г. Владивосток |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А51-12443/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чайна Форклифт",
апелляционное производство N 05АП-6403/2022
на решение от 26.08.2022
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-12443/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чайна Форклифт" (ИНН 7716775700, ОГРН 1147746578759)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540199360, ОГРН 1022502273375) о признании незаконным решения от 06.05.2022 N 26, направленного письмом от 12.05.2022 N 25-31/18312; обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 6 727 500 руб.,
при участии:
от Владивостокской таможни: представитель Цветков В.С., по доверенности от 08.09.2022, сроком действия до 08.09.2023, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0802), служебное удостоверение. от ООО "Чайна Форклифт" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чайна Форклифт" (далее - общество, заявитель, ООО "Чайна Форклифт") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 06.05.2022 N 26, направленного письмом от 12.05.2022 N 25-31/18312; обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 6 727 500 руб.
Решением суда от 26.08.2022 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы указывает на то, что вывод суда о том, что Правительством Российской Федерации, как уполномоченным органом был определен вид самоходных машин, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор - погрузчики фронтальной загрузки, классифицируемые по кодам ТНВЭД 8427 10, 8427 20, 8429 51 прямо противоречит тексту самого Постановления. Так на дату подачи декларации на товары действовала редакция Постановления N 81 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 639 (действия редакции - 13.06.2018. - окончание действия редакции - 22.07.2019).
Ошибочность выводов при толковании термина "погрузчик фронтальный", указанного в Разделе VI Перечня, подтверждается и сравнительным анализом последовательного изменения редакции Раздела VI Перечня. Исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, а именно погрузчиков фронтальных, а не погрузчиков с фронтальной загрузкой. В соответствии с разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, утилизационный сбор подлежал уплате в отношении Погрузчиков (классифицируемых по кодам ТН ВЭД 8429 51, 8427 20).
В соответствии с разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении Погрузчиков фронтальных (классифицируемых по кодам ТН ВЭД 8427 10, 8427 20, 8429 51). В соответствии с разделом VI Перечня N81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 N 884, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении Погрузчиков фронтальных и вилочных (классифицируемых по кодам ТН ВЭД 8427 10, 8427 20, 8429 51).
Учитывая, что в 2019 Правительство Российской Федерации расширило перечень видов погрузчиков, облагаемых утилизационным сбором путем добавления вилочных погрузчиков к ранее указанным фронтальным погрузчикам, то в период действия Перечня, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, под термином "фронтальный погрузчик" не могли пониматься вилочные погрузчики с фронтальным расположением рабочих органов.
В этой связи общество полагает, что распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные погрузчики, классифицируемые в рамках товарной позиции 8427 20 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Также в письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N МА-12952/20 от 04.03.2016 указывалось, что утилизационный сбор взимается только в отношении самоходных машин, которые указаны в Перечне N 81. В отношении техники, не указанной в данном Перечне, утилизационный сбор не взимается.
Довод о том, что термин "погрузчик фронтальный", приведенный в Разделе VI Перечня, указывает на место расположения рабочих органов погрузчика, является ошибочным и опровергается нормативными актами в области стандартизации и сертификации.
Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом явку своего представителя не обеспечило.
Представитель таможни в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена судебной коллегией в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что общество ввезло на территорию Российской Федерации по ДТ N 10702030/280319/0002798 автопогрузчики фронтальные с вилочным захватом.
Общество, посчитав, что им были ошибочно рассчитаны и уплачены суммы утилизационного сбора, 04.05.2022 обратилось во Владивостокскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении следующих самоходных машин и (или) прицепов к ним:
- товар N 1: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в., самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил 3 м, марка HELI, Модель CPCD15-KU11H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, серийный номер 010152Ь9557, модель/номер двигателя: KUBOTA V2403/N 7JP3277, мощность двигателя 34,1 кВт, объем двигателя 2434 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 2: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в., самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил Зм, марка HELI, модель CPCD15-WS1H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, серийный номер 010152Ь9555, модель/номер двигателя: ISUZU С240/N С240-266535, 3 А51-12443/2022 мощность двигателя 35,4 кВт, объем двигателя 2369 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 3: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в., самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил 4,8-м, марка HELI, модель CPCD18-WS1H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, серийный номер 010182Ь9556, модель/номер двигателя: ISUZU С240/NС240-266876 мощность двигателя 35,4 кВт, объем двигателя 2369 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 4: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в., самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил Зм, марка HELI, модель CPCD30-KU11H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, серийный номер 010302Ь9533, модель/номер двигателя: KUBOTA V2403/N 7JP3681, мощность двигателя 35,4 кВт, объем двигателя 2434 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 5: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в., самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил 3,3-м, марка HELI, модель CPCD30-WS1H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, серийный номер 010302Ь9534, модель/номер двигателя: ISUZU C240/N C240-269525, мощность двигателя 35,4 кВт, объем двигателя 2369 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 6: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в, самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил 4,7-м, марка HELI, модель CPCD35-W15H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, серийный номер 010352Ь9304, модель/номер двигателя: ISUZU 4JG2-NBKEG /N 4JG2- 485865, мощность двигателя 35 кВт, объем двигателя 3050 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : -1 шт.
- товар N 7: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в, самоходный, дизельный, цвет оранжевьгй, высота подъема вил 4,7-м, марка HELI, модель CPCD35-W15H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, серийный номер 010352Ь9305, модель/номер двигателя: ISUZU 4JG2-NBKEG /N 4JG2- 485868, мощность двигателя 35 кВт, объем двигателя 3050 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 8: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в, самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил Зм, марка HELI, модель CPCD50, серийный производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, номер 010509S4466 модель/номер двигателя: MITSUBISHI S6S/N S6S-113381, мощность двигателя 52 кВт, объем двигателя 4996смЗ, в комплекте с набором инструментов и документацией : -1 шт.
- товар N 9: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в, самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил Зм, марка HELI, модель CPCD50, серийный производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует номер 010509S4467 модель/номер двигателя:40Х23-82GG3U/N WA350818 мощность двигателя 60 кВт, объем двигателя 3850смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : -1 шт.
- товар N 10: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в, самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил Зм, марка HELI, модель CPCD70, серийный производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, номер 010702Ь8777 модель/номер двигателя: ISUZU 6BGl/N 6BG1-376284 мощность двигателя 82,4 кВт, объем двигателя 6494смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 11: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в, самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил 4,5-м, марка HELI, модель cpcd70, серийный производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует номер 010702В8778 модель/номер двигателя: ISUZU 6BGl/N 6BG1-376045, мощность двигателя 82,4 кВт, объем двигателя 6494смЗ, в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 12: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в., самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил Зм, марка HELI, модель cpCDIOO, серийный производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует, номер 011002Ь8779 модель/номер двигателя: ISUZU 6BGl/N 6BG1-376044 мощность двигателя 82,4 кВт, объем двигателя 6494 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 13: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019 г.в., самоходный, дизельный, цвет оранжевый, высота подъема вил 4,5-м, марка HELI, модель CPCDIOO, серийный производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует номер 011002Ь8975 модель/номер двигателя: ISUZU 6BGl/N 6BG1-3 76282 мощность двигателя 82,4 кВт, объем двигателя 6494 смЗ,в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт.
- товар N 14: вилочный электрический погрузчик, новый - 2019 г.в., самоходный, цвет оранжевый, высота подъема вил 3 м, марка HELI, модель CPD15, серийный номер 05015DC1691, номер двигателя 1901827013, мощность двигателя 8,2 кВт, поставляется в комплекте с набором инструментов и документацией: - 1 шт. производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 15: вилочный электрический погрузчик, новый - 2019 г.в, самоходный, цвет оранжевый, высота подъема вил 4,8 м, марка: HELI модель: CPD15, серийный номер 05015dcl692, N двигателя 1901827020, мощность двигателя 8,2 кВт, поставляется в комплекте с набором инструментов и документацией: - 1 шт., производитель: ANHUI 5 А51-12443/2022 HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD, товарный знак: HELI артикул: отсутствует.
- товар N 16: вилочный электрический погрузчик, новый - 2019 г.в, самоходный, цвет оранжевый, высота подъема вил 4,8 м, марка HELI, модель CPD15, серийный номер 06015DC1697, N двигателя 181227009, мощность двигателя 4,2 кВт, поставляется в комплекте с набором инструментов и документацией: - 1 шт., производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 17: вилочный электрический погрузчик, новый - 2019 г.в, самоходный, цвет оранжевый, высота подъема вил 3 м, марка HELI, модель CPD18, серийный номер 05018DC1693, N двигателя 1901827011 мощность двигателя 8,0 кВт, в комплекте с набором инструментов и документацией : - 1 шт, производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO, LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 18: вилочный электрический погрузчик, новый - 2019 г.в, самоходный, цвет оранжевый, высота подъема вил 6 м, марка HELI, модель CPD18, серийный номер 05018DC1694, N двигателя 1901827010, мощность двигателя 8,0 кВт, поставляется в комплекте с набором инструментов и документацией: - 1 шт. производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 19: вилочный электрический погрузчик, новый - 2019 г.в., самоходный, цвет оранжевый, высота подъема вил 3 м, марка HELI, модель CPD20, серийный номер 05020DC1673, N двигателя 1901117035, мощность двигателя 11,5 кВт, поставляется в комплекте с набором инструментов и документацией: - 1 шт., производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 20: вилочный электрический погрузчик, новый - 2019 г.в., самоходный, цвет оранжевый, высота подъема вил 6 м, марка HELI, модель CPD25, серийный номер 05025DC1674, N двигателя 1901117037, мощность двигателя 11,1 кВт, поставляется в комплекте с набором инструментов и документацией: - 1 шт., производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 21: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый-2019 г.в., самоходный, бензиновый, оранжевый, высота подъема вил 3 м, марка HELI, модель CPQD15-RC1H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 22: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый-2019 г.в., самоходный, бензиновый, оранжевый, высота подъема вил 3 м, марка HELI, модель CPQD18-RC2H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 23: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый-2019 г.в., самоходный, бензиновый, оранжевый, высота подъема вил 3,3 м, марка HELI, модель CPQD25-RCH (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 24: автопогрузчик фронтальный с вилочным захватом, не предназначенный для погрузки лесоматериалов и использования в лесном хозяйстве, новый - 2019г.в., самоходный, газ-бензиновый, оранжевый, высота подъема Зм, марка HELI, модель CPQYD35-RC1H (R), производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
- товар N 25: погрузчик самоходный, оснащенный вилочным захватом-штабелер с приводом от электрического двигателя, новый - 2019г.в., оранжевый, высота подъема 6,3-м, марка HELI, модель CQD16, номер двигателя 180929004, мощность двигателя 6 квт, поставляется в производитель: ANHUI HELI INDUSTRIAL VEHICLE IMP. AND EXP. CO., LTD, товарный знак: HELI, артикул: отсутствует.
В отношении задекларированных в спорной ДТ самоходных машин, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановления от 06.02.2016 N81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", обществом были представлены в таможню расчеты утилизационного сбора и платежными поручениями N672 от 18.06.2019 на сумму 517500 руб., N754 от 01.07.2019 на сумму 172500 руб., N640 от 11.06.2019 на сумму 1380000 руб., N85 от 07.08.2019 на сумму 172500 руб., N994 от 15.08.2019 от 345000 руб., 58 от 17.07.2019 на сумму 172500 руб., N20 от 03.02.2020 на сумму 1 552 500 руб., N259 от 25.02.2020 на сумму 345 ООО.руб., N1511 от 05.11.2019 на сумму 1 035 000 руб., N1628 от 28.11.2019на сумму 517 500 руб., N1089 от 29.08.2019 на сумму 1725000 руб., N332 от 06.03.2020 на сумму 1035000 руб., N364 от 17.03.2020 на сумму 517500 руб., N75 от 14.05.2020 на сумму 2480000 руб., N59 от 17.07.2019 на сумму 172500 руб., 1027 от 07.08.2020 на сумму 2932500 руб., N179 от 14.11.2019 на сумму 1035000 руб., 1090 от 29.08.2019 на сумму 517500 руб., 86 от 07.08.2019 на сумму 172500 руб.. 906 от 25.07.2019 на сумму 172500 руб. в полном объеме уплачен утилизационный сбор.
В связи с уплатой утилизационного сбора, обществом получены ТПО. Выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления осуществлен 29.03.2019. Посчитав, что основания для взимания утилизационного сбора в отношении везенных самоходных машин отсутствовали, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 25.03.2022 (вх. N 09272) о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении товаров по спорной ДТ в размере 6 727 500 руб.
По результатам рассмотрения обращения, таможней принято решение от 06.05.2022 N 26 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в вышеуказанном размере, указав на отсутствие у плательщика излишней уплаты (взыскания) утилизационного сбора.
Также 12.05.2022 принято решение "О направлении информации о возврате утилизационного сбора", выраженное в письме N 25-31/18312, в котором указано, что отсутствуют основания для принятия нового расчета суммы утилизационного сбора.
Посчитав указанное решение таможенного органа незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы ООО "Чайна Форклифт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможенного органа, а также отзыве, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможни - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации. Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с указанными положениями Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены:
- Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81);
- Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Согласно положениям пункта 3 Постановления N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81 (пункт 5 Постановления N 81) Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты. В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне N 81 указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела II Постановления N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), соответствующие документы.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (пункт 13 Правил N 81).
Согласно пункту 17 Правил N 81 в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона об отходах производства и потребления вытекает, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, от 19.07.2019 N 30-П и др.), обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком, не зависела от усмотрения контролирующих органов, а правовое регулирование - носило предсказуемый характер, является обоснованным.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов не может быть признано правомерным (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2017 N 305- КГ17-12383).
Согласно разъяснениям Минпромторга России (письмо от 04.03.2016 N МА-12952/20) возникновение обязанности по уплате утилизационного сбора возникает у плательщиков с момента выпуска самоходных машин таможенным органом и лишь в отношении машин, ввезенных на территорию ЕАЭС после вступления в силу постановления Правительства РФ N 81.
Поскольку в рассматриваемом случае, товары задекларированы 28.03.2019, выпущены таможней, следовательно, необходимость уплаты утилизационного сбора после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации у заявителя, как лица, ввезшего самоходные машины, не была исключена и возникла в отношении видов и категорий транспортных средств, которые были определены Постановлением Правительства РФ на момент ввоза.
При этом, из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении вида самоходных машин, классифицируемых по указанным в каждом разделе Перечня кодам ТНВЭД ЕАЭС.
Из буквального толкования Перечня N 81 утилизационный сбор подлежит уплате в отношении вида самоходных машин, классифицируемых по указанным в каждом разделе Перечня кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно абзацам 1 и 2 Примечания N 4 к Перечню N 81 размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В период ввоза спорного товара и выдаче оспариваемого решения действовало Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза".
По установленному правилу выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию в декларации, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре, соответствующих либо не соответствующих действительности.
Правовое значение при классификации товаров имеет разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям.
Основаниями для отнесения товаров к определенной товарной позиции являются его технические характеристики, область применения.
В связи с чем, само по себе отнесение ввозимого товара к тому или коду ТН ВЭД ЕАЭС не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку этот сбор не является таможенным платежом.
Из приведенных положений законодательства усматривается, что в любом и каждом случае для установления наличия либо отсутствия обязанности по уплате утилизационного сбора следует оценивать и определять действительное или формальное отнесение как декларантом, так и таможней ввезенного товара к тому или иному коду ТН ВЭД в целях уплаты сбора исходя из фактических характеристик товара и его назначения, то есть устанавливать правильность его отнесения к виду и категориям транспортных средств, подлежащих обложению утилизационным сбором.
Как следует из материалов дела, в графе 33 спорной ДТ N 10702030/280319/0002798, в отношении товаров N N 1- 13, 21-24 обществом заявлен код 8427 20 190 9 ТН ВЭД, по товарам NN 14-20, 25 - код 8427 10 100 0 ТН ВЭД.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" (вместе с "Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники", "Порядком обмена сведениями о бланках паспортов самоходных машин и других видов техники", далее - Порядок N 100) в поле 3 паспорта самоходной машины указывается ее вид - тип машины, представляющий характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, погрузчик, снегоход, снегоболотоход, прицеп и др.).
В соответствии с Пояснениями к группе 84 ТН ВЭД в товарную позицию 8427 "автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, включаются "погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие, прочие" подгруппа 8427 20 190 9. В подгруппу 8427 10 100 0 -- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя: с высотой подъема 1 м или более.
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений следует, что функциональным общим назначением самоходной машины вида (типа) "погрузчик" является поднятие и перемещение грузов.
При этом все погрузчики можно классифицировать в зависимости от типа двигателя (электро- или двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине, дизеле, газе), от назначения оборудования (рабочего инструмента) по виду захвата груза - вилочные и ковшовые, по месту расположения грузоподъемника (рабочего оборудования) - фронтально или сбоку самоходного средства.
У погрузчиков с фронтальной загрузкой рабочее оборудование (например, вилы) находятся спереди. Они захватывают груз, поднимают его на нужный уровень, и устанавливают в штабель; удобны для перемещения коробов, паллет, контейнеров.
В спорный период ввоза в Разделе VI Перечня, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, (до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 N 884, распространившего обратную силу действия с 13.06.2018 в части строки F01 в виде уточнения критериев мощности и коэффициента для расчета утилизационного сбора для самоходных машин, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет), Правительством Российской Федерации, как уполномоченным органом был определен вид самоходных машин, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор - погрузчики фронтальной загрузки, классифицируемые по кодам ТН ВЭД 8427 10, 8427 20, 8429 51.
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Порядка N 100 вид самоходной машины определяется исходя из конструктивных признаков, характерных для той или иной самоходной машины, и ее назначения, что находит отражение в соответствующих графах паспорта самоходной машины.
В данном случае, общество заявило в графе 33 спорной ДТ N 10702030/280319/0002798, в отношении товаров N N 1- 13, 21-24 заявлен код 8427 20 190 9 ТН ВЭД, по товарам NN 14-20, 25 - код 8427 10 100 0 ТН ВЭД.
То есть, только в зависимости от типа двигателя (электрический, дизельный) ввезенные обществом самоходные машины классифицированы самим декларантом в различных товарных подсубпозициях в рамках товарной группы 8427 ТН ВЭД "Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием".
Каждое спорное самоходное транспортное средство самостоятельно определено декларантом либо как "фронтальный вилочный дизельный автопогрузчик" либо как "фронтальный вилочный электрический погрузчик" и эти сведения соотносятся со сведениями, отраженными в паспортах самоходных машин и других видов техники, выданных обществу на спорные товары.
Представленные обществом фотодокументы с описанием и характеристиками ввезенного товара отражают те же сведения о спорном товаре; расчеты утилизационного сбора, оформленные обществом при декларировании товара в силу пункта 5 постановления Правительства РФ N 81 самостоятельно исходя из Перечня видов и категорий самоходных машин, сделаны с учетом заявленных в декларации кодов товаров.
Кроме того, сведения заявленные обществом в декларации о спорных товарах и представленные в их подтверждение документы соответствуют и позиции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выраженной в письме от 10.08.2018 N МА51322/07 "Об утилизационном сборе на складскую технику", согласно которой в рамках постановления Правительства РФ N 81 требование об уплате утилизационного сбора установлено в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой, поскольку в соответствии с Переходными ключами между ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 размещенными на официальном портале Минэкономразвития России в информационно-коммуникационной сети Интернет установлено следующее соответствие кодов классификации:
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 10 - погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя: соответствует коду ОКПД2 28.22.15 "Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций";
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 20 - погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие: соответствует коду ОКПД2 28.22.15 "Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций";
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51 "-- погрузчики одноковшовые фронтальные:" соответствует коду ОКПД2 28.92.25 "Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные".
В данном случае из материалов дела не усматривается, и судебная коллегия также не установила, что ввезенный товар представляет собой иной вид самоходного подъемного устройства - не погрузчик, по описанию и назначению не относящейся к кодам ТН ВЭД ЕАЭС, которые закреплены в разделе VI Перечня N 81.
В этой связи независимо от того, что уточнения в наименование Раздела VI Перечня вступили в силу позже даты ввоза товара по спорной ДТ, довод общества о том, что, отказав в возврате утилизационного сбора, таможенный орган недопустимо расширил виды (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, не соответствуют материалам дела и подлежащим применению к спорной ситуации нормам права.
Делая данные выводы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание правовую позицию, сформированную Федеральным Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 09.08.2022 N Ф-3-3459/2022 по делу N А51-19183/2021.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии факта излишней уплаты и в этой связи о законности решения таможни от 06.05.2022 N 26 соответствует обстоятельствам дела и сделан при правильном применении норм материального права.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, коллегия отмечает, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств (самоходных машин) в соответствии с определенными Федеральным законом N 89-ФЗ и постановлением Правительства РФ N 81 правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Судом апелляционной инстанции не установлено, что ввезенные обществом самоходные машины подпадают под исключения, установленные вышеупомянутой правовой нормой, следовательно, утилизационный сбор подлежит уплате.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
В свою очередь выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Соответственно, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу части 1, 5 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2022 по делу N А51-12443/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12443/2022
Истец: ООО "ЧАЙНА ФОРКЛИФТ"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ