г. Вологда |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А05-4999/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июня 2022 года по делу N А05-4999/2022,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Архангельской области (адрес: 163002, г. Архангельск, пр.Новгородский, дом 15; ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689; далее - Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области (адрес: 165680, Архангельская область, с. Ильинско-Подомское Вилегодского района, ул.Советская, дом 32; ОГРН 1212900000048, ИНН 2909003316; далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Архоблвод" (адрес: 163046, г. Архангельск, пр.Ломоносова, дом 152, пом.1; ОГРН 1172901004363, ИНН 2901284489; далее - Общество) о признании недействительными договора аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по водоснабжению от 01.08.2021 N 1 и дополнительного соглашения от 31.01.2022 N 1 к заключенному договору, а также о понуждении Общества в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу возвратить Администрации переданное по договору аренды от 01.08.2021 N 1 недвижимое имущество.
Решением суда от 30 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Прокуратура с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Договор аренды заключен с нарушением требований действующего законодательства. Судом не дана оценка доводам истца о длительности бездействия органа местного самоуправления по заключению концессионного соглашения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании решения Собрания депутатов Вилегодского муниципального округа от 26.01.2021 N 54 в собственность Вилегодского муниципального округа в соответствии с законом Архангельской области от 29.09.2020 N 295-19-ОЗ "О преобразовании сельских поселений Вилегодского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Вилегодского муниципального округа Архангельской области" переданы объекты водоснабжения, в том числе водопроводные сети, водозаборные скважины, резервуары, водонапорные башни, водоразборные колонки, артезианская скважина.
Вилегодским муниципальным округом в лице Управления финансово-экономической деятельности и имущественных отношений администрации (арендодатель) и Обществом (арендатор) 01.08.2021 заключен договор аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по водоснабжению N 1, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты водоснабжения для использования в производственных целях по оказанию потребителям услуг по водоснабжению на территории с. Ильинско-Подомское, дер. Мухонская, дер. Сидоровская, дер. Кошкино.
Имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 01.08.2021.
Согласно пункту 6.1 договора он вступает в силу с 01.08.2021 и действует до момента заключения концессионного соглашения.
Дополнительным соглашением от 31.01.2022 N 1 стороны уточнили перечень имущества, передаваемого в аренду. Акт приема-передачи имущества также изложен в новой редакции.
Прокуратурой района была проведена проверка исполнения Администрацией законодательства при предоставлении в аренду муниципального имущества, в ходе которой установлено нарушение закона.
В адрес Главы администрации вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и защите конкуренции.
По результатам рассмотрения данного представления Администрацией принято решение провести работы по инвентаризации объектов водоснабжения и к 01.09.2022 объявить аукцион на право заключения концессионного соглашения.
Полагая, что спорные объекты водоснабжения могли быть переданы в пользование Обществу только на условиях концессионного соглашения, Прокуратура в порядке статьи 52 АПК РФ обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов, органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных Федеральными законами случаев.
В соответствии со статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов за исключением случаев, указанных в данной статье.
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Объекты водоснабжения не относятся к имуществу, поименованному в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем, распоряжение этими объектами осуществляется в рамках специального законодательства, в частности, положениями Закона о концессионных соглашениях и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ).
В части 1.1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Закона.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях к объектам концессионного соглашения отнесены объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу положений части 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Закона.
Судом первой инстанции установлено, что спорный договор аренды заключен в отношении муниципальных объектов централизованного водоснабжения, часть которых введены в эксплуатацию более пяти лет назад.
Исходя из вышеприведенных положений Закона N 135-ФЗ, Закона N 416-ФЗ и Закона N 115-ФЗ передача прав владения и пользования такими объектами могла быть осуществлена только на основании концессионного соглашения.
Спорные объекты переданы Обществу в аренду не по концессионному соглашению, а по договору аренды, что противоречит требованиям закона.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции учел следующие значимые для настоящего дела обстоятельства.
В настоящий момент, в целях подготовки и заключения концессионного соглашения, согласно распоряжению администрации Вилегодского муниципального округа от 17.01.2022 N 7-р, проведена инвентаризация объектов водоснабжения; выявлено, что в отношении 4-х объектов водоснабжения право собственности муниципального образования не зарегистрировано; документы в отношении 3-х объектов направлены на регистрацию права собственности.
В рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" и во исполнение муниципального контракта от 26.05.2020 Администрацией осуществлено строительство водоочистных сооружений в питьевых целях в с. Ильинско-Подомское Вилегодского района; 28.01.2022 выдано разрешение N 29-02-01-2022 на ввод объекта в эксплуатацию.
В настоящий момент проводится работа по регистрации объекта и получению санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора, для которого необходимо обеспечить равномерность получения информации о качестве воды в течение года, то есть получить 4 пробы в год (на сегодняшний момент проведено два лабораторных исследования качества питьевой воды (сезон осень-зима), что недостаточно для получения в необходимом объеме информации о питьевой воде).
Построенные водоочистные сооружения являются неотъемлемой частью системы водоснабжения в с. Ильинско-Подомское и также должны быть переданы в рамках концессионного соглашения, что в настоящее время невозможно до получения заключения Управления Роспотребнадзора о соответствии питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В апреле 2022 года в ООО "Архоблвод" направлен запрос коммерческого предложения на разработку/актуализацию схемы водоснабжения и водоотведения округа; 15.06.2022 направлено техническое задание и сопутствующий ряд документов, а также запрос предоставления проекта договора на оказание услуг.
Актуализация схемы позволит установить перспективный план мероприятий реконструкции и строительства систем водоснабжения и водоотведения, что будет отражено в концессионном соглашении
Предварительный объем финансирования мероприятий, являющихся обязательными в рамках инвестиционной программы концессионного соглашения (строительство водоочистных сооружений в питьевых целях, реконструкция разводящих сетей, реконструкция канализационных очистных сооружений, капитальный ремонт канализационных сетей), составляет, по расчетам Администрации, более 120 млн. руб.
На таких условиях потенциальные концессионеры не выходят на заключение концессионных соглашений.
Во избежание нарушения условий жизнедеятельности населения на территории Вилегодского муниципального округа постановлением администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области от 30.03.2021 N 40-п с 01.04.2021 и до вступления в действие концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения введен режим "Повышенной готовности".
Указанное положение введено, в том числе, в связи со сменой статуса Вилегодского района на Вилегодский муниципальный округ, а также в связи с тем, что заключение концессионного соглашения в настоящий момент не представляется возможным.
До настоящего времени режим повышенной готовности на территории Вилегодского муниципального округа не отменен, постановление Администрации от 30.03.2021 N 40-п недействительным не признано.
Договор аренды N 1 от 01.08.2021 заключен Администрацией на срок с 01.08.2021 и до момента заключения концессионного соглашения.
В соответствии с пунктами 73-75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ); также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц; договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность; применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).
При этом само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Учитывая, что режим повышенной готовности на территории Вилегодского муниципального округа в настоящий момент не отменен; суд признает, что договор аренды от 01.08.2021 со сроком действия до момента заключения концессионного соглашения направлен на защиту публичных интересов потребителей, проживающих на территории данного муниципального округа.
Возврат объектов водоснабжения Администрации повлечет прекращение оказания услуг, что в условиях незавершенных процедур по заключению концессионного соглашения, приведет к нарушению прав и интересов как муниципального округа, так и неограниченного круга лиц.
Поскольку удовлетворение настоящего иска не обеспечит восстановление прав истца, публично-правового образования, либо граждан и иных потребителей, потребляющих ресурс, суд первой инстанции правомерно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июня 2022 года по делу N А05-4999/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4999/2022
Истец: Прокуратура Архангельской области
Ответчик: Администрация Вилегодского муниципального округа Архангельской области, ООО "Архоблвод"