г. Москва |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А40-102650/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Захарова С.Л. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Мустанг Ступино"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2022,
принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-102650/22 (145-770)
по заявлению ООО "Мустанг Ступино"
к МОТ
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мустанг Ступино" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Московской областной таможне (ответчик, таможенный орган) от 14.04.2022 N 1001300-003914/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.5 КоАП РФ.
Решением от 25.072022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 17.02.2022 на основании предписания от 17.02.2022 N 10013230/170222/000004 и в соответствии со ст. 330 ТК ЕАЭС, старшим государственным таможенным инспектором Михневского таможенного поста МОТ О.В. Ключко в присутствии начальника Михневского таможенного поста МОТ Н.А. Дульцева, старшего помощника Восточного транспортного прокурора А.А. Храмова и представителя ООО "Мустанг Ступино" В.Б. Молочникова, проведен таможенный осмотр помещений и территорий особой экономической зоны "Ступино-Квадрат" резидента особой экономической зоны ООО "Мустанг Ступино". Постоянная зона таможенного контроля (ПЗТК) на территории особой экономической зоны "Ступино-Квадрат" создана приказом МОТ от 20.05.2020 N 337.
В результате проверки таможенным органом были зафиксированы нарушения порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории ПЗТК ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино", включая порядок доступа лиц на такую территорию (акт таможенного осмотра помещений и территорий N 10013230/170222/000004).
Так, согласно журнала учета въезда/выезда транспортных средств на КПП, в ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" порожнее транспортное средство с государственным номером С400А012 въехало на загрузку 17.02.2022 в 09 час. 50 мин.
При этом въезд порожнего средства транспорта с государственным номером С400А012 на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ.
Разрешение на въезд транспортного средства с государственным номером С400А012 путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ не поступало, транспортное средство въехало на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" без разрешения таможенного органа.
ООО "Мустанг Ступино" с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.
ООО "Мустанг Ступино" было обязано получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК. Для надлежащего исполнения установленной обязанности ООО "Мустанг Ступино" могло и должно было своевременно получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК.
По факту выявленного нарушения таможенным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Московской областной таможне от 14.04.2022 N 1001300-003914/2022 ООО "Мустанг Ступино" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, - влечет предупреждение или наложение административного на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств - членов о таможенном регулировании. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
В соответствии с п. 4 ст. 319 ТК ЕАЭС порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно ст. 217 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон) перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ТК ЕАЭС, ч. 2 ст. 37.2 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений настоящей статьи.
Приказом ФТС России N 566 от 26.03.2012 утвержден Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации (Порядок).
В соответствии с Порядком, в целях вывоза товаров и выезда средства транспорта, перевозящего такие товары, с территории особой экономической зоны (ОЭЗ) уполномоченный таможенный орган выдает письменное разрешение на вывоз товаров и выезд средства транспорта с территории ОЭЗ (разрешение на вывоз).
Разрешение на вывоз товаров выдается уполномоченным таможенным органом резиденту ОЭЗ (нерезиденту ОЭЗ) или лицу, действующему по его поручению.
Разрешение на вывоз выдается при выполнении условия: в уполномоченный таможенный орган представлены документы и сведения, которые включают в том числе сведения о средстве транспорта (о типе, марке, регистрационных номерах средства транспорта, если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, о номере(ах) железнодорожного(ых) вагона(ов) (контейнеров), если перевозка осуществляется железнодорожным транспортом).
Въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ допускается при условии, что такое средство транспорта въезжает на территорию ОЭЗ в целях осуществления перевозки товаров, и лицом, в адрес которого оно следует, согласно документам, имеющимся в наличии у перевозчика и предъявленным должностному лицу таможенного органа на КПП, является резидент ОЭЗ или нерезидент ОЭЗ.
Выезд средства транспорта, на котором ранее осуществлялся ввоз товаров на территорию ОЭЗ и который выезжает с территории ОЭЗ порожним, осуществляется без письменного разрешения на выезд.
Разрешение на въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ осуществляется путем направления через личный кабинет уведомления в систему ЕАИС таможенных органов в КПС АИСТ-М, которое регистрируется в случае разрешения на въезд.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ противоречит нормам права, материалам дела.
Материалами дела установлено, что обществом нарушен порядок обеспечения контрольно-пропускного режима на территории ПЗТК ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино", включая порядок доступа лиц на такую территорию.
Из материалов дела следует, что ФТС России для резидентов ОЭЗ установлены обязательные требования по обустройству земельного участка и оборудованию, требуемого для работы предприятия, использующего таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Требованиями к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны и требования к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 37.2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116- ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", утвержденные приказом ФТС России N 817 от 30.04.2015.
Перечень информационно-технических средств для оснащения объекта таможенной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном резиденту ОЭЗ "Мустанг Ступино", указаны в письме ФТС России от 20.01.2017 N 01-22/02667 с учетом пунктов 1-5 письма ФТС России от 11,10.201.8 N 04-73/64573, а именно: 1) наличие ограждения земельного участка, исключающего возможность перемещения товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, с обозначениями, указывающими на то, что огороженная территория является зоной таможенного контроля; 2) наличие КПП в местах въезда (выезда) транспорта на (с) территорию (ии); 3) наличие выделенного помещения на территории КПП, предназначенного для размещения должностного лица таможенного органа; 4) наличие освещения на территории земельного участка в темное время суток; 5) наличие видеонаблюдения по периметру земельного участка, а также на территории КПП в местах въезда (выезда) автомобильного транспорта с возможностью выведения изображения и управления видеонаблюдением в таможенный орган, в компетенцию которого входит совершение таможенных операций и таможенного контроля в соответствии с таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
На территории резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" расположено 2 КПП, как для автомобильного транспорта, так и для железнодорожного транспорта.
В целях применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ООО "Мустанг Ступино" - резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Ступино-Квадрат" на территории ООО "Мустанг Ступино" на основании обращения ООО "Мустанг Ступино" от 15.03.2021 N 425-03/2021 "О внесении изменений в схему ПЗТК ООО "Мустанг Ступино" приказом МОТ от 04.05.2021 N 357 создана постоянная зона таможенного контроля.
В соответствии с приказом, на Михневский таможенный пост МОТ возложен контроль за функционированием ПЗТК, контроль за соблюдением резидентом ОЭЗ требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования при использовании ПЗТК и применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, обеспечение совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, помещенных в ПЗТК. В соответствии со Схемой ПЗТК, КПП оборудовано камерой видеонаблюдения в местах въезда (выезда) автомобильного и железнодорожного транспорта и предназначено для размещения должностных лиц таможенного органа.
КПП резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" расположено по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, д. Шматово, ул. Индустриальная, владение 40, и находится на удаленности более 15 км от Михневского таможенного поста МОТ, который находится по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, городское поселение Михнево, пос. Михнево, ул. Старомихневская, владение 41. Не принадлежащее ООО "Мустанг Ступино" частное охранное предприятие, осуществляет пропуск на въезд и на выезд личного транспорта, а также грузовых транспортных средств с товарами в зону таможенного контроля без разрешения таможенного органа. При этом должностные лица таможенного органа без уведомления, как в устной форме или письменной форме, так при регистрации электронных уведомлений, не могут проверить грузовые порожние транспортные средства на предмет законности перемещения товаров через границы зоны таможенного контроля. Существующая система видеонаблюдения позволяет провести только идентификацию номеров транспортных средств, архивное хранение видеозаписей на таможенном посту отсутствует.
В условиях отсутствия должностных лиц таможенного органа на КПП резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" в 2021 году, так и в 2022 фиксация фактов въезда и выезда грузовых автотранспортных средств и железнодорожных вагонов осуществляется с использованием систем видеонаблюдения.
Для ведения производственной деятельности резидентов ОЭЗ приказом ФТС России N 566 от 26.03.2012 года утвержден Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 32 раздела V Порядка въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ допускается при условии, что такое средство транспорта въезжает на территорию ОЭЗ в целях осуществления перевозки товаров, и лицом, в адрес которого оно следует, согласно документам, имеющимся в наличии у перевозчика и предъявленным должностному лицу таможенного органа на КПП, является резидент ОЭЗ или нерезидент ОЭЗ.
На основании изложенного, въезд порожнего средства транспорта на погрузку готовой продукции с государственным номером С400А012 на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ, территория ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" оборудована КПП для таможенного органа, указанные документы до въезда транспортного средства в ПЗТК путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ не поступали, транспортное средство въехало на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" без разрешения таможенного органа. ООО "Мустанг Ступино" с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.
Идентификация номера транспортного средства и проверка порожнего грузового отсека на предмет перемещаемых товаров в зону таможенного контроля не осуществлялась.
Доказательства даты и времени въезда грузовых транспортных средств через автомобильный и железнодорожный КПП резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" без уведомлений таможенного органа получены по результатам проверки системы видеонаблюдения на сервере указанного предприятия на момент окончания проведенного осмотра помещений и территорий.
Представленные резидентом ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" электронные уведомления не соответствуют дате въезда транспортного средства под загрузку готовой продукции, а также отсутствуют в информационной системе Михневского таможенного поста, осуществляющего контроль товаров и транспортных средств на территории ОЭЗ.
Кроме того, как верно установлено судом первой истанции, Московской областной таможней в отношении ООО "Мустанг Ступино" по аналогичным нарушениям, выявленным в 2021 году, 30.03.2021 вынесены постановления по делам об АП N 10013000-000803/2021, N 10013000-000804/2021, N 10013000-000805/2021, N 10013000-000806/2021, N10013000-000807/2021 по ст. 16.5 КоАП РФ назначено административное наказание.
При этом, в 2021 году в ходе совместного осмотра территории зоны таможенного контроля резидента ОЭЗ ООО "Мустанг Ступино" должностными лицами таможенного органа и сотрудника Восточной транспортной прокуратуры было внесено Представление об устранении нарушений таможенного законодательства от 20.01.2021 N 07-04-21/92 по фактам нарушений в работе КПП и возможности беспрепятственного прохода посторонних лиц на территорию зоны таможенного контроля.
Между тем, причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений, не были устранены.
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.5 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ст. 16.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими состав вмененного обществу административного правонарушения.
Доводы жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2022 по делу N А40-102650/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102650/2022
Истец: ООО "МУСТАНГ СТУПИНО"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ