г. Челябинск |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А07-11339/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Скобелкина А.П., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2022 по делу N А07-11339/2022.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Абсолют" (далее - заявитель, ООО УК "Абсолют", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - ГК РБ по жилищному и строительному надзору, комитет) о: 1) признании незаконными действий комитета по отказу во включении в реестр лицензий ООО УК "Абсолют" многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Бакалинская, г. Уфа, выразившихся в вынесении приказа N 372 от 11.03.2022; 2) признании незаконными действий комитета по отказу во включении в реестр лицензий ООО УК "Абсолют" жилого дома N 4 по ул. Бакалинская, г. Уфа, выразившихся в вынесении приказа N 509 от 31.03.2022; 3) обязании комитета осуществить государственные действия по включению с 01.03.2022 в реестр лицензий ООО УК "Абсолют" многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Бакалинская, г. Уфа (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2022 (резолютивная часть решения объявлена 05.08.2022) требования заявителя удовлетворены, признаны недействительными приказы ГК РБ по жилищному и строительному надзору от 11.03.2022 N 327 и от 31.03.2022 N 509 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирного дома N 4 по ул. Бакалинская, г. Уфа Республики Башкортостан с ООО УК "Абсолют", на комитет возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании заявления ООО УК "Абсолют" от 22.02.2022 N 17 с 01.03.2022, а также с комитета в пользу общества взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГК РБ по жилищному и строительному надзору обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе оспаривает вывод суда об отсутствии оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на основании заявлений общества. Обращает внимание на следующие обстоятельства: договор управления заключен заявителем с застройщиком - МУП "Служба заказчика и технического надзора" ГО г. Уфа РБ 21.02.2022, по истечении установленного частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) пятидневного срока с даты выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (29.12.2021); временной промежуток между вводом дома в эксплуатацию и заключением договора составил более двух месяцев, в связи с чем внесение изменений в реестр лицензий на основании представленных обществом документов было бы незаконным, поскольку правом принятия решения о способе управления многоквартирным домом в такой ситуации обладают собственники помещений многоквартирного дома а не застройщик.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От общества в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участи его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Абсолют" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1200200051699 и на основании лицензии от 06.10.2020 N 000724 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан МУП "Служба заказчика и технического надзора" ГО г. Уфа РБ (застройщик) выдано разрешение от 29.12.2021 N 02-RU 03308000-1229Ж2019 на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома N 4 по ул. Бакалинская г. Уфы.
Между МУП "Служба заказчика и технического надзора" ГО г. Уфа РБ (застройщик) и ООО УК "Абсолют" (управляющая организация) заключен договор N 1 от 21.02.2022 по оказанию услуг управления и технического содержания многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Бакалинская г. Уфы.
В этой связи ООО УК "Абсолют" обратилось в ГК РБ по жилищному и строительному надзору с заявлением от 22.02.2022 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД.
По итогам рассмотрения указанного заявления и представленных обществом документов, комитетом на основании заключения 0515/390 от 11.03.2022 принято решение в форме приказа N 372 от 11.03.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, мотивированное заключением договора управления по истечении установленного законом пятидневного срока с даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Между МУП "Служба заказчика и технического надзора" ГО г. Уфа РБ и ООО УК "Абсолют" 17.03.2022 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N 1 от 21.02.2022, в котором предусмотрено, что условия договора управления применяются к отношениям, возникшим с 30.12.2021 на основании статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ООО УК "Абсолют" повторно 18.03.2022 обратилось в комитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением указанного договора управления, приложив к ранее представленному пакету документов дополнительное соглашение N 1 от 17.03.2022 к договору N 1 от 21.02.2022 по оказанию услуг управления и технического содержания многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Бакалинская г. Уфы.
Рассмотрев это повторное заявление и представленные обществом документы, комитет на основании заключения 0515/4730 от 31.03.2022 принял решение в форме приказа N 509 от 31.03.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, также мотивированное заключением договора управления по истечении установленного законом пятидневного срока с даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Не согласившись с действиями комитета, выраженными в издании указанных приказов, полагая свои права нарушенными, поскольку общество в период с февраля 2022 года фактически осуществляло деятельность по управлению МКД N 4 по ул. Бакалинская г. Уфа, ООО УК "Абсолют" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о несоответствии оспоренных приказов комитета закону.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Так, требования заявителя носят характер оспаривания принятых комитетом ненормативных правовых актов - приказов от 11.03.2022 N 327 и от 31.03.2022 N 509 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирного дома N 4 по ул. Бакалинская, г. Уфа Республики Башкортостан с ООО УК "Абсолют"
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи ЖК РФ).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 7 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частями 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
На территории Республики Башкортостан ведение реестра выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, исключение сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий Республики Башкортостан в соответствии с законодательством осуществляется ГК РБ по жилищному и строительному надзору (пункт 4.11 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616).
Согласно п.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере строительства, градостроительства, а также функций по предоставлению субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, осуществлению функций государственного заказчика.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядком N 938/пр (в редакции, действующей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2). К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в случае внесения изменений в реестр в связи с заключением управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации прилагает в том числе копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (подпункт "а" пункта 3). Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4). В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5). По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7). Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8). Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"-"е" пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9).
Исследованием материалов дела установлено, что в связи с заключением заявителем с застройщиком - МУП "Служба заказчика и технического надзора" ГО г. Уфа РБ 21.02.2022 договора управления многоквартирным домом N 4 по ул. Бакалинская г. Уфы, введенного в эксплуатацию на основании разрешения от 29.12.2021, заявитель дважды 22.02.2022 и 18.03.2022 обращался в комитет с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий, представив полный пакет документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 938/пр. По комплектации представленных обществом документов комитет претензий не предъявлял. Однако, по итогам рассмотрения указанных документов комитетом изданы оспоренные приказы об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по мотиву заключения договора управления по истечении установленного законом пятидневного срока с даты выдачи разрешения о вводе дома в эксплуатацию. В этой связи комитет пришел к выводу о том, что заявление и документы общества не соответствует подпункту "а" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Частью 14 статьи 161 ЖК РФ установлено, что до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса (лицом, принявшим от застройщика или лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома, после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче), и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Однако, последствия нарушения указанного пятидневного срока на заключение договора управления законом не регламентированы, и оснований полагать заключенный с нарушением этого срока договор управления не порождающим правовых последствий не имеется.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, со стороны органа местного самоуправления предусмотренные частями 13, 14, 14.1 статьи 161 ЖК РФ меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации фактически не принимались.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 938/пр, и сведения, содержащиеся в этих документах, являлись достоверными, у Комитета отсутствовали законные основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании заявлений общества.
Приведенное комитетом обоснование принятых решений со ссылкой на несоответствие представленных с заявлением общества документов требованиям подпункта "а" пункта 3 Порядка N 938/пр представляется несостоятельным, поскольку предусмотренная этой нормой копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обществом в составе приложенных к заключению документов была фактически представлена.
Таким образом, оспоренные заявителем приказы комитета следует признать изданными в отсутствие законных оснований (предусмотренных пунктом 9 Порядка N 938/пр оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на основании заявлений общества не имеется).
Из материалов дела следует, и комитетом не оспаривается, что ООО УК "Абсолют" фактически осуществляло деятельность по управлению спорным многоквартирным домом в соответствии с требованиями жилищного законодательства, обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (Каких-либо жалоб в отношении оказываемых обществом услуг по управлению многоквартирным домом в комитет не поступало). Судом первой инстанции установлено, что в период осуществления указанной деятельности ООО УК "Абсолют" проводило работу непосредственно с застройщиком и ресурсоснабжающими организациями по устранению замечаний и неполадок к функционированию общедомовых систем водоснабжения, лифтовой системы, направляло в адрес собственников платежные документы по оплате за содержание и коммунальные услуги, обеспечивая выполнение условий договора управления в части оказания услуг по содержанию дома и коммунальных услуг.
В этой связи оспариваемые приказы комитета об отказе во внесении изменений в реестр лицензий следует признать нарушающими права и законные интересы заявителя, как лица, фактически осуществляющего управление многоквартирным домом.
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о подтверждении материалами дела обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения требований заявителя о признании оспоренных приказов комитета недействительными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь этой процессуальной нормой, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование об обязании комитета устранить прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании заявления общества от 22.02.2022 - с 01.03.2022 (на период управления многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Бакалинская г. Уфы Республики Башкортостан). При этом, судом учтены положения пункта 14 Порядка N 938/пр, в силу которых в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения судебного спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2022 по делу N А07-11339/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11339/2022
Истец: ООО УК "Абсолют"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ