г. Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А41-72436/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Элиспродсервис"- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Элиспродсервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.07.2022 по делу N А41-72436/21 по иску ООО "Элиспродсервис" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по г. Москве о признании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭлисПродсервис" (далее - ООО "ЭлисПродсервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган), Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по г. Москве (далее - ГУ ФССП по г. Москве) с заявлением:
- признать незаконным бездействие Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве по не направлению в Росреестр (Управление Росреестр по Московской области) копии постановления от 02.06.2021 о снятии запрета на совершение действий по регистрации в рамках материалов исполнительного производства N 3922308/20/77043-ИП от 29.09.2021;
- признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по погашению записей ЕГРН о запрете регистрационных действий (запрещению регистрации/аресте) со следующих объектов недвижимости, принадлежащих ООО "ЭлисПродсервис"на праве собственности: земельный участок 724 кв. м, к. н. 50:26:0180102:26, земельный участок 4704 кв. м, к. н. 50:26:0180102:27, земельный участок 1736 кв. м, к. н. 50:26:0180102:275, земельный участок площадью 13272 кв. м, к. н. 50:26:0180102:276, земельный участок площадью 17050 кв. м, к. н. 50:26:0180102:29, расположенные по адресу: Московская область, Наро-Фоминский р-н, г.п. Селятино, д. Софьино; здание площадью 171,1 кв. м, к. н. 50:26:0000000:22154, нежилое здание площадью 2189,3 кв. м, к. н.: 50:26:0000000:22160, по адресу: Московская область, Наро-Фоминский городской округ, стр. 340; нежилое здание площадью 7669,3 кв. м, к. н. 50:26:0180101:1994, адрес Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе, уч.2; нежилое здание площадью 172,5 кв. м, к. н. 50:26:0180101:2022; адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе; нежилое здание площадью 85 кв. м, к. н. 50:26:0180101:660, нежилое здание площадью 103,1 кв. м, к. н. 50:26:0180101:735, расположенные по адресу: Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Софьино; нежилое здание площадью 43,3 кв. м, к. н. 50:26:0180102:78, по адресу: Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе, стр. 4; сооружения с к. н. 50:26:0180102:71, 50:26:0180102:72, 50:26:0180102:73, расположенные по адресу: Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЭЛИСПРОДСЕРВИС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Заявитель считает вышеуказанное решение незаконным и подлежащим отмене в соответствии с пунктами ч. 1 ст. 270 АПК РФ - в связи с неполным выяснением судом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПН ГУ ФССП России по г. Москве возбуждено исполнительное производство от 29.09.2020 N 3922308/20/77043-ИП в отношении ООО "ЭлисПродсервис" по взысканию задолженности в размере 705 575,32 руб., исполнительского сбора в размере 49 390,27 руб. на основании акта N 10643 от 15.09.2020.
10.02.2021 в рамках указанного исполнительного производства было вынесено постановление N 2000151666/7743 о наложении ареста на объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "ЭлисПродсервис":
- земельный участок площадью 724 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180102:26, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Софьино;
- земельный участок площадью 4704 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180102:27, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Софьино;
- земельный участок площадью 1736 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180102:275, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Софьино;
- земельный участок площадью 13272 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180102:276, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Софьино;
- земельный участок площадью 17050 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180102:29, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Софьино;
- здание площадью 171,1 кв. м с кадастровым номером 50:26:0000000:22154, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Софьино, 49-км Киевского шоссе;
- нежилое здание площадью 2189,3 кв. м с кадастровым номером 50:26:0000000:22160, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км Киевского шоссе, стр. 3;
- нежилое здание площадью 7669,3 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180101:1994, адрес Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе, уч. 2;
- нежилое здание площадью 172,5 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180101:2022, адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе;
- нежилое здание площадью 85 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180101:660, адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Софьино;
- здание 103,1 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180101:735, адрес: Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Софьино;
- здание 43,3 кв. м с кадастровым номером 50:26:0180102:78, адрес: Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе, стр. 4;
- сооружение с кадастровым номером 50:26:0180102:71, адрес: Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе;
- сооружение с кадастровым номером 50:26:0180102:72, адрес: Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе;
- сооружение с кадастровым номером 50:26:0180102:73, адрес: Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, д. Софьино, 49 км. Киевского шоссе.
02.06.2021 вынесены постановление о прекращении исполнительного производства в отношении ООО "ЭлисПродсервис" и постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации вышеуказанных объектов недвижимого имущества заявителя, в том числе здания с кадастровым номером 50:26:0000000:22160.
В постановлении о снятии запрета на совершение действий по регистрации было указано о направлении данного документа в регистрирующий орган посредством электронного информационного межведомственного взаимодействия.
В течение 3 рабочих дней данные постановления подлежали направлению по каналам электронного взаимодействия ФССП в адрес Управления Росреестра по Московской области в соответствии с соглашением от 10.07.2015 N 007/20/25 (ВЕБ-СЕРВИС) для снятия арестов с недвижимого имущества.
В связи с тем, что по данным электронных ресурсов Управления Росреестра по Московской области ограничения сняты не были, 05.08.2021 ООО "ЭлисПродсервис" был получен в МОСП по ИПН ГУ ФССП России по г. Москве и подан в МКУ "МФЦ Наро-Фоминского городского округа" Московской области оригинал постановления от 02.06.2021 о снятии арестов, поручение на имя генерального директора ООО "ЭлисПродсервис" от МОСП по ИПН ГУ ФССП России по г. Москве на подачу данного постановления.
В МКУ "МФЦ Наро-Фоминского городского округа" Московской области поданы заявления о прекращении ограничений прав на объекты недвижимости и обременении объекта недвижимости N MFC-0555/2021-1764352-1, MFC-0555/2021-1764681-1, MFC-0555/2021-1764733-1, MFC-0555/2021-1764816-1, MFC-0555/2021-1764892-1, MFC-0555/2021-1764940-1, MFC-0555/2021-1764996-1, MFC-0555/2021-1765058-1, MFC-0555/2021-1765098-1, MFC-0555/2021-1765164-1, MFC-0555/2021-1765208-1, MFC-0555/2021-1765267-1, MFC-0555/2021-1765311-1, MFC-0555/2021-1765383-1, MFC-0555/2021-1765445-1 с предоставлением постановления о снятии запрета от 02.06.2021 и поручения судебного пристава-исполнителя.
10.08.2021 Наро-Фоминским отделом Управления Росреестра по Московской области были вынесены уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в связи с тем, что копия постановления об отмене ареста имущества должника должна быть представлена в регистрирующий орган только непосредственно судебным приставом-исполнителем либо направлена им почтовой связью.
На основании поданного заявления N MFC-0555/2021-1764940-1 от 05.08.2021 был снят арест с одного из объектов недвижимости с кадастровым номером 50:26:0000000:22154.
Государственная регистрация прекращения запрета в отношении иных объектов недвижимости была приостановлена по причине непоступления в орган регистрации прав актов об отмене ранее наложенного запрета в установленном порядке.
В адрес ООО "ЭлисПродсервис" поступило письмо Управления Росреестра по Московской области от 06.09.2021 г. исх. N 020-4068121, в котором была подтверждена правомерность вынесенного решения о приостановлении государственной регистрации в связи с нарушением порядка поступления постановления о снятии ареста, установленного статьей 32 Закона о регистрации.
09.09.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПН ГУ ФССП России по г. Москве было вынесено постановление об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления ООО "ЭлисПродсервис" об отмене запрета на регистрационные действия, в соответствии с которым было постановлено удовлетворить жалобу ООО "ЭлисПродсервис" и повторно нарочно отправить в МФЦ документы по отмене запрета.
В адрес ООО "ЭлисПродсервис" поступило письмо из центрального аппарата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.09.2021 исх. N 14-13593/21, согласно содержанию которого в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 статьи 8 Закона о регистрации), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона о регистрации вносятся в уведомительном порядке.
Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия предусмотрены статьями 32 - 34 Закона о регистрации.
Частью 1 статьи 33 Закона о регистрации установлено, что в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 Закона о регистрации сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 Закона о регистрации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма которого утверждена приказом от 19.08.2020 N П/0310.
При этом согласно части 21 статьи 32 Закона о регистрации за непредставление указанных в частях 1 - 11, 13 - 15, 15.1, 15.2 статьи 32 Закона о регистрации документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, указанные в статье 32 Закона о регистрации (за исключением суда), несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на указанные в части 1 статьи 33 Закона о регистрации заявления в силу прямого в ней указания распространяется только порядок подачи заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, однако этой нормой не предусмотрено распространение порядка рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на заявления, указанные в части 1 статьи 33 Закона о регистрации (включая основания для приостановления), учитывая также, что для таких заявлений статьей 33 Закона о регистрации установлены иной порядок и результаты их рассмотрения.
Так, в соответствии с частями 4, 5 статьи 33 Закона о регистрации регистрирующий орган:
- отказывает во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования; в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица направляет такому лицу уведомление о внесении сведений в ЕГРН в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Таким образом, частью 4 статьи 33 Закона о регистрации не предусмотрено принятие решений о приостановлении по основаниям, указанным в части 1 статьи 26 Закона о регистрации, по результатам рассмотрения заявлений, поданных в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о регистрации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о регистрации орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 статьи 33 Закона о регистрации, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в свою очередь, органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 Закона о регистрации (часть 3 статьи 33 Закона о регистрации).
В соответствии с частью 3 статьи 7.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, учитывая положения Закона N 210-ФЗ, в случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока (не превышающего пять рабочих дней), регистрирующий в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о регистрации отказывает во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 статьи 33 Закона о регистрации.
Учитывая изложенное, письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии исх. N 14-13593/21 от 21.09.2021 Управлению Росреестра по Московской области было предписано:
- провести проверки в том числе в соответствии Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по фактам несвоевременного направления запроса в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов и принятия решения о приостановлении по заявлениям, представленным в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о регистрации;
- о принятых по итогам проверок к должностным лицам Управления Росреестра по Московской области мерах доложить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- обеспечить надлежащее взаимодействие с подразделениями Федеральной службы судебных приставов и до 01.10.2021 проинформировать заявителя (в копии - Росреестр) об актуальности запретов, зарегистрированных в отношении указанных в обращении объектов недвижимого имущества;
- обеспечить впредь принятие решений по результатам рассмотрения заявлений, поданных в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, в порядке, предусмотренном частями 4, 5 статьи 33 Закона N 218-ФЗ.
Письмом Управления Росреестра по Московской области от 27.09.2021 N 07а-0428/21 ООО "ЭлисПродсервис" было сообщено о том, что регистрирующий орган направил повторный запрос о подтверждении выдачи постановления о снятии запрета на совершение действий по регистрации от 02.06.2021 по исполнительному производству N 3922308/20/77043-ИП от 29.09.2020, установленного постановлением от 10.02.2021.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "ЭлисПродсервис" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания незаконным бездействия заинтересованных лиц.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно позиции ООО "ЭлисПродсервис" на протяжении 4 месяцев в нарушение положений статей 129, 131, 209 ГК РФ заявитель лишен возможности в полном объеме реализовывать свое право собственности на объекты недвижимости, что приводит к невозможности использовать данные объекты для осуществления предпринимательской деятельности.
ООО "ЭлисПродсервис" полагает, что бездействием должностных лиц Управления ФССП по г. Москве нарушены положения статьи 2, пунктов 2, 5 статьи 4, пункта 4 статьи 44, части 6 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", что существенно нарушило право ООО "ЭлисПродсервис" на свободное владение и распоряжение принадлежащего заявителю недвижимого имущества. Бездействием должностных лиц Управления Росреестра по Московской области нарушены положения части 3 статьи 7.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статьи 32, части 4 статьи 33, статьи 34 Закона о регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества.
Согласно статье 34 Закона о регистрации орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу части 2 статьи 33 Закона о регистрации регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
На основании пункта 6 части 1 статьи 66 Закона о регистрации регистрирующий орган несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В обоснование заявленных требований ООО "ЭлисПродсервис" указывает, что бездействие заинтересованных лиц по невыполнению законных обязанностей о погашении по снятию арестов с недвижимого имущества заявителя влечет за собой существенное ущемление прав ООО "ЭлисПродсервис", убытки, ставит под угрозу своевременное погашение налоговых задолженностей.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Под бездействием понимается виновное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей.
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 1 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Между тем, постановлением ГУ ФССП по г. Москве о снятии запрета на совершение действий по регистрации от 02.06.2021 отменены меры по запрету на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении объектов с кадастровыми номерами 50:26:0180102:26, 50:26:0180102:27, 50:26:0180102:275, 50:26:0180102:275, 50:26:0180102:29, 50:26:0000000:22154, 50:26:0000000:22160, 50:26:0180101:1994, 50:26:0180101:2022, 50:26:0180101:660, 50:26:0180101:735, 50:26:0180102:78, 50:26:0180102:71, 50:26:0180102:72, 50:26:0180102:73.
Поскольку ГУ ФССП по г. Москве совершены действия по направлению копии постановления от 02.06.2021 о снятии запрета на совершение регистрационных действий в регистрирующий орган, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии на стороне ГУ ФССП по г. Москве неправомерного бездействия, не соответствующего закону и нарушающего права и законные интересы заявителя.
Кроме того, как следует из представленных Управлением Росреестра по Московской области в материалы дела доказательств, на момент рассмотрения спора, наложенные в отношении объектов недвижимости, принадлежащих ООО "ЭлисПродсервис" на праве собственности, с кадастровыми номерами 50:26:0180102:26, 50:26:0180102:27, 50:26:0180102:275, 50:26:0180102:275, 50:26:0180102:29, 50:26:0000000:22154, 50:26:0000000:22160, 50:26:0180101:1994, 50:26:0180101:2022, 50:26:0180101:660, 50:26:0180101:735, 50:26:0180102:78, 50:26:0180102:71, 50:26:0180102:72, 50:26:0180102:73, запреты (ограничения) сняты.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая решение о признании незаконным бездействия службы государственной регистрации, кадастра и картографии, суд устраняет нарушение прав заявителя, а не компенсирует ему каким-либо образом нарушение его прав, имевших место до судебного разбирательства.
Поэтому и в статье 201 АПК РФ речь идет о действиях, которые нарушают, а не нарушали права заявителя.
Если заинтересованное лицо или иные лица, во внесудебном порядке устранили нарушение прав заявителя до вынесения судебного решения, а заявитель добровольно не отказался от своих требований, таким образом требования удовлетворению не подлежат.
Обстоятельства, подтверждающие уклонение Управления Росреестра по Московской области от исполнения публичных полномочий, не установлены. Доказательства обратного не представлены, в материалах настоящего дела таковые не имеются.
Кроме того, доказательств несения заявителем неблагоприятных последствий на момент рассмотрения дела в материалы дела не представлено, равно как и доказательства намерений заявителя о распоряжении спорным имуществом.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания незаконным бездействия заинтересованных лиц, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных ООО "ЭлисПродсервис" по настоящему делу требований не имелось.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20.07.2022 по делу N А41-72436/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72436/2021
Истец: ООО "ЭЛИСПРОДСЕРВИС"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МОСКВЕ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ