город Томск |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А03-604/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Чикашовой О.Н., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Рантье" и общества с ограниченной ответственностью "Интер" (N 07АП-8108/2022(1,2)) на решение от 14.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-604/2022 по иску Администрации Железнодорожного района города Барнаула (ОГРН 1022200895441, ИНН 2221020552), г. Барнаул, к обществу с ограниченной ответственностью УК "Первая" (ОГРН 1132224005638, ИНН 2224162241), г. Барнаул, к обществу с ограниченной ответственностью "Рантье" (ОГРН 1032201964915, ИНН 2222039517), г. Барнаул, к обществу с ограниченной ответственностью "Интер" (ОГРН 1092221006492, ИНН 2221174993), г. Барнаул, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эдельвейс" (ОГРН 1172225016897, ИНН 2224186309), г. Барнаул, об обязании совершить действия, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Железнодорожного района города Барнаула (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью УК "Первая" (далее - ООО УК "Первая"), обществу с ограниченной ответственностью "Рантье" (далее - ООО "Рантье"), обществу с ограниченной ответственностью "Интер" (далее - ООО "Интер"), обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эдельвейс" (далее - ООО УК "Эдельвейс"), обществу с ограниченной ответственностью УК "ЖИЛФОНД" (далее - ООО УК "ЖИЛФОНД"), которым просит обязать ООО "УК "ПЕРВАЯ", ООО УК "Эдельвейс", ООО "РАНТЬЕ", ООО "Интер", ООО УК "ЖИЛФОНД" в течении 30 дней с момента вступления решения суда в силу, установить на придомовой территории домов по адресам: г.Барнаул, ул.Профинтерна, 5, 7, 7а, 9, по ул.Деповская 25, 29, по просп.Строителей 8, 10, 12 контейнерную площадку; взыскать с ООО "УК "ПЕРВАЯ", ООО УК "Эдельвейс", ООО "РАНТЬЕ", ООО "Интер", ООО УК "ЖИЛФОНД" в пользу администрации Железнодорожного района города Барнаула на случай неисполнения решения суда об обязании в течении 30 дней с момента вступления решения суда в силу, установить на придомовой территории домов по адресам: г.Барнаул, ул.Профинтерна, 5, 7, 7а, 9, по ул.Деповская 25, 29, по просп.Строителей 8, 10, 12 контейнерную площадку, с каждого из ответчиков, неустойку в размере 50000 рублей за первый месяц неисполнения и в дальнейшем по 30000 рублей ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.07.2022 на ООО "УК "ПЕРВАЯ", ООО УК "Эдельвейс", ООО "РАНТЬЕ", ООО "Интер", ООО УК "ЖИЛФОНД" возложена обязанность установить на придомовой территории домов по адресам: г.Барнаул, ул.Профинтерна, 5, 7, 7а, 9, по ул.Деповская 25, 29, по просп.Строителей 8, 10, 12 контейнерную площадку в течении 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу; с ООО "УК "ПЕРВАЯ", ООО УК "Эдельвейс", ООО "РАНТЬЕ", ООО "Интер", ООО УК "ЖИЛФОНД" в пользу Администрации Железнодорожного района города Барнаула на случай неисполнения решения суда в указанный срок с каждого из ответчиков взыскана неустойку в размере 10 000 рублей ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда; остальной части взыскания неустойки отказано; с ООО "УК "ПЕРВАЯ", ООО УК "Эдельвейс", ООО "РАНТЬЕ", ООО "Интер", ООО УК "ЖИЛФОНД" в доход федерального бюджета взыскано по 6000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ООО "Рантье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь, в том числе на то, что у Истца отсутствует право на предъявление исковых требований; размещение контейнерной площадки на придомовой территории МКД по ул. Профинтерна 7А невозможно; контейнерная площадка для МКД по ул. Профинтерна 7А фактически существует и размещена на основании выданного Истцом разрешения; Эксплуатация и надлежащее содержание контейнерной площадки по ул. Профинтерна 7А осуществляется Ответчиками в соответствии с графиком, утвержденным Истцом; в данном случае Истец не вправе требовать взыскание судебной неустойки поскольку Истец с Ответчиками не находятся друг с другом в гражданско-правовых отношениях должника и кредитора; судом не исследованы основания для привлечения ответчиков к ответственности; Совершение действий, понудить к которым ООО "Рантье" и иных Ответчиков в судебном порядке пытается Администрация района, приведет к нарушению правил пожарной безопасности, к нарушению норм градостроительства, к нарушению санитарно-эпидемиологических норм, ущемлению прав жителей дома (домов) и массовому захламлению мусором всего квартала. Таким образом, удовлетворение требований Истца приведет к вынесению заранее неисполнимого и полностью незаконного судебного акта. Указанное, исключает возможность удовлетворения исковых требований Администрации Железнодорожного района города Барнаула в отношении Ответчика-2 (ООО "Рантье"). Следовательно, основания для начисления и взыскания законной неустойки отсутствуют.
ООО "Интер", также не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в котором просило его отменить полностью в отношении ответчика ООО "Интер", ссылаясь, в том числе на то, что поскольку согласно письма Управления от 05.02.2015 N 07/1490 последнее согласовало размещение контейнерной площадки только для многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Интер" (фактически для домов по адресам: г. Барнаул, ул. Деповская,25,27, пр-т Строителей,8.) в количестве не более 5 штук, считает, что исковые требования администрации Железнодорожного района г. Барнаула не обоснованы; контейнеры многоквартирных домов, находящихся в управлении других управляющих компаний (все, кроме домов, находящихся по адресам: г. Барнаул, ул. Деповская,25,27, пр-т Строителей) Управлением не согласованы и подлежат переносу в другое место; при вынесении обоснованного решения суда, заключающегося в отказе истцу в исковых требованиях, основания уплаты неустойки с ООО "Интер" отсутствуют.
К апелляционным жалобам приложены дополнительные доказательства.
От Администрации в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционных жалоб не согласилась, отмечая, что ООО "Рантье" необоснованно указывает на то, что выявление нарушения должно было производиться в рамках муниципального контроля. На момент выявления нарушения и обращения в суд истец действовал в соответствии с имеющимися полномочиями и требованиями к контролю за соблюдением Правил благоустройства, установленными главой 18 Правил благоустройства, а не требованиями законодательства к муниципальному контролю. Выводы ответчиков о невозможности исполнения решения и законности размещения существующей совмещенной контейнерной площадки несостоятельны. Управляющая организация не лишена права размещать контейнерную площадку на территории, государственная собственность на которую не разграничена, обратившись за получение указанной муниципальной услуги. Также возможно размещение контейнерной площадки на частной территории при заключении соответствующих договоров. Ответчиками не представлено никаких доказательств невозможности размещения контейнерных площадок для обслуживания многоквартирных домов.
В судебном заседании по рассмотрению апелляционных жалоб общества с ограниченной ответственностью "Рантье" и общества с ограниченной ответственностью "Интер" (N 07АП-8108/2022(1,2)) на решение от 14.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-604/2022 объявлялся перерыв до 03.10.2022 на 12 часов 00 минут. Лицам, участвующим в деле ознакомиться с отзывом, поступившим от истца.
Определением апелляционного суда от 03.10.2022 судебное заседание откладывалось на 25 октября 2022 года на 10 час. 40 мин. в помещении суда, лицам, участвующим в деле предложено ознакомиться с материалами дела, приложенными к жалобам доказательствами, выразить отношение по вопросу приобщения доказательств; Администрации до 18.10.2022 представить суду и заблаговременно направить другим лицам, участвующим в деле, пояснения с учетом довода апеллянта ООО "Рантье" о расположении в настоящее время контейнерной площадки в соответствии со схемой и включение ее в соответствующий реестр; обосновать свои требования, учитывая наличие контейнерной площадки для спорных довод, внесенной в реестр.
От Администрации поступили дополнительные пояснения, в которых указала, что управляющие организации обязаны создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для обслуживания соответствующих многоквартирных домов. В настоящее же время происходит использование контейнерной площадки, предназначенной для обслуживания многоквартирного дома по адресу г. Барнаул, ул. Деповская, 27 без каких-либо правовых оснований.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Апелляционным судом к материалам дела приобщены сведения с сайтов, приложенные к апелляционной жалобе ООО "Рантье", представленные в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобы; на основании ч.2 ст. 268 АПК РФ отказано в приобщении к материалам дела письма от 05.02.2015, приложенного к апелляционной жалобе ООО "Интер", поскольку невозможность представления указанного документа в суд первой инстанции по уважительной объективной причине не обоснована.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на нее, дополнительных пояснений, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, установлено судом, не оспаривалось лицами, участвующими в деле ООО "УК "Первая" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр-кт Строителей, 12, многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 5, многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 7, многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Деповская, 29; ООО "Интер" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр-кт Строителей, 8; многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Деповская, 25; ООО УК "Жилфонд" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр-кт Строителей, 10; ООО УК "Эдельвейс" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна,9; ООО "Рантье" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 7А.
Администрацией Железнодорожного района г. Барнаула был установлено, что на придомовых территориях домов N 5,7,7а, 9 по ул. Деповской, N 25, 29 по ул. Деповской, N 8, 10, 12 по ул. Строителей отсутствуют контейнерные площадки, что подтверждается актом от 12.02.2021.
Ответчикам направлены предписания N 659 от 28.04.2022, N 740 от 18.05.2021, N 763 от 19.05.2021, которыми в срок до 01.06.2021 предложено обеспечить установку на придомовой территории домов контейнерных площадок.
Требования, изложенные в указанных выше предписаниях, ответчиками добровольно не исполнены, что подтверждается актом осмотра от 01.06.2021, актом осмотра от 13.12.2021, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) на управляющую организацию жилого дома, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоз отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с п. 24 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
На территории города Барнаула действуют Правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 19.03.2021 N 645 (далее - Правила).
Как следует из ст. 2 Правил контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно п.1 ст.73 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны: соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; иметь подъездной путь; иметь твердое покрытие, аналогичное покрытию подъезда, без выбоин, просадок, проломов, сдвигов, волн, гребенок, колеи и сорной растительности; иметь ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; для размещения контейнеров емкостью 0,75 куб. м, 1,1 куб. м иметь трехстороннее ограждение высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую территорию; иметь аншлаги с указанием информации об объектах потребителей и о собственнике площадок, контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых коммунальных отходов, а также о недопустимости создания препятствий подъезду специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры и бункеры.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 Правил правообладатели зданий, строений, сооружений, земельных участков обязаны: обеспечивать содержание прилегающей территории и объектов благоустройства своими силами и средствами либо путем заключения договоров с иными лицами; информировать администрации районов города Барнаула о случаях причинения ущерба объектам благоустройства, расположенным в границах прилегающей территории, незамедлительно с момента обнаружения.
Согласно пункту 4 Правил N 1039 лица, на которых лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. При этом в случае принятия решения пользования контейнерной площадкой, расположенной на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, необходимо обратиться в Администрацию города Барнаула для согласования размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО.
Указанное является необходимым в силу приказа Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула от 21.12.2021 N 66, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача решения о согласовании размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" (далее - Регламент).
В соответствии с п. 1.2. раздела II Регламента, одной из услуг является "Подготовка и выдача решения о согласовании размещения иных объектов, указанных в Перечне (Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300), на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края".
В перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 входят элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4).
Исходя из ст. 2 Правил элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, фонтаны, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, контейнерные площадки, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст. ст. 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, суд первой инстанции правомерно указал, что установка и содержание контейнеров (контейнерных площадок) для накопления ТКО многоквартирных жилых домов является обязанностью управляющей компании, обслуживающей многоквартирные дома. Именно управляющая компания, приняв на себя указанную обязанность и взимая плату за содержание общего имущества МКД, обязана организовать место (площадку) для накопления ТКО в соответствии с санитарными нормами, а также осуществлять ее уборку.
Отклоняя довод апелляционной жалобы ООО "Рантье" о том, что размещение контейнерной площадки на придомовой территории МКД, которым управляет указанный ответчик невозможно, апелляционный суд исходит из того, что невозможность размещения мест (площадок) для накопления ТКО в соответствии с установленными нормативами не может являться основанием для освобождения управляющих организаций от возложенной на нее обязанности по созданию для жилых домов таких мест (площадок). Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под МКД и в случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе ее разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
При этом, управляющая организация не лишена права размещать контейнерную площадку на территории, государственная собственность на которую не разграничена, обратившись за получение указанной муниципальной услуги. Также возможно размещение контейнерной площадки на частной территории при заключении соответствующих договоров.
Кроме того, надлежащих доказательств невозможности размещения площадки, ООО "Рантье" не представлено. Ссылки апеллянта на проектную документацию отклоняются, поскольку управляющая компания обязана организовать и согласовать размещение контейнерной площадки в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.
Доказательств того, что ответчиками приняты меры для согласования размещения площадки в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1039, другими требованиями закона, материалы дела не содержат.
В апелляционной жалобе ООО "Рантье" указывает, что в настоящее время имеется контейнерная площадка, которая учтена в реестре мест (площадок) накопления ТКО, о чем сведения с сайта приложены к апелляционной жалобе.
Возражая против указанного довода, администрация обоснованно ссылается на то, что согласно п. 1.7 положения об организации деятельности органов местного самоуправления по созданию и согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 17.10.2019 N 1793, ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории города осуществляет комитет жилищно-коммунального хозяйства города.
В соответствии с п. 11 правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании п. 15 правил N 1039, реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 16 правил N 1039, раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Барнаула, размещенного в открытом доступе на официальном Интернет-сайте г. Барнаула (https ://barnaul. org/) (приложен к пояснениям Администрации), владельцем контейнерной площадки, расположенной по адресу ул. Профинтерна, 7а (на которую указывается в жалобе), является ООО "Интер".
В момент размещения указанной контейнерной площадки данное место располагалось на территории, государственная собственность на которую не разграничена. Соответственно в реестр был включен адрес одного из ближайших многоквартирных домов. Таким образом, данные о нахождении места контейнерной площадки в реестре - это лишь привязка к адресу. В дальнейшем после размещения контейнерной площадки произошло межевание земельных участков и место размещения указанной контейнерной площадки оказалось в границах земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу ул. Деповская, 27. Поскольку управляющей организацией данного дома является ООО "Интер", в реестре обоснованно оно указано в качестве владельца контейнерной площадки.
В настоящее время ответчики, жители соответствующих многоквартирных домов фактически пользуются данной контейнерной площадкой, что является нарушением действующего законодательства.
Так, из материалов дела следует, что ООО "Рантье" обращалось по вопросу установки дополнительных контейнеров, однако ей было отказано в связи с тем, что норма накопления ТКО уже превышает установленную (л.д. 25 т.2).
При этом, на необоснованность размещения контейнеров другими управляющими компаниями на площадке по ул. Профинтерна 7А, указывает в апелляционной жалобе и ООО "Интер", ссылаясь также на то, что их размещение в установленном порядке не было согласовано, а жители управляемых ООО "Интер" домов хотят убрать эту площадку, исключить ее использование иными домами.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии у управляющих компаний обязанности по организации контейнерных площадок в установленном порядке. В этой связи доводы апеллянтов ООО "Рантье" и ООО "Интер" отклоняются, остальные ответчики решение суда не оспаривают.
Довод ООО "Рантье" о том, что выявление нарушения должно было производиться в рамках муниципального контроля, подлежит отклонению как несостоятельный.
Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края утверждено Барнаульской городской Думой 30.11.2021.
Часть 6 статьи 1 Правил благоустройства введена решением Барнаульской городской Думы от 18.03.2022 N 864.
Нарушение, допущенное ответчиками, а именно отсутствие контейнерных площадок для обслуживания многоквартирных домов выявлено в ходе осмотра 12.02.2021, что подтверждается соответствующим актом осмотра.
В течение апреля-мая 2021 года ответчиками были вручены или направлены предписания о необходимости обеспечить установку контейнерных площадок, которые имеются в материалах дела. Актом осмотра от 13.12.2021 установлено, что требования предписаний не исполнены.
Кроме того, только с принятием решения Барнаульской городской Думы от 18.03.2022 N 864 исключена глава 18 Правил благоустройства "Осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории города".
Согласно ч. 3 ст. 96 Правил благоустройства (утратило силу 18.03.2022), проведение контроля за соблюдением требований по благоустройству осуществляется в форме регулярного обследования территории города; фиксации нарушений требований по благоустройству, установленных в ходе такого обследования; выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений; составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 27 закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об ответственности за совершение административных правонарушений на территории Алтайского края"; направления материалов о совершенном правонарушении для рассмотрения административной комиссией; иных форм контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, Алтайского края и муниципальными нормативными правовыми актами города Барнаула.
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Правил благоустройства (утратило силу 18.03.2022), должностное лицо, составившее акт выявления нарушения, принимает меры к установлению лица, нарушившего требования по благоустройству. В случае, если виновное лицо установлено, выдает предписание об устранении выявленных нарушений в случае, если выявленное нарушение не относится к правонарушениям, за совершение которых предусмотрена административная ответственность законом Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об ответственности за совершение административных правонарушений на территории Алтайского края".
На основании ч. 8 ст. 96 Правил благоустройства (утратило силу 18.03.2022), должностные лица, осуществляющие контроль за соблюдением требований по благоустройству, имеют право обращаться в суд с требованием о понуждении к исполнению требований по благоустройству.
Кроме того, у администрации района до 01.01.2022 отсутствовали полномочия по проведению муниципального контроля в сфере благоустройства.
В соответствии со ст. 15 Положения о Железнодорожном районе в г.Барнауле и администрации Железнодорожного района г.Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.04.2018 N 117, на администрацию района возложены функции по осуществлению контроля за соблюдением правил благоустройства.
Вышеуказанный правовой акт утратил силу в связи с вступлением в силу решения Барнаульской городской Думы от 29.10.2021 N 775 "Об утверждение Положений о районах города Барнаула и администрациях районов город; Барнаула".
На основании ст. 16 Положения о Железнодорожном районе г.Барнаула и администрации Железнодорожного района г.Барнаула, администрация района осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение Правил благоустройства города Барнаула, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Таким образом, у администрации района полномочия по проведению муниципального контроля в сфере благоустройства возникли только с 01.01.2022.
На основании изложенного, на момент выявления нарушения и обращения в суд истец действовал в соответствии с имеющимися полномочиями и требованиями к контролю за соблюдением Правил благоустройства, установленными главой 18 Правил благоустройства, а не требованиями законодательства к муниципальному контролю.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционных жалобах не приведено, фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на их подателей.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-604/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
О.Н. Чикашова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-604/2022
Истец: Администрация Железнодорожного района г.Барнаула
Ответчик: ООО "Аврора", ООО "Интер", ООО "Рантье", ООО "УК "Первая", ООО УК "Эдельвейс"
Третье лицо: ООО "УК "Жилфонд", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8108/2022
09.03.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3/2023
27.10.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8108/2022
14.07.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-604/2022