г. Челябинск |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А34-4994/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тюменской таможни на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.08.2022 по делу N А34-4994/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЛИГА-5С" - Анисимова Г.А. (директор в соответствии с приказом N 1 от 19.12.2017);
Тюменской таможни - Мальцева М.Х. (доверенность N 176 от 15.09.2022, диплом), Сулейманов Р.И. (доверенность N 298 от 29.12.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИГА-5С" (далее - ООО "ЛИГА-5С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Тюменской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 10503000-380/2022 от 15.03.2022, которым общество привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.08.2022 (резолютивная часть решения объявлена 10.08.2022) требования заявителя удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Таможня не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит следующие доводы: наличие в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения судом первой инстанции подтверждено; вывод суда первой инстанции о том, что общество не подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ ввиду состоявшегося привлечения к ответственности его руководителя, основан на неправильном толковании норм материального права; на момент совершения правонарушения и вынесения оспоренного постановления статья 2.1 КоАП РФ действовала в иной редакции, изменения в эту статью введены в действие 06.04.2021; дополнительным основанием для применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ является принятие юридическим лицом всех возможных мер для недопущения нарушения, и в настоящем случае это обстоятельство не подтверждено, вина общества доказана (еще в 2018 году общество трижды привлекалось к ответственности за совершение аналогичных правонарушений, а потому знало о наличии предусмотренной законом обязанности по своевременному представлению форм статистической отчетности, однако приступило к исполнению этой обязанности лишь после истечения установленного законом срока, при этом общество имело объективную возможность соблюсти нормативные требования), то есть, оснований для применения указанной нормы не имеется; то обстоятельство, что директор общества является единственным его работником, не исключает обязанности общества соблюдать установленные законом требования.
В судебном заседании представители таможни доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛИГА-5С" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1174501008736, основным видом его деятельности является торговля оптовая прочими машинами и оборудованием. С 10.01.2018 общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства со статусом - микропредприятие.
Между ООО "ЛИГА-5С" (продавец) и АО "Усть-Каменогорский завод" (покупатель, Казахстан) заключен договор поставки N 10/21 от 20.05.2021.
Во исполнение этого договора в декабре 2021 года заявитель отгрузил покупателю товар по счетам-фактурам (инвойсам): N 76 от 29.12.2021 (товар - "Прочие изделия прочие из черных металлов, прочие" код ТН ВЭД ЕАЭС 7326909807, на общую сумму 121500 руб.); N 75 от 29.12.2021 (товар - "Прочие изделия прочие из черных металлов, прочие" код ТН ВЭД ЕАЭС 7326909807, на общую сумму 318900 руб.); N 72 от 10.12.2021 (товар - "Прочие изделия прочие из черных металлов, прочие" код ТН ВЭД ЕАЭС 7326909807 на общую сумму 28125 руб.).
22.01.2022 ООО "ЛИГА-5С" с использованием электронной цифровой подписи, представило в Тюменскую таможню статистические формы учета перемещения указанного товара с системными номерами N ED20220122075339118, ED20220122075921855, ED20220122080342794, с регистрационными номерами 10503000/220122/С131132, 10503000/220122/С131133, 10503000/220122/С1 31134.
По фактам представления этих статистических форм с нарушением установленного законом срока таможней 28.02.2022 в отношении заявителя, в отсутствие извещенного надлежащим образом (уведомлением от 17.02.2022) руководителя общества, составлен протокол N 10503000-380/2022 об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Определением таможни от 05.03.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 15.03.2022.
Постановлением таможни от 15.03.2022 N 10503000-380/2022 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб. Постановление вынесено без участия законного представителя общества, но при его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (что подтверждается письмом общества от 11.03.2022).
Не согласившись с этим постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, однако, применив положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (с учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, смягчающего ответственность), посчитал невозможным привлечение общества к административной ответственности, поскольку за совершение этого же правонарушения к административной ответственности привлечено должностное лицо общества - его генеральный директор и единственный работник Анисимов Г.А.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ, таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 19.7.13 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; 2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители; 3) начальники таможен, их заместители; 4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами (часть 2 статьи 23.8 КоАП РФ).
В настоящем случае оспариваемое постановление вынесено в пределах полномочий, предоставленных должностному лицу таможенного органа.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения. Санкцией этой статьи предусмотрено назначение наказания в наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
Пунктом 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации.
В соответствии со статьей 278 Закона N 289-ФЗ, статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности. Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать статистические пороги учета товаров в статистике взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Пунктом 3 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила ведения статистики взаимной торговли), предусмотрено, что ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 210 "Об утверждении Методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза и Методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза, и включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, проверку достоверности представленных в статистической форме сведений, включая запрос у лица, указанного в пункте 5 Правил ведения статистики взаимной торговли, дополнительной информации, а также формирование, опубликование и представление данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации (пункт 4 Правил ведения статистики взаимной торговли).
Согласно пункту 5 Правил ведения статистики взаимной торговли, российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта.
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (пункт 6 Правил ведения статистики взаимной торговли).
Согласно пункту 9 Правил ведения статистики взаимной торговли, статформа представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии с представленными обществом документами, заявителем на основании договора поставки N 10/21 от 20.05.2021 отгрузило в Республику Казахстан товар по счетам-фактурам (инвойсам): N 76 от 29.12.2021; N 75 от 29.12.2021; N 72 от 10.12.2021 (товар - "Прочие изделия прочие из черных металлов, прочие" код ТН ВЭД ЕАЭС 7326909807 на общую сумму 28125 руб.).
С учетом срока, установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли, статистическая форма за отчетный период - декабрь 2021 года должна быть представлена обществом не позднее 21.01.2022.
В соответствии с КПС "Статистическое декларирование", дата фактического представления статистической формы - 22.01.2021.
Таким образом, статистическая форма учета перемещения товаров представлена с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли.
В соответствии с пунктом 16 Правил ведения статистики взаимной торговли, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Противоправное бездействие общества образует событие и объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "ЛИГА-5С" в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом.
Из обстоятельств совершения правонарушения усматривается, что заявитель не обеспечил выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством о таможенном регулировании и организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. При этом, ООО "ЛИГА-5С" имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства объективной невозможности исполнения требований действующего таможенного законодательства не представлены.
Общество указывает на то обстоятельство, что несвоевременное представление статформы было вызвано неисправностью цифрового носителя электронной подписи, что потребовало ее переоформление. Однако, во-первых, в подтверждение указанного обстоятельства обществом доказательства в материалы дела не представлены, а во-вторых, указанное обществом обстоятельство находится в пределах ответственности самого общества, которое обязано следить за исправностью носителя цифровой подписи и своевременно устранять возникшие неполадки. То есть, возражения общества в части его виновности в совершении правонарушения подлежат отклонению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в противоправном, виновном бездействии ООО "ЛИГА-5С" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. К аналогичному выводу пришел и суд первой инстанции.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, существенных нарушений, исключающих производство по административному делу, не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пунктов 18, 18.1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в силу формального состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13, может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом, подобное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных требованиями публичного права, выразившихся в нарушении срока предоставлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, посягает на установленный порядок в области таможенных правоотношений, а также экономическую безопасность Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Размер примененного штрафа в сумме 20000 руб. является обоснованным, соразмерным совершенному обществом правонарушению и соответствует минимальному размеру штрафа для юридических лиц по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), вступившим в силу 06.04.2022, в статью 2.1 КоАП РФ введена часть 4, в соответствии с которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Применив к рассматриваемой ситуации положения этой нормы (с учетом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, смягчающего административную ответственность), и установив, что постановлением таможни от 15.03.2022 N 10503000-385/2022 генеральный директор общества Анисимов Г.А. привлечен к административной ответственности за совершение этого же правонарушения с назначением административного наказания в виде наложения штрафа в размере 10000 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности привлечения общества к ответственности, в связи с чем признал незаконным и отменил оспоренное постановление.
При этом, отклоняя довод таможни о невозможности применения в настоящем случае части 4 статьи 2.1 КоАП РФ ввиду того, что обществом не были приняты все зависящие от него меры для исполнения нормативных требований, суд первой инстанции указал на то, что генеральный директор Анисимов Г.А. является единственным работником общества, и возможность представления обществом статформ через иное физическое лицо не подтверждена.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией суда первой инстанции, поскольку такая позиция противоречит выводам этого же суда о доказанности материалами дела вины общества в совершении вмененного ему правонарушения, поскольку в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ вина юридического лица как раз и заключается в непринятии им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, при наличии у него возможности для их соблюдения.
Поскольку, как указано выше, материалами дела подтверждены факты наличия у заявителя объективной возможности для соблюдения нормативных требований, регламентирующих срок представления статформ, и непринятия им всех возможных мер для соблюдения этих требований, оснований для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ в рассматриваемой ситуации не имеется.
Законом N 70-ФЗ в КоАП РФ введена также статья 4.1.2, предусматривающая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Частью 3 указанной статьи КоАП РФ установлено, что размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.
Как указано выше, заявитель с 2018 года включен в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в статусе микропредприятия.
В то же время, назначенное административным органом наказание (административный штраф в размере 20000 руб.) не превышает пределов административного наказания, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ (от 10000 руб. до 25000 руб.), а потому оснований для изменения оспоренного постановления в части размера примененного наказания с учетом указанной нормы не имеется.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в действующей редакции) предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела следует, что ранее заявитель уже привлекался к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений (постановления таможни от 06.06.2018 N 10503000-268/2018, N 10503000-269/2018 и N 10503000-270/2018), что исключает возможность замены административного штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах оспоренное постановление административного органа следует признать законным и обоснованным, в связи с чем заявленные обществом требования об отмене этого постановления являются необоснованными.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба таможни подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.08.2022 по делу N А34-4994/2022 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ЛИГА-5С" о признании незаконным и отмене постановления Тюменской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.03.2022 N 10503000-380/2022 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4994/2022
Истец: ООО "ЛИГА-5С"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Уральское таможенное управление Тюменская таможня