11 ноября 2022 г. |
Дело N А83-3651/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дженерал-Строй" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 сентября 2022 года по делу N А83-3651/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дженерал-Строй" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Республике Крым, об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дженерал-Строй" подало в суд первой инстанции заявление о признании незаконным и об отмене вынесенного 16.02.2022 МИФНС N 8 РК постановления N 91032203800025200004 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 26.250 руб.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано; оспоренное постановление признано неисполнимым в части административного штрафа в размере 19.250 рублей.
ООО "Дженерал-Строй" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и с нарушением норм материального права; в апелляционной жалобе приведены доводы аналогичные приведенным в заявлении об оспаривании постановления.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что МИФНС N 8 РК с доводами апелляционной жалобы не согласна, ООО "Дженерал-Строй" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, оснований для замены административного штрафа на предупреждение нет.
В судебное заседание представители участников не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
16.02.2022 врио начальника МИФНС N 8 РК Драгомирецкая Е.А., рассмотрев без участия представителя ООО "Дженерал-Строй" дело об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении N 91032203800025200002 от 11.02.2022, вынесла постановление N 91032203800025200004 о назначении административного наказания, которым ООО "Дженерал-Строй" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 26.250 руб.
Протокол об административном правонарушении N 91032203800025200002 составлен 11.02.2022 старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 2 МИФНС N 8 Бекировой Л.Н. при участии законного представителя ООО "Дженерал-Строй" - директора Доброва А.В.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками дела.
Из названных постановления и протокола следует, что административное правонарушение выразилось в том, что 21.04.2020 резидент Российской Федерации ООО "Дженерал-Строй" осуществило валютную операцию - в наличной форме выплатило заработную плату из своей кассы работникам - нерезидентам РФ Шматко А.В. и Яременко А.В. в общей сумме 35.000 руб., что является нарушением валютного законодательства - части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В подтверждение осуществления заявителем вышеназванной валютной операции представлены:
- приказ от 15.10.2019 N 18 о приеме на работу Шматко А.В. и трудовой договор N18-ТД от 15.10.2019;
- приказ N 1 от 27.02.2020 о приеме на работу Яременко А.В., трудовой договор N1/20-ТД от 27.02.2020,
- платежная ведомость N 13 от 21.04.2020 о выплате вышеназванным работникам под расписку денежных средств: Шматко А.В. - 17.500 руб., Яременко А.В. - 17.500 руб., в общей сумме - 35.000 руб.,
- расходный кассовый ордер от 21.04.2020.
Факт трудоустройства иностранных граждан Шматко А.В. и Яременко А.В. в ООО "Дженерал-Строй" и осуществления работникам выплаты заработных плат в наличной форме, минуя счета в уполномоченных банках, заявитель не отрицает.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в ред., действующей момент совершения правонарушения) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влекло наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регламентированы Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. 08.12.2020, действовавшей на дату совершения валютной операции, далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ под валютной операцией понимается (в том числе) отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ устанавливает, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Согласно части 3 статьи 14 Закон N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением предусмотренных этой нормой случаев.
К предусмотренным частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ исключительным случаям сложившиеся между заявителем и его работниками взаимоотношения не относятся.
Таким образом, заявитель обязан был выплачивать заработную плату своим работникам-нерезидентам через банковские счета в уполномоченном банке.
Заключая с иностранными гражданами трудовые договора и выплачивая им заработную плату наличными денежными средствами, Общество осознано приняло на себя все риски, связанные с использованием труда наемных работников-нерезидентов, не имеющих открытых счетов в банке. При этом заявитель имел возможность урегулировать вопрос формы оплаты заработной платы с учетом требований валютного законодательства при заключении трудовых договоров с работниками-нерезидентами, но этого не сделал, то есть своевременно не принял все возможные меры для выполнения требований закона.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что следует из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как установлено, ООО "Дженерал-Строй" в нарушение правил валютного законодательства осуществило валютные операции, хотя имело возможность для соблюдения правил по осуществлению валютных операций. Такие действия заявителя правильно квалифицированы как совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Судом первой инстанции обоснованно не применены положения статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18, 18.1).
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано на то, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств по делу не установлено. В связи с чем, оснований для признания совершенного заявителем деяния малозначительным нет.
Отсутствие негативных последствий и угрозы наступления вреда общественным отношениям в результате выявленного административным органом правонарушения не снижает общественную опасность нарушения, не являются исключительными обстоятельствами, так как событие административного правонарушения выражается в неисполнении тех обязательств, которые возложены на юридическое лицо действующим законодательством в сфере валютного законодательства.
Более того, в соответствии с преамбулой к Федеральному закону N 173-ФЗ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункта 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой устойчивое развитие российской экономики является национальным интересом Российской Федерации (пункт 5 статьи 25 Стратегии); достижение целей обеспечения экономической безопасности осуществляется путем решения определенных задач, включая снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде (пункт 30 статьи 67 Стратегии).
Целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, о чем указано в преамбуле Закона N 173-ФЗ.
Совершенное правонарушение посягает на экономическую безопасность государства, одной из мер по обеспечению которой является валютная политика государства.
Возникновение угрозы причинения вреда безопасности государства и существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений являются препятствиями для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону; оно принято уполномоченным должностным лицом; основания для привлечения к административной ответственности установлены и доказаны в установленном законом порядке; сомнений в совершении заявителем правонарушения нет; двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции вступил в силу 24.07.2022 Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым смягчена административная ответственность - санкция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, но не более тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (пункт 33.2) и от 22.06.2012 N 37 (пункты 1 и 2) даны разъяснения о применении закона, смягчающего административную ответственность, согласно которым закон, смягчающий административную ответственность подлежит применению при пересмотре судебных актов и распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено; неисполненное к моменту смягчения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит в части, превышающей установленный и действующий размер ответственности, что является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению в соответствующей части.
По данному делу оспариваемым постановлением административного органа применен минимальный размер административного штрафа в размере 75% (26.250 руб.) от суммы незаконной валютной операции 35.000 руб.
На дату рассмотрения дела судом первой инстанции минимальный размер административного штрафа по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ составлял и составляет на данный момент 20% от суммы незаконной валютной операции, что по данному делу составляет 7.000 руб.
Таким образом, в силу статьи 1.7 КоАП РФ судом первой инстанции в соответствии с нормами права, разница между применённой суммой административного штрафа и предусмотренным в настоящее время минимальным размером административного штрафа в сумме 19.250 руб. (26.250 -7.000) признана не подлежащей исполнению.
Указание заявителя жалобы на то, что должностное лицо общества также привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в данном случае не является основанием для применения положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ
В соответствии с пунктом 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части статьи 15.25 КоАП РФ, ввиду чего оснований для применения положений пункта 4 статьи 2.1 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности нет.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении и без нарушений норм материального права; при полном выяснении обстоятельств, имеющих для дела; изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 сентября 2022 года по делу N А83-3651/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дженерал-Строй" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3651/2022
Истец: ООО "ДЖЕНЕРАЛ-СТРОЙ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ