г. Вологда |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А66-12838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 февраля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зреляковой Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Регионтранссервис" Ерохина А.В. по доверенности от 29.12.2023, от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Таги-Заде Л.Э.к. по доверенности от 24.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 ноября 2023 года по делу N А66-12838/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регионтранссервис" (адрес: 105066, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, к. 2; ОГРН 1145009002775, ИНН 5009093400; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (адрес: 107174, г. Москва, вн.тер.г., муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; далее - Компания, ОАО "РЖД") о взыскании 20 103 руб. 51 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ОМК Стальной путь".
Решением суда от 27 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Вина Компании в возникновении убытков не доказана. В рамках исполнения своих обязательств, при ремонте, производимом 16.08.2021 ОАО "РЖД" монтаж буксовых узлов колесной пары не производило, что подтверждается представленными в материалы дела дефектной и расчетно-дефектной ведомостью, следовательно, гарантия подрядчика на буксовый узел колеса не распространяется. Иного истцом не доказано.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 01.07.2015 ОАО "РЖД" (подрядчик) и Обществом (заказчик) заключен договор N ТОР-ЦДИЦВ/57 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов (в редакции дополнительных соглашений), по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик обязуется производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих заказчику, ЗАО "Русагротранс", ООО "ТрансЛес", ООО "Грузовая компания", ООО "Рустранском" на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны), в эксплуатационных вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ), указанных в Перечне эксплуатационных вагонных депо подрядчика (приложение 1), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика в расчетно-дефектной ведомости (далее - РДВ), составленной по форме приложения 2 к настоящему договору, на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22 и акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (в случае его составления).
Порядок определения стоимости проведения ТР-2 грузовых вагонов, включая стоимость используемых запасных частей подрядчика (в случае их использования) согласован сторонами в пункте 2.2 договора.
Подрядчик взял на себя обязательство произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов (пункт 4.1.1).
Условиями пункта 4.1.2 договора предусмотрено, что гарантия подрядчика распространяется на фактически проведенные подрядчиком работы, в объеме Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов утвержденного МПС России 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97, а также на установленные при ремонте запасные части подрядчика до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N286, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами 4.1.2.1-4.1.2.7 договора за исключением неисправностей эксплуатационного характера.
В случае отцепки вагонов по гарантийной неисправности грузовых вагонов в течение гарантийного срока, представленного подрядчиком, грузовые вагоны направляются для устранения неисправности в ближайшее ВЧДЭ. Работы по устранению дефекта в период гарантийного срока, предоставленного подрядчиком, выполняются подрядчиком без выставления счета (пункт 4.1.2.6 договора).
Согласно уведомлению N 509 формы ВУ-23 на станции Боровичи Октябрьской железной дороги 13.08.2021 был отцеплен вагон N 55533210, ВЧДР Бологое АО "ВРК-3", произведен текущий отцепочный ремонт вагона (акт о выполненных работах от 16.08.2021 N 55533210), в ходе которого проведены контрольные и регламентные операции, произведена смена колесной пары (в двух тележках - двух) с 2-мя поднятиями, деталь собственника (давальческое сырье) после текущего ремонта, сборка тормозной рычажной передачи при выкатке и подкатке тележки, регулировка тормозной рычажной передачи (расчетно-дефектная ведомость от 16.08.2021).
Работы по ремонту вагона N 55533210, проведенные 16.08.2021, истцом приняты и оплачены в полном объеме, что подтверждается двухсторонним актом выполненных работ от 16.08.2021 N 55533210, согласованным и подписанным со стороны истца и ответчика.
На станции Тайшет 05.10.2021 при техническом обслуживании вагона N 55533210 выявлен дефект колесной пары N 1164-12275-2008 (характер дефекта - нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы (код неисправности N150)), комиссией сделано заключение, что причиной нагрева буксового узла послужило ослабление торцевого крепления из-за некачественной затяжки 4-х болтов М20-6gх60.4.8; нарушение пункта 12.4.2.2.5 и пункта 12.4.2.2.4 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖ 27.05.01-2017 (акт-рекламация от 08.10.2021 N 912 формы ВУ-41 ЭТД).
Виновным в обнаруженном дефекте предприятием признано ВЧДР Бологое АО "ВРК-3" (16.08.2021 произвело ремонт колесной пары N 1164-12275-2008, что подтверждается расчетно-дефектной ведомостью от 16.08.2021, где в колонке "Расход номерных деталей" в графе "Установлено" (позиция 2) указано - Пара колесная 1164-12275-2008 - 49-45/909-900 ЦКК ГОСТ 10791-2011 РУ1Ш после TP (текущий ремонт)).
Акт-рекламация от 08 октября 2021 года N 912 формы ВУ-41 ЭТД подписан представителем ответчика без замечаний.
Выявленная в гарантийный период неисправность устранена 08.10.2021 ВЧДР Тайшет АО "ВРК-1".
Стоимость проведенных работ составила 20 103 руб. 51 коп. (расчетно-дефектная ведомость от 08.10.2021).
Поскольку ответчик ущерб в добровольном порядке не возместил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 названного Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из общих принципов деликтной ответственности лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность следующих условий: наличие и размер убытков; ненадлежащее исполнение обязательств ответчиком; причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 названного Кодекса качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В соответствии со статьей 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
Согласно статье 723 названного Кодекса в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, потребовать от подрядчика, безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утвержденных приказом Минтранс России от 21.12.2010 N 286, действовавшим до 01.08.2022 (далее - Правила N 286), определялись действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
Согласно пункту 12 приложения N 5 Правил N 286 каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям, установленным конструкторской и эксплуатационной документации и Правилам и иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования (капитального ремонта) и полного освидетельствования (среднего ремонта) колесной пары. Колесные пары должны подвергаться осмотру под железнодорожным подвижным составом, обыкновенному освидетельствованию (текущему ремонту), полному освидетельствованию (среднему ремонту).
В силу пункта 14 приложения N 5 Правил N 286 не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности колесных пар, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, до их осмотра и признания годными для движения, за исключением случаев передислокации неисправных грузовых вагонов, отцепленных в пути следования в текущий ремонт, к ближайшему пункту текущего отцепочного ремонта или вагоноремонтному предприятию, с соблюдением мер, гарантирующих безопасность движения. Порядок передислокации таких вагонов определяется владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 N 305-ЭС15-16906 указано, что отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов.
Согласно пункту 2.1.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной на 50-м заседанием Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 22.05.2009 (далее - Инструкция N 408), осмотрщики вагонов по внешним признакам выявляют возможные неисправности боковых рам, неисправности на поверхности катания колесных пар, в буксовых узлах, тележках, определяет не отпустившие тормоза отдельных вагонов, работу привода генератора.
При обнаружении неисправности или их иных признаков осмотрщик фиксирует данные вагоны, выписывает уведомление формы ВУ-23 М (ВУ-23) на ремонт грузового вагона (пункт 2.1.5 Инструкции N 408).
В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка оформления и передислокации неисправных грузовых вагонов, требующих проведения текущего отцепочного ремонта, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 25.05.2015 N 1327р, при выявлении на путях станции, в местах погрузки/выгрузки или в пути следования вагонов, требующих проведения текущего отцепочного ремонта, уполномоченные работники вагонного хозяйства переводят вагоны в нерабочий парк с оформлением уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23ЭТД. Вагон подлежит ремонту на станции обнаружения технической неисправности, или, в случае невозможности его проведения на указанной станции, вагон должен быть отправлен для устранения неисправности на ближайшую станцию, на которой расположен участок текущего отцепочного ремонта.
Согласно Руководству по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденному МПС России от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 (далее - Руководство РД 32 ЦВ-056-97) контрольно-регламентные (обязательные) работы являются неотъемлемой частью отцепочного ремонта и оплачиваются за счет собственника имущества.
В соответствии с пунктом 2.4 Руководства РД 32 ЦВ-056-97 при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт. Неисправности должны устранять в соответствии с требованиями настоящего Руководства и технологического процесса текущего отцепочного ремонта вагонов.
Раздел 8 "Колесные пары" РД 32 ЦВ-056-97 предусматривает, что при поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт осмотр, дефектация и замена колесных пар производится в соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государстве - участников содружества (протокол от 19-20 октября 2017 года N 67) (далее - Руководящий документ).
Положения и требования к выполнению текущего ремонта колесной пары изложены в разделе 12.4 Руководящего документа.
Согласно пунктам 12.4.2.2.1 и 12.4.2.2 Руководящего документа при текущем ремонте колесных пар выполняется техническое диагностирование буксовых узлов, при котором у буксовых узлов в корпусе буксы крышку смотровую снимают, место прилегания ее к крышке крепительной очищают и протирают насухо. Крышки смотровую и крепительную осматривают на соответствие требованиям (раздел 25.2.3 РД).
Согласно пунктам 12.4.2.2.4, 12.4.2.2.5 раздела 12.4 РД при выполнении текущего ремонта колесной пары проводят техническое диагностирование буксовых узлов, при которых проверяют состояние торцевого крепления подшипников на шейках осей колесных пар подшипников роликовых цилиндрических и сдвоенных гайкой торцевой М110 на оси РУ1. Надежность крепления гайки проверяют ударами слесарного молотка. Проверку производят в обе стороны возможного вращения.
Согласно пункту 15.1 Плана расследования причин излома оси роликовой колесной пары от 08 октября 2021 года, промежуточная ревизия (текущий ремонт) выполнен в августе 2021 года, код предприятия 319 (ВЧДР Бологое АО "ВРК-3").
Дефект, выявленный на колесной паре, отражен в пункте 24 Плана расследования причин излома оси роликовой колесной пары от 08 октября 2021 года, где указано, что причиной нагрева буксового узла явилось ослабление торцевого крепления из-за некачественной затяжки 4-х болтов, что является нарушением пунктов 12.4.2.2.4, 12.4.2.2.5 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар при выполнении текущего ремонта.
Факт несения истцом убытков, связанных с проведением ремонта вагона ВЧДР Тайшет АО "ВРК-1", отцепленного в связи с некачественно выполненным ответчиком ремонтом вагона N 55533210, подтверждается актом выполненных работ от 08 октября 2021 года N 7218, расчетно-дефектной ведомостью от 08 октября 2021 года, дефектной ведомостью от 08 октября 2021 года, счетом-фактурой от 08 октября 2021 года.
Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к правомерному выводу о доказанности истцом факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору, доказанности вины ответчика и факта причинения ущерба истцу, и, следовательно, о наличии оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, в связи с чем удовлетворил исковые требования Общества в полном объеме.
С правовой аргументацией выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен, считает ее последовательной и верной, оснований для переоценки не усматривает.
Доводы, приведенные истцом, не опровергают законность и обоснованность выводов суда, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем, апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 ноября 2023 года по делу N А66-12838/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12838/2022
Истец: ООО "РЕГИОНТРАНССЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: АО "ОМК Стальной путь", ОАО "Российские железные дороги"