г. Самара |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А55-38602/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Копункина В.А., Митиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2022 по делу N А55-38602/2021 (судья Агафонов В.В.)
по иску Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти к
Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
третьи лица: 1) Министерство образования и науки Самарской области, 2) Министерство управления финансами по Самарской области, 3) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 69" 4) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 45" 5) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 70" 6) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 40" (445026, Самарская обл., Тольятти, просп. Ленинский, 42) 7) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Лицей N 67" 8) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени "Куйбышевгидростроя" 9) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N71" 10) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 31" 11) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 28" 12) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 86 имени Ю.А.Гагарина",
о взыскании 3 644 556 руб.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти обратился в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области о взыскании 3 644 556 руб. убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного образовательного учреждения г.о.Тольятти МБУ "Школа N 69", МБУ "Школа N 45", МБУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 70", МБУ "Школа N 40", МБУ "Лицей N 67", МБУ "Школа N 93", МБУ "Школа N 71", МБУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 31", МБУ "Школа N 28", МБУ "Школа N 86", не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В процессе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство образования и науки Самарской области, 2) Министерство управления финансами по Самарской области, 3) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 69" 4) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 45" 5) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 70" 6) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 40" (445026, Самарская обл., Тольятти, просп. Ленинский, 42) 7) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Лицей N 67" 8) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени "Куйбышевгидростроя" 9) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N71" 10) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 31" 11) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 28" 12) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 86 имени Ю.А.Гагарина",
Арбитражный суд Самарской области решением от 03.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, а также на неправильное применение норм материального права.
Управление Федерального казначейства по Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство управления финансами по Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 услуги по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях: Муниципальные бюджетные образовательные учреждения городского округа Тольятти МБУ "Школа N 69", МБУ "Школа N 45", МБУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 70", МБУ "Школа N 40", МБУ "Лицей N 67", МБУ "Школа N 93", МБУ "Школа N 71", МБУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 31", МБУ "Школа N 28",МБУ "Школа N 86", учредителем которых является муниципальное образование - городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - администрация городского округа Тольятти).
Расходы на предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти рассчитаны в соответствии по нормам, установленным СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, из расчета 60 % объема и стоимости питания, применяемой при организации четырехразового питания (завтрак - 25%, обед - 35% - п.6.14 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Формирование цен и тарифов на услуги в зависимости от возрастных групп обусловлено необходимостью соблюдения требований, закрепленных в п 6.6. СанПИН 2.4.5.2409-08, согласно которым примерное меню должно разрабатываться с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет).
Расходы на предоставление обучающимся, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, двухразового питания в Школах рассчитаны на основе тарифов на оказание платных услуг, сформированных и утвержденных в 2018 году в соответствии с Решением Думы городского округа Тольятти от 15.06.20111 N 570 "О Положении о порядке установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальным предприятиям и учреждениям городского округа Тольятти на платной основе, и порядке их оказания".
В соответствии с пунктом 6.14 СанПиН 2.4.5.2409-08 допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах 5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
В соответствии с положениями пунктом 2.1, 2.2 СанПИН 2.4.5.2409-08 питание обучающихся в Школах обеспечивали организации общественного питания -столовые образовательных учреждений.
Размер расходов школ по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года составил 3 644 556,00 руб.
Учитывая, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством не установлен, муниципальное образование городской округ Тольятти полагает, что в спорный период понесло убытки в вышеуказанной сумме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социальноэкономических условий для его получения, включая создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, социального развития этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и осуществления полностью или частично финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Пунктом 2 части 2 статьи 34 Закона об образовании закреплено, что обучающимся предоставляются социальной поддержки и стимулирования в виде обеспечения питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, нашел необоснованными.
Относительно полномочий по финансированию указанной меры социальной поддержки следует отметить, что Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 17.02.2022 по судебному делу N А55-35668/2020, аналогичному по предмету спора настоящему судебному делу, указал, что "поскольку положениями статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.
Следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, в рассматриваемой ситуации к Администрации городского округа Тольягги".
Таким образом, суд кассационной инстанции, разрешая судебный спор по указанному делу, установил отсутствие правовых оснований для взыскания органом местного самоуправления убытков, возникших в результате предоставления мер поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных бюджетных учреждений городского округа Тольятти, не проживающим в указанных организациях, так как обязанность по организации и обеспечении питания в отношении данной категории обучающихся отнесена к вопросам местного значения и должна реализовываться за счет средств местного бюджета.
Учредителем вышеуказанных образовательных учреждений является Администрация городского округа Тольятти. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования Администрации городского округа Тольятти.
Согласно пункту 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В соответствии с положениями части 4 статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Обеспечение двух разовым питанием обучающихся в государственных бюджетных и автономных учреждениях осуществляется в соответствии с пунктом 17.16 порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области и государственным автономным образовательным учреждениям Самарской области в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 17.02.2011 N 51 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области и утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области и государственным автономным образовательным учреждениям Самарской области в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", приказом министерства образования и науки Самарской области от 03.02.2020 N 68-од утвержден порядок предоставления двухразового бесплатного питания или денежной компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в государственных бюджетных образовательных учреждениях Самарской области и государственных автономных образовательных учреждениях Самарской области, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, образовательные программы среднего профессионального образования по очной форме обучения, не проживающим в указанных организациях и нуждающимся в предоставлении бесплатного питания согласно заявлениям родителей (законных представителей).
Обеспечение двух разовым питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Самара осуществляется в соответствии с постановлением от 11.01.2016 N 15 "Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений городскою округа Самара", согласно которому финансирование расходов, возникающих на основании настоящего Постановления, осуществляется за счет средств бюджета городского округа Самара в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара па соответствующие цели Департаменту образования Администрации городского округа Самара как главному распорядителю бюджетных средств.
Нормативный правовой акт, устанавливающий соответствующие расходные обязательства городского округа Тольятти и порядок их исполнения в настоящее время отсутствует. Полагаем, что непринятие нормативного правового акта о финансировании организации питания обучающихся в образовательных организациях г.о. Тольятти не влечет возникновение расходных обязательств Российской Федерации.
Перечень направления расходов субъекта Российской Федерации, установленный в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, является закрытым и не включает обеспечение питанием детей.
Постановлением Правительства Самарской области от 28.12.2006 N 194 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области" утвержден Порядок предоставления средств областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав па получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях городских округов Самара и Тольятти, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях городских округов Самара и Тольятти, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях городских округов Самара и Тольятти (далее - Порядок предоставления средств областного бюджета).
Порядком предоставления средств областного бюджета расходы в соответствии с частью 7 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ не предусмотрены.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 и гл. 34 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства РФ.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Каких-либо надлежащим образом обоснованных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2022 по делу N А55-38602/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
В.А. Копункин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-38602/2021
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Тольятти, Министерство образования и науки Самарской области, Министерство Управления Финансами по Самарской области, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Лицей N 67", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 28", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 40", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N69", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N71", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 31", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 45", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 70", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени "Куйбышевгидростроя", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа N 86 имени Ю.А.Гагарина"