город Ростов-на-Дону |
|
11 октября 2022 г. |
дело N А32-18677/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Маслосырзавод "Славянский"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2022 по делу N А32-18677/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Маслосырзавод "Славянский"
(ИНН 2349013527, ОГРН 1022304647980)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям
об оспаривании решения по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Маслосырзавод "Славянский" (далее - общество, ОАО "Маслосырзавод "Славянский") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - административный орган, управление, управление Россельхознадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 01.03.2022 N 19345-В о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Маслосырзавод "Славянский" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что сроком совершения обществом, как производителем продукции и лицом, выпустившим ее в обращение, является 07.02.2021 - день выпуска продукции. ООО "Дом продуктов" продукция была отгружена 09.02.2021 ВСД N 8621753678, ТТН от 09.02.2021 N 2420. ООО "Дом Продуктов" продало молоко ИП Васильевой А.В. 11.02.2021 ВСД N8648188696. ИП Васильева А.В. продала Акинину В.В. 15.04.2021 (ВСД N9439366508). ИП Акинин В.В. продал МБДОУ "Сапожковский детский сад N3" 26.04.2021 (ВСД N 9578309859). В связи с этим срок давности привлечения ОАО "Маслосырзавод "Славянский" при установленных фактических обстоятельствах совершения правонарушения на момент вынесения постановления от 01.03.2022 N 19345-В истек.
От ОАО "Маслосырзавод "Славянский" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества.
В отзыве на апелляционную жалобу управление Россельхознадзора просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, при осуществлении мониторинга качества и безопасности пищевой продукции в рамках государственного задания 27.04.2021 ведущим ветврачом Сараевского филиала ГБУ РО "Рязанская облветлаборатория" в МБДОУ "Сапожковский детский сад N 3" произведен отбор пробы пищевой продукции - молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2% ГОСТ 31450-2013, производства ОАО Маслосырзавод "Славянский", дата изготовления 07.02.2021.
Согласно протоколу испытаний испытательной лаборатории ГБУ РО "Рязанская облветлаборатория" от 12.05.2021 N 5622 установлено несоответствие отобранного образца пищевой продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 033/2013) "О безопасности молока и молочной продукции", утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013), а именно: обнаружены антибиотики тетрациклиновой группы (при нормативе не допускается <0,01 мг/кг), фактическое значение содержания деценовой кислоты С(10:1) составило менее 0,1% (при нормативе 0,2-0,4%), каприловой кислоты С(8:0) - менее 0,1% (при нормативе 1,0-2,0%), каприновой кислоты С(10:0) - 0,1% (при нормативе 2,0-3,8%), капроновой кислоты С(6:0) - менее 0,1% (при нормативе 1,5-3%), лауриновой кислоты С(12:0) - 0,4% (при нормативе 2,0-4,4%), линолевой кислоты С(18:2) - 13,9% (при нормативе 2,4-5,0%), масляной кислоты С(4:0) - менее 1% (при нормативе 2,4-4,2%), миристиновой кислоты С(14:0) - 1,2% (при нормативе 8,0-13,0%), миристолеиновой кислоты С(14:1) - менее 0,1% (при нормативе 0,6-1,5%), олеиновой кислоты С(18:1) - 41,4% (при нормативе 20,0-32,0%), пальмитиновой кислоты С(16:0) - 35,9% (при нормативе 21,0-32,0%), пальмитолеиновой кислоты С(16:1) - 0,2% (при нормативе 1,3-2,4%), прочих кислот 0,5 % (при нормативе 2,5-6,5%), стеариновой кислоты С(18:0) - 5,5% (при нормативе 8,0-13,5%).
Вышеперечисленное квалифицировано административным органом в качестве нарушения положений ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 10, п. 4 ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 13, ст. 39 ТР ТС 021/2011, п.п. 7, 30, 69, 79, 86 ТР ТС 033/2013.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом управления Россельхознадзора в отношении ОАО "Маслосырзавод "Славянский" составлен протокол об административном правонарушении от 26.01.2022 N 19345 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением от 01.03.2022 N 19345-В ОАО "Маслосырзавод "Славянский" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 500 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются, в частности, посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры, в том числе, проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля (п. 4 ч. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011).
Молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется (п. 7 ТР ТС 033/2013).
В пункте 30 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" указано, что молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего Технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно пункту 97 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" соответствие молока и молочной продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований, а также требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Требования безопасности к молочной продукции и физико-химические и микробиологические показатели идентификации молочной продукции установлены разделами VII и VIII в приложении N 1 к настоящему техническому регламенту.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
В пункте 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 указано, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу части 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013 к химическим загрязнителям относят антибиотики (тетрациклиновой группы, пенициллин, стрептомицин, левомицетин). Указанными правилами устанавливается норма для таких антибиотиков.
Согласно протоколу испытаний испытательной лаборатории ГБУ РО "Рязанская облветлаборатория" от 12.05.2021 N 5622 установлено несоответствие отобранного образца пищевой продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 033/2013) "О безопасности молока и молочной продукции", утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013), а именно: обнаружены антибиотики тетрациклиновой группы (при нормативе не допускается <0,01 мг/кг), фактическое значение содержания деценовой кислоты С(10:1) составило менее 0,1% (при нормативе 0,2-0,4%), каприловой кислоты С(8:0) - менее 0,1% (при нормативе 1,0-2,0%), каприновой кислоты С(10:0) - 0,1% (при нормативе 2,0-3,8%), капроновой кислоты С(6:0) - менее 0,1% (при нормативе 1,5-3%), лауриновой кислоты С(12:0) - 0,4% (при нормативе 2,0-4,4%), линолевой кислоты С(18:2) - 13,9% (при нормативе 2,4-5,0%), масляной кислоты С(4:0) - менее 1% (при нормативе 2,4-4,2%), миристиновой кислоты С(14:0) - 1,2% (при нормативе 8,0-13,0%), миристолеиновой кислоты С(14:1) - менее 0,1% (при нормативе 0,6-1,5%), олеиновой кислоты С(18:1) - 41,4% (при нормативе 20,0-32,0%), пальмитиновой кислоты С(16:0) - 35,9% (при нормативе 21,0-32,0%), пальмитолеиновой кислоты С(16:1) - 0,2% (при нормативе 1,3-2,4%), прочих кислот 0,5 % (при нормативе 2,5-6,5%), стеариновой кислоты С(18:0) - 5,5% (при нормативе 8,0-13,5%).
Молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза, должна быть безопасна, в том числе по уровню содержания в ней антибиотиков. Наличие в готовой молочной продукции антибиотиков создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, поскольку даже минимальные дозы антибиотиков негативно влияют на микрофлору кишечника, а также повышают риск возникновения устойчивости (резистентности) болезнетворных микроорганизмов к лекарствам. Все это в итоге снижает иммунитет организма. Длительное использование в пищу продуктов, содержащих остаточные количества антибиотиков, может вызвать неблагоприятные для здоровья человека последствия - аллергические реакции, нарушение деятельности почек, печени, желчного пузыря, реакции со стороны нервной системы кровеносной системы.
Фальсификация жировой фазы молочной продукции жирами немолочного происхождения, использование немолочных видов сырья, добавление растительных масел свидетельствует о том, что реализуемая продукция не относится к молочной продукции, заявленной, как в наименовании продукта, так и в документах, подтверждающих происхождение, качество и безопасность.
Исходя из результатов протокола отбора проб, управлением Россельхознадзора установлено, что выпуская в обращение молоко питьевое ультрапастеризованное с признаками фальсификации жирами немолочного происхождения ОАО Маслосырзавод "Славянский" допустило нахождение в обращении не задекларированной молочной продукции, поскольку отсутствуют сведения о подтверждении обществом соответствия такой продукции требованиям ТР ТС 21/2011 и ТР ТС 033/2013 и проведения надлежащего производственного контроля за всеми компонентами, из которого она была изготовлена, что прямо противоречит п. 4 ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 21 ТР ТС 021/2011.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: протоколом отбора проб, фотоматериалами, муниципальным контрактом, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
В апелляционной жалобе общество не оспаривает установленный административным органом факт правонарушения.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Обращаясь с апелляционной жалобой, общество указывает на пропуск срока привлечения его к административной ответственности, поскольку правонарушение совершено 07.02.2021 - день выпуска продукции.
Вместе с тем, апелляционная коллегия отклоняет указанный довод, поскольку молоко, выпущенное ОАО Маслосырзавод "Славянский" на реализацию, со сроком годности до 06.06.2021, в период срока его годности не отозвано. Административным органом правонарушение выявлено 27.04.2021, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления 01.03.2021 с момента выявления не истек.
Управлением Россельхознадзора установлено, что ранее общество привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (постановление от 28.09.2021 N 13826-В - штраф в размере 400 000 руб.).
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб. соответствует размеру санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ОАО "Маслосырзавод "Славянский" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Оснований для применения положений ст. 4.1.2 КоАП РФ судом апелляционной инстанции также не установлено. ОАО "Маслосырзавод "Славянский" включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, однако не имеет статус малого предприятия и микропредприятия, к которым применяются положения ст. 4.1.2 КоАП РФ.
Нарушение требований технических регламентов Таможенного союза недопустимо и составляет определенную угрозу, поскольку разработаны регламенты в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молочной продукции относительно их назначения и безопасности, поскольку повышенное количество содержащихся в пищевой продукции антибиотиков тетрациклиновой группы и иных выявленных несоответствий может способствовать снижению иммунитета, возникновению и распространению заболеваний потребителей, а также поступление в торговую сеть и сеть общественного питания небезопасной продукции.
Иные доводы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждают позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2022 по делу N А32-18677/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18677/2022
Истец: ОАО "Маслосырзавод "Славянский"
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям