г. Москва |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А41-43102/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области - представитель не явился, извещено;
от ООО "Коломенское молоко" - Воюев С.В. по доверенности от 04.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании; - Алифанов А.Е., адвокат, по доверенности от 01.02.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Коломенское Молоко"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 08 сентября 2022 года по делу N А41-43102/22
по заявлению Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области
к обществу с ограниченной ответственности "Коломенское молоко"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственности "Коломенское молоко" (далее - ООО "Коломенское молоко", заинтересованное лицо) о взыскании штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, за нарушение порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года, СЗВ-М за октябрь 2021 года в сумме 201 500 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2022 года по делу N А41-43102/22 с ООО "Коломенское молоко" в пользу ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскан штраф за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, за нарушение порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года, СЗВ-М за октябрь 2021 года в сумме 11 500 руб. В остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 193-196).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
ООО "Коломенское молоко" также обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на указанное решение, полагая, что данный судебный акт является незаконным и необоснованным в части взыскания штрафа за нарушение порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года, СЗВ-М за октябрь 2021 года в сумме 11 000 руб.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Коломенское молоко" поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой заинтересованным лицом части и принять в этой части новый судебный акт.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Коломенское молоко" зарегистрировано в ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя.
Как следует из заявления, страхователем в пенсионный орган представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года, СЗВ-М за октябрь 2021 года.
При проверке указанных сведений выявлены нарушения, в связи с чем пенсионным органом составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании указанных актов вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которыми на страхователя наложен штраф в совокупном размере 201 500 руб.
На основании вышеуказанных решений заявитель выставил в адрес заинтересованного лица требования об уплате штрафа в добровольном порядке.
Поскольку указанные требования обществом исполнены не были, ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ООО "Коломенское молоко" в пользу ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, за нарушение порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года, СЗВ-М за октябрь 2021 года в сумме 11 500 руб. в связи со следующим.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период (абзац 3 пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
В силу абзаца 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на всех застрахованных лиц вместе со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Согласно пункту 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей в спорные периоды, страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N бЗ-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
В соответствии с части. 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
В части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом в адрес общества было направлено уведомление об устранении имеющихся расхождений в отношении сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года.
В ответ на уведомление заинтересованным лицом были представлены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года с нарушением установленного пятидневного срока.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
При изложенных обстоятельствах заинтересованному лицу обоснованно начислены финансовые санкции за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ -М за сентябрь 2021 года в сумме 500 руб.
Как следует из материалов дела, численность работающих зарегистрированных лиц у страхователя в спорные периоды составляла более 25 человек.
Таким образом, страхователь в силу вышеуказанных требований был обязан представлять сведения по форме СЗВ-М и СЗВ-ТД в форме электронного документа.
Заинтересованным лицом был нарушен порядок представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года и СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года, в связи с чем арбитражный суд считает, что заинтересованному лицу обоснованно начислены финансовые санкции по решению органа пенсионного фонда в общем размере 201 000 руб.
Вместе с тем, общество в отзыве на заявление пояснило, что отчетность по форме СЗВ-ТД за ноябрь и декабрь 2021 года и по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года действительно была подана на бумажных носителях в связи со следующими обстоятельствами (т. 11 л. д. 150-151).
02 ноября 2021 года в ЕГРЮЛ была ошибочно внесена запись об изменении лица, имеющего право действовать от имени ООО "Коломенское молоко" без доверенности. 12.11.2021 по жалобе Следственного управления УМВД России по городскому округу Коломна данная запись была отменена решением УФНС России по Московской области. Таким образом, в указанный период времени (с 02.11.2021 по 12.11.2021) согласно данным ЕГРЮЛ единоличным исполнительным органом ООО "Коломенское молоко" являлась Рожкова Ирина Леонидовна.
Воспользовавшись данными обстоятельствами, Рожкова И.Л. 03.11.2021 отозвала сертификат электронной цифровой подписи Шкиперовой Веры Витальевны, исполнявшей обязанности руководителя ООО "Коломенское молоко" (в том числе, в части сдачи отчетности в органы Пенсионного фонда РФ) на основании выданной нотариальной доверенности. Данная доверенность также была отменена 04.11.2021.
При этом, как указывает общество, сама Рожкова И.Л. на предприятии не появлялась, обязанности руководителя игнорировала, должностных лиц, ответственных за подачу отчетности в Пенсионный Фонд РФ не назначала, соответствующими полномочиями не наделяла. Только после отмены незаконной записи о внесении в ЕГРЮЛ сведений о смене единоличного исполнительного органа ООО "Коломенское молоко" в лице управляющего Шварца А.В. смогло выдать доверенность другому представителю - Воюеву Сергею Владимировичу, который оформил сертификат электронной цифровой подписи для подачи отчетности в электронном виде 07.12.2021.
Таким образом, в период с 3 ноября по 6 декабря 2021 года заинтересованное лицо не имело возможности подавать отчетность в электронном виде по независящим от него причинам.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом АО "Производственная фирма "СКБ Контур" от 02.08.2022 N 83870/АУП, согласно которому 08.11.2021 в 15:20 (UTC +03) на основании заявления от ООО "Коломенское молоко" (ИНН-КПП 5022050011502201001, далее - Организация) отозван квалицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - Сертификат), принадлежащий Организации и содержащий данные физического лица Шкиперовой В.В., срок действия с 28.07.2021 по 28.07.2022, серийный номер 03716dd70073ad4e864c82542fce5f626a (т. 11 л. д. 179).
Вместе с тем, учитывая необходимость соблюдения трудовых и пенсионных прав сотрудников, отчетность по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года и СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года была сдана обществом на бумажном носителе, что свидетельствует о добросовестном поведении общества.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные обстоятельства не исключают ответственность заинтересованного лица, однако должны быть учтены в качестве обстоятельств смягчающих ответственность страхователя.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совокупный размер штрафа за нарушение порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года следует снизить до 10 000 руб., а штраф за нарушение порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года, составивший 1 000 руб. снижению не подлежит как обоснованный, соразмерный и справедливый.
Всесторонне, полно и правильно оценив приведенные сторонами доводы и представленные ими доказательства. суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части взыскания с заинтересованного лица штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, за нарушение порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам СЗВ-ТД за ноябрь, декабрь 2021 года, СЗВ-М за октябрь 2021 года в общем размере 11 500 руб.
Возражениями, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителями апелляционных жалоб не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2022 года по делу N А41-43102/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43102/2022
Истец: ГУ ПФР РФ N8 по г. Москве и Московской области
Третье лицо: ООО "КОЛОМЕНСКОЕ МОЛОКО"