г. Москва |
|
12 октября 2022 г. |
Дело N А40-145305/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Яремчук Л.А.,
Судей: Елоева А.М., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционных жалоб
Федерального государственного казенного учреждения
"Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства обороны Российской Федерации,
Общества с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.04.2022 по делу N А40-145305/21,
принятое судьей Скворцовой Е.А. (шифр судьи -137-1087)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания" (ИНН: 2311127814)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 6165035060),
Министерству обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика 1: не явился, извещен;
от ответчика 2: Лебедев Д.В. по доверенности от 25.11.2020,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Южная управляющая компания" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств с Минобороны России за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу ООО "Южная управляющая компания" задолженности по оплате коммунальных услуг и расходов за обслуживание многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул. Карякина, дом 15 за период с 01.05.2018 года по 22.08.2019 года, и по адресу: г. Краснодар, ул. Карякина, дом 19 за период с 01.05.2018 года по 31.03.2021 года в сумме 408 292 руб. 04 коп..
Решением суда от 26.04.2022 года с ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств с Минобороны России за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу ООО "Южная управляющая компания" задолженности в сумме 40 314 руб.38 коп., расходов по уплате государственной пошлины по иску в сумме 1 102 руб.52 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ООО "Южная управляющая компания" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав на неправильное применение судом норм материального права. Представило письменные пояснения, в котором считает доводы апелляционных жалоб необоснованными.
Минобороны России и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, непредставление доказательств, подтверждающих факт оказания услуг и наличие задолженности, наличие оснований для применении срока исковой давности по заявленным требованиям за период с мая 2018 года по август 2019 года.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца и ответчика (1), извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителя ответчика (2), исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению (пункт 1 части 1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, ООО "Южная управляющая компания" осуществляет управление многоквартирными домами по адресу: г. Краснодар, ул. Карякина, дом 15 и 19, обеспечивает надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России по оплате коммунальных услуг и расходов за обслуживание многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Карякина, дом 15 за период с 01.05.2018 года по 22.08.2019 года в сумме 40 314 руб.38 коп., и по адресу: г. Краснодар, ул. Карякина, дом 19 за период с 01.05.2018 года по 31.03.2021 года в сумме 367 977 руб. 66 коп., что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные квартиры по адресу: Краснодар, ул. Карякина, дом 15 (квартира N N 138, 208) и дом N 19 (квартира NN 25, 70, 145, 161, 173, 249, 284) на праве оперативного управления либо собственности и ином праве ответчику не принадлежат, являются заселенными, переданы военнослужащим по договорам служебного найма, условиями которых предусмотрена обязанность военнослужащих по оплате жилищно-коммунальных услуг с момента заключения таких договоров.
Между тем выводы суда первой инстанции сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
В силу части 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011года N 354, также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 ст. 12, пункт 5 ст. 13, части 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Сведений об изменении правового режима спорных квартир в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что жилые помещения исключены из числа служебных помещений либо переданы в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, суду не представлено.
Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателям лежит на их собственнике.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Факт принадлежности спорных квартир Российской Федерации, закреплении с 17.12.2010 года по 31.07.2021 года на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России со стороны ответчиков не оспаривается.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно пункта 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, у которого данные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В суде первой инстанции ответчиками заявлено о применении срока исковой давности к требованиям истца о взыскании задолженности.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности установлен в три года.
В силу пункта 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
На момент подачи искового заявления - 09.07.2021 года (согласно штампу суда), с учетом срока наступления обязанности по оплате коммунальных расходов, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за май 2018 года является истекшим, что в соответствии с пунктом 2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.
Судом апелляционной инстанции произведен перерасчет исковых требований и установлена задолженность ответчика по оплате коммунальных услуг и расходов за обслуживание многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- г.Краснодар, ул. Карякина, дом 15 за период с 01.06.2018 года по 22.08.2019 года в сумме 37 906 руб. 89 коп.;
- г.Краснодар, ул.Карякина, дом 19 за период с 01.06.2018 года по 31.03.2021 года в сумме 347 365 руб. 91 коп.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.04.2022 по делу N А40-145305/21 изменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 6165035060), а при недостаточности денежных средств у должника с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261), в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания" (ИНН: 2311127814) задолженность в сумме 385 272 (триста восемьдесят пять тысяч двести семьдесят два) руб. 80 коп. расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 10 536 (десять тысяч пятьсот тридцать шесть) руб., в удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Яремчук |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145305/2021
Истец: ООО "ЮЖНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Минобороны России
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ