г. Киров |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А82-1211/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Великоредчанина О.Б., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2022 по делу N А82-1211/2022,
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
к Верхне-Волжскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7603028094, ОГРН 1047600206334)
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Военной прокуратуры Тверского гарнизона
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Верхне-Волжскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора) с требованиями о признании незаконным представления N 1103/8919/69 от 30.09.2021.
К участию в дело в качестве третьего лица привлечена Военная прокуратура Тверского гарнизона.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене, указывает, что для строительства площадок для хранения золошлаковых отходов в 2020 году разработаны тактико-технические задания по проектированию и строительству площадок золошлаковых отходов по спорным котельным, которые были направлены для согласования и утверждения Главным командованием Воздушно-космических сил. Вывоз твердых коммунальных отходов с оборудованных контейнерных площадок военного городка N 38 (аэродром) осуществляется регулярно по графику 1 раз в неделю силами регионального оператора ООО "ТСАХ" по контракту N 12780 от 09.09.2020.
Более подробно доводы Учреждения изложены в его апелляционной жалобе.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.09.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.09.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы заявителя.
Управление Росприроднадзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Тверского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Учреждения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что Учреждение эксплуатирует котельную N 577 (мкр. Мигалово, г. Тверь). Угольная котельная N 577 состоит в Федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код 45-0169-002018-П категория риска средняя), предназначена для отопления зданий, строений, сооружений на территории в/части 41486, путем сжигания топлива в котлах. В качестве топлива используется уголь.
05.08.2021 с 11 часов 50 минут до 12 часов 00 минут проведен осмотр территории котельной N 577 с координатами 56.837268 и 35.747881.
Осмотром территории установлено, что в нарушение статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктов 213, 215, 216, 217, 218, 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), площадка для временного накопления отходов не оборудована, складирование отходов осуществляется непосредственно на почву, а не на твердое покрытие, на площадке отсутствуют опознавательные знаки, площадка не имеет влаго- и ветрозащиты, не оборудована ливневой канализацией, обвалование отходов не проводится, журнал учета отходов не ведется, отсутствует контейнер для накопления твердых коммунальных отходов, золошлаковая смесь накапливается и не удаляется с территории продолжительное время, на территории котельной непосредственно на почве размещены и другие виды бытовых отходов (отработанные авиационные покрышки).
27.08.2021 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
30.09.2021 должностным лицом Управления по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление о назначении административного наказания N 1103/8919/69 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением Учреждению выдано обязательное для исполнения представление от 30.09.2021 N 1103/8919/69, которым на него возложена обязанность в течение месяца принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Не согласившись с данным представлением, заявитель обратился в суд с требованием о признании его недействительным.
Вопрос о законности постановления о назначении административного наказания N 1103/8919/69 рассмотрен в Московском районном суде города Твери, факт нарушений признан судом установленным.
Решением Тверского областного суда от 06.04.2022 по делу N 21-134/2022 дела об оспаривании постановлений, в том числе от 30.09.2021 N 1103/8919/69, вынесенных по итогам одной проверки в отношении заявителя, объединены к совместному рассмотрению; виновность Учреждения в совершении административных правонарушений по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ подтверждена.
Арбитражный суд Ярославской области при рассмотрении дела пришел к выводу о законности оспариваемого представления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ (пункт 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Согласно пункту 213 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
В силу пункта 215 СанПиН 2.1.3684-21 основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (пункт 216 СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктом 218 СанПиН 2.1.3684-21 условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы.
Согласно пункту 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре (пункт 221 СанПиН 2.1.3684-21).
Материалами дела, в том числе решением Тверского областного суда от 06.04.2022 по делу N 21-134/2022, подтверждено нарушение Учреждением вышеприведенных правовых норм при эксплуатации угольной котельной N 577 (мкр. Мигалово, г. Тверь).
Поскольку постановление о назначении административного наказания N 1103/8919/69, на основании которого выдано представление, признано законным в части установленного события административного правонарушения, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Доводы заявителя о том, что для строительства площадок для хранения золошлаковых отходов в 2020 году разработаны тактико-технические задания по проектированию и строительству площадок золошлаковых отходов по спорным котельным, которые были направлены для согласования и утверждения Главным командованием Воздушно-космических сил; вывоз твердых коммунальных отходов с оборудованных контейнерных площадок военного городка N 38 (аэродром) осуществляется регулярно по графику 1 раз в неделю силами регионального оператора ООО "ТСАХ" по контракту N 12780 от 09.09.2020, не принимаются судом апелляционной инстанции, так как не свидетельствуют о незаконности требований оспариваемого представления.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания представления Управления от 30.09.2021 N 1103/8919/69 незаконным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений не усматривается.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2022 по делу N А82-1211/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1211/2022
Истец: ФГБУ "Центрально жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Ответчик: ВЕРХНЕ-ВОЛЖСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Военная прокуратура Тверского гарнизона