город Томск |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А45-5134/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска (N 07ап-8463/22), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.07.2022 по делу NА45-5134/2022 (судья Наумова Т.А.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АртБизнесЛайн", г. Новосибирск (ИНН 5406235919) к 1) Департаменту строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск (ИНН 5406418091), 2) Мэрии города Новосибирска третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль Медиа" о признании незаконными уведомления от 08.12.2021 N04-8/2613, N04-8/2614, N04-8/2615, N04- 8/2616, N04-2617 об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Комаровских А.Д., представитель по доверенности от 18.02.2022, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АртБизнесЛайн" (далее -заявитель, Общество, ООО "ГК "АБЛ" ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Мэрии города Новосибирска, Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (по тексту- заинтересованные лица, Мэрия и Департамент) о признании незаконными уведомления об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 08.12.2021 N 04-8/2613, N 04-8/2614, N 04-8/2615, N 04-8/2616, N 04-2617. К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль Медиа".
Решение суда от 26.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие Департамента, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечивших явку в судебное заседание.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва, заслушав представителя общества, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, между Мэрией города Новосибирска и обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний "АртБизнесЛайн" были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: - от 24.09.2021 N 127 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Петухова ул., 18; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 130 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,50 площадью 7,7 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 38; Краснодонский 2-й пер.; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 131 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Челюскинцев ул.; Красноярская, ул., 32к1; участок уличнодорожной сети); - от 24.09.2021 N 132 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 4,00 площадью 8,8 кв. м., по адресу: Красный проспект, 157/1; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 133 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Челюскинцев ул. 21; Цирк.; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 134 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,10 х 3,40 площадью 7,14 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 54; 25 лет октября.; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 135 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Рассветная ул. 6; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 136 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Октябрьская магистраль; Каменская ул. 1; театр "Глобус"; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 137 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 1; Дуси Ковальчук ул.; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 138 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Советская ул. 31; через дорогу "Первомайский" сквер; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 139 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,30 х 3,60 площадью 8,28 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 23; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 140 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 27; Дуси Ковальчук ул.; Трикотажная ул.; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 142 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 27; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 143 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Красный проспект, 70; у входа на ст. метрополитена; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 144 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Красный проспект, 63; Гоголя ул.; "Дом офицеров"; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 146 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Депутатская ул. 38; через дорогу, театр "Оперы и балета".; участок улично-дорожной сети); - от 24.09.2021 N 147 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Орджоникидзе ул.; Красный проспект, 36; театр "Оперы и балета".; участок улично-дорожной сети).
11 октября 2021 г. Общество обратилось в Комитет рекламы и информации Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска с заявлениями о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по перечисленным выше договорам: - заявление вх. от 11.10.2021 N 1781 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 1; Дуси Ковальчук ул.; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1782 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,30 х 3,60 площадью 8,28 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 23; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1783 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 27; участок уличнодорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1784 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 27; Дуси Ковальчук ул.; Трикотажная ул.; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1785 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,50 площадью 7,7 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 38; Краснодонский 2- й пер.; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021N 1786 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,10 х 3,40 площадью 7,14 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 54; 25 лет октября.; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1787 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Депутатская ул. 38; через дорогу, театр "Оперы и балета".; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1790 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Орджоникидзе ул.; Красный проспект, 36; театр "Оперы и балета".; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1791 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Петухова ул., 18; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1792 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Рассветная ул. 6; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1793 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Советская ул. 31; через дорогу "Первомайский" сквер; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1794 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Челюскинцев ул.; Красноярская, ул., 32к1; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1795 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Челюскинцев ул. 21; Цирк.; участок уличнодорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1796 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 4,00 площадью 8,8 кв. м., по адресу: Красный проспект, 157/1; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1798 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Красный проспект, 63; Гоголя ул.; "Дом офицеров"; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1799 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Красный проспект, 70; у входа на ст. метрополитена; участок улично-дорожной сети) - заявление вх. от 11.10.2021 N 1801 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Октябрьская магистраль; Каменская ул. 1; театр "Глобус"; участок улично-дорожной сети).
08 декабря 2021 г. Департаментом были направлены Обществу уведомления об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: 1. уведомление об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 08.12.2021 N 04-8/2614 по заявлению от 11.10.2021 вх. N 1796 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 4,00 площадью 8,8 кв. м., по адресу: Красный проспект, 157/1; участок улично-дорожной сети). 2. уведомление об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 08.12.2021 N04-8/2616 по заявлению от 11.10.2021 вх. N 1794 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Челюскинцев ул.; Красноярская, ул., 32к1; участок улично-дорожной сети) 3. уведомление об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 08.12.2021 N04-2617 по заявлению от 11.10.2021 вх. N 1791 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Петухова ул., 18; участок улично-дорожной сети) 4. уведомление об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 08.12.2021 N04-8/2615 по заявлению от 11.10.2021 вх. N 1785 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,50 площадью 7,7 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 38; Краснодонский 2-й пер.; участок улично-дорожной сети) 5. уведомление об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 08.12.2021 N04-8/2613 по заявлениям: - вх. от 11.10.2021 N 1781 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 1; Дуси Ковальчук ул.; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1782 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,30 х 3,60 площадью 8,28 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 23; участок уличнодорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1783 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 27; участок уличнодорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1784 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 27; Дуси Ковальчук ул.; Трикотажная ул.; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021N 1786 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,10 х 3,40 площадью 7,14 кв. м., по адресу: Богдана Хмельницкого ул. 54; 25 лет октября.; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1787 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Депутатская ул. 38; через дорогу, театр "Оперы и балета".; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1790 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Орджоникидзе ул.; Красный проспект, 36; театр "Оперы и балета".; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1792 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Рассветная ул. 6; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1793 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Советская ул. 31; через дорогу "Первомайский" сквер; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1795 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Челюскинцев ул. 21; Цирк.; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1798 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Красный проспект, 63; Гоголя ул.; "Дом офицеров"; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1799 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,80 площадью 8,36 кв. м., по адресу: Красный проспект, 70; у входа на ст. метрополитена; участок улично-дорожной сети) - вх. от 11.10.2021 N 1801 (отдельно стоящая рекламная конструкция 2,20 х 3,90 площадью 8,58 кв. м., по адресу: Октябрьская магистраль; Каменская ул. 1; театр "Глобус"; участок улично-дорожной сети).
Основанием для отказа по уведомлениям от 08.12.2021 N 04-8/2616, от 08.12.2021 N 04-2617, от 08.12.2021 N 04-8/2613, от 08.12.2021 N 04-8/2614 послужило требование пункта 4.4 Постановления мэрии города Новосибирска от 29.10.2019 N 3979 (ред. от 10.11.2021) "Об архитектурно-художественном регламенте размещения информационных и рекламных конструкций в городе Новосибирске" - расстояние между отдельно стоящими рекламными конструкциями, размещенными на одной стороне дороги должно быть не менее 100 м для вновь устанавливаемых конструкций (площадь одной стороны рекламной конструкции от 5 до 17,99 кв. м).
Основанием для отказа по уведомлению от 08.12.2021 N 04-8/2615 послужило расстояние между отдельно стоящими рекламными конструкциями, размещенными на одной стороне дороги должно быть не менее 100 м для вновь устанавливаемых конструкций (площадь одной стороны рекламной конструкции от 5 до 17,99 кв. м); в соответствии с особым режимом использования земель в границах охранной зоны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения N 73, на территории которой расположено место установки рекламной конструкции по адресу: ул. Б. Хмельницкого, 38, запрещено размещение рекламных конструкций перед выходящими на улицу фасадами объекта культурного наследия.
Заявитель не согласен с выводами Департамента, что явилось причиной обращения в суд с настоящим заявлением. Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции выводы суда поддерживает на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5). Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1). Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9).
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным (часть 14).
Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 372 приняты Правила распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске (далее - Правила N 372).
Пункт 2.1 Правил указывает, что на территории города Новосибирска допускается установка и эксплуатация: рекламных конструкций, типы и виды которых определены разделом 4 Правил. Установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляется при наличии разрешения, выдаваемого в соответствии с разделом 5 Правил (пункт 2.2 Правил). В связи с чем, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции само по себе в отсутствии разрешения на установку конструкции не позволяет разместить и эксплуатировать такую конструкцию.
В соответствии с пунктом 5.4 Правил Комитет в течение десяти дней со дня регистрации документов, предусмотренных пунктом 5.2 Правил, проводит проверку сведений, указанных в документах, исследует рекламное место, на котором предполагается установить или установлена и эксплуатируется рекламная конструкция, определяет площадь рекламного места исходя из площади информационного поля рекламной конструкции. Комитет в течение двадцати дней со дня регистрации документов, предусмотренных пунктом 5.2 Правил, направляет указанные документы для согласования рекламной конструкции и места ее размещения в следующие органы и организации (в случае отсутствия согласований данных органов (организаций) в документах, представленных заявителем): департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (в части обеспечения соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Новосибирска). Пункт 5.9 Правил указывает, что разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ). Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ). В части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией.
Материалами дела подтверждается, что заявленные к установке по заявлениям Общества рекламные конструкции были учтены в схеме размещения рекламных конструкций, согласованы с главным художником города, представлены проекты размещения конструкций, отвечающих требованиям безопасности, в отношении конструкций с Обществом по результатам открытого аукциона заключены 24.09.2021 год договоры на установку и эксплуатацию, установлена плата за установку конструкций, которая вносится Обществом в бюджет города Новосибирска, при этом к заявлению Обществом были приложены все необходимые документы.
Как ранее изложено, в качестве основания для отказа в выдаче разрешений в уведомлениях N 04- 8/2613, 04-8/2614, 04-8/2616, 04-2617 Департаментом указано единственное основание: не соответствие установленных в пункте 4.4 Постановления мэрии города Новосибирска от 29.10.2019 N 3979 "Об архитектурно-художественном регламенте размещения информационных и рекламных конструкций в городе Новосибирске" расстояний между размещаемой и уже размещенными конструкциями на одной стороне дороги, а именно, расстояние составляет менее 100 метров. Вместе с тем, как верно установил суд, буквально пункт 4.4 Постановления N 3979 указывает, что расстояние между отдельно стоящими рекламными конструкциями, размещенными на одной стороне дороги, должно быть не менее 100 (для вновь устанавливаемых конструкций) при площади одной стороны рекламной конструкции, кв. м от 5 до 17,99 (в данном случае).
При этом ни в Постановлении N 3979, ни в Законе о рекламе для целей размещения рекламных конструкций не раскрыто понятие "вновь устанавливаемая конструкция".
Спорные конструкции были предусмотрены в схеме размещения рекламных конструкций, при этом установленные иные конструкции (рекламные щиты, дорожные знаки и иные объекты дорожной инфраструктуры, информационные знаки) уже имели место на момент составления схемы и на момент проведения аукционов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, победителем которых явилось ООО "ГК "АБЛ". Более того, по указанным точкам схемы, ранее были выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ООО "Магистраль Медиа" со сроками размещения с 23.03.2015 по 22.03.2020 года. В последующем были выданы предписания на демонтаж указанных конструкций (которые не были исполнены до настоящего времени).
Как верно установлено судом первой инстанции, в заявленных Обществом точках были установлены рекламные конструкции аналогичного назначения, вида и размера другим лицом, такие конструкции несмотря на требование о демонтаже не демонтированы, в связи с чем, считать конструкции "вновь устанавливаемыми" (то есть буквально "Впервые устанавливаемыми") основания отсутствуют. Замена ранее установленной конструкции на более современную модель может быть признана реконструкцией, но не может с учетом сложившихся обстоятельств квалифицироваться для целей применения пункта 4.4 Постановления N 3979 как "вновь устанавливаемая". Такому понятию соответствовала бы конструкция которая ранее никогда не была установлено в заявленной точке и не была ранее включена в схему размещения, в отношении которой поступила заявка для включения в схему размещения. При этом актуализация схемы размещения должна осуществлять органом местного самоуправления с учетом уже размещенных конструкций и с учетом установленных ограничений для размещения (в том числе, расстояний между конструкциями, требований в части объектов культурного наследия и других), а в случае отсутствия основания для размещения (истечение срока разрешения, выдачи предписания о демонтаже) такие конструкции должны быть исключены из схемы.
В рассматриваемом случае заинтересованными лицами с марта 2020 года не было принято мер ни по демонтажу конструкций (несмотря на выданные предписания), ни по исключению мест установки из схемы размещения. Более того, в отношении спорных конструкций, несмотря на выявленные ограничения для размещения с учетом пункта 4.4 Постановления 5.11 Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденных решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 372 "О Правилах распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске", были проведены аукционы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и с Обществом, как с единственным участником аукционов, были заключены соответствующие договоры.
Судом первой инстанции также сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушений архитектурно-художественного облика.
Документом, регламентирующим сохранение архитектурно-художественного облика при установке рекламных конструкций, является Постановление мэрии города Новосибирска от 29.10.2019 N 3979 "Об архитектурно-художественном регламенте размещения информационных и рекламных конструкций в городе Новосибирске". Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа", предусмотренное в пункте 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, носит оценочный характер.
Вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки разрешается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установки рекламной конструкции, а также с учетом установленных (существующих) зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей. В настоящем деле все проекты размещения конструкций согласованы с главным художником города, что указывает на соответствие конструкций внешнему архитектурному облику сложившейся застройки.
В отношении размещения рекламной конструкции по ул. Богдана Хмельницкого, д. 38, в границах охранной зоны объекта культурного наследия (уведомление N 04-8/2615), стоит отметить, что в отношении указанной точки также выдавалось ранее разрешение на установку конструкции (разрешение N 1457 от 20.03.2015), данные о демонтаже конструкции отсутствуют, в схеме размещения конструкция имеется, договор заключен, с главным художником города проект и схема размещения согласованы.
Доказательств того, что установка конструкции может причинить ущерб объекту культурного наследия, в материалы дела не представлено.
Доводы заинтересованных лиц, о том, что Общество могло выкупить уже размещенные ООО "Магистраль Медиа" конструкции и при таких обстоятельствах они бы не считались вновь размещаемым, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку гражданское законодательство не обязывает собственников заключать договоры купли-продажи объектов, это является правом собственника, при этом лицо, заключившее договор на установку рекламной конструкции также не обязано использовать ранее размещенную в заявленном месте в соответствии со схемой конструкцию, принадлежащую иному лицу, не обязано предлагать заключить договор купли-продажи или аренды такой конструкции. Доводы заинтересованных лиц нарушают фундаментальные принципы свободы волеизъявления участников гражданско- правовых отношений, в том числе, на заключение договора.
С учетом изложенного, отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию конструкций нарушает права Общества на исполнение заключенных договоров, на использование в своей предпринимательской деятельности конструкций, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При выборе право восстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемые судом меры должны отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного оспариваемыми действиями (актами, решениями), и быть обусловленными существом спора. С учетом изложенного, в данном случае суд пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться возложение обязанности на Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкции. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта. Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.07.2022 по делу N А45-5134/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5134/2022
Истец: ООО "Группа компаний "АртБизнесЛайн"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА, Комитет рекламы и информации мэрии города Новосибирска
Третье лицо: ООО "МАГИСТРАЛЬ МЕДИА", Седьмой арбитражный апелляционный суд