Аналогичная позиция отражена и в письме Минэкономразвития РФ от 29.04.2014 N Д23и-1453, согласно которому если технический план оформляется в отношении частично разрушенного здания, то сведения о таком здании в техническом плане указываются на основании представленных заказчиком кадастровых работ документов согласно пункту 12 Требований (разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания).
В то же время, в силу пункта 50 Требований, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав Приложения.
В материалах дела усматривается, что согласно данным технического паспорта 2011 года, а также пункта 1.4.156 передаточного акта первоначальная протяженность сооружения на момент постройки составляла 464 м.
При определении координат характерных точек контура сооружения в порядке, установленном части 13 статьи 24 Закона о регистрации, пункта 34 приказа Министерства экономического развития РФ 18.12.2015 N 953 и приказа Росреестра от 25.10.2020 N П/0393, кадастровым инженером общая протяженность сооружения установлена в 486 м.
Разночтение в сведениях основной характеристики объекта недвижимости обусловлено применением различных требований и технического оборудования в определении протяженности сооружения. Следует также отметить, что работы по реконструкции объекта недвижимости не производились.
Поскольку объектом постановки на государственный кадастровый учет является сооружение 1980 года постройки, в техническом плане в разделе "Основная характеристика и ее значение" кадастровым инженером в соответствии с требованиями пункта 19 Требований указана протяженность сооружения согласно данным технического паспорта 2011 года. В заключении кадастровым инженером фактическая протяженность отражены в соответствии с требованиями пункта 50 Требований.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности отказа управления в осуществлении кадастрового учета, регистрации права собственности.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает обоснованными доводы ответчика об ошибочном отнесении судом первой инстанции на него расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В рассматриваемом случае решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и отказе в государственной регистрации права оформлено двумя уведомления идентичными по содержанию, одно из которых по заявлению общества направлено через многофункциональный центр, а другое - на адрес его электронной почты.
Отдельных решений об отказе в осуществлении кадастрового учета и отказе в государственной регистрации права в силу части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, а равно отказов с иными основаниями управлением не принималось.
В связи с этим независимо от числа изготовленных экземпляров решения государственная пошлина за рассмотрение заявленного обществом требования составляет 3 000 рублей и именно в указанном размере расходы по оплате подлежат взысканию с управления в пользу заявителя.
Поскольку общество при подаче заявления в суд платежными поручениями от 07.10.2021 N 3361, от 26.10.2021 N 3629 уплатило государственную пошлину в общем размере 6 000 рублей, то есть в большем размере, чем установлено статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, ему надлежит возвратить из федерального бюджета 3 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции в части распределения расходов по оплате государственной пошлины подлежит изменению, а апелляционная жалоба управления в указанной части - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 августа 2022 года по делу N А66-14490/2021 изменить, изложив абзац третий резолютивной части в следующей редакции: "Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121; адрес: 170100, город Тверь, переулок Свободный, дом 2) в пользу акционерного общества "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" (ОГРН 1107847234659, ИНН 7836000214; адрес: 190020, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 134-136-138, литера Ж) 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: "Возвратить акционерному обществу "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт" (ОГРН 1107847234659, ИНН 7836000214; адрес: 190020, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 134-136-138, литера Ж) из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.10.2021 N 3629.".
В остальной части решение Арбитражного суда Тверской области от 03 августа 2022 года по делу N А66-14490/2021 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14490/2021
Истец: АО "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Каменская бумажно-картонная фабрика", Муниципальное учереждение Администрация муниципального образования городского поселения "Город Кувшиново", ООО "Альянс"
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2678/2023
01.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20829/2022
10.10.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7992/2022
03.08.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14490/2021