г. Вологда |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А05-521/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" и Северного межрегионального управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2022 года по делу N А05-521/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" (ОГРН 1132920000564, ИНН 2906008059; адрес: 164840, Архангельская область, Онежский район, город Онега, проспект Ленина, дом 96, корпус А, офис 4; далее - ООО "Онега-Водоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14; далее - управление) о признании недействительными пунктов 1.Э, 2.Э, 3.Э, 5.А и 6 предписания от 20.10.2021 N 01-05/85-ра/1-2021 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экологический консалтинговый центр" (ОГРН 1042900004454, ИНН 2901122061; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Набережная Северной Двины, дом 112, корпус 3, офис 219).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое предписание признано недействительным в части пунктов 5А, 6. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Управление также не согласилось с решением суда в части признания недействительными пунктов 5.А и 6 оспариваемого предписания и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Управление в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы общества.
От третьего лица отзыв на апелляционные жалобы не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, от общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением в соответствии с решением от 07.09.2021 N 01-05/85-ра проведена выездная плановая проверка общества в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора). По результатам проверки составлен акт от 20.10.2021 N 01-05/85-ра/1-2021 и в связи с выявленными нарушениями в адрес общества вынесено предписание от 20.10.2021 N 01-05/85-ра/1-2021, в соответствии с которым необходимо:
п. 1.Э - в срок до 10.02.2022 устранить нарушения в части составления декларации о воздействии на окружающую среду с нарушением требований к форме и порядку заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 N 509 (нарушены статьи 31.2, 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.20189 N 509 (далее - Приказ N 509);
п. 2.Э - в срок до 10.02.2022 устранить нарушения в части представления неполной и недостоверной информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (нарушены Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 (далее - Приказ N 1043), пункт 4 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ));
п. 3.Э - в срок до 10.02.2022 устранить нарушения в части невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (нарушены пункты 2 и 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ);
п. 5.А - в срок до 10.02.2022 устранить нарушение в части учета в отчете о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выбросов от загрязняющего вещества метилмеркаптан (этилмеркаптан) (нарушены статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки, утвержденный приказом Минприроды России от 07.02.2018 N 352 (далее - Приказ N 352);
п. 6 - в срок до 25.03.2022 устранить нарушение в части представления недостоверной информации в отчете об организации и о результатах осуществления производственного контроля за 2020 год по выбросам в атмосферный воздух в части отсутствия загрязняющего вещества (метилмеркаптан, этилмеркаптан) по объекту НВОС - "Канализационные очистные сооружения" (нарушены статья 67 Закона N 7-ФЗ, приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 268 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля").
Не согласившись с указанным предписанием, общество направило в управление пояснения.
В письме от 22.12.2021 N 06-02-16/16892 "О рассмотрении пояснений" управление указало на законность и обоснованность перечисленных пунктов предписания.
Считая пункты 1.Э, 2.Э, 3.Э, 5.А, 6 предписания управления незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворил заявленные требования частично, при этом правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1.Э предписания обществу необходимо устранить нарушения в части составления декларации о воздействии на окружающую среду с нарушением требований к форме и порядку заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденных Приказом N 509.
Оспаривая данный пункт предписания, общество настаивает на том, что указывает, что в соответствии со статьей 22 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Последняя инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников была проведена в 2016 году в целях разработки проекта нормативов допустимых сбросов. Разработанный проект приложен к декларации о воздействии на окружающую среду от 21.03.2019 и к ее актуализации от 29.10.2020.
На момент подачи декларации нормативы допустимого сброса разработаны в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Технологический процесс водоотведения на территории поселения с 2016 года не изменился, прочие факторы, оказывающие влияние на состав сбросов, не выявлены, а соответственно и в проведении инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду не было необходимости.
Также общество настаивает на том, что в целях исполнения пункта 1.Э предписания в соответствии с пунктом 3 Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 891 (далее - Правила N 891), обществу необходимо провести анализ сточных вод по 33 загрязняющим веществам в течение 12 календарных месяцев подряд. Однако, управление установило срок проведения инвентаризации, расчета нормативов допустимых сбросов и внесения изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду до 10.02.2022.
Обществом проведен анализ аккредитованных лабораторий, проводящих исследования сточной воды на территории Архангельской области. Ни у одной из лаборатории в области аккредитации нет следующих показателей: олово, цианид-анион, роданид-анион. По мнению общества, данное обстоятельство не позволяет провести исследования по указанным веществам.
Отклоняя доводы общества по данному эпизоду, суд обоснованно исходил из следующего.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет хозяйственную деятельность на объектах II категории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 6 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 (далее - Порядок N 509).
В соответствии с приведенными положениями декларация о воздействии на окружающую среду является разрешительным документом, форма и состав которого должны в полном объеме соответствовать требованиям статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ и Порядка N 509, в том числе приложенная проектная документация должна быть разработана по действующим на момент предоставления декларации о воздействии на окружающую среду нормативным правовым актам. Расчет нормативов допустимых сбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.
В материалах дела усматривается, что впервые декларация по объекту негативного воздействия на окружающую среду - канализационные очистные сооружения ООО "Онега-Водоканал" (код объекта: 11-0129-001730-П) (далее - декларация), представлена обществом 04.04.2019.
В последующем, 10.11.2020, обществом представлена новая декларация с изменениями, кающимися представления нового расчета нормативов допустимых выбросов. Нормативы допустимых сбросов оставлены без изменения.
Как установлено судом, приложенный к декларации проект НДС разработан в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333, на основе инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, проведенной в ноябре 2016 года. В проекте НДС обществом проведена оценка и обоснование сброса в водный объект для 7 веществ.
Вместе с тем на дату предоставления обществом декларации от 10.11.2021 для организаций, осуществляющих водоотведение, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 891, утверждены Правила N 891.
В приложении 1 к названным Правилам содержится Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - Перечень), состоящий из двух разделов: раздел I Перечня применяется для объектов централизованных бытовых, общесплавных систем водоотведения (в том числе входящих в состав централизованных комбинированных систем водоотведения) и содержит 33 вещества; раздел II Перечня применяется для объектов централизованных ливневых систем водоотведения (в том числе входящих в состав централизованных комбинированных систем водоотведения) и содержит 8 веществ.
Согласно пункту 11 статьи 22 Закона N 7-ФЗ и пункту 2 Правил N 891 проведение инвентаризации сбросов загрязняющих веществ необходимо для расчета и установления НДС.
В нарушение приведенных положений обществом в проекте НДС к декларации от 10.11.2020 проведена оценка и обоснование сброса в водный объект только для 7 веществ на основании инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проведенной в ноябре 2016 года, то есть не по всем веществам, указанным в разделе I приложения 1 к Правилам N 891.
Довод заявителя о том, что декларация, представленная 10.11.2020, являлась уточненной к декларации 04.04.2019, оценен и правомерно отклонен судом, поскольку положениями статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ подача уточненной декларации не предусмотрена.
Установленное пунктом 6 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ право внесения изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду связано с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и предполагает полное соблюдение требований статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ, в том числе представление расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Также судом обоснованно отклонен довод общества о том, что управление установило недостаточный срок для проведения инвентаризации расчета нормативов допустимых сбросов и внесения изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду, поскольку, как верно отмечено судом, заявитель не был лишен возможности обратиться к ответчику с мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
Вместе с тем доказательств такого обращения, отказа в продлении срока исполнения предписания в соответствующей части в дело не представлено.
То обстоятельство, что на территории Архангельской области аккредитованными лабораториями не проводятся исследования по ряду веществ, не является основанием для освобождения от необходимости проведения инвентаризации сбросов.
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания пункта 1.Э оспариваемого предписания незаконным.
В связи с этим в удовлетворении заявление общества в указанной части отказано правомерно.
Пунктами 2.Э и 3.Э предписания на общество возложена обязанность устранить нарушения в части предоставления декларации и внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты за 2020 год.
По данным пунктам предписания общество настаивает на том, что коэффициент 1 к ставкам платы за сбросы загрязняющих веществ применен в соответствии с положениями пункта 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ.
При этом, как указывает апеллянт, порядок выдачи разрешения на временно разрешенный сброс (далее - ВРС) для объектов II категории НВОС отсутствует, что исключает возможность получения обществом такого разрешения. Согласно плану мероприятий по охране окружающей среды в 2020 году заявителем проведены инженерные изыскания и начата разработка проекта по реконструкции канализационных очистных сооружений. В представленной декларации о плате за НВОС за 2020 год сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водный объект составила 59 823,64 руб. Затраты на выполнение мероприятий по снижению НВОС учтены в декларации в сумме 59 823,64 руб. Сумма платы, исчисленная с учетом корректировки, составила 0 руб. В связи с этим оплата платежей в части сбросов загрязняющих веществ в водный объект не осуществлялась. По строке 180 декларации "Итоговая сумма платы для внесения за отчетный период, всего" исчислена сумма 2787.29 руб. В данном разделе, по строке 183 "плата за сбросы" исчислена в сумме 0,00 руб. На основании рассчитанных в декларации сумм платы общество и произвело оплату платежей за НВОС за 2020 год. Общество также указывает, что уточненная декларация о плате за НВОС за 2020 год заполнена в личном кабинете природопользователя согласно требованиям приказа Минприроды России от 10.12.2020 N 1043. Печатная форма декларации с указанием строк 010-195 формируется автоматически.
В силу пункта 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 7-ФЗ государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации
Пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ определен перечень мероприятий подлежащих государственной поддержке, в том числе проектирование, строительство, реконструкция централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод.
Согласно пункту 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектной документации не допускается без выполнения соответствующих инженерных изысканий, следовательно инженерные изыскания являются неотъемлемой частью работ по проектированию.
В силу пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Для установления временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов план мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности включают в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.
В план мероприятий по охране окружающей среды, программу повышения экологической эффективности включаются также мероприятия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, и могут быть включены мероприятия, предусмотренные подпунктом 4 пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Таким образом, расходы на проведение инженерных изысканий, предшествующих этапу проектирования могут быть учтены при исчислении платы за НВОС, в том случае, если проведение инженерных изысканий включено в разработанный план мероприятий по охране окружающей среды в качестве составной части мероприятий по проектированию, строительству или реконструкции централизованных систем водоотведения, то такие затраты возможно учитывать при корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем государственная поддержка реализуемых природоохранных мероприятий по достижению НДС предоставляется организациям на период действия плана мероприятий по охране окружающей среды в случае невозможности соблюдения НДС и осуществляется, в том числе, путем установления временно разрешенных сбросов (далее - ВРС), которые в свою очередь устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемым в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Наличие плана мероприятий по охране окружающей среды означает, что установленные по объекту, оказывающему НВОС, НДС загрязняющих веществ не соблюдаются, то есть должны быть установлены ВРС.
Как верно отмечено судом, поскольку план мероприятий по охране окружающей среды необходим в целях достижения НДС, то есть при условии установления разрешением ВРС, то для корректировки платы за НВОС с учетом затрат на реализацию природоохранных мероприятий необходимо соблюдение всех предусмотренных законодательством условии, в частности, наличие разрешения на ВРС, а также наличие плана мероприятий по охране окружающей среды
Как следует из материалов дела, у общества отсутствует разрешение на ВРС, соответственно, корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год с учетом затрат на реализацию природоохранных мероприятий невозможна.
Таким образом, при исчислении платы при сбросах загрязняющих веществ обществом необоснованно применен в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ коэффициента 1.
Довод общества о том, что отсутствует порядок выдачи разрешения на ВРС для объектов II категории НВОС, правомерно отклонен судом, поскольку вопрос возможности получения обществом такого разрешения был предметом рассмотрения в деле N А0513204/2021.
Как установлено в решении Арбитражного суда Архангельской области от 09 февраля 2022 года по указанному делу, оставленном без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2022 года, до момента утверждения порядка выдачи временно разрешенных сбросов, выбросов при разработке временно разрешенных сбросов, выбросов разрешения на временно разрешенные сбросы, выбросы выдаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, согласно которому при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с данной службой планов снижения таких сбросов.
В данном случае заполнение Раздела 2 раздела "Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет" уточненной декларации о плате за 2020 год осуществлено обществом не в соответствии с требованиями Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043.
С учетом изложенного оснований для признания пунктов 2.Э и 3.Э предписания незаконными у суда первой инстанции также не возникло.
В соответствии с пунктами 5.А и 6 оспариваемого предписания обществу необходимо устранить нарушение в части учета в отчете о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющего вещества метилмеркаптан (этилмеркаптан) и устранить нарушение в части представления недостоверной информации в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год по выбросам в атмосферный воздух в части отсутствия загрязняющего вещества (метилмеркаптан, этилмеркаптан) по объекту НВОС - "Канализационные очистные сооружения".
Признавая недействительным оспариваемое предписание в части пунктов 5.А и 6, суд первой инстанции также обоснованно исходил из следующего.
Заявляя доводы о незаконности указанных пунктов предписания, общество ссылалось на то, что инвентаризация выбросов загрязняющих веществ проведена в соответствии с действующими Методическими рекомендациями по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников станций аэрации сточных вод (СПб., 2015) с учетом разъяснений АО "НИИ Атмосфера". Выбросы загрязняющих веществ в декларации о воздействии на окружающую среду от 29.10.2020 задекларированы обществом на основании проведенной инвентаризации (то есть по веществу "Одорант"). При проверке достоверности представленной декларации Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора отмечено, что "задекларированный объем выброса загрязняющих веществ обоснован".
Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" установлен порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
В Перечень методик для расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками включены Методические рекомендации по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников станций аэрации сточных вод (СПб., 2015) (далее - Методические рекомендации 2015) и СТО 05766480-011-2016. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников выбросов объектов очистных сооружений и блоков оборотного водоснабжения ООО "КИНЕФ", г.Кириши, 2016.
При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по объекту канализационные очистные сооружения общество руководствовалось Методическими рекомендациями 2015, включенным в перечень методик.
Пунктом 3.9 Методических рекомендаций 2015 предусмотрено, что для сооружений очистки хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью по сточной воде до 25 000 куб. м в сутки допустимо проводить расчет выбросов на основе осредненных концентраций загрязняющих веществ над поверхностью испарения сточной воды в сооружении, приведенных в разделе 9.
Управлением не отрицается и документально не опровергнут тот факт, что общество эксплуатирует очистные сооружения проектной мощностью 4 800 куб. м в сутки.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, производительность канализационных сооружений общества не превышает установленные пунктом 3.9 Методических рекомендаций 2015 пределы, соответственно расчет выбросов может производиться на основании осредненных концентраций, приведенных в разделе 9, в том числе с учетом осредненных концентраций загрязняющих веществ над поверхностями испарения сооружений, представленных в таблице 7 Методических рекомендаций 2015.
В таблице 7 Методических указаний осредненные концентрации представлены в отношении загрязняющих веществ: аммиак; азот оксид; диоксид азота; меркаптаны в пересчете на этилмеркаптан; метан: сероводород; углеводороды С6-С10; фенол; формальдегид.
Следовательно, доводы заявителя о том, что при расчете выбросов на основании осредненных концентраций невозможно раздельно определить выбросы метилмеркаптана и этилмеркаптана, правомерно признаны судом обоснованными.
Согласно разъяснению АО "НИИ Атмосфера" от 05.11.2019 N 07-2-811/19-0 "О кодировании меркаптанов" кодирование многокомпонентных смесей меркаптанов осуществляется по коду 1716 "Одорант смесь природных меркаптанов".
Аналогичная позиция содержалась в пункте 1.3 Методических разъяснений к "Методическим рекомендациям по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников станций и аэрации сточных вод", утвержденных и.о. генерального директора ОАО "НИИ Атмосфера" С. Э. Левеном в 2013 году, согласно которым меркаптаны в пересчете на этилмеркаптан следует нормировать по коду 1716 "Смесь природных меркаптанов" (Одорант СПМ-ТУ51-8-88).
Таким образом, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ проведена обществом в соответствии с действующими Методическими рекомендациями с учетом разъяснений АО "НИИ Атмосфера".
Выбросы загрязняющих веществ в декларации о воздействии на окружающую среду от 29.10.2020, задекларированы обществом на основании проведенной инвентаризации (то есть по веществу "Одорант"). При проверке достоверности представленной декларации управлением в акте проверки от 20.10.2021 N 01-05/85-ра/1-2021 указано, что задекларированный объем выброса загрязняющих веществ обоснован (абзац 3 страница 8).
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования в части признания пунктов 5.А, 6 предписания, отказа в при этом в части признания незаконными остальных оспоренных заявителем пунктов предписания.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на этого подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2022 года по делу N А05-521/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" и Северного межрегионального управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-521/2022
Истец: ООО "Онега-Водоканал"
Ответчик: Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: ДПО "Экологический консалтинговый центр"