г. Чита |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А58-3198/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу N А58-3198/2022 по заявлению Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) о признании незаконным уведомления от 25.01.2022 NКУВД-001/2021-43301810/3 об отказе в государственной регистрации права,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Окружная администрация города Якутска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - регистрирующий орган, Управление) о признании недействительным решения об отказе государственной регистрации прав от 25.01.2022 N КУВД-001/2021-43301810/3.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу N А58-3198/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу N А58-3198/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, 13.10.2021 Окружной администрацией города Якутска принято распоряжение N 1935р "О принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск" земельных участков". На основании указанного распоряжения заявитель обратился в адрес Управления с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, ур. Русский остров, с кадастровым номером 14:35:106004:2760. Государственная регистрация права была приостановлена ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление земельного участка органу местного самоуправления, что, по мнению заявителя, нарушает законное право истца на государственную регистрацию прав.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.09.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в адрес глав муниципальных образований о необходимости проведения мероприятий по регистрации прав на земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, Глава Администрации издал распоряжение N 1935р от 13.10.2021 в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:2760 общей площадью 51 645 кв.м., расположенный по адресу: г. Якутск, с Сырдах, ур.Русский остров, с видом разрешенного использования для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства с кадастровой стоимостью 50612,10 рублей, был принят в муниципальную собственность городского округа "Город Якутск".
На основании указанного распоряжения заявитель обратился в адрес Управления с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный участок.
26.10.2021 государственная регистрация права была приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ. В качестве основания было указано отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставления земельного участка органу местного самоуправления.
В связи с не устранением в установленный срок оснований для приостановления государственной регистрации права 25.01.2022 Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации права.
Не согласившись с данным отказом в государственной регистрации права на земельный участок, Администрация обратилась в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных 3 правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимости.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (статья 21 Федерального закона N 218-ФЗ).
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ, к которым относятся, в том числе случаи, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 N 307 утвержден Перечень правоустанавливающих документов на земельный участок, подтверждающих предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
К заявлению о государственной регистрации права собственности на землю в регистрирующий орган предоставляются: правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти) - в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН (пункт 1); правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующем земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является расположение на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН (пункт 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителем на государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:2760 в качестве документа-основания было представлено только распоряжение Окружной администрации от 13.10.2021 N 1935р "О принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск" земельных участков".
По результатам правовой экспертизы Управлением установлено, что представленное заявителем распоряжение не относится к Перечню документов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 N 307, и соответственно, не является документом основанием для регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок при разграничении собственности на землю.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы относительно того, что указанный отказ нарушает законное право истца на государственную регистрацию прав, суд апелляционной инстанции поддерживает правильные выводу суда первой инстанции, основанные на следующем.
В силу правовой позиции выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако вышеназванная норма не устанавливает права муниципального образования принимать решение о приобретении права собственности, а лишь наделяет его полномочиями по распоряжению указанной категорией земельных участков.
По смыслу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право на данный земельный участок в реестре не зарегистрировано.
В связи с этим спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно указал на то, что решение об отказе в регистрации права собственности не создает препятствия заявителю в реализации своих полномочий по распоряжению соответствующим земельным участком, государственная собственность на который является не разграниченной и, следовательно, не нарушает его права и законные интересы.
Довод заявителя о том, что регистрация права муниципальной собственности на спорный земельный участок необходима ля выполнения республиканской целевой программы "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", утвержденной распоряжением Правительства РС(Я) N 1332-Р от 23.12.2010, также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанный документ предполагает совершение действий по осуществлению кадастрового учета, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и закрепление земельных участков на вещном праве за сельскохозяйственными организациями.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу N А58-3198/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3198/2022
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия)