г. Москва |
|
27 февраля 2024 г. |
Дело N А40-210569/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи: Тетюка В.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-210569/23,
по исковому заявлению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
к ООО "БАЗИС"
о взыскании 284 626 руб. 29 коп. - суммы излишне уплаченных денежных средств, процентов, проценты по день фактической оплаты суммы долга по Контракту от 10.01.2022
Без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании 272 562 руб. 60 коп.- суммы излишне уплаченных денежных средств по договору, 12 063 руб. 69 коп.- процентов за период с 10.01.2023 по 10.08.2023 по правилам ст. 395 ГК РФ, проценты, начиная с 11.08.2023 по дату фактической оплаты.
При решении вопроса о принятии искового заявления к производству судом установлены основания, предусмотренные статьей 227 АПК РФ, для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает обжалуемый акт незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2024 о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства размещено на официальном сайте https://kad.arbitr.ru/, что является надлежащим извещением в силу статей 121, 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство, Заказчик) и ООО "Базис" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт от 10.01.2022 N 0173100007521000128_144316 на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории (Страстной бульвар, д.5) (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется выполнить работы по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории (далее - Работы), в соответствии с Контрактом и техническим заданием на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные Работы в соответствии с условиями Контракта и в предусмотренные Контрактом сроки.
Пунктом 1.2 Контракта установлен срок выполнения работ: с даты заключения Контракта (10.01.2022) по 31.12.2022. При этом, Работы оказываются поэтапно.
Место выполнения Работ в соответствии с пунктом 1.3. Контракта: г. Москва, Страстной бульвар, д. 5 (далее - объект).
Цена Контракта составляет 20 278 659 руб. 54 коп. (п.2 Контракта).
Стоимость этапов 1-6 составляет 1 689 888 руб. 30 коп.;
Стоимость этапов 7-12 составляет 1 689 888 руб. 29 коп. и в соответствии со статьей 346.11 главы 26.2 НК РФ не облагаются НДС.
В соответствии с п. 4.2.4 Контракта Исполнитель по факту выполнения Работ по этапу обязан представить Заказчику Акт сдачи-приемки выполненных Работ по этапу и отчетные материалы, предусмотренные Контрактом.
Приемка результатов Работ по этапу, согласно п. 5.3 Контракта, осуществляется комиссией по приемке результатов выполненных Работ, созданной Заказчиком.
Пунктом 5.10 Контракта установлено, что Заказчик в случае отсутствия разногласий между сторонами Контракта на основании протокола заседания Приёмочной комиссии в течение 2 рабочих дней подписывает Акт сдачи-приемки выполненных Работ по этапу, при этом в соответствии с пунктом 5.12 Контракта, формирование и подписание Акта сдачи-приемки выполненных Работ по этапу допускается в форме электронного документа в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Так, Министерство платежным поручением от 28.12.2022 N 420423 на основании документа о приемке (счет-фактуры от 26.12.2022 N 122) перевело Исполнителю денежные средства в размере 1 689 888 руб. 29 коп. за выполненные Работы по 12 этапу в полном объеме.
Вместе с тем, 28.12.2022 Министерству стало известно о том, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2022 N 2776-р, поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.10.2022 N ИП-08/43716, распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 13.10.2022 N 77-1366-р с 27.12.2022 прекращено право оперативного управления Министерства объектом, что подтверждается данными, указанными в Едином государственном реестре недвижимости.
Принимая во внимание указанные изменения, Министерство письмом от 28.12.2022 N П10-1-013-200-99442 уведомило Исполнителя о том, что право оперативного управления Министерства объектом прекращено с 27.12.2022 (далее -Уведомление).
Письмом Министерства от 29.12.2022 N П10-4-02-200-99594 Исполнителю предложено произвести перерасчет размера стоимости выполненных Работ за 12 этап Контракта и заключить соглашение о расторжении Контракта в связи с тем, что с 27.12.2022 у Министерства фактически отсутствовали основания на какое-либо использование объекта, в том числе на предоставление его Исполнителю с целью использования результата, полученного при выполнении работ по Контракту.
Ответ на указанное письмо в Министерство не поступал.
Министерство письмом от 28.02.2023 N П10-4-04-200-13318 (далее - Письмо) повторно обратилось к Исполнителю с просьбой уточнить объем выполненных Работ по этапу, направить корректировочный документ о приемке посредством официального сайта ЕИС, указав период выполнения Работ с 01.12.2022 по 26.12.2022 включительно, скорректировать стоимость этапа пропорционального объему выполненных Работ, а также в возможно короткие сроки принять меры по возврату излишне уплаченных средств в доход федерального бюджета.
Исполнитель ответным письмом от 03.03.2023 N 02/23 отказался в удовлетворении заявленных Министерством требований.
Полагая, что прекращение права оперативного управления Министерства в отношении Объекта является основанием для возврата в пользу Министерства излишне уплаченных денежных средств в размере 1 689 888 руб. 29 коп. за выполненные Работы по 12 этапу, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
После опубликования извещения о закупке N 0173100007521000128, ООО "Базис" подал заявку на участие и по итогам протокола проведения электронного аукциона N 0173100007521000128 был признал победителем, предложившим наиболее низкую цену контракта.
Начальная максимальная цена контракта составляла 22 811 000,00 руб., которая определялась и обосновывалась Заказчиком посредством метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Настоящий контракт был заключен по цене, предложенной ООО "Базис", но не превышающей предельное значение цены Заказчика.
В соответствии с п. 1.1. настоящего Контракта, 1.1. Исполнитель обязуется выполнить работы по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории (Страстной бульвар, д. 5) (далее - Работы), в соответствии с Контрактом и техническим заданием на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории (Страстной бульвар, д. 5) (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные Работы в соответствии с условиями Контракта и в предусмотренные Контрактом сроки.
Цена Контракта является твердой, определяется на весь срок его исполнения. (п. 2.2. настоящего Контракта). В соответствии с п. 4 ст. 709 Гражданского кодекса цена работы может быть приблизительной или твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (п. 6 ст. 709 Гражданского кодекса).
Согласно п.1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). В соответствии с п. 1.2. настоящего Контракта, срок выполнения Работ: с даты заключения Контракта, но не ранее 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года. Работы выполняются поэтапно, при этом этапом считается календарный месяц.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Учитывая вышеизложенное, Исполнитель выполнил работы в надлежащем порядке, в соответствии с объемами, установленными в настоящем Контракте. Претензий от Заказчика относительно несоответствия объемов, сроков и качества выполнения работ в адрес Исполнителя не поступало. Данный факт подтверждается подписанным с двух сторон Актом сдачи-приемки N 122 от 22.12.2022 г. В том числе, 28.12.2022 г. Заказчиком была произведена оплата на сумму 1 689 888, 29 руб.
В соответствии п. 8.3. Контракта срок рассмотрения писем, уведомлений или претензий не может превышать 10 (Десять) дней с даты их получения Стороной. Письмо о перерасчете поступило в адрес ООО "Базис" 29.12.2022 г. Соответственно крайним днем рассмотрения Письма было 09.01.2023 г.
Кроме того, на основании п. 9.6. Контракта сторона, которой направлено предложение о расторжении Контракта по соглашению Сторон, должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 10 (Десяти) рабочих дней с даты его получения, т.е. до 19.01.2023 г.
31.12.2022 Контракт закончил свое действие согласно п. 12.1. настоящего Контракта.
На момент окончания срока действия Контракта письмо Заказчика от 29.12.2022 г. еще не было рассмотрено Исполнителем, и как указывалось ранее, работы выполнены в полном объеме в соответствии с условиями Контракта, о чем был составлен и подписан Акт сдачи-приемки выполненных работ N 122 от 22.12.2022 и произведена оплата 28.12.2022 г.
В силу п. 9.2. любые изменения к Контракту будут действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами. Все дополнительные соглашения к Контракту являются его неотъемлемой частью.
Заказчик, по основаниям, указанным в Гражданском кодексе Российской Федерации, вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае отступления Исполнителем при выполнении Работ от условий Контракта или при наличии иных недостатков результатов выполнения Работ, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми, в порядке, установленном Законом о контрактной системе. (п. 9.4. настоящего Контракта)
Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя. (п. 9.5. настоящего Контракта).
Дополнительное соглашение к Контракту об изменении срока выполнения работ Сторонами не подписывалось, следовательно, оснований для невыполнения работ с 27.12.2022 по 31.12.2022 у Исполнителя не было.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о КС извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе: при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе. При изменении цены, в конкретных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Заказчику необходимо уведомить Исполнителя и заключить Дополнительное соглашение.
Вместе с тем, условия настоящего Контракта и Закон о контрактной системе носит императивный характер, тем самым не позволяет Заказчику действовать в разрез с установленными нормами. Кроме того, основания для расторжения настоящего Контракта в одностороннем порядке отсутствовали.
В том числе, в соответствии с письмом от 28.12.2022 распоряжение Правительства РФ N 2776-р было принято еще 26.09.2022. Следовательно, у Заказчика было достаточно времени для уведомления об этом Исполнителя и направления предложения о расторжении Контракта по соглашению Сторон, а также подписания Дополнительного соглашения об изменении сроков оказания услуг по Контракту.
Таким образом, учитывая все указанные обстоятельства, Заказчик, несмотря на принятое распоряжение Правительства РФ от 26.09.2022, продолжал пользоваться услугами Исполнителя, не уведомив о событиях, которые могли повлиять на существенные условия настоящего Контракта.
Ввиду вышеизложенного правовых оснований произведения возврата оплаченных средств в размере 1 689 888 руб. 29 коп. за выполненные Работы по 12 этапу не имеется. Исполнитель в рамках действующего заключенного контракта выполнил работы без отступлений, в связи с чем исковые требования о взыскании 272 562 руб. 60 коп.- суммы излишне уплаченных денежных средств по договору, 12 063 руб. 69 коп.- процентов за период с 10.01.2023 по 10.08.2023 по правилам ст. 395 ГК РФ, проценты, начиная с 11.08.2023 по дату фактической оплаты удовлетворению не подлежат.
Доводов по существу заявленных исковых требований апелляционная жалоба жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не содержит, документальных доказательств, опровергающих обоснованность оспариваемого судебного акта, заявителем в суд апелляционной инстанции не представлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2023 по делу N А40-210569/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210569/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "БАЗИС"
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69245/2024
19.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14162/2024
27.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-92586/2023
26.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-210569/2023