г. Владивосток |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А51-923/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, К.П. Засорина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Слаг-2",
апелляционное производство N 05АП-5995/2022
на решение от 04.08.2022
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-923/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению товарищества собственников жилья "Слаг-2" (ИНН 2539088344, ОГРН 1082539000037, дата регистрации 10.01.2008)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602, дата регистрации 04.08.2000)
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 14.10.2021 N 22933/1у/28;
при участии:
от ТСЖ "Слаг-2": представитель Балацкая А.В. по доверенности от 13.07.2021, сроком действия 10 лет, удостоверение адвоката;
от УМС г. Владивостока: представитель Салыкова Л.В. по доверенности от 17.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 10135), свидетельство о заключении брака, служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Слаг-2" (далее - заявитель, ТСЖ "Слаг-2", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС, административный ответчик, Управление) о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Раевского, д. 11, для дальнейшей эксплуатации мест общего пользования, общего имущества членов ТСЖ "Слаг-2", выраженного в письме от 14.10.2021 N 22933/1у/28 и обязании Управления муниципальной собственности г. Владивостока утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Раевского, д. 11, для дальнейшей эксплуатации мест общего пользования, общего имущества членов ТСЖ "Слаг-2".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом ТСЖ "Слаг-2" обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 04.08.2022. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на необоснованности и незаконности оспариваемого в рамках настоящего дела решения УМС г.Владивостока от 14.10.2021 N 22933/1у/28, товарищество обращает внимание суда на то обстоятельство, в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указана площадь 9096 кв.м., в то время как управлением принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8982 кв.м.
Не согласен заявитель и с теми основаниями для отказа, которые приведены УМС г.Владивостока в оспариваемом ответе от 14.10.2021. Так, в частности, товарищество указывает, что схемой расположения земельного участка на КПТ, представленной в уполномоченный орган вместе с заявлением, подтверждается то, что границы испрашиваемого земельного участка не пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5588, проходит строго по его границам.
В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050049:5641, расположенного в границах планируемого к образованию земельного участка, апеллянт указывает, что данный объект является сооружением дорожного транспорта - проездом к земельным участкам с N 1 по N 38, протяженностью 623 м, то есть линейным объектом, что не препятствует формированию и образованию испрашиваемого земельного участка для нужд членов ТСЖ "Слаг-2". При этом, указанный объект создан за счет и силами самого товарищества.
Касательно объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050049:5640 - нежилое здание, наименование: КТПН N 1923, также расположенного в границах планируемого к образованию земельного участка, и сведения о правообладателе которого в ЕГРН отсутствуют, то ТСЖ "Слаг-2" также отмечает, что данное сооружение возведено за счет средств собственников ИЖД (членов ТСЖ) в соответствии с проектом и используется исключительно для общих нужд товарищества.
Кроме того, не соглашаясь с позицией управления, заявитель считает, что испрашиваемый земельный участок не преграждает доступ к проезду по ул. Барклая.
По мнению товарищества, право получения земельного участка, созданного и освоенного членами ТСЖ с нуля из лесов, с возведением капитальных объектов и иных объектов вспомогательного использования силами и за счет членов ТСЖ, направленных исключительно на обеспечение и функционирование ИЖС членом ТСЖ, которые они содержат за свой счет с момента создания, возможно лишь через аукцион либо для эксплуатации объектов недвижимости, как указал арбитражный суд, что заведомо неисполнимо, и может привести к существенному нарушению прав членов ТСЖ.
Настаивает на том, что ТСЖ "Слаг-2" является универсальным правопреемником ранее созданных товариществ, а спорная территория ранее предоставлялась как часть единого земельного участка для индивидуального строительства, предназначена для обслуживания и эксплуатации индивидуальных жилых домов ТСЖ "Слаг-2" и общего имущества собственников этих домов, в связи с чем именно члены ТСЖ вправе ставить вопрос об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. Со ссылкой на пп.3 п.2 ст. 137 ЖК РФ отмечает, что решать вопрос об оформлении земельного участка для нужд ТСЖ принадлежит товариществу собственников жилья.
Полагает, что оборотоспособность спорного земельного участка ограничена его характеристиками, предопределяющими невозможность его отчуждения в целом третьим лицам, что обусловлено непосредственно свойствами самого строительства коттеджного поселка, как объемной строительной системы, включающей в себя строения, сети и системы инженерно-технического обеспечения, предназначенной для проживания и (или) деятельности людей, членов ТСЖ.
На основании определения от 02.11.2022 в связи с уходом в отпуск судьи А.В. Гончаровой в судебном составе, рассматривающем настоящее дело, была произведена замена бокового судьи А.В. Гончаровой на судью К.П. Засорина, в связи с чем рассмотрение дела в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начато сначала.
Представитель ТСЖ "Слаг-2" в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Решение суда первой инстанции просила отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Ходатайствовала о приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе дополнительных документов: копии кассационной жалобы по делу N А51-3721/2021, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.03.2022 N Ф03-385/2022.
Представитель УМС г.Владивостока в судебном заседании и по тексту представленных в материалы дела письменных возражениях с доводами апелляционной жалобы товарищества не согласилась. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. По ходатайству о приобщении к материалам дела дополнительных документов возразила.
Рассмотрев ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов в порядке, предусмотренном статьями 159 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении, поскольку представленные к приобщению в материалы дела копия кассационной жалобы по делу N А51-3721/2021 и постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.03.2022 N Ф03-385/2022 имеются в доступе у суда в информационной системе "Мой арбитр", не являются доказательствами в смысле статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что не лишает стороны права ссылаться в обоснование своих доводов на их содержание и примененные правовые позиции, имеющие отношение к предмету рассматриваемого спора.
В связи с тем, что документы поступили в электронном виде, они не возвращаются заявителю на бумажном носителе.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
В 1992 году администрацией города для ТОО "Слаг" был утвержден акт выбора площадки под строительство коттеджной застройки в районе ул. Лесной площадью 6,0 га.
28.09.1994 актом технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда, было зафиксировано, что испрашиваемый ТОО "Слаг" участок расположен в лесах первой группы в квартале N 1 военного лесничества N 247 лесхоза Советского административного района г. Владивостока, урочище "Вторая речка".
Письмом от 18.11.1994 N 2-4-210 Приморское управление лесами, рассмотрев представленные документы, согласовало выбор земельного участка ТОО "Слаг" под размещение индивидуальной жилой застройки на территории малоэтажного жилого комплекса "Лесное" в составе планировочного жилого района "Северный" г. Владивостока в лесах первой группы военного лесничества N 247 на площади 5,0 га.
В соответствии с распоряжением администрации Приморского края от 22.11.1994 N 1262-р Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края было поручено обратиться с ходатайством к Правительству РФ о разрешении изъять у землепользователей земельные участки и отвести их предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и других надобностей согласно приложению 1, в том числе по отводу земельного участка площадью 5,0 га лесов первой группы в пользу ТОО "Слаг".
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 12.07.1995 N 773 было согласовано размещение жилого комплекса коттеджного типа на земельном участке площадью 5 га в районе ул. Лесной ТОО "Слаг".
По заказу ТОО "Слаг" в 1997 году ТОО "Проектная фирма "АРКС" был подготовлен рабочий проект "Группа малоэтажных жилых домов в Северном жилом районе г. Владивостока".
09.07.1998 Управлением юстиции администрации Приморского края в качестве юридического лица зарегистрировано Товарищество индивидуальных застройщиков "Слаг-2" г. Владивостока (сокращенно - ТИЗ "Слаг-2"), о чём данному лицу выдано свидетельство 25 N 1780 от 18.08.1998. 19.03.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об указанном юридическом лице с основным государственным регистрационным номером 1032501289248, ИНН 2536077231.
Постановлением администрации г. Владивостока от 20.01.1999 N 71 ТИЗ "Слаг2" предоставлен земельный участок площадью 49755 кв.м в районе ул. Лесной в г. Владивостоке для строительства индивидуальных жилых домов в аренду сроком на 5 лет.
28.01.2000 председателем правления ТИЗ "Слаг-2" на имя руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока было подано заявление о расторжении договора аренды земли N 0012896 по согласованию сторон и подготовки заключения для издания постановления о передаче в аренду ТИЗ земель общего пользования.
02.02.2000 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока утверждено заключение, в котором сделаны выводы о возможности прекращения договора аренды ТИЗ "Слаг-2" на земельный участок 49775 кв.м в районе ул. Лесной N 0012896 (регистрационная запись N 22 от 21.01.1999) и предоставления из земель городской застройки ТИЗ "Слаг-2" земельного участка площадью 15745 кв.м в аренду для благоустройства и дальнейшей эксплуатации проездов, зон благоустройства и отдыха на территории товарищества.
17.05.2020 администрацией г. Владивостока вынесено постановление N 869, в соответствии с которым было прекращено право аренды ТИЗ "Слаг-2" на земельный участок площадью 49775 кв.м в районе ул. Лесной, постановление администрации от 20.01.1999 N 71 было признано утратившим силу, а ТИЗ "Слаг-2" было решено предоставить земельный участок площадью 15745 кв.м в аренду сроком на 10 лет в районе ул. Генерала Раевского для строительства и дальнейшей эксплуатации внутриквартальной дороги, прокладки инженерных коммуникаций, обустройства зон отдыха общего пользования товарищества согласно схеме.
Одновременно было постановлено установить на земельном участке режим земель общего пользования и обязать ТИЗ "Слаг-2" оформить и зарегистрировать договор аренды земельного участка площадью 15745 кв.м.
Между тем договор аренды земельного участка площадью 15745 кв.м заключен не был, границы указанного земельного участка определены не были.
25.09.2006 сведения о ТИЗ "Слаг-2" исключены из Единого государственного реестра юридических лиц, внесена запись ГРН N 2062536120634 о прекращении деятельности юридического лица на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
10.01.2008 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации в качестве юридического лица ТСЖ "Слаг-2", ОГРН 1082539000037, основным видом экономической деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
27.03.2020 состоялось общее собрание членов ТСЖ, на котором принято решение оформить права на земельный участок, приобрести в общую долевую собственность членов ТСЖ "Слаг-2" земельный участок по адресу г. Владивосток, в районе ул. Раевского, для дальнейшей эксплуатации общего имущества членов ТСЖ, для чего уполномочить ТСЖ "Слаг-2" обратиться в уполномоченный орган с заявлением об образовании земельного участка.
30.11.2020 ТСЖ "Слаг-2" обратилось в УМС г. Владивостока с заявлением, в котором изложило вышесказанные обстоятельства и приложило схему границ земельного участка, необходимого для нужд членов ТСЖ и дальнейшей экспликации собственности членов ТСЖ.
Письмом от 07.12.2020 N 22256/20у УМС г. Владивостока возвратило поданные документы по мотивам отсутствия сведений в отношении заявителя - наименования, ОГРН, ИНН, места нахождения, а также в связи с отсутствием указания оснований предоставления з/у без торгов из числа случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьи 39.5 пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2021 о делу N А51- 3721/2021 признано незаконным решение УМС г. Владивостока о возврате документов, выраженное в письме от 07.12.2020 No 22256/2Оу, как не соответствующее Земельному кодексу РФ и на УМС г. Владивостока возложена обязанность рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу г. Владивосток, в районе ул. Раевского, для дальнейшей эксплуатации мест общего пользования, общего имущества членов ТСЖ "Слаг-2" в установленном законом порядке.
Решение арбитражного суда по делу N А51- 3721/2021 оставлено без изменения судебными актами судов апелляционной и кассационных инстанций.
22.09.2021 ТСЖ "Слаг-2" вновь обратилось в УМС г. Владивостока с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Раевского, д. 11, для дальнейшей эксплуатации мест общего пользования, общего имущества членов ТСЖ "Слаг-2".
Письмом от 14.10.2021 N 22933/1у/28 УМС г. Владивостока отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8982 кв.м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Раевского, д. 11, для дальнейшей эксплуатации мест общего пользования, общего имущества членов ТСЖ "Слаг-2", указав на частичное расположение испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5588, находящегося в собственности муниципального образования город Владивосток (дата государственной регистрации от 20.05.2015 N 25-25/001- 25/001/004/2015-2120/1); нахождение в границах планируемого к образованию земельного участка объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050049:5641 (вид: сооружение, наименование: проезд к земельным участкам с N1 по N 38, назначение: 7.4. сооружение дорожного транспорта) протяженностью 623 метра, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5588; нахождение в границах планируемого к образованию земельного участка объекта недвижимости нежилого здания КТПН N 1923 с кадастровым номером 25:28:050049:5640, сведения о правообладателе которого в ЕГРН отсутствуют; а также указало, что образование земельного участка преградит доступ к проезду по улице Барклая.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое решение управления является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, одним из которых является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке (подпункт 1).
По общему правилу, закрепленному в статьях 39.3, 39.6 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду или собственность по результатам проведения торгов либо в случаях, прямо оговоренных Кодексом, без проведения торгов.
Статьей 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
При этом статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым действия по реализации своих прав заинтересованным лицом, если земельный участок предстоит образовать, включают следующие этапы: 1) подготовка схемы расположения земельного участка; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае, обосновывая свое право на формирование и дальнейшее предоставление прав на спорный земельный участок ТСЖ "Слаг-2" указывает, что изначально земельный участок, формировавшийся с целью предоставления ТИЗ "Слаг-2" для строительства индивидуальных жилых домов согласно схеме Генерального плана "Группа малоэтажных жилых домов в Северном жилом районе г. Владивостока", имел общую площадь примерно 4,7 га и включал в себя как 38 земельных участков для размещения индивидуальных жилых домов (общей площадью 2,97 га), так и территорию общего пользования площадью 1,73 га, в том числе проезд, тротуар, откосы, газон, общественный центр, парковую зону с площадками отдыха, парковку, зону отдыха со спортивной площадкой, трансформаторную подстанцию и т.п.
После строительства объектов ИЖС и передачи части земельного участка в собственность граждан членов ТСЖ - собственникам ИЖС общее имущество ТСЖ осталось неоформленным.
Факт освоения земельного участка как комплексного развития территории для существования и обслуживания ИЖД членов ТСЖ заявитель также подтверждает наличием на спорной территории сооружений, возведённых за счет средств собственников ИЖД (членов ТСЖ) в соответствии с проектом и используемых исключительно для общих нужд товарищества, о чем представил в материалы дела кадастровый паспорт КТПН N 1923 с кадастровым номером 25:28:050049:5640, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей от 10.06.2008 с передачей ТСЖ "СЛАГ -2" КТПН N 1923, объект коттеджи Раевского, кадастровый паспорт сооружения канализационная линия с кадастровым номером 25:28:000000:65581 адрес Раевского 1-38, год ввода в эксплуатацию 2002, со схемой расположения на земельном участке, акт разграничения балансовой принадлежности канализации ТСЖ "Слаг-2" по потребителю частные жилые дома от 04.02.2010, кадастровый паспорт сооружения водопроводная линия с кадастровым номером 25:28:000000:65582 адрес Раевского 1-38, год ввода в эксплуатацию 2002, со схемой расположения на земельном участке, акт разграничения балансовой принадлежности водоснабжения ТСЖ "Слаг-2" по потребителю частные жилые дома от 04.02.2010.
Таким образом, настаивая на том, что испрашиваемый земельный участок, является обособленной со всех сторон территорией, окружен домами членов ТСЖ, сквозного проезда не имеет, ранее был сформирован для строительства и дальнейшей эксплуатации внутриквартальной дороги, прокладки инженерных коммуникаций, обустройства зон отдыха общего пользования ТСЖ, а расположенная на нем дорога, благоустройство, озеленение, детская спортивная площадка и прочее было построено силами и за счет заявителя и предназначено для использования исключительно заявителем и содержалось за его счет, заявитель со ссылкой на статью 135 ЖК РФ настаивает на том, что имеет право на формирование и предоставление земельного участка.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции дана оценка всем доводам товарищества и верно установлено следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, в том числе представляющий собой объединение собственников нескольких жилых домов для совместного управления имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах совместного использования имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на совместное использование имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", (далее - Закон N 189-ФЗ) и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Таким образом, товарищество собственников жилья как вид товарищества собственников недвижимого имущества является, правовой формой совместной реализации ими имущественных прав и удовлетворения общих интересов, позволяющей оптимизировать формирование общей воли и исключить необходимость индивидуального участия в гражданском обороте каждого из множества собственников по поводу единого предмета общего интереса благодаря самостоятельной правосубъектности (статусу юридического лица) товарищества, что предполагает совпадение его хозяйственных интересов с общими интересами собственников жилой недвижимости.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.11.2016 N 23-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с жалобой гражданина Н.Н. Марасанова" содержатся выводы касательно правового режима имущества общего пользования собственников индивидуальных жилых домов.
Так, Конституционным судом указано, что в силу регулирующих данный правовой режим нормативных положений возникновение права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме производно от приобретения права собственности на помещения в этом доме (статья 289 ГК РФ и часть 1 статьи 36 ЖК РФ) и не связано с государственной регистрацией прав на объекты, относящиеся к общему имуществу.
Доля в праве собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на помещение в многоквартирном доме и не подлежит выделу в натуре (пункт 2 статьи 290 ГК РФ, части 2 и 4 статьи 37 ЖК РФ).
Кроме того, по смыслу положений частей 2 - 4 статьи 36 и пункта 1 части 2 статьи 137 ЖК РФ в их взаимосвязи, общее имущество в многоквартирном доме также не подлежит разделу либо отчуждению в целом третьим лицам.
В основе предусмотренного действующим законодательством для комплекса общего имущества в многоквартирном доме особого правового режима (право общей долевой собственности собственников помещений со специальным регулированием) лежат объективные предпосылки - технические и экономические характеристики, предопределяющие ограничение оборотоспособности этого имущества, невозможность его отчуждения в целом третьим лицам, и обусловленные непосредственно свойствами самого многоквартирного дома как объемной строительной системы, включающей в себя помещения, сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной для проживания и (или) деятельности людей.
Что касается правового режима имущества общего пользования собственников индивидуальных жилых домов, Конституционный Суд РФ указал, что отсутствие в действующем законодательстве единого специального регулирования, посвященного правовому режиму общего имущества в многоквартирном доме и имущества общего пользования собственников индивидуальных жилых домов, обусловлено тем, что обслуживающая индивидуальные жилые дома инфраструктура, в силу своей пространственной обособленности, обладает отличными от общего имущества в многоквартирном доме характеристиками.
Соответственно, закон непосредственно не связывает сам по себе факт приобретения права собственности на индивидуальный жилой дом с возникновением доли в праве собственности на имущество общего пользования.
Основания и порядок приобретения прав на отдельные объекты из числа имущества общего пользования определяются земельным и гражданским законодательством.
Учитывая принадлежность большинства из соответствующих объектов к недвижимым вещам, права на них согласно пункту 2 статьи 8.1, статье 219, пункту 2 статьи 223 и пункту 1 статьи 234 ГК Российской Федерации, пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации.
В силу приведенных законоположений государственная регистрация прав на объекты обслуживающей индивидуальные жилые дома инфраструктуры (инженерные сети и системы, трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, дороги и т.д.) завершает юридический состав, влекущий возникновение прав на объект недвижимости.
По смыслу положений части 4 статьи 136 и части 2 статьи 137 ЖК РФ, участником отношений по созданию и приобретению обслуживающего индивидуальные жилые дома имущества в интересах собственников этих домов может являться созданное ими и обладающее самостоятельной правосубъектностью товарищество собственников жилья, которое в указанном случае представляет в регистрирующий орган соответствующие правоустанавливающие документы, являющиеся основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество согласно положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статьи 17 и 25).
В силу пункта 1 статьи 123.13 ГК РФ, части 4 статьи 136 и части 1 статьи 151 ЖК РФ в собственности созданного собственниками индивидуальных жилых домов товарищества собственников жилья может находиться недвижимое и движимое имущество.
Следовательно, если стороной сделки по созданию или приобретению объектов обслуживающей жилые дома инфраструктуры в интересах домовладельцев выступает товарищество собственников жилья, оно же и указывается в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве собственника имущества общего пользования.
Вместе с тем, указание в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на принадлежность недвижимого имущества, представляющего собой объекты инфраструктуры, предназначенной для обслуживания индивидуальных жилых домов, т.е. имущества общего пользования, юридическому лицу, действующему в организационно-правовой форме "товарищество собственников жилья", предполагает, что у него как собственника такого имущества отсутствует самостоятельный интерес в нем, отличный от интересов его участников, и что данное юридическое лицо распоряжается им в интересах своих участников, не нарушая при этом прав других лиц.
Таким образом, анализ позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.11.2016 N 23-П, позволяет прийти к выводу о том, что факт приобретения права собственности на индивидуальный жилой дом не свидетельствует о возникновении доли в праве собственности на имущество общего пользования, при этом товарищество собственников жилья является самостоятельным субъектом гражданских прав и обязанностей, выступающим в интересах своих участников, не нарушая при этом прав других лиц.
По общему правилу, предусмотренному нормами земельного кодекса РФ, предоставление в аренду и продажа земельных участков осуществляется на торгах. Пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлены случаи заключения договора аренды и продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.
Однако, как верно отметил суд, указанные положения ЗК РФ не содержат нормы, предусматривающей право ТСЖ, образованного собственниками индивидуальных жилых домов на формирование и получение прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации мест общего пользования и общего имущества, расположенного на данном участке.
Суд апелляционной инстанции принимает доводы апеллянта о том, что данные обстоятельства не были положены в основу оспариваемого отказа УМС г.Владивостока.
Вместе с тем, поскольку спор рассматривается по правилам Главы 24 АПК РФ и ТСЖ "Слаг-2" в качестве способа восстановления нарушенных прав товарищества заявлено об обязании управление утвердить и выдать обществу сзхему расположения земельного участка по адресу г.Владивосток, в районе ул. Раевского, д.11 для дальнейшей эксплуатации мест общего пользования, общего имущества членов ТСЖ "Слаг-2", то суд первой инстанции абсолютно обоснованно сделал выводы в части принципиальной возможности предоставления указанного земельного участка ТСЖ "Слаг-2" в испрашиваемых целях, принятия уполномоченным органом положительного решения по заявлению товарищества.
На этапе обращения заинтересованного лица с заявлением об утверждении схемы испрашиваемого земельного участка принципиальное значение имеет возможность предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка для указанных им целей.
Правовая позиция о невозможности предварительного формирования земельного участка в соответствии со статьей 36 ЖК РФ, статьей Закон N 189-ФЗ содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 N 7726/09.
Ссылки заявителя на расположенные в пределах испрашиваемого земельного участка объекты, созданные силами и средствами членов ТСЖ, а именно: трансформаторная подстанция КТПН N 1923 с кадастровым номером 25:28:050049:5640, канализационная линия с кадастровым номером 25:28:000000:65581, а также внутриквартальная дорога - сооружение дорожного транспорта проезд к земельным участкам с N 1 по N 38 с кадастровым номером 25:28:050049:5641, детская площадка, спортивная площадка, элементы освещения и тд, коллегией апелляционного суда, как и судом первой инстанции, в качестве основания для удовлетворения требований ТСЖ "СЛАГ-2" приняты быть не могут, поскольку согласно вышеприведенным положениям, основания и порядок приобретения прав на отдельные объекты из числа имущества общего пользования определяются земельным и гражданским законодательством.
Права на недвижимое имущество согласно пункту 2 статьи 8.1, статье 219, пункту 2 статьи 223 и пункту 1 статьи 234 ГК Российской Федерации, пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации.
Как установлено судом, следует из материалов дела и по существу не оспаривается самим товариществом, права ТСЖ "Слаг-2" на указанные объекты не зарегистрированы. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на невозможность регистрации прав на такие объекты в качестве вспомогательных при условии отсутствия на земельном участке основного объекта, требований законодательства в данной части не отменяет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебная защита осуществляется способами прямо указанными в данной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, а также признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.
Участниками данных отношений выступают с одной стороны органы, осуществляющие публичные полномочия, с другой стороны - граждане, организации и иные лица, права и законные интересы которых затрагиваются решениями и действиями указанных органов.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции верно указано, что в рамках спора о признании недействительным решения органов, осуществляющих публичные полномочия, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ в отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права, суд не вправе давать оценку наличию прав ТСЖ "Слаг-2" на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке. Данный вопрос подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что товариществом испрашивалось утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 9096 кв.м, тогда как УМС г. Владивостока в письме от 14.10.2021 N 22933/1у/28 указано на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 8982 кв.м., был предметом изучения арбитражного суда первой инстанции и отклонен последним, поскольку данное нарушение порядка рассмотрения заявления не влияет на результат рассмотрения данного спора по существу.
При этом, суд первой инстанции согласился с доводами заявителя и признал необоснованным ссылку УМС г. Владивостока, положенную в основу оспариваемого решения, о частичном расположении испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5588, находящегося в собственности муниципального образования город Владивосток, а также о том, что образование земельного участка преградит доступ к проезду по улице Барклая судом, поскольку данные обстоятельства органом местного самоуправления документально не подтверждены, опровергаются имеющимся в деле заключением специалиста от 25.05.2022 и пояснениями самого административного ответчика в судебном заседании и отзывом на заявление.
Вместе с тем, учитывая отсутствие у УМС г.Владивостока правовых оснований для принятия положительного решения по заявлению товарищества от 22.09.2021 и утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Раевского, д. 11, для дальнейшей эксплуатации мест общего пользования, общего имущества членов ТСЖ "Слаг-2", оспариваемый в рамках настоящего дела отказ управления, выраженный в письме от 14.10.2021 N 22933/1у/28, не может нарушать прав заявителя, в связи с чем признанию незаконным не подлежит.
Учитывая отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, заявленные требования в силу части 3 статьи 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Слаг-2" отказано законно и обоснованно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 1.500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.08.2022 по делу N А51-923/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Слаг2" (ИНН 2539088344, ОГРН 1082539000037, дата регистрации 10.01.2008) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 59 от 29.08.2022. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-923/2022
Истец: ТСЖ "СЛАГ-2"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"