г. Самара |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А55-29850/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2022 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Барковской О.В., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
с участием:
от истца - Белоглазов А.И., представитель по доверенности N 254 от 07.12.2021, представлен диплом,
от ответчика - Алексахина О.В., представитель по доверенности N 19 от 20.11.2020, представлен диплом,
в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2022 года в зале N 3 апелляционную жалобу акционерного общества "Алти Фордж"" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2022 по делу N А55-29850/2021 (судья Шабанов А.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к акционерному обществу "Алти Фордж" (ОГРН 1166313092274, ИНН 6312161653) о взыскании 148887 руб. 86 коп.,
третье лицо: акционерное общество "Арконик СМЗ",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец), обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Алти Фордж" (далее - ответчик), о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19650 от 13.08.2020 за период с 01.01.2019 по 31.10.2020 в сумме 148 887 руб. 86 коп.
Определением суда от 11.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Акционерное общество "Арконик СМЗ".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит Отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2022 г. по делу А55-29850/2021 полностью и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку суд не принял во внимание довод ответчика о том, что ответчик арендует помещения у арендодателя и по условиям договора арендодатель является собственником всех отходов. АО "АлТи Фордж" расположено по адресу: г. Самара, ул. Алма-Атинская, д. 29, корп. 51, литера 51-1 на территории крупного металлургического завода АО "Арконик СМЗ" (ранее ОАО "Самарский металлургический завод"), и арендует помещения по договору аренды в производственном корпусе N 51, принадлежащем АО "Арконик СМЗ". Пунктом п. 2.7 договора аренды помещения N 15 от 26.10.2016 (внесен в договор дополнительным соглашением N 2 от 30.01.2019 г. (имеется в материалах дела) предусмотрено, что отходы, образующиеся от деятельности арендатора, являются собственностью арендодателя. Арендодатель несет ответственность за их размещение на полигоне и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Отходы АО "АлТи Фордж" включены в состав отходов в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) АО "Арконик СМЗ", в котором учтены все виды отходов производства и потребления, образующиеся от хозяйственной и иной деятельности предприятия. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение АО "Арконик СМЗ", в составе которых учтены отходы АО "АлТи Фордж", утверждены решением уполномоченного органа - территориального управления Росприроднадзора. АО "АлТи Фордж" ежемесячно платит арендную плату арендодателю - АО "Арконик СМЗ", в состав которой входят плата за помещение, стоимость энергоносителей, а также плата за размещение отходов. Документы в обоснование данных доводов приобщены ответчиком в материалы дела в суде первой инстанции.
Поскольку договором аренды установлено, что отходы являются собственностью арендодателя, требование оплаты за обращение с отходами с арендатора неправомерно.
В решении суда по данному делу никак не озвучен и не оценен довод ответчика о том, что он арендует помещения у АО "Арконик СМЗ" и на основании договора аренды отходы являются собственностью арендодателя помещений - АО "Арконик СМЗ". Это является существенным нарушением норм процессуального права при вынесении решения суда, а именно нарушение требований ч.1 ст. 168 АПК РФ, что привело в итоге к принятию неправильного решения.
Также заявитель указывает, что никаких других доказательств, подтверждающих оказание услуг ответчику, кроме односторонне подписанного договора и УПД,, истец в суд не представил.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение от 14.07.2022 по делу N А55-29850/2021 Арбитражного суда Самарской области является законным, обоснованным, принятым при полном выяснении обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, а апелляционная жалоба Ответчика является необоснованной и не подтвержденной доказательствами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что между ООО "ЭкоСтройРесурс" (Региональный оператор) и АО "Алти Фордж" (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-19650 от 13.08.2020, по условиям которого, Региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы (далее - КГО) в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется региональным оператором - истцом по настоящему делу.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области получен истцом по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО Потребителями ТКО с Региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена ст.ст. 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 4 Постановления Правительства N 1156.
Согласно п. 6 Договора N ТКО-19650 от 13.08.2020 под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, от 19.12.2019 N 781 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 год для населения в размере 498,47 руб./м3 (без учета НДС) или 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Как указал истец, с 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО.
На основании Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" (далее -Приказ N 804) объект недвижимости Потребителя, на которых происходит образование ТКО, отнесен к следующим категориям объектов: "административные, офисные учреждения, конторы". Для данных категорий объектов согласно Приказу N 804 норматив накопления ТКО составляет: 1,16 куб. м. /год на 1 сотрудника.
Расчет ежемесячной суммы платы за услугу по обращению с ТКО общего принимаемого объема ТКО в месяц для объекта недвижимости потребителя, выглядит следующим образом:
117 сотрудников х 0,0967 куб.м./месяц на 1 кв.м. = (11,314 куб.м. в мес. х 498,47 руб./куб.м.) + 20 % = 6 767,63 руб./мес, где:
117 сотрудников - количество расчетных единиц;
0,0967 куб.м./месяц на 1 кв.м- 1/12 норматива (1,16 куб.м./год на 1 кв.м : 12 мес. = 0,09667 куб.м./мес. на 1 кв.м.);
11,314 куб.м. в мес. - объем ежемесячно принимаемых ТКО; 498,47 руб./куб.м. - тариф; 20 % - НДС;
6 767,63 руб./мес. - сумма ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО при формировании платежных документов в системе 1 С допускается округление до одного знака после запятой.
Услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором и в адрес Потребителя были выставлены Универсальные платежные документы УПД (N КУ08-014598 от 31 августа 2020 г., N КУ08-014603 от 31 августа 2020 г., N КУ08-014604 от 31 августа 2020 г., N КУ08-014605 от 31 августа 2020 г., N КУ08-014607 от 31 августа 2020 г., N КУ08-014608 от 31 августа 2020 г., N КУ08-014609 от 31 августа 2020 г., N КУ09-013878 от 30 сентября 2020 г., N КУ10-008797 от 31 октября 2020 г.) на оплату услуг по обращению с ТКО.
Согласно доводам истца, услуги по обращению с ТКО были оказаны им в полном объеме за период с 01.01.2019 по 31.10.2020 на сумму 148 887 руб. 86 коп., направленная в адрес ответчика претензия оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Ответчик возражая против иска указал, что в процессе своей деятельности не образует твердые коммунальные отходы, ссылается на незаключенность договора с истцом, а также на то, что размещение всех образующихся на предприятии отходов производится без участия Регионального оператора на основании договоров, заключенных с иными лицами.
Отклоняя данные возражения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ответчик, являющийся собственником ТКО, не подписал проект договора от 13.08.2020 N ТКО-19650 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направленный в его адрес региональным оператором, в связи с чем, договор следует считать заключенным на условиях типового по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.
В соответствии с пунктом 2 договора от 13.08.2020 N ТКО-19650 региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО установлена пунктом 5 договора -01.01.2019.
Приложением N 1 к договору от 13.08.2020 N ТКО-19650 установлен порядок коммерческого учета ТКО - исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отходы производства и потребления и твердые коммунальные отходы представляют собой разные виды отходов.
Заключение договора на оказание услуг по приему, сбору и вывозу отходов производства не освобождает собственника ТКО от заключения договора с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 2 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 2 договора от 13.08.2020 N ТКО-19650 также определено, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.
Приложением N 1 к договору установлено, что место накопления ТКО - в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.
Обязанностью ответчика являлась приемка ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре (в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области).
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право на складирование ТКО в любой контейнерной площадке из включенных в Территориальную схему.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
В силу пункта 16 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Правилами N 1156, в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (статья 5).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 4 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, 04.04.2016 издало постановление N 269, которым утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269), которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
В силу пункта 2 Правил N 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (пункт 4 Правил N 269).
На основании пункта 5 статьи 86 Устава Самарской области от 18.12.2006 N 179-ГД, Правительство Самарской области формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582 утверждено положение о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, являющегося правопреемником министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и министерства экономического развития и инвестиций Самарской области в части их полномочий в сфере государственного регулирования цен (тарифов), согласно которому Департамент устанавливает (утверждает) в соответствии с действующим законодательством нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, именно Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области является полномочным органом по утверждению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду (пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ также предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 8 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 Приказа Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора), принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются исключительно в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов.
При этом согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В силу положений пунктов 1.2. статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем именно исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а не из лимита на размещение отходов, либо норматива образования отходов.
Соответственно, именно нормативы накопления твердых коммунальных отходов подлежат применению при коммерческом учете твердых коммунальных отходов.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" утверждены нормативы накопления ТКО на территории Самарской области для объектов общественного значения (приложение N 2).
Для помещений, указанных в разделе 1 "Административные, офисные учреждения, конторы" приложения N 2 установлен норматив накопления равный 1,16 м3/год, а расчетная единица, в отношении которой установлен данный норматив - 1 сотрудник.
Ответчиком данные о количестве сотрудников (117 человек) не опровергнуты. Доказательства того, что услуги истцом не оказывались, в материалы дела ответчиком также не представлены, тогда как разделом 6 договора предусмотрен порядок фиксации нарушений по договору.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика платы за оказание услуг по вывозу ТКО в размере 148 887 руб. 86 коп. правомерно удовлетворены судом.
Довод Ответчика о том, что арендодатель (третье лицо) является собственником всех отходов Ответчика, со ссылкой на п. 2.7 Договора аренды помещения N 15 то 26.10.2016, согласно которому "Отходы, образующиеся от производственной деятельности Арендатора, являются собственностью Арендодателя... ", не может повлечь отмену обжалуемого решения в силу следующего.
В соответствии с п. 2.3.5. Договора аренды помещения N 15 то 26.10.2016:
- Деятельность по обращению с отходами производства и потребления осуществлять в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- В случаях, не предусмотренных Договором аренды помещения N 15 то 26.10.2016, деятельность осуществлять в соответствии с законодательством РФ в области окружающей среды.
Таким образом, п. 2.7 Договора аренды помещения N 15 то 26.10.2016 регулирует отношения арендатора и арендодателя в отношении отходов, образующиеся от производственной деятельности АО "АлТи Фордж" и не устанавливает обязанности арендодателя в отношении ТКО Ответчика.
В связи с этим является не состоятельной ссылка Ответчика на п. 2.7 Договора аренды помещения N 15 то 26.10.2016.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями законодательства РФ осуществлялась в спорный период Региональным оператором Самарской области.
Как указал истец в отзыве, между ООО "ЭкоСтройРесурс" и АО "Арконик СМЗ" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-5686 от 13.08.2019 (далее - Договор). Согласно п. 16 Договора стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Среднесписочная численность сотрудников предприятия АО "Арконик СМЗ" в 2019 году составила 2982 человека, что подтверждается выпиской из реестра малого и среднего бизнеса.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО для объекта недвижимости потребителя выглядит следующим образом:
2982 сотрудников х 0,0967 куб. м./месяц на 1 кв. м. = (288,359 куб. м. в мес. х 498,47 руб./куб. м.) + 20 % = 172 485,97 руб./мес, где:
2982 сотрудников АО "Арконик СМЗ" - количество расчетных единиц;
0,0967 куб. м./месяц на 1 кв. м,- 1/12 норматива (1,16 куб. м./год на 1 кв. м. : 12 мес. = 0,09667 куб. м./мес. на 1 кв. м.);
288,359 куб. м. в мес. - объем ежемесячно принимаемых ТКО; 498,47 руб./куб. м. - тариф (без НДС); 20 % - НДС;
172 485,97 руб./мес. - сумма ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2020.
Из материалов настоящего дела усматривается, что между ООО "ЭкоСтройРесурс" и АО "АлТи Фордж" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-19650 от 13.08.2020 (далее - Договор).
Согласно п. 16 стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Среднесписочная численность сотрудников предприятия АО "АлТи Фордж" в 2019 году составила 117 человек.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО для объекта недвижимости потребителя, выглядит следующим образом:
117 сотрудников х 0,0967 куб. м./месяц на 1 кв. м. = (11,314 куб. м. в мес. х 498,47 руб./куб. м.) + 20 % = 6 767,63 руб./мес, где:
117 сотрудников АО "АлТи Фордж" - количество расчетных единиц;
0,0967 куб. м./месяц на 1 кв. м - 1/12 норматива (1,16 куб. м./год на 1 кв. м : 12 мес. = 0,09667 куб. м./мес. на 1 кв. м.);
11,314 куб. м. в мес. - объем ежемесячно принимаемых ТКО;
498,47 руб./куб. м. - тариф (без НДС); 20 % - НДС;
6 767,63 руб./мес. - сумма ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2020.
При формировании платежных документов в системе 1С допускается округление до одного знака после запятой.
Таким образом, сотрудники предприятия АО "АлТи Фордж" в количестве 117 человек не включены в договор, заключенный с АО "Арконик СМЗ".
Исходя из вышеизложенного, твердые коммунальные отходы, образованные АО "АлТи Фордж", не входят в расчет твердых коммунальных отходов, образованных АО "Арконик СМЗ".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции на вопрос суда представитель ответчика также подтвердил, что двойного взыскания истцом не производится.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что истец не доказал факта оказания услуг по договору, указал на подписание указанных УПД истцом в одностороннем порядке, судебная коллегия отклоняет, поскольку ранее данный довод был предметом исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным.
Согласно позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 года N 309-ЭС15-13978 по делу N А07-3169/14, образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, и, соответственно, по общему правилу, функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Местонахождение ответчика входит в зону осуществления деятельности истца.
Действующее законодательство Российской Федерации в сфере обращения с ТКО не содержит запрет на складирование ТКО вне зоны деятельности юридического лица, а именно на контейнерных площадках, расположенных вблизи объектов согласно Территориальной Схеме обращения с ТКО для договоров с установленным нормативом накопления ТКО. Территориальная схема обращения с ТКО размещена в свободном доступе на официальном сайте администрации Самарской области.
Образование ТКО в процессе деятельности ответчиком не опровергнуто.
У ответчика имеется обязанность по складированию твердых коммунальных отходов только в соответствующих законодательству местах накопления.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2022 по делу N А55-29850/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29850/2021
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: АО "АлТи Фордж"
Третье лицо: АО "Арконик СМЗ"
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10468/2024
04.06.2024 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29850/2021
20.02.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-501/2023
11.11.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13601/2022
14.07.2022 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29850/2021