город Москва |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А40-128573/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "ТБСС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2022 по делу N А40-128573/22,
по заявлению ООО "ТБСС"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2022 в удовлетворении заявленных ООО "ТБСС" требований о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни от 14.06.2022 N 10009000-1134/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением Центральной акцизной таможни от 14.06.2022 по делу об административном правонарушении N 10009000-1134/2022 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Не согласившись с постановлением, ООО "ТБСС" обратилось в арбитражный суд с заявлением со ссылками на отсутствие состава административного правонарушения.
Частью 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест путем представления недействительных документов.
Объектом административного правонарушения по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Исходя из формулировки ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективную сторону вменяемого правонарушения составляет сообщение таможенному органу недостоверных сведений о грузовых отправлениях при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Субъектом правонарушения является лицо, фактически сообщившее недостоверные сведения.
В данном случае, таким лицом является ООО "ТБСС".
Субъективная сторона выражена в том, что ООО "ТБСС" не приняло все возможные предусмотренные международными соглашениями и российским законодательством меры в целях обеспечения представления таможенным органам достоверных сведений, и тем самым, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из фактических обстоятельств дела следует, что 01.03.2021 в зону таможенного контроля ООО "ТБСС" по Карнету АТА N CH FR/2021/0290 от 24.02.2021 и авианакладной N 724-07524495 от 25.02.2021 доставлен товар - "ювелирные изделия и их части из прочих драгоценных металлов имеющих или не имеющих гальваническое покрытие, плакированных или нелакированных драгоценными металлами", "часы наручные, приводимые в действие электричеством, с корпусом, изготовленным из драгоценного металла или металла плакированного драгоценным металлом, только с механической индикацией" в количестве 1 места, код ТН ВЭД ЕАЭС 7113190000, 9101110000 вес брутто - 2,12 кг., фактурная стоимость - 605.637 швейцарских франков, страны отправления и происхождения - разные.
Отправителем товара является компания "RICHEMONT INTERNATIONAL SA" 26.02.2022 товары по указанной авианакладной размещены на складе временного хранения ООО "Домодедово Карго", что подтверждается отчетом N 0004773 от 26.02.2021 о принятии товаров на хранение.
Указанные товары получены ООО "ТБСС".
После получения товаров по авианакладной обществом товар помещен под процедуру таможенного транзита путём подачи в таможенные органы Карнета АТА. Товар перевозимый по авианакладной 01.03.2021 помещен на временное хранение на СВХ ООО "ТБСС", в отчёте о принятии товаров на склад временного хранения N 0000720 от 01.03.2021 перевозчик - ООО "ТБСС".
В ходе проведения документального контроля Специализированным таможенным постом получено письмо N 290 от 04.03.2021 от представителя карнетадержателя за подписью представителя держателя Карнета АТА, в котором сообщается, что при составлении приложения к Карнету АТА ввиду спешки информация об описании и о весе нетто изделий бралась из базы данных компании и дополнительных измерений не производилось.
В связи с этим в письме уточнялась информация, касающаяся описания и веса нетто изделий в приложении и Карнете АТА.
При этом в письме сообщено о том, что вся остальная информация, указанная в приложении к Карнету АТА является верной и полной.
05.03.2021 в ходе проведения таможенного досмотра товара установлено, что позиция N 6 является брошью.
Однако в комплекте документов, представленных участником ВЭД, при закрытии процедуры таможенного транзита в приложении к Карнету АТА, данная позиция заявлена как "клипса".
Таким образом, ООО "ТБСС" сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, прибывших по Карнету АТА.
В описании наименовании изделия N 6 в комплекте документов, представленных участником ВЭД при заявлении процедуры таможенного транзита, изделие заявлено как "клипса". 05.03.2021 был составлен протокол об административном правонарушении N 10009000-1134/2022 в отношении фирмы-перевозчика ООО "ТБСС", выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Центральной акцизной таможни от 14.06.2022 по делу об административном правонарушении N 10009000-1134/2022 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50.000 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено и вынесено в срок, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объект административного правонарушения - общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Объективная сторона - выражается в действии, а именно в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов (а именно приложения к Карнету АТА, содержащему наименование товара "клипсы", а не "набор из двух брошей" и вес нетто товара).
Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии со ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 107 Таможенного кодекса ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами.
В силу п. 3 ст. 107 Таможенного кодекса ЕАЭС в качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 305 и п. 3 ст. 306 Таможенного кодекса ЕАЭС.
При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, такие документы должны содержать сведения, указанные в п. 1 Таможенного кодекса ЕАЭС (то есть и о наименовании товаров).
Если используемые в качестве транзитной декларации указанные документы не содержат всех сведений, предусмотренных п. 1 ст. 107 Таможенного кодекса ЕАЭС, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
На основании п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Совершение таможенных операций с применением Карнета АТА регламентировано приказом ФТС России от 28.12.2012 N 2675 "Методические рекомендации о применении Карнета АТА".
Карнет АТА может приниматься таможенными органами в качестве таможенной декларации и международной действующей гарантии уплаты таможенных пошлин, налогов.
Карнет АТА принимался в качестве таможенной декларации, следовательно на него распространяются положения Таможенного кодекса ЕАЭС относящиеся к таможенным декларациям.
Субъект - лицо, совершившее действия входящие в объективную сторону, в данном случае юридическое лицо - ООО "ТБСС".
Довод заявителя о том, что ООО "ТБСС" не является перевозчиком товаров и декларантом таможенной процедуры таможенного транзита опровергается материалами дела: получателем товара по авианакладной N 724-07524495 от 25.02.2021 является ООО "ТБСС"; в Карнете АТА N CH FR/2021/0290 от 24.02.2021 на ваучере транзита "1b" в графе "F" получатель товара указан сотрудник ООО "ТБСС" Мухрев Д.В.; в отчете о выдаче товаров с СВХ "Домодедово Карго" получателем товара указано ООО "ТБСС"; в отчете о принятии товаров на склад временного хранения ООО "ТБСС" от N 0000720 от 01.03.2021 перевозчиком указан ООО "ТБСС", то есть общество в своих документах признает себя перевозчиком; согласно данным КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" перевозчиком товаров выступало ООО "ТБСС", документы для перевозки представлены. Лицом помещавшим, товары на временное хранение указано ООО "ТБСС", для перевозки товара использовалось транспортное средство ООО "ТБСС"; на основании доверенности от 24.02.2021 (лист дела 51) сотрудник ООО "ТБСС" Мухрев Д.В. имеет право представлять и подписывать Картнет АТА, а также предоставлять таможенным органам документы, принимать решение о продлении показов на территории РФ изменении выставочных мероприятий в период проведения показов, на основании доверенности N 119 от 01.01.2021 сотрудник ООО "ТБСС" Мухрев Д.А. является представителем грузополучателя при получении груза по авианакладной с СВХ.
Данные материалы опровергают доводы общества о том, что оно не являлось субъектом данного правонарушения.
Обществом в заявлении указан Гуськов А.В., который не фигурирует в данном деле.
За сообщение таможенному органу в транзитной декларации недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров подлежит ответственности декларант либо таможенный представитель (ст. ст. 82, 83 ТК ЕАЭС).
К ответственности может быть привлечен также экспедитор, если он является лицом государства - члена ЕАЭС, в случае сообщения им таможенному органу недействительных сведений при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита (подп. 1 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС).
ООО "ТБСС" является таможенным перевозчиком (документ, подтверждающий включение в реестр N 10000/0153, дата включения в реестр 29.01.2018), следовательно, оно может является экспедитором при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, а в силу подп. 4 п. 1 ст. 83 Таможенного кодекса ЕАЭС выступает в качестве декларанта по данной таможенной процедуре.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина ООО "ТБСС" выражается, в том числе в отсутствии препятствий для выполнения своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
В соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников, поскольку все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 83 Таможенного кодекса ЕАЭС общество выступает декларантом по таможенной процедуре таможенного транзита.
В силу ч. 1 ст. 84 Таможенного кодекса ЕАЭС заявитель вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции права декларанта, которыми обладало общество при помещении товаров под таможенную процедуру транзита, то есть общество могло проверить соответствуют ли товары указанные в приложении к Карнету АТА действительности. Так как ООО "ТБСС" является таможенным перевозчиком и таможенным представителем (документ, подтверждающий включение в реестр N 0044, дата включения в реестр 12.05.2022), а также владельцем СВХ оно не могло не знать о правах и обязанностях декларанта при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Общество обосновывает свою позицию тем, что компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввезенных по Карнету АТА обладает только специализированный таможенный пост таможни со ссылками на положения приказа ФТС России от 12.05.2011 N 971 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней".
Вместе с тем, заявителем не приняты во внимание п. 4 данного приказа ФТС России от 12.05.2011 N 971, согласно которому таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, вправе совершать в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней таможенные операции, связанные с прибытием товаров в Российскую Федерацию и убытием товаров из Российской Федерации; с применением таможенной процедуры таможенного транзита (в отношении природных алмазов - в случае, если имеется сертификат страны вывоза и упаковка товара не нарушена); с таможенным декларированием товаров, прибывших в Российскую Федерацию, находящихся в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта и убывающих из Российской Федерации из указанного пункта пропуска, а также с убытием товаров в соответствии с абз. 3 п. 1 ст.ацем третьим пункта 1 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 02.06.2010 N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза".
В силу п. 5 ст. 88 Таможенного кодекса ЕАЭС к операциям, совершаемым перевозчиком при прибытии, относятся операции по помещению товаров на временное хранение, перевозке (транспортировке) товаров из мест прибытия до места временного хранения, таможенному декларированию товаров, помещению товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, вывозу товаров с таможенной территории ЕАЭС.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 102 Таможенного кодекса ЕАЭС лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, вправе осматривать и измерять товары, в том числе со вскрытием, упаковки для определения количества и (или) характеристик товаров.
Однако, общество не воспользовалось предоставленными Таможенным кодексом ЕАЭС правами для определения наименования товаров.
Таким образом, ООО "ТБСС" совершено административное правонарушение, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая характер допущенных ООО "ТБСС" правонарушений, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и может обеспечить достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно рассматриваемому заявлению, ООО "ТБСС" просило прекратить производство по делу N 10009000-1134/2022 от 14.06.2022.
Между тем, полномочия арбитражного суда по прекращению производства по делу об административном правонарушении действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрены, требования п. 3 ч. 1 ст. 30.07 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к решению арбитражного суда не применяются.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2022 по делу N А40-128573/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128573/2022
Истец: ООО "ТБСС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ