г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А40-115801/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ГУП Республики Крым "Крымэнерго"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-115801/22
по заявлению ГУП Республики Крым "Крымэнерго"
к ФАС России
третьи лица: 1) АО "Крымэнерго", 2) Крымское УФАС России,
о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 13.05.2022,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Е.А. Усачева по дов. от 17.08.2022; |
от третьих лиц: |
1) С.С. Мацкевич по дов. от 30.11.2021; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ФАС России (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 13.05.2022 о рассмотрении жалобы АО "Крымэнерго" на постановление Крымского УФАС России от 10.02.2022 по делу N 082/04/9.21-2336/2021 об административном правонарушении.
Решением суда от 03.08.2022 требования Предприятия оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель АО "Крымэнерго" поддержал решение первой инстанции в полном объеме.
Представитель заявителя и Крымского УФАС России в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Крымского УФАС России от 10.02.2022 по делу N 082/04/9.21-2336/2021 об административном правонарушении (далее - Постановление) АО "Крымэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 101 000 (сто одна тысяча) рублей.
Решением ФАС России от 13.05.2022 была удовлетворена жалоба АО "Крымэнерго", постановление Крымского УФАС России от 10.02.2022 по делу N 082/04/9.21-2336/2021 об административном правонарушении отменено, производство по делу N 082/04/9.21- 2336/2021 об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (далее - Решение).
Не согласившись с указанным Решением, заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 41 Правил сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:
- сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями; - для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д", "ж" и "з" пункта 25 настоящих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении;
- решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти о реализации мероприятий по обеспечению вывода объекта по производству электрической энергии (мощности) из эксплуатации и выданными на его основании сетевой организацией техническими условиями вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) установлена необходимость осуществления мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации.
В соответствии с пунктом 13(1) Правил в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 настоящих Правил, должно быть указано, в том числе, основание (основания) подачи заявки, предусмотренное пунктом 41 настоящих Правил, а также сведения, подтверждающие наличие такого основания (сведения об общей максимальной мощности энергопринимающих устройств, присоединенных (присоединяемых) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, подающей заявку на основании абзаца второго пункта 41 настоящих Правил, и (или) сведения о включении указанной сетевой организацией в технические условия для заявителя мероприятий на объектах смежной сетевой организации, и (или) сведения о включении мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), выданные сетевой организацией в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 86 "Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
При этом в целях определения условий, обязывающих сетевую организацию подать заявку в смежную сетевую организацию, пунктом 43 Правил установлены специальные требования в отношении сетевых организаций.
Так, сетевая организация обязана уведомить вышестоящую смежную сетевую организацию:
- об объеме максимальной мощности к своим сетевым объектам на 1-е число месяца, следующего за кварталом (срок представления указанных сведений составляет 10 рабочих дней с 1-го числа месяца, следующего за кварталом);
- о суммарной максимальной мощности за прошедший квартал, указанной в полученных от заявителей заявках на технологические присоединения к ее сетевым объектам и заключенных договорах на технологическое присоединение за прошедший квартал (срок представления указанных сведений составляет 20 рабочих дней с 1-го числа месяца, следующего за кварталом);
- об указанных данных, полученных от других смежных организаций, с указанием их центра питания (срок представления указанных сведений составляет 20 дней с даты поступления данных от смежных организаций).
В силу Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, документами, определяющими объем максимальной мощности, являются документы о технологическом присоединении.
Как установлено судом, Заявитель направил 14.09.2021 в адрес смежной сетевой организации - АО "Крымэнерго" заявку на технологическое присоединение электрических сетей к электрическим сетям Общества в связи с необходимостью включения мероприятий на объекте АО "Крымэнерго" (ПС ПО кВ Дарсан) в технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям заявителя энергопринимающих устройств ООО "Табачок", расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ш. Южнобережное, в районе хлебокомбината, кадастровый N 90:25:000000:2273 (далее - Заявка), из которой следовало, что она подана в соответствии с пунктом 13(1) Правил, на основаниях, предусмотренных пунктом 41 Правил.
Согласно материалам дела, заявка Предприятия, полученная Обществом вместе с сопроводительным письмом от 04.10.2021 N 1303/34015, и приложенные к ней сведения и документы были рассмотрены и проверены АО "Крымэнерго" на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10, и 12-14 Правил.
Из материалов дела усматривается, что Общество письмом от 07.10.2021 N ГД1849 указало на необходимость оформления Заявки в соответствии с требованиями Правил.
Заявитель, посчитав, что АО "Крымэнерго" указанным выше письмом отказало ему в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств по причинам отсутствия оснований для подачи Заявки, а такой отказ в приеме и рассмотрении Заявки является необоснованным и нарушающим положение абзаца 5 пункта 43 Правил, обратился с жалобой в Крымское УФАС России на действия Общества.
Постановлением Крымского УФАС России, мотивированным тем, что отказ (уклонение) АО "Крымэнерго" в заключении с Заявителем договора об осуществлении технологического присоединения является нарушением пунктов 6, 11, 43 Правил, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, рассмотрев жалобу на указанное Постановление, ФАС России установлено, что в соответствии с актом о технологическом присоединении от 04.09.2020 N 1303/59-АТП Заявитель имеет технологическое присоединение к объектам АО "Крымэнерго", в том числе, ПС 110 кВ "Дарсан".
При этом, указание на максимальную мощность технологического присоединения с распределением по точкам присоединения, предусмотренное типовой формой акта о технологическом присоединении, утвержденной Приложением N 1 к Правилам, в указанном акте о технологическом присоединении отсутствует.
Таким образом, ФАС России пришло к выводу о том, что определить приведет/не приведет выполнение мероприятий на объекте АО "Крымэнерго" (ПС ПО кВ Дарсан) по электротехническому и сетевому строительству к увеличению максимальной мощности, согласованной между Обществом и Заявителем, не представляется возможным.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ни из материалов дела N 082/04/9.21-2336/2021 об административном правонарушении, ни из Постановления Крымского УФАС России не следует, что у Предприятия возникли основания для обращения в адрес АО "Крымэнерго" с заявкой на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 41 Правил.
При этом, подача заявки и заключения договора об осуществлении технологического присоединения в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7, 8, 10, 15 Правил.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении Заявки Предприятия на предмет ее соответствия пунктам 7, 8, 10, 15 Правил АО "Крымэнерго" был выявлен факт отсутствия предусмотренных соответствующими пунктами Правил документов (сведений).
Так, по результатам рассмотрения Обществом Заявки Предприятия был выявлен факт отсутствия сведений, требуемых пунктом 13(1) Правил, а именно:
- в заявке отсутствует указание на мероприятия, предусмотренные подпунктами "в" - "д", "ж" и "з" пункта 25 Правил;
- к заявке не приложены технические условия, подтверждающие необходимость выполнения мероприятий, предусмотренные подпунктами "в" - "д", "ж" и "з" пункта 25 Правил;
- в заявке в графе "ранее присоединенная в данной точке присоединения мощность" стоит прочерк с указанием, что точка присоединения отсутствует, что технологическое присоединение в связи с превышением (либо непревышением) согласованного объема максимальной мощности.
При этом в Заявке Предприятия идет речь о создании новой точки присоединения (балансового разграничения).
Таким образом, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что Заявка была подана с нарушением Правил, на данное обстоятельство Общество указало в своем письме от 07.10.2021 N ГД-1849, а также Заявителю во исполнение пункта 15 Правил предложено оформить Заявку в соответствии с Правилами, которое последним оставлено без внимания.
С учетом изложенного, суд соглашается с позицией антимонопольного органа в части того, что АО "Крымэнерго" были предприняты все необходимые меры для направления оферты Заявителю, а выводы Постановления Крымского УФАС России о нарушении Обществом пунктов 6, 11, 43 Правил не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела N 082/04/9.21-2336/2021 об административном правонарушении доказательствам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
По мнению суда, в оспариваемом Решении антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что в рассматриваемых действиях Общества отсутствует нарушение Правил и, как следствие, отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, о том, что Постановление Крымского УФАС России обосновано отменено ФАС России.
Все доводы заявителя отклоняются судом, так как они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом как направленные на уклонение от административной ответственности.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-115801/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115801/2022
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭНЕРГО"
Ответчик: ФАС России
Третье лицо: АО "КРЫМЭНЕРГО", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ