город Воронеж |
|
13 октября 2022 г. |
Дело N А48-9558/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Аришонковой Е.А., Седуновой И.Г., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (ИНН 5753070905, ОГРН 1185749006739, далее - ООО "Клиника "Альтаир" или заявитель):
от Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308, далее - Департамент или заинтересованное лицо):
от Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1127746460896, ИНН 7707778246, далее - Министерство): |
Болдырев А.И. -представитель по доверенности от 01.11.2019, Искоростинская О.А. - генеральный директор;
Ермакова А.О. - представитель по доверенности от 01.08.2022; Михалин Д.А. - представитель по доверенности от 11.01.2022 N 4-2-11;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Клиника "Альтаир" на решение Арбитражного суда Орловской области от 14.06.2022 по делу N А48-9558/2021, принятое по заявлению ООО "Клиника "Альтаир" к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании незаконным уведомления об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и обязании переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: Министерство здравоохранения Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании незаконным уведомления от 13.07.2021 N 4-2/1735 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и обязании переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.06.2022 по делу N А48-9558/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на наличие оснований для переоформления лицензии в соответствии с заявлением от 11.06.2021.
В судебном заседании 30.09.2022 представители ООО "Клиника "Альтаир" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Департамента возражали против доводов апелляционной жалобы, признавали решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 07.10.2022.
В продолженном судебном заседании представители лиц поддержали ранее озвученные правовые позиции.
Министерство здравоохранения Российской Федерации явку представителя также не обеспечило.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ООО "Клиника "Альтаир" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 04.03.2019 N ЛО-57-01-001347 по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью, терапии; при оказании первичной специализированной и медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии.
15.06.2021 ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности от 04.03.2019 N ЛО57-01- 6 001347 путем включения в нее при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (использованию) вспомогательных репродуктивных технологий). К заявлению были приложены документы для переоформления лицензии согласно описи (т. 1 л.д. 128- 153, т. 2 л.д. 1-66).
В соответствии с решением от 15.06.2021 поступившее заявление было принято лицензирующим органом к рассмотрению.
На основании приказа от 16.06.2021 N 480 "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир" Департаментом проведена проверка с целью установления возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по заявлению ООО "Клиника "Альтаир" о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В ходе проверки должностные лица Департамента пришли к выводу о несоблюдении лицензиатом (соискателем лицензии) обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1) не соблюдение пункта "а" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в части: наличия зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям, а именно:
- отсутствует помещение малой операционной в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология". Малая операционная является необходимым помещением при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности. В соответствии с клиническими рекомендациями (медикаментозное прерывание беременности в 1 триместре) искусственное прерывание беременности медикаментозным методом проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на оказание акушерско-гинекологической помощи. В случае необходимости, данное лечебное учреждение должно иметь возможность оказания экстренной хирургической помощи,
- отсутствует помещение дневного стационара и/или стационара в соответствии с пунктом 99 приказа Минздрава России от 20 октября 2021 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской, помощи по профилю "акушерство и гинекология" прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5-2 часов после приема препаратов. Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания, беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины и составляет 3-4 часа. Искусственное прерывание беременности при сроке до двенадцати недель у женщин с клинически значимыми признаками истончения рубца на матке, миомой матки больших размеров, аномалиями развития половых органов при наличии тяжелых соматических заболеваний производится в условиях стационара,
- отсутствуют помещения, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (регистратура, кабинеты врачей-акушеров-гинекологов,. операционная, процедурная, эмбриологическая комната, помещение для сдачи спермы, клинико-диагностическая лаборатория, помещение ожидания для пациентов, ординаторская, помещение для хранения инвентаря, склад расходных материалов) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению";
2) не соблюдение пункта "б" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2019 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в часта: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке а именно:
- отсутствие необходимого оборудования в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности;
3) не соблюдение пункта "д" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16 апреля 8 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинским организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" в части: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), а именно:
- не представлены документы врачей специалистов: в соответствии с пунктом 103 приказа Минздрава России от 20 октября 2020 года N ПЗОн "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" искусственное прерывание беременности осуществляется с обязательным обезболиванием на основе информированного добровольного согласия женщины, что требует наличие врача-анестезиолога-реаниматолога;
- не представлены документы врачей специалистов: в соответствии с приложением N 2 к Порядку, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" врача-акушер-гинеколог (для проведения программы ЭКО), врача-анестезиолога-реаниматолога, врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинской сестры-анестезиста, медицинского регистратора, медицинского технолога, медицинского лабораторного техника, фельдшера-лаборанта, лаборанта.
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от 13.07.2021 и послужили основанием для направления Департаментом в адрес общества уведомления от 13.07.2021 N 4-2/1733 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности со ссылкой на несоблюдение заявителем подпунктов а, б, д пункта 4 Положения N 291.
Не согласившись с названным уведомлением, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Клиника "Альтаир" в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что у Департамента здравоохранения отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Общества по профилю "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)", акушерство и гинекология (использование вспомогательных репродуктивных технологий).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право 9 осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", действовавшим до 01.09.2021.
В пункте 4 Положения N 291 установлены лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Подпунктами а, б, д пункта 4 Постановления N 291 предусмотрено у соискателя лицензии:
- наличие зданий, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
- наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
- наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений (действовали до 10.09.2021).
Подпунктом 4 пункта 2 названных Требований предусмотрено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Как указано в части 3 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядок содержит стандарты оснащения медицинской организации.
Обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по данному виду работ (услуг), соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, намеренному осуществлять данный вид работ.
Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, далее - Перечень N 852), лицензированию подлежат работы (услуги) "по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)", акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" утвержден приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н, вступившим в силу с 01.01.2021.
Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что его действие настоящего Порядка распространяется на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 89 Порядка N 1130н медицинская помощь женщинам при искусственном прерывании беременности оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
Пунктом 92 Порядка N 1130н установлено, что обследование и подготовка пациентов для оказания медицинской помощи при искусственном прерывании беременности осуществляется на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи. Обследование женщин проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
Пунктом 99 Порядка N 1130н предусмотрено, что для прерывания беременности сроком до двенадцати недель могут использоваться кг хирургический, так и медикаментозный методы.
Прерывание беременности в сроки, предусмотренные клиническими рекомендациями медикаментозным методом, проводится врачом-акушером-гинекологом в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара с обязательным наблюдением женщины не менее 1,5-2 часов после приема лекарственных препаратов.
При медикаментозном методе прерывания беременности используют лекарственные препараты, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии инструкциями по медицинскому применению препаратов.
Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится врачом-акушером-гинекологом в условиях дневного стационара и стационарных условиях. Продолжительное наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины и составляет 3 - 4 часа.
Искусственное прерывание беременности при сроке до двенадцати недель у женщин с клинически значимыми признаками истончения рубца на матке, миомой матки больших размеров, аномалиями развития половых органов, при наличии тяжелых соматических заболеваний производится врачом акушером-гинекологом в стационарных условиях. Вопросы организации деятельности центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий регулируются Положением, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2022 N 803-н.
В пункте 10 названного Положения перечислена рекомендуемая структура Центра: регистратура; кабинеты врачей-акушеров-гинекологов; кабинет врача-уролога; кабинет врача ультразвуковой диагностики; смотровой кабинет; операционная; процедурная; эмбриологическая комната; помещение для сдачи спермы; клинико-диагностическая лаборатория; дневной стационар; стерилизационная; помещение криохранилища; помещение ожидания для пациентов; ординаторская;
Приложение N 3 к указанному Положению содержит стандарты оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий, в частности кабинета врача акушера - гинеколога; процедурной; операционной; эмбриологической комнаты; помещения для сдачи спермы.
Материалами дела подтверждается, что основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в переоформлении лицензии послужили следующие обстоятельства, установленные Департаментом:
- отсутствие помещения малой операционной в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология";
- отсутствие помещения дневного стационара и/или стационара;
- отсутствие помещений, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (регистратура, кабинеты врачей-акушеров-гинекологов,. операционная, процедурная, эмбриологическая комната, помещение для сдачи спермы, клинико-диагностическая лаборатория, помещение ожидания для пациентов, ординаторская, помещение для хранения инвентаря, склад расходных материалов);
- отсутствие необходимого оборудования в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности;
- не представлены документы врачей специалистов - врача-анестезиолога-реаниматолога;
- не представлены документы врачей специалистов: врача-акушер-гинеколог (для проведения программы ЭКО), врача-анестезиолога-реаниматолога, врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинской сестры-анестезиста, медицинского регистратора, медицинского технолога, медицинского лабораторного техника, фельдшера-лаборанта, лаборанта.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами Департамента относительно доказанности отсутствия у заявителя помещений, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий, а именно регистратуры, кабинетов врачей-акушеров-гинеколога, помещения для хранения инвентаря, склада расходных материалов, а также помещения ожидания для пациентов.
В частности, наличие вышеуказанных помещений подтверждается представленными заявителем фотоматериалами (т.1 л.д. 125-127). Вопрос о наличии регистратуры также подлежал выяснению в судебном заседании суда апелляционной инстанции, где представителем Департамента подтверждено наличие помещения регистратуры в помещении, арендуемом обществом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами Департамента об отсутствии необходимого оборудования в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности.
Так, в соответствии со Стандартом оснащения кабинета врача-акушера-гинеколога кабинетов специализированных приемов (за исключением кабинета врача-акушера-гинеколога для несовершеннолетних, кабинета функциональной диагностики и кабинета ультразвуковой диагностики), утвержденным Приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"" соискателю лицензии необходимо, в том числе следующее оборудование:
1. Анализатор допплеровский сердечно-сосудистой деятельности матери и плода малогабаритный
2. Аппарат для измерения артериального давления
3. Весы медицинские
4. Диспенсер для мытья и дезинфекции рук
5. Кольпоскоп
6. Контейнеры и емкости для сбора бытовых и медицинских отходов
7. Емкость для дезинфекции инструментария и расходных материалов
8. Контейнер для хранения стекол и доставки в лабораторию
9. Контейнер для хранения стерильных инструментов и материала
10. Кресло гинекологическое
11. Кушетка медицинская
12. Набор гинекологических инструментов
13. Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей
14. Противошоковая укладка
15. Ростомер
16. Сантиметровая лента
17. Светильник медицинский передвижной
18. Стетоскоп акушерский
19. Стетофонендоскоп
20. Стол медицинский манипуляционный для размещения инструмента, лекарственных препаратов и приборов
21. Стул медицинский
22. Стул медицинский винтовой
23. Тазомер
24. Термометр медицинский
25. Укладка для профилактики парентеральных инфекций
26. Холодильник медицинский
27. Ширма
28. Шкаф для медикаментов
29. Стол/шкаф для хранения инструментария и средств медицинского назначения
30. Шкаф для хранения медицинской документации
а также прочее оборудование:
1. Рабочее место врача - акушера-гинеколога с подключением к информационно-коммуникационной сети "Интернет"
2. Рабочее место медицинской сестры с подключением к информационно-коммуникационной сети "Интернет"
3. Персональный компьютер с принтером.
Проанализировав представленные заявителем документы, в том числе приложение N 1 к договору аренды от 30.12.2020 N 1/12 (т.1 л.д. 153), фотоматериалы (т.1 л.д. 118-127), товарные накладные (т. 2 л.д. 1-8) суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности выводов Департамента в части отсутствия вышеуказанного оборудования.
Вместе с тем, ошибочность выводов Департамента в данной части не свидетельствует о незаконности решения об отказе в переоформлении лицензии заявителя, выраженном в уведомлении от 13.07.2021 N 4-2/1735.
Материалами дела подтверждается отсутствие у соискателя лицензии помещения малой операционной в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", что свидетельствует о несоблюдении подпункта "а" пункта 4 Постановления N 291.
Также материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем отсутствие у соискателя лицензии помещения дневного стационара и/или стационара, что свидетельствует о несоблюдении обществом подпункта "а" пункта 4 Постановления N 291.
Доводы подателя жалобы об отсутствии необходимости в наличии помещения дневного стационара и/или стационара для осуществления испрашиваемого вида медицинской деятельности, поскольку ее осуществление возможно и в амбулаторных условиях со ссылкой на судебный акт Верховного Суда РФ основаны на неверном толковании норм права и правовой позиции Верховного Суда РФ.
Так, в Апелляционном определении Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ от 16.12.2021 N АПЛ21-469 указала, что ссылка общества на невозможность осуществления медицинской деятельности по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций в амбулаторных условиях ввиду того, что для выполнения названных работ требуются условия дневного стационара, а также наличие операционной, оснащенной соответствующим оборудованием, и трудовых договоров с врачами-специалистами, является несостоятельной.
Из норм действующего законодательства в сфере охраны здоровья граждан прямо следует, что медицинская деятельность по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) может оказываться в том числе амбулаторно. Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы исключал оказание медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций (в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи) в амбулаторных условиях, не имеется.
Таким образом, в рамках указанного спора судом было подтверждено право на осуществление оказание медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций в амбулаторных условиях.
Вместе с тем, указанный судебный акт не содержит выводов относительно возможности выдачи лицензии на оказание медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций (в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи) исключительно в амбулаторных условиях в отрыве от оказания соответствующей помощи в условиях стационара (дневного стационара).
Напротив, в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.09.2021 N АКПИ21-489 указывается, что ссылки общества на отказ Департамента здравоохранения Орловской области в переоформлении лицензии и судебные решения о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности сводятся к исключению возможности оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях, то есть к вопросу о целесообразности существующего правового регулирования, что не является предметом данного судебного разбирательства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, Минздравом России утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к данному положению.
Предметом указанного классификатора является соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи, установленными соответствующими порядками оказания медицинской помощи, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан.
Классификатор утверждается исключительно в целях его применения при оформлении лицензий и не устанавливает обязательных требований.
В соответствии со строками 5-6 указанного Классификатора первичная специализированная медико-санитарная помощь по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) осуществляется в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
При этом, как было отмечено в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.12.2021 N АПЛ21-469 условия оказания медицинской помощи в каждом конкретном случае определяются в зависимости от объема и сложности предстоящих медицинских вмешательств, наличия (отсутствия) сопутствующих заболеваний, медицинских показаний (противопоказаний).
Следовательно, при выдаче лицензии на осуществление соответствующих видов помощи уполномоченному органу надлежит исходить из того, что выбор, в каких условиях осуществлять оказание медицинской помощи будет определяться медицинской организацией в конкретном случае.
Вышеуказанное предопределено действующим правовым регулированием, не позволяющим осуществлять лицензирование медицинской деятельности по рассматриваемым направлениям отдельно для амбулаторных и стационарных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отсутствие у соискателя лицензии помещения дневного стационара и/или стационара в нарушение подпункта "а" пункта 4 Постановления N 291 является основанием для отказа заявителю в переоформлении лицензии.
Также суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда области о том, что Департаментом надлежащим образом доказано отсутствие у соискателя помещений, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий: операционной, процедурной, эмбриологической комнаты, помещения для сдачи спермы, клинико-диагностической лаборатории, что также свидетельствует о несоблюдении подпункта "а" пункта 4 Постановления N 291 и является основанием для отказа заявителю в переоформлении лицензии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о доказанности Департаментом отсутствия оборудования в соответствии со Стандартом оснащения дневного стационара для диагностики и лечения акушерской и гинекологической патологии, Стандартом оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий (ввиду, в том числе отсутствия у соискателя как таковых указанных отделений), что свидетельствует о несоблюдении подпункта "б" пункта 4 Постановления N 291 и является основанием для отказа заявителю в переоформлении лицензии.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о несоблюдении соискателем подпункта "д" пункта 4 Постановления N 291 отсутствия специалистов: врача-анестезиолога-реаниматолога, врача-акушера-гинеколога (для проведения программы ЭКО), врача-анестезиолога-реаниматолога, врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинской сестры-анестезиста, медицинского регистратора, медицинского технолога, медицинского лабораторного техника, фельдшера-лаборанта, лаборанта.
Отсутствие соответствующих специалистов обществом не опровергнуто, документы указанных специалистов ни Департаменту, ни суду не представлены.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа Департамента в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, выраженного в уведомлении от 13.07.2021 N 4-2/1735 на основании пунктов "а", "б", "д" пункта 4 Постановления N 291.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 14.06.2022 по делу N А48-9558/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Клиника "Альтаир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.