город Омск |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А46-8910/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11219/2022) общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2022 по делу N А46-8910/2022 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (ОГРН 1145543005442, ИНН 5503248039, адрес: 644042, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41/15) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644007, город Омск, улица Булатова, дом 68), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Молозовенко Татьяны Ивановны, о признании недействительным предписания от 04.03.2022 N 02-03-47/5,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" - Аванесова Н.В. (по доверенности от 16.09.2022 N 119-12/1231 сроком действия по 31.12.2022),
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А.
(по доверенности от 17.12.2021 N 455-ю сроком действия до 31.12.2022)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - Госжилинспекция Омской области, заинтересованное лицо) о признании предписания N 02-03-47/5 от 04.03.2022 недействительным.
Определением Арбитражного суда Омской области от 02.06.2022 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечена Молозовенко Татьяна Ивановна (далее - третье лицо, Молозовенко Т.И.).
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.08.2022 по делу N А46-8910/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что примененный среднемесячный объем потребления коммунальной услуги ООО "ОЭК" документально подтвержден, так как рассчитан на основании показаний прибора учета электроэнергии, предоставленных лицами, ответственными за их снятие; действующее жилищное законодательство не содержит ограничения временного периода, за который могут быть взяты сведения о фактическом потреблении коммунального ресурса, в том числе ограничения "12-ю расчетными периодами, предшествующими текущему расчетному периоду"; судом первой инстанции не дана оценка доводу Госжилинспекции Омской области относительно невозможности применения подпункта "г" пункта 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354) с 01.07.2020, вместе с тем, с указанной даты введено новое правовое регулирование, согласно которому объем потребления спорной коммунальной услуги производится путем расчета по среднемесячному расходу электроэнергии.
Госжилинспекция Омской области представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не соглашается с доводами заявителя, просила оставить оспариваемое решение без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Госжилинспекции Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения.
Молозовенко Т.И., надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения обращения Молозовенко Т.И. (жильца жилого дома N 59 по ул. 50 лет ВЛСКМ, р.п. Большеречье, Большереченский район, Омская область) от 04.02.2022 N М-805 (22) и на основании решения Госжилинспекции Омской области о проведении внеплановой документарной проверки от 03.03.2022 проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ООО "ОЭК".
В ходе проведения проверки и анализа представленных документов установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: Омская область Большереченский район, р.п. Большеречье, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 59, кв. 8., было оборудовано однотарифным индивидуальным прибором учета типа ЦЭ 6807 N 996, 2004 года выпуска, межповерочный интервал 16 лет, снятым с расчетов 31.12.2019 в связи с истечением срока межповерочного интервала.
26.07.2021 в жилом помещении по вышеуказанному адресу неисправный прибор учета бы заменен на однотарифный индивидуальный прибор учета тип НЕВА 101, N 60655282, 2020 год выпуска, срок межповерочного интервала 16 лет.
Начисление оплаты за потребленную электроэнергию производилось в соответствии с требованиями пункта 59 Правил N 354, а именно: за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 расчет производился исходя из среднемесячного объема потребления электрической энергии, а в период с 01.04.2020 по 26.07.2021 по нормативу потребления коммунальных услуг, утвержденного приказом Региональной энергетической комиссии Омской области N 136/38 от 15.08.2012.
В октябре 2021 года потребителю произведен перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию за период с 01.07.2020 по 26.07.2021. Начисление объема потребления электроэнергии произведено в соответствии с пунктом 59 (г) Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев.
При расчетах за потребленную электрическую энергию применялся тариф утвержденный приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 15.12.2020 N 463/86.
На основании заявления потребителя от 10.08.2021, в связи с изменением количества зарегистрированных по данному жилому помещению, в августе 2021 года произведен перерасчет объёма потребления электроэнергии за период 01.04.2020 по 26.07.2021.
По состоянию на 01.01.2022 у потребителя имелась задолженность по оплате за потребленную электроэнергию в размере 1 207 руб. 28 коп., которая образовалась за период с 01.10.2020 по 31.12.2021 в результате неполноты оплаты потребленной коммунальной услуги, которая была погашена потребителем в полном объеме 24.01.2022.
В рамках проверки Госжилинспекцией Омской области установлено, что в октябре 2021 года ООО "ОЭК" ссылаясь на постановление Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии", и пункт 59 (г) Правил N 354, произвело перерасчет платы за потребленное электроснабжение по вышеуказанному жилому помещению за период с 01.07.2020 по 26.07.2021 включительно, с доначислением оплаты на сумму 964 руб. 03 коп., исходя из рассчитанного среднемесячного начисления платы.
В рамках проверки должностные лица Госжилинспекции Омской области пришли к выводу о том, что перерасчет, произведенный заявителем по оплате за потребленную электроэнергию за период с 01.07.2020 по 26.07.2021 является незаконным.
По рассмотрении материалов проверки государственным жилищным инспектором Корниенко Я.В. выдано предписание N 02-03-47/5 от 04.03.2022 об устранении нарушений обязательных требований, выявленных при проведении мероприятия по контролю, зафиксированных в акте проверки N 02-03-47/5 по результатам мероприятия по контролю, выявленных при обследовании: жилого помещения, расположенного по адресу: Омская область, Большереченский район, р.п. Большеречье, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 59, кв. 8, согласно которому ООО "ОЭК" предписано в срок до 15.04.2022 в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 произвести перерасчет ранее начисленной платы за период с 01.07.2020 по 30.12.2020 по коммунальной услуге "электроснабжение" по жилому помещению, расположенному по адресу: Омская область, Большереченский район, р.п. Большеречье, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 59, кв. 8, в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.08.2022 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, на основании следующего.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Системное толкование положений статьи 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в соответствующем доме, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определялся в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил случаях);
г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 года и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 года и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги (в редакции постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184, вступившего в силу с 31.12.2020).
С 01.07.2020 до 31.12.2020 подпункт "г" пункта 59 Правил N 354 действовал в следующей редакции: "в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета".
Согласно пояснениям ООО "ОЭК" начисление платы за потребленную электроэнергию проводилось:
- за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 - исходя из среднемесячного объёма потребления электрической энергии;
- за период с 01.04.2020 по 26.07.2021 - исходя из норматива потребления коммунальных услуг, утверждённого приказом региональной энергетической комиссии Омской области N 136/38 от 15.08.2012.
При этом, руководствуясь подпунктом "г" Правил N 354 (в хронологически последней редакции), ООО "ОЭК" в октябре 2021 г. произвело перерасчет за период с 01.07.2020 по 26.07.2021, исходя из среднемесячного объема потребления электрической энергии.
В апелляционной жалобе общество указывает, что в материалы дела представлена справка о расчетах по оплате за услугу "электроэнергия", в которой указаны показания прибора учёта на даты, применяемые при расчёте среднемесячного объёма потребляемой электроэнергии, а также реестр показаний приборов учёта электроэнергии, в котором указан источник и дата их фиксации; общество, обладая сведениями о фактическом расходе электроэнергии за период с 31.12.2018 по 31.12.2019 (то есть за 12 месяцев), определенном по показаниям индивидуальных приборов учёта, применило при перерасчете среднемесячный расход потреблённой электроэнергии.
Вместе с тем в ходе проверки обществом не подтверждена достоверность показаний индивидуальных приборов учета, взятых обществом для расчетов.
Так, расчеты обществом были произведены на основании справки, составленной ООО "ОЭК" в одностороннем порядке, а также реестров показаний приборов учета электрической энергии по жилому дому за период с 20.12.2018 по 19.12.2019, переданных Журавлевой Е.С. (лицом, являющимся собственником квартиры N 10 вышеуказанного дома).
Кроме того, в соответствии с пунктом 179 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), в случаях отсутствия, неисправности, утраты или истечения интервала между поверками, истечения срока эксплуатации расчетного прибора учета, непредставления показаний расчетного прибора учета в установленные сроки, а также отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии производится на основании замещающей информации с учетом особенностей, указанных в пункте 136 Основных положений.
Под замещающей информацией понимаются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись (абзац третий пункта 140 Основных положений).
В качестве конечных показаний вышедшего из строя прибора учета общество использует показания, которые не относятся к ближайшим из предшествующих текущему расчетному периоду (то есть к периоду, начинающемуся с 01.07.2020). Общество использует показания, полученные ранее 12 расчетных периодов, предшествующих текущему расчетному периоду (то есть указанные показания были получены ранее 01.07.2019), что противоречит Правилам N 354.
С учетом изложенного расчет среднемесячного потребления и расчет доначисленной оплаты за потребленную электроэнергию, представленные обществом, не может быть признан верным.
Следовательно, так как среднемесячный объем потребления коммунальной услуги обществом фактически не подтвержден (не определен), расчеты должны осуществляться исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Таким образом, отказав в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2022 по делу N А46-8910/2022 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 22810 от 22.08.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8910/2022
Истец: ООО "ОМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Модозоненко Татьяна Ивановна