г. Чита |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А19-24478/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2022 года по делу N А19-24478/2021,
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (ОГРН 1023800007285, ИНН 3810026235, далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация) о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска N 505-70-1855/21 от 11.06.2021 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Университетский, на праве безвозмездного срочного пользования на 10 лет.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2022 года по делу N А19-24478/2021 заявленные требования удовлетворены. Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска об отказе Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164 площадью 1520 кв.м., по адресу Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Университетский, оформленного письмом от 11.06.2021 N 505-70-1855/21 признано незаконным. Суд обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 13.05.2021 N 503-51-1305/21 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164 площадью 1520 кв.м., по адресу Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Университетский с учетом вида разрешенного использования земельного участка на 11.06.2021.
Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению апеллянта, рассматривая вопрос о возможности осуществления строительства на спорном земельном участке, суд не основывал свои выводы на представленных в материалы дела доказательствах, а вынес решение, основываясь исключительно на устной информации заявителя и на личных убеждениях относительно расположения земельного участка в значительной отдаленности от аэропорта гражданской авиации города Иркутск.
Апеллянт полагает, что делая вывод о возможности использования земельного участка в ЗОУТ, суд не принял во внимание приказ Федерального агентства воздушного транспорта и необоснованно посчитал его не подлежащим применению в рассматриваемом случае. Вывод суда об удаленности мкр. Университетский от аэропорта также не может быть признан обоснованным, так как сделан без учета, вынесенного уполномоченным органом нормативного акта.
Кроме того, отклоняя доводы администрации города Иркутска о невозможности предоставления земельного участка в целях осуществления на нем строительства объекта в связи с его расположением в границах 3 подзоны приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации, суд основывал свои доводы исключительно на устной информации представителя заявителя о том, что "приход собирается размещать одноэтажный объект религиозного назначения".
Апеллянт считает, что у администрации города Иркутска отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, так как земельный участок с кадастровым N 38:36:000030:23164 расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка и, как следствие, оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя, в полной мере соответствует нормам действующего законодательства.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.10.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13.05.2021 Местная религиозная организация православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) обратилась в Администрацию города Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Университетский для религиозного использования - строительства здания религиозного назначения на праве безвозмездного пользования на 10 лет.
Администрация города Иркутска письмом от 11.06.2021 N 505-70-1855/21, руководствуясь пунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 14.1 статьи 41 главы 8 раздела II административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов", утвержденного постановлением Администрации города Иркутска от 21.06.2016 N 031-06-578/6, отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164 в безвозмездное пользование. В качестве основания к отказу Администрация указала, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 24.05.2021 N КУВИ-002/2021-60888574 земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:23164 полностью расположен в границах зоны с ограничением использования земельного участка на приаэродромной территории.
Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ принят незаконно и нарушает права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Администрация сослалась на пропуск заявителем процессуального срока на обращение в суд с настоящим требованием. Судом первой инстанции установлено, что данный срок пропущен заявителем по уважительным причинам, в связи с чем пропущенный процессуальный срок восстановлен, что заявителем жалобы не оспаривается.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N162-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" (далее - Закон N162-03) Правительство Иркутской области, в лице министерства имущественных отношений Иркутской области, с 01.01.2015 г. осуществляло полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии со ст. 4 Закона N 162-03 указанные полномочия перераспределялись сроком до 01.01.2019.
Таким образом, с 01.01.2019 администрация города Иркутска является органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, следовательно, администрация города Иркутска реализовывает предусмотренные статьей 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правомочия по распоряжению этим земельным участком.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 раздела III Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденным Решением Думы г. Иркутска от 25.12.2015 N 006-20-160257/5, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами в порядке и пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска, осуществляет функцию по принятию решения о предоставлении или обеспечению предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в рамках компетенции, установленной муниципальными правовыми актами города Иркутска.
13.05.2021 Местная религиозная организация православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) обратилась в Администрацию города Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Университетский для религиозного использования - строительства здания религиозного назначения на праве безвозмездного пользования на 10 лет.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет в безвозмездное пользование.
Как следует из заявлении Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) цель предоставления земельного участка указана: для строительства здания религиозного назначения на праве безвозмездного пользования на 10 лет.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 г. N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор), которым определены виды разрешенного использования земельных участков, а также их описание.
Религиозное использование (код вида разрешенного использования земельного участка 3.7), в соответствии с Классификатором, имеет следующее описание: Размещение зданий и сооружений религиозного использования. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.7.1 - 3.7.2.
На основании пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
На основании статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся, в частности, охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), приаэродромная территория, округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов.
Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
На приаэродромной территории выделяются следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно выписки из ЕГРН от 24.05.2021 г. N КУВИ-002/2021-60888574, земельный участок с кадастровым номером N 38:36:000030:23164 расположен в границах зоны с особыми условиями использования земельного участка - приаэродромная территория.
Администрация при рассмотрении заявления Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в порядке межведомственного взаимодействия запросила сведения, содержащиеся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в комитете по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Из Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска поступила информация о том, что в соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) министерства транспорта Российской Федерации от 29.05.2019 N 421-П, спорный земельный участок расположен в границах 3, 6, 7 подзон приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что расположение земельного участка в приаэродромной зоне, исходя из положений статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о невозможности использовать спорный земельный участок для размещения религиозных объектов с учетом требований к размещению объектов капитального строительства, таких как высота зданий и прочие.
Аэропорт гражданской авиации города Иркутск расположен в границах города, и, следовательно, весь город и частично пригород расположены в приаэродромной зоне.
В силу части 1 статьи 69 АПК РФ обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Судом правильно установлено, что микрорайон Университетский города Иркутск расположен на территориальной удаленности от аэропорта города Иркутска.
Указанное обстоятельство ответчиком опровергнуто не было.
Наличие приаэродромной зоны накладывает ограничения по использованию земельного участка и проектированию объектов, а именно в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Очевидно, что религиозные объекты к таковым не относятся. В третьей подзоне установлены ограничения по высоте объектов, который определяется расчетным путем при проектировании объектов с учетом Федеральных авиационных правил. Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, по информации представителя заявителя, приход собирается размещать одноэтажный объект религиозного назначения. В седьмой подзоне устанавливается перечень ограничений использования земельных участков по уровню шума, связанного с полетами воздушных судов, санитарноэпидемиологическим требованиям. Как уже указано выше, спорный земельный участок находится на большом удалении от аэропорта Иркутск. Кроме того, седьмая подзона в отношении спорного земельного участка не установлена в установленном законом порядке.
В свою очередь, как правильно установил суд первой инстанции, администрацией не доказано, что размещаемые религиозные объекты могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования и, как следствие, - законность своих действий по отказу в предоставлении спорного земельного участка.
Также в оспариваемом отказе Комитет, указал, что дополнительно сообщает, что в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 N 006-20260430/6 (в редакции решения Думы города Иркутска от 29.0.2020 N 007-20-017164/0), указанный земельный участок находится в территориальной зоне "Зоны, занятые городскими лесами" (РЗ-504)" (статья 67) в планировочном элементе С-04-36.
Как указал Комитет, среди основных видов разрешенного использования земельных участков в данной зоне вид разрешенного использования - религиозное назначение отсутствует. При этом, имеется вид разрешенного использования - религиозное использование. Термины "использование" и "назначение" в настоящем случае возможно считать тождественными, что ответчиком не оспорено.
В оспариваемом отказе Комитет ссылается на нарушение норм градостроительного законодательства, при этом, не указывает какие именно нормы градостроительного законодательства заявителем нарушены.
Кроме того, суд первой инстанции правильно обратил внимание на то, что администрацией ранее 07.12.2020 было принято решение о выделении Иркутской Епархии на праве безвозмездного пользования земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:19672 в мкр. Университетский города Иркутска для размещения объектов религиозного назначения. Данный земельный участок расположен в 400 метрах от спорного земельного участка, и также расположен в границах приаэродромной зоны, что не помешало Администрации предоставить земельный участок. Тем самым, администрация в аналогичных условиях двояко трактует нормы действующего законодательства.
С учетом изложенного, отказ администрации в предоставлении Местной религиозной организации православный приход Храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) испрашиваемого земельного участка по основанию, указанному в оспариваемом решении является неправомерным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2022 года по делу N А19-24478/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24478/2021
Истец: Местная православный Приход храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской епархии Русской Православной Церкви Московский Патриархат
Ответчик: Администрация города Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3345/2024
21.05.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5320/2022
24.01.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6799/2022
10.11.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5320/2022
05.09.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24478/2021