г. Челябинск |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А47-527/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.06.2022 по делу N А47-527/2022.
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Урал" (далее - заявитель, Кооператив, СПК колхоз "Урал") обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа в продлении без проведения торгов договора аренды N 1 от 02.02.2017 земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361; о признании незаконным отказа в передаче в собственность на условиях выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870; об обязании продлить договор аренды N 1 от 02.02.2017 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 без проведения торгов, а также об обязании передать СПК колхоз "Урал" в собственность на условиях выкупа без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1 241 351 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.06.2022 (резолютивная часть от 15.06.2022) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ Администрации в продлении без проведения торгов договора аренды N 1 от 02.02.2017 земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361; признал незаконным отказ в передаче в собственность СПК колхоз "Урал" на условиях выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870. Суд обязал Администрацию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду Кооперативу земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 без проведения торгов, и направить проект договора аренды земельных участков в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу; принятия решения о передаче в собственность Кооперативу на условиях выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1 241 351 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала N 56:21:0903001, и направить проект договора купли-продажи земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что из обжалуемого отказа от 24.12.2021 следует, что Администрация не намерена продлевать (заключать на новый срок) договор аренды спорных земельных участков, поскольку пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не предусматривает обязательности заключения арендодателем нового договора аренды. Апеллянт полагал, что право требовать заключения договора аренды на новый срок у СПК колхоз "Урал" в рамках договора аренды земельного участка N 1/2017 от 02.02.2017 отсутствует, а Администрация свободна в своем волеизъявлении по вопросу о продолжении или возобновлении арендных правоотношений. Апеллянтом также указано, что в материалы дела стороной заявителя не представлены доказательства, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие СПК колхоза "Урал" на праве собственности.
Апеллянт указал, что, отказывая в предоставлении в собственность СПК колхоза "Урал" земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, Администрация исходила из непосредственного соприкосновения границ данного земельного участка с границами населенного пункта - село Ивановка и, как следствие, возможности использования данного земельного участка (после проведения процедур, регламентированных градостроительным законодательством Российской Федерации) в качестве расширения территории для жилой застройки и увеличения тем самым границ населенного пункта в связи с ростом численности населения, в нем проживающем. Апеллянт отметил, что, по данным Администрации, заявитель в последние два года не использует испрашиваемые земельные участки по целевому назначению (сельскохозяйственное производство), поля заросли сорняком, жители прилегающих территорий обращались в Администрацию с жалобами на летящий с полей сор.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 апелляционная жалоба Администрации была принята к производству, дело было назначено к судебному разбирательству на 15.09.2022.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации было отложено на 13.10.2022.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 была произведена замена судьи Томилиной В.А. в составе суда на судью Колясникову Ю.С.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лица, участвующих в деле не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей сторон.
К дате судебного заседания, назначенного на 13.10.2022, от общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" поступили запрошенные апелляционным судом письменные пояснения с дополнительными доказательствами, а также заявление о вступление в дело в качестве заинтересованного лица.
На основании части 3 статьи 266 АПК РФ заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" о вступление в дело в качестве заинтересованного лица оставлено без рассмотрения, поскольку в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, на основании постановления Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 02.02.2017 N 64-р "О предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков СПК колхоз "Урал" для сельскохозяйственного использования" (т. 1 л.д. 24-25) между Администрацией (арендодатель) и СПК колхоз "Урал" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 1/2017 от 02.02.2017 (далее также - договор, т. 1 л.д. 18-21), по условиям п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, площадью 7 209 429 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0907002:268, площадью 2 020 606 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район. Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:21:0907002, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования;
- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:6740, площадью 223 064 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:21:0903001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
В силу п. 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 02.02.2017 по 02.02.2022. Срок действия договора соответствует сроку аренды участка.
Постановлением Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 12.10.2020 N 330-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870" утверждена схема расположения земельного участка 56:21:0903001:4870:ЗУ1 на кадастром плане территории, площадь земельного участка 5 968 078 кв.м, местоположение земельного участка: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский район, ивановский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, установлены ограничения и обременения в пользовании земельным участком: ЛЭП - 112 398 кв.м (т. 1 л.д. 27-28).
Дополнительным соглашением N 3 от 12.11.2020 стороны внесли изменения в п. 1.1 договора, раздел "- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, площадью 7 209 429 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;" определили читать в следующей редакции:
" - земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, расположение земельного участка: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский район, ивановский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, сохраненного в измененных границах, в соответствии с постановлением Администрации N 330-п от 12.10.2020;
- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870:ЗУ1, на кадастровом плане территории, площадь земельного участка 5 968 078 кв.м, местоположение земельного участка: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский район, ивановский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, образованного в результате проведенных кадастровых работ по разделу с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, в соответствии с постановлением Администрации N 330-п от 12.10.2020" (т. 1 л.д. 33).
Письмом N 41 от 24.12.2020 СПК колхоз "Урал" обратился в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870 и о перезаключении договора аренды N 1/2017 от 02.02.2017 на остальные земельные участки на новый срок, без проведения торгов, с возможностью последующего выкупа земельных участков (т. 1 л.д. 42).
Письмом от 29.12.2021 N 1245 Администрация направила СПК колхоз "Урал" выписки из протокола 16-го очередного заседания Совета депутатов муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 24.12.2021, согласно которым было принято решение отказать СПК колхоз "Урал" в передаче в собственность на условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1 241 351 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001, а также отказать СПК колхоз "Урал" в продлении (пролонгации) аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 в рамках договора аренды N 1/2017 от 02.02.2017 (т. 1 л.д. 44, 45).
Полагая указанные отказы не соответствующими действующему законодательству и нарушающими экономические интересы заявителя, СПК колхоз "Урал" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация является уполномоченным органом по принятию соответствующего решения по заявлению СПК колхоз "Урал", что Администрация не оспаривает то обстоятельство, что договор аренды N 1/2017 от 02.02.2017 заключен на законных основаниях, в связи с чем СПК колхоз "Урал" имеет преимущественное право на предоставление в аренду земельных участков на новый срок. Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении процедуры рассмотрения заявления и принятия решения, о немотивированном и незаконном отказе Администрации в удовлетворении заявления СПК колхоз "Урал", в силу чего признал незаконными оспариваемые отказы Администрации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с 01.03.2015 регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Решением Совета депутатов муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва от 25.05.2012 N 77 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области" утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Положение).
Согласно пункту 4.2 Положения в компетенции Совета депутатов муниципального образования Ивановский сельсовет находятся вопросы, в том числе принятия решений об отчуждении объектов муниципальной собственности на безвозмездной основе.
В силу пункта 4.4 Положения Администрация осуществляет следующие права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе: осуществляет правомочия собственника в отношении муниципального имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, на основании решения Совета депутатов.
В пункте 9.1 Положения указано, что арендодателем муниципального имущества от имени муниципального образования Ивановский сельсовет выступает Администрация.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 которого гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Указанные законоположения предусматривают возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу.
При этом возможность приобрести земельный участок в собственность имеет только арендатор такого земельного участка, то есть лицо, с которым ранее в порядке, предусмотренным ЗК РФ или Законом N 101-ФЗ, был заключен договор аренды испрашиваемого земельного участка.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды указанного земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае, если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, то они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17 ЗК РФ. Согласно пункту 5 данной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов дела следует, что СПК колхоз "Урал" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 на основании договора аренды земельного участка N 1/2017 от 02.02.2017.
Письмом N 41 от 24.12.2020 СПК колхоз "Урал" обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870 и о перезаключении договора аренды N 1/2017 от 02.02.2017 на остальные земельные участки на новый срок, без проведения торгов, с возможностью последующего выкупа земельных участков.
На момент указанного обращения земельные участки находились в арендном пользовании заявителя более трех лет, срок действия договора аренды не истек.
Согласно письму Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 19.01.2022 N 182/04-01 (т. 1 л.д. 47) в рамках государственного земельного надзора нарушений законодательства Российской Федерации при использовании указанных земельных участков выявлено не было.
Из материалов дела не следует, что Администрацией как арендодателем было рассмотрено по существу указанное заявление СПК колхоз "Урал".
Письмом от 29.12.2021 N 1245 Администрация перенаправила СПК колхоз "Урал" выписки из протокола 16-го очередного заседания Совета депутатов муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 24.12.2021, при этом сама по существу не выразила ни согласия, ни отказа в удовлетворении требований заявителя.
Суд первой инстанции верно отметил, что в нарушение установленных законом сроков СПК колхоз "Урал" проект договора аренды и купли-продажи либо мотивированный отказ в предоставлении в аренду и выкупе земельного участка не получило. Отказ Администрации в продлении без проведения торгов договора аренды N 1 от 02.02.2017 земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361, а также отказ в передаче в собственность СПК колхоз "Урал" на условиях выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, должным образом в виде отдельного документа (решения) Администрации не был оформлен; заявителю решение не было направлено; решение об отказе должным образом не было мотивировано (отсутствуют ссылки на положения конкретных положений ЗК РФ, отсутствует мотивировка фактическими обстоятельствами).
При этом доводов относительно непредставления документов, предусмотренных подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, а также Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, Администрацией заявлено не было. Каких-либо оснований для отказа в предоставлении земельных участков Колхозу, предусмотренных законом, Администрацией названо не было.
С учетом изложенного суд первой инстанции обосновано признал нарушенными права заявителя такими действиями Администрации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 15.09.2022 представитель Администрации указал, что расценивает письмо от 29.12.2021 N 1245 в качестве полноценного отказа в предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков, полагал, что оснований для их предоставления СПК колхоз "Урал" не имеется.
Поскольку Администрацией заявление СПК колхоз "Урал" не было рассмотрено в надлежащем порядке, при этом Администрация фактически выразила отказ в удовлетворении заявления СПК колхоз "Урал", что было подтверждено представителем Администрации в судебном заседании суда апелляционной инстанции от 15.09.2022, в качестве способа восстановления прав заявителя суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию обязанность принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 без проведения торгов, направить проект договора аренды земельных участков в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу; принять решение о передаче в собственность на условиях выкупа без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1241351 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001, и направить проект договора купли-продажи земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы Администрации указанных выводов суда первой инстанции по существу не опровергают.
Довод апеллянта о том, что право требовать заключения договора аренды на новый срок у СПК колхоз "Урал" в рамках договора аренды земельного участка N 1/2017 от 02.02.2017 отсутствует, поскольку Администрация свободна в своем волеизъявлении по вопросу о продолжении или возобновлении арендных правоотношений, противоречит нормам материального права, поскольку при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, по существу речь идет не о праве, а об обязанности заключить с добросовестным арендатором договор аренды земельного участка на новый срок.
Ссылка апеллянта на то, что в материалы дела стороной заявителя не были представлены доказательства, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие СПК колхоз "Урал" на праве собственности, отклонена судебной коллегией, поскольку заявитель не обращался за предоставлением земельных участков на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, а избранное заявителем основание для предоставления земельных участков не предполагает обязательного наличия на земельных участках объектов недвижимости заявителя.
Довод апеллянта о непосредственном соприкосновении границ земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870 с границами населенного пункта - село Ивановка и, как следствие, возможности использования данного земельного участка (после проведения процедур, регламентированных градостроительным законодательством Российской Федерации) в качестве расширения территории для жилой застройки и увеличения тем самым границ населенного пункта в связи с ростом численности населения, в нем проживающем, отклонен судебной коллегией, поскольку на момент подачи заявления СПК колхоз "Урал" арендуемые им земельные участки не были зарезервированы или изъяты для муниципальных нужд, в отношении них не было принято решение о включении в границы населенного пункта - село Ивановка.
Довод апеллянта о том, что заявитель в последние два года не использует испрашиваемые земельные участки по целевому назначению (сельскохозяйственное производство), поля заросли сорняком, жители прилегающих территорий обращались в Администрацию с жалобами на летящий с полей сор, не нашел своего документального подтверждения по материалам дела.
Судом апелляционной инстанции были исследованы и оценены представленные обществом с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" письменные пояснения с дополнительными доказательствами. Суд пришел к выводу, что представленные обществом документы не опровергают правильность принятого судебного акта, не подтверждают необходимость привлечения к участию в деле общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург", перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела судом первой инстанции, поскольку обществом представлены сведения о нахождении в пределах земельных участков заявителя только линейных объектов, размещение которых не требует формирования и предоставления отдельного земельного участка (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ, Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, основания для отмены судебного акта судебной коллегией не усмотрены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.06.2022 по делу N А47-527/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-527/2022
Истец: Сельскохозяйственный колхоз "Урал
Ответчик: Администрация муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области
Третье лицо: Литт А.В., ООО "Газпром добыча Оренбург", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, УФРС по Оренбуургской области