г. Хабаровск |
|
11 ноября 2022 г. |
А80-61/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа
на решение от 27.07.2022
по делу N А80-61/2022
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по иску Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (ОГРН 1198709000160, ИНН 8709908164)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис Групп" (ОГРН 1178709000040, ИНН 8701005273)
о взыскании 614 820 руб.,
третье лицо: Прокуратура Чукотского автономного округа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (Департамент) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сервис Групп" (ООО "Сервис Групп") субсидии, предоставленной региональному оператору по общению с твердыми коммунальными отходами на финансовое обеспечение части затрат, возникших в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, в размере 614 820 руб.
Требование мотивировано наличием у общества на момент подачи заявки задолженности по обязательным платежам в бюджет, что явилось основанием для внесения прокурором в адрес Департамента представления об устранения нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Чукотского автономного округа.
Решением от 27.07.2022 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Департамент считает судебный акт подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В обоснование указано на наличие у ООО "Сервис Групп" на дату подачи заявки на предоставление субсидии непогашенной задолженности по обязательным налоговым платежам, что является нарушением условия предоставления субсидии в силу требований пункта 2.11 Порядка предоставления субсидии региональным операторам по обращению с твердыми бытовыми отходами, утвержденного постановлением правительства Чукотского автономного округа от 19.08.2020 N 403.
По мнению заявителя жалобы, данное обстоятельство свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Сервис Групп" выразило несогласие с ее доводами, ссылаясь на отчет от 25.12.2020 о достижении ответчиком значений показаний результативности, из которого следует, что полученные средства субсидии израсходованы на предусмотренные соглашением цели, достигнутое значение показателя составило 100%; фактов нецелевого использования субсидии не выявлено; задолженность по налогам погашена в день подачи заявки на получение субсидии.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
В силу статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, подавшего апелляционную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Поскольку присутствие представителей для рассмотрения дела не является обязательным, позиция сторон выражена в апелляционной жалобе и отзыве, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела ООО "Сервис Групп" является региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с ТКО.
26.08.2020 ООО "Сервис Групп" направило в Департамент заявку на предоставление субсидии с приложением информации и документов, предусмотренных Порядком (вх. N 1253).
В рамках межведомственного взаимодействия Департаментом от Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу 31.08.2020 получена информация об имеющейся по состоянию на 31.08.2020 у общества задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, по налогу на добавленную стоимость, по транспортному налогу.
Ответ налогового органа не содержит данных о суммах задолженности по состоянию на 26.08.2020 и о конкретных суммах задолженности по состоянию на 31.08.2020.
Платежными поручениями от 26.08.2020 N 255-264 ООО "Сервис Групп" оплатило задолженность по налогам и страховым взносам, платежными поручениями от 01.09.2020 N 267-268 общество оплатило пени за просрочку исполнения налоговых обязательств.
Приказом Департамента от 01.09.2020 N 176-од ООО "Сервис Групп" включено в перечень региональных операторов по обращению с ТКО, имеющих право на получение субсидии, в соответствии с пунктом 2.4 Порядка, утвержденного постановлением правительства Чукотского автономного округа от 19.08.2020 N 403.
01.09.2020 между Департаментом и ООО "Сервис Групп" заключено соглашение N 11 о предоставлении из окружного бюджета субсидии в целях финансового обеспечения части затрат получателя, возникших в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (соглашение).
На основании приказа Департамента от 10.09.2020 N 183-од, в связи с изменением механизма предоставления субсидии и необходимостью заключения соглашения с использованием системы "Электронный бюджет", соглашение от 01.09.2020 N 11 признано недействительным, сторонами 30.11.2020 подписано аналогичное соглашение N 10-2020-07458 в электронной форме.
Новая заявка на предоставлении субсидии обществом не подавалась, процедура повторного рассмотрения Департаментом заявки от 26.08.2020 и проверка соблюдения заявителем условий предоставления субсидии не проводилась.
Размер субсидии рассчитан в соответствии с пунктом 2.9 Порядка в сумме 614 820 руб.
Платежным поручением от 14.12.2020 N 263559 Департамент перечислил ООО "Сервис Групп" средства субсидии в размере 614 820 руб.
Согласно пункту 4.3 соглашения в обязанности предприятия (получателя) входит представление документов, поименованных, в том числе в пункте 3.1 Порядка, обеспечение достижения значений показателя результата предоставления субсидии, представление отчетности, устранение фактов нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии.
Приложением 1 к соглашению утверждены показатели результативности, в соответствии с которыми к 31.12.2020 деятельность по оказанию услуги населению по обращению с ТКО должна быть обеспечена на 90%.
Согласно представленному отчету от 25.12.2020 обществом достигнуто значение показателей результативности в размере 100%.
На основании решения прокурора округа в Департаменте проведена проверка исполнения требований законов в сфере бюджетных отношений, по итогам которой Департаменту внесено представление от 25.06.2021 N 43-2021.
В представлении Департаменту указано на безотлагательное рассмотрение вопроса и принятие мер к устранению выявленных нарушений, обеспечив проведение проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, и возврат в бюджет субсидии, предоставленной, в том числе ООО "Сервис Групп".
Во исполнение требований прокуратуры Департамент направил в адрес общества письма от 19.07.2021 N 06-04/2272, от 09.11.2021 N 06-04/3484, от 17.12.2021 N 06-04/3958 о возврате в окружной бюджет средств субсидии в размере 614,8 тыс.руб., указав на наличие на дату подачи заявки неисполненной налоговой обязанности.
Претензии оставлены ответчиком без исполнения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 утверждена государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", одной из задач которой является реализация федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
Указанный проект является федеральным, утвержден Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и направлен на достижение показателей Национального проекта "Экология" в сфере захоронения твердых коммунальных отходов, создания условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов, накоплению, обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов (ТКО).
Реализация проекта должна обеспечить достижение следующих результатов:
- снижение доли направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 87,9 процента, к 2030 году - 49,8 процента;
- увеличение доли направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 50,2 процента, к 2030 году - 100 процентов;
- увеличение доли направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов к 2024 году - 12,1 процента, к 2030 году - 49,5 процента.
25.06.2020 между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством Чукотского автономного округа заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта от 25.06.2020 N 051-17-2020-055, имеющего целевое назначение на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих цели, показатели и результаты федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
Средства межбюджетного трансферта предоставляются субъектом РФ региональным операторам в размере средств, предусмотренных соглашением и при условии предоставления региональными операторами коммунальной услуги по обращению с ТКО в течение месяцев, в которых региональные операторы осуществили соответствующие затраты (пункт 4.3.7.2 Соглашения от 25.06.2020, в редакции дополнительного соглашения от 25.11.2020 к Соглашению от 25.06.2020 N 051-17-2020-055).
Обязанностью субъекта РФ является принятие правового акта, регламентирующего правила предоставления субсидии юридическим лицам (пункт 6.1.2 Соглашения от 25.06.2020).
В целях реализации условий Соглашения от 25.06.2020 постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 19.08.2020 N 403 утвержден Порядок предоставления субсидии региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на финансовое обеспечение части затрат, возникших в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (Порядок).
Порядок регламентирует условия, цели и порядок предоставления из окружного бюджета субсидии на финансовое обеспечение части затрат региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникших не ранее 28 марта 2020 года в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции.
Субсидия имеет заявительный характер и предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе.
Главным распорядителем средств окружного бюджета, осуществляющим предоставление субсидии, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год, является Департамент.
К категории получателей субсидии относятся региональные операторы на территории Чукотского автономного округа, осуществляющие непрерывную деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2.1 Порядка установлен перечень документов и информации, представляемой в Департамент не позднее 26 августа 2020 года, к которым отнесены, в том числе:
- заявка на предоставление субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (заявка);
- информация о видах оказанных услуг и фактических затратах, связанных с оказанием коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
- договоры, счета на оплату, накладные, акты приема-передачи товаров (акты выполненных работ и (или) оказанных услуг), связанные с оказанием коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- заявление, подписанное руководителем и главным бухгалтером регионального оператора или уполномоченными лицами регионального оператора, действующими на основании доверенности (уполномоченные лица), скрепленную печатью (при наличии) регионального оператора, с указанием банковских реквизитов и счетов, на которые следует перечислять субсидию, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
- письменное обязательство за подписью и печатью руководителя организации об обеспечении непрерывной работы регионального оператора в 2020 году с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не менее 90 процентов населения в зоне деятельности регионального оператора по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 4.1. Порядка контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляет Департамент.
Обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии проводится Департаментом и органами государственного финансового контроля.
В случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Департаментом и органами государственного финансового контроля, субсидия подлежит возврату в окружной бюджет в полном объеме (пункт 4.2 Порядка).
Согласно действующей в период спорных правоотношений редакции пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Установленная Бюджетным кодексом РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств при реализации бюджетных полномочий обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принятый субъектом РФ Порядок определяет условия предоставления субсидии. Из содержания нормативных правил следует, что на получателе средств субсидии лежит обязанность по представлению информации и документов, подтверждающих право на получение субсидии, а именно, заявка, информация и документы о деятельности предприятия в сфере обращения с ТКО.
Обязанностью Департамента является проверка соответствия получателя субсидии установленным требованиям, в том числе об отсутствии неисполненных налоговых обязательств, принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии заявителю.
В силу пункта 4.2 Порядка возврат субсидии производится получателем субсидии только в случае допущенных им нарушений условий предоставления.
Материалами дела установлено, что общество, обращаясь за получением субсидии, исполнило требования Порядка и представило все необходимые документы.
При этом, как следует из материалов дела, заявитель самостоятельно представил сведения о погашении 26.08.2020 задолженности по обязательным платежам в бюджет и о погашении 01.09.2020 пени за просрочку исполнения налоговых обязательств, в то время как Департамент, при наличии полученных от налогового органа сведений о задолженности общества по налогам (страховым взносам) по состоянию на 31.08.2020, дополнительно в налоговом органе сведения о наличии задолженности по состоянию на 26.08.2020 не запрашивал.
Материалами дела подтверждено, что по состоянию на дату подачи заявки (26.08.2020) общество имело непогашенную задолженность по обязательным налоговым платежам.
Данное обстоятельство является нарушением условия предоставления субсидии, в силу требований Порядка, о котором Департаменту на момент принятия решения было известно, однако последним принято решение о выделении субсидии.
Вместе с тем, на дату рассмотрения заявки ООО "Сервис Групп" и заключения соглашения от 01.09.2021 общество внесло оплату в счет погашения задолженности перед бюджетом (пени).
Из представленного отчета от 25.12.2020 о достижении обществом значений показателей результативности следует, что полученные средства субсидии израсходованы на предусмотренные соглашением цели, достигнутое значение показателя составило 100%.
Фактов нецелевого использования средств субсидии Департаментом не выявлено, в ходе проверки прокуратурой иного не установлено, доказательства обратного в материалы дела не представлены, равно как и доказательства недобросовестного поведения ответчика.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 65, 71 АПК РФ, суд первой инстанции, учитывая отсутствие доказательств нарушения со стороны ответчика принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к наличию у ООО "Сервис Групп" на дату подачи заявки на предоставление субсидии непогашенной задолженности по обязательным налоговым платежам, со ссылкой на нарушение условия предоставления субсидии в силу требований пункта 2.11 Порядка предоставления субсидии региональным операторам по обращению с твердыми бытовыми отходами, утвержденного постановлением правительства Чукотского автономного округа от 19.08.2020 N 403.
По приведенным основаниям Департамент считает, что данное обстоятельство свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения.
Указанные доводы подлежат отклонению, исходя из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (ред. от 20.06.2020) утверждены "Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 23.06.2020).
Согласно подпункту "д" пункта 3 указанных Правил одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является отсутствие у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам), превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.
Материалами дела установлено, что ООО "Сервис Групп" самостоятельно обратилось в налоговый орган за информацией о наличии задолженности по налогам и сборам, получив которую 25.08.2020 (справку N 15873 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам), оплатило всю указанную налоговым органом задолженность.
Данное обстоятельство подтверждено платежными поручениями от 26.08.2020 N N 255, 256, 257, 258, 260, 261, 262, 264, которые исполнены в указанный день.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ, обязанность по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Таким образом, с учетом приведенных норм Налогового кодекса РФ, на дату подачи обществом заявления о предоставлении субсидии (26.08.2020) задолженность по налогам и сборам у ответчика отсутствовала.
Ввиду несвоевременной уплаты части обязательных платежей налоговым органом ответчику по состоянию на 27.08.2020 начислены пени в общей сумме 1 778,27 руб. (справка N 16029 от 28.08.2020), задолженность по которым погашена 01.09.2020 (платежные поручения от 01.09.2020 N N 267, 268).
Соглашение N 11 о предоставлении субсидии заключено между Департаментом и ООО "Сервис Групп" 01.09.2020, то есть на указанную дату у получателя субсидии отсутствовала какая-либо задолженность по уплате обязательных платежей.
При этом, необходимо учитывать приведенное выше Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, согласно которому при предоставлении финансовой поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на федеральном уровне не учитывались задолженности по налогам, сборам, пеням менее 3 000 руб.
В настоящем случае у ответчика на дату обращения с заявлением о предоставлении субсидии задолженность по налогам и сборам отсутствовала, а имеющаяся по состоянию на 27.08.2020 задолженность по пеням в сумме 1 778,27 руб. является незначительной, которая погашена на дату заключения соглашения N 11 (01.09.2020).
Материалами дела установлен факт целевого использования полученной субсидии, факт достижения результативности федерального проекта, нарушение условия предоставления субсидии обществом устранено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, применение к ответчику такой санкции, как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства; противоречит государственной политике по поддержке региональных операторов, осуществляющих работу по обращению с твердыми коммунальными отходами в период неблагоприятной ситуации и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов регионального и федерального проектов "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (ЧАО) и "Экология" (РФ).
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм материального права не установлено.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 27.07.2022 по делу N А80-61/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-61/2022
Истец: Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа
Ответчик: ООО "Сервис Групп"
Третье лицо: Прокуратура Чукотского авономного округа, 6 ААС