18 октября 2022 г. |
Дело N А84-5004/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маркет+" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 апреля 2022 года по делу N А84-5004/2021, принятому по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркет+" к Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, при участии заинтересованного лица - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - прокуратуры Балаклавского района города Севастополя об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маркет+" (далее - заявитель общество, ООО "Маркет+") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением об оспаривании постановления, вынесенного Управлением по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю (далее - административный орган, Управление, УВМ УМВД России по г. Севастополю) N 0223 от 06.07.2021 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 рублей. К участию в деле судом привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю и прокуратура Балаклавского района города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.04.2022 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, размер административного штрафа снижен до 125 000 рублей; в удовлетворении остальной части требований общества - отказано; производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении - прекращено.
В апелляционной жалобе ООО "Маркет+" указывает на то, что в рамках одной проверки административным органом был выявлен факт привлечения к трудовой деятельности пяти граждан Республики Узбекистан без патента, подтверждающего право на временное осуществление трудовой деятельности на территории города Севастополя. Вместе с тем, Управлением по каждому из допущенных нарушений (по каждому гражданину иностранного государства) в рамках проведенной проверки вынесено отдельное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, и, соответственно, отдельное постановление о привлечении к административной ответственности, что по мнению апеллянта не свидетельствует о совершении им нескольких самостоятельных административных правонарушений, поскольку в данном случае ООО "Маркет+" совершило однократное деяние, имеющее признаки одного состава правонарушения. Податель апелляционной жалобы в целях исключения двойной ответственности общества за одно и то же административное правонарушение (нарушение требований о запрете привлечения к трудовой деятельности граждан без патента, подтверждающего право на временное осуществление трудовой деятельности на территории города Севастополя, выявленное в рамка одной проверки, в один день, тем же лицом), просит оспариваемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю в отзыве против доводов апеллянта возражает, просит оставить без изменения состоявшееся по данному делу решение как законное и обоснованное.
Апеллянт и Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю участвующие в деле явку уполномоченных представителей в итоговое судебное заседание не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии своих полномочных представителей. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц на основании имеющихся в деле материалов.
Повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам прокурорской проверки, проведенной в отношении общества на предмет соблюдения требований Федерального закона от 18.07.2016 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что ООО "Маркет+" на объекте "Реконструкция стадиона "Горняк" по адресу: г. Севастополь, ул. Новикова, д. 20, привлекло к осуществлению трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан Курбонова Фахриддина Ашраматовича, 13.03.1983 года рождения, не имеющего патента на работу на территории города Севастополя.
В отношении указанного иностранного гражданина инспектором по особым поручениям отдела миграционного контроля УВМ УМВД России по г. Севастополю Зарубиным М.В. был составлен протокол об административном правонарушении N 0223 от 17.06.2021, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.10 КоАП РФ.
Постановлением начальника УВМ УМВД России по г. Севастополю Протасовой М.В. по делу об административном правонарушении N 0223 от 17.06.2021 указанный иностранный гражданин был признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Установив, что общество в нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) привлекло к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан при отсутствии у него патента, необходимого для осуществления трудовой деятельности на территории города Севастополя, заместителем прокурора Балаклавского района города Севастополя 25.06.2021 вынесено постановление N0259 о возбуждении в отношении ООО "Маркет+" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, с направлением материалов дела на рассмотрение по существу в УВМ УМВД России по г. Севастополю в порядке статьи 23.3 КоАП РФ.
06.07.2021 начальником УВМ УМВД России по г. Севастополю Протасовой М.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0223, которым ООО "Маркет+" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ООО "Маркет+" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава вмененного обществу административного правонарушения; не установил существенных нарушений в рамках административной процедуры; констатировал привлечение общества к ответственности в установленные сроки; а равно отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным либо замены штрафа на предупреждение (статьи 2.9, часть 2 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ), при этом суд посчитал возможным применить положения частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизил размер назначенного обществу штрафа до 125 000 рублей.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, позицию административного органа, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со взаимосвязанными положениями части 6 статьи 205 АПК РФ и частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В абзаце 3 пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 11) разъяснено, что противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения. Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статья 18.15 КоАП включена в главу 18 КоАП РФ "Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации".
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ установлена ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу представляет собой документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу пункта 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения указанного правонарушения выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения (пункт 20 постановления Пленума ВАС РФ N 11).
Таким образом, использование труда иностранного гражданина, не имеющего соответствующего патента на работу, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд первой инстанции исходил из требований статьи 210 АПК РФ и статьи 18.15 КоАП РФ (части 1 и примечания), противоправности привлечения обществом к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина в отсутствие у этого гражданина разрешения на работу либо патента (статья 2 Закона N 115-ФЗ).
При этом субъектом административного правонарушения является непосредственно общество, осуществившее допуск к выполнению работ иностранного гражданина, не имеющего патента.
Статус Курбонова Ф.А. как иностранного гражданина, имеющего гражданство Республики Узбекистан, и осуществление им трудовой деятельности на объекте "Реконструкция стадиона "Горняк" по адресу: г. Севастополь, ул. Новикова, д. 20, где обществом осуществлялась экономическая деятельность, в полном объеме подтверждается материалами административного дела, не оспаривается сторонами.
Установленные признаки противоправного деяния получили надлежащую судебную оценку применительно к материалам административного производства, требованиям Закона N 115-ФЗ и положениям статей 1.5, 2.1, 18.15 КоАП РФ.
При исследовании вопроса соблюдения порядка привлечения общества к административной ответственности суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проверка проведена прокуратурой в соответствии с требованиями Закона N 115-ФЗ и КоАП РФ; постановление вынесено уполномоченным лицом административного органа по установленной форме, при соблюдении требований статей 25.1, 28.4, 28.8, 29.10, 30.1 - 30.3 КоАП РФ.
В данном случае существенных нарушений административным органом порядка рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь в качестве последствия отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Виновность общества оценена административным органом и судом первой инстанции с учетом критериев вины юридического лица, как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению соответствующих нормативных требований.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно не усмотрел.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Между тем, суду первой инстанции следовало принять во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Данное конституционное положение имеет общее значение и распространяется на законодательство об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу 06.04.2022 Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Исходя из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 37), в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ N 37 разъяснено, что если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Апелляционной коллегией установлено, что по результатам проверки, проведенной на основании решения о проведении проверки от 24.06.2021 N 67 прокуратурой Балаклавского района города Севастополя 25.06.2021 в отношении ООО "Маркет+" было возбуждено пять дел об административном правонарушении по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ. Указанные правонарушения, а именно привлечение к выполнению работ пятерых граждан иностранного государства, выявлены прокуратурой в рамках одной проверки, в один день, предметом проверки являлось соблюдение требований Федерального закона от 18.07.2016 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
В последующем, Управлением 06 июля 2021 года вынесено пять постановлений по делу об административном правонарушении за номерами 0222, 0224, 0225, 0226, в том числе и обжалуемое в рамках данного дела постановление N 0223.
Названными выше постановлениями общество привлечено к административной ответственности до вступления в законную силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
При этом норма части 5, введенной в статью 4.4 КоАП РФ с 06.04.2022 Законом N 70-ФЗ, улучшает положение общества. Само по себе составление различных постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, основанных на результатах одного контрольного (надзорного) мероприятия, об обратном не свидетельствует.
Вместе с тем, коллегией судей установлено, что в рамках дел А84-5005/2021, А84-5003/2021, А84-5006/2021 и А84-5007/2021 обществом обжалованы вышеуказанные постановления Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А84-5003/2021 постановление Управления от 06.07.2021 N 0222 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Маркет+" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, размер административного штрафа снижен до 125 000 рублей. Решение суда по данному делу вступило в законную силу, сведений об его исполнении обществом и административным органом не представлено.
Решениями Арбитражного суда города Севастополя от 27.04.2022 по делам А84-5005/2021, А84-5006/2021, А84-5007/2021 оспариваемые в рамках данных дел постановления Управления также изменены в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, размер административного штрафа снижен до 125 000 рублей.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ N 37).
Принимая во внимание, что на сегодняшний день обжалуемое постановление обществом не исполнено, доказательств иного в материалы дела не представлено, административным органом доводов об обратном не заявлено, а также учитывая наличие вступившего в законную силу судебного акта по делу N А84-5003/2021, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, основания для удовлетворения апелляционной жалобы не установлены.
При этом суд апелляционной инстанции полагает возможным признать оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 0223 от 06.07.2021 о привлечении ООО "Маркет+" к административной ответственности - не подлежащим исполнению.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционной жалобы на решение об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 апреля 2022 года по делу N А84-5004/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маркет+" - без удовлетворения.
Признать постановление Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю по делу об административном правонарушении N 0223 от 06.07.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Маркет+" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ - не подлежащим исполнению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5004/2021
Истец: ООО "Маркет+"
Третье лицо: Прокуратура Балаклавского района города Севастополя, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю