город Ростов-на-Дону |
|
14 ноября 2022 г. |
дело N А32-36761/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.08.2022 по делу N А32-36761/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стар"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
об обязании вернуть излишне взысканные таможенные платежи,
при участии (до и после перерыва):
от Краснодарской таможни: представители Лемешко Ю.С. по доверенности от 28.10.2022, Дашкин А.Ю. по доверенности от 28.10.2021, Кириллова Е.В. по доверенности от 02.06.2022, Савченко Н.Н. по доверенности от 18.03.2022, Шульга О.В. по доверенности от 27.05.2022,
от ООО "Стар": представитель Евстигнеева Е.Е. по доверенности от 26.04.2022;
директор Бабаев С.Б.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стар" (далее - заявитель, общество, ООО "Стар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ N N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 в размере 215 677, 45 руб. в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Решением от 16.08.2022 Арбитражный суд Краснодарского края обязал Краснодарскую таможню возвратить ООО "Стар" излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 в размере 215 677,45 руб., в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу. Суд взыскал с Краснодарской таможни в пользу ООО "Стар" расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 314,00 руб.
Решение суда мотивировано тем, что имущественное требование о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет, заявлено обществом правомерно.
Общество представило суду доказательства несоответствия оспариваемых действий таможенного органа действующему законодательству и нарушение этими действиями его прав и имущественных интересов, таможенный орган, в свою очередь, не доказал суду обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий.
В частности, обществом представлены все документы и сведения, достаточные для подтверждения заявленной таможенной стоимости, свидетельствующие о совершении сделки и правильности определения первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). В связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для применения шестого (резервного) метода (по цене сделки с однородными товарами).
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы Краснодарская таможня ссылается на то, что правомерность принятых решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305, обусловлена тем, что в ответ на запросы декларантом не были представлены в полном объеме все истребованные документы и пояснения, представленные документы содержат несоответствия и противоречия. Возражая относительно выводов суда первой инстанции, таможенный орган указывает, что представленные обществом документы и сведения в целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в проверяемых ДТ, не соответствуют требованиям пункту 10 статьи 38 ТК ЕАЭС. В частности, представленные экспортные таможенные декларации не соответствуют порядку заполнения и использования таможенной декларации Турецкой Республики, предусмотренной Инструкцией. К таможенному контролю представлен контракт на поставку плодоовощной продукции, в котором сроки оплаты за товар не конкретизированы, что может свидетельствовать о наличии условий, влияние которого на стоимость товара не может быть количественно определено. Прайс-листы производителя ввозимых товаров представлены на условиях поставки CFR Туапсе. В предоставленных декларантом спецификациях к внешнеторговому контракту отсутствуют указание качественных характеристик товара, непосредственно влияющих на его цену (таких как класс, калибр, сорт). Также в спецификациях и внешнеторговом контракте подписи продавца различны, в связи с чем не представляется возможным проверить достоверность сведений касательно согласования сторонами существенных условий сделки ассортиментов декларируемых товаров. Информация о стоимости реализации товара на внутреннем рынке РФ (калькуляция цены реализации товара на внутреннем рынке) представлена не в полном объеме. Непредставление документов по калькуляции цены реализации, не позволило соотнести стоимость, по которой товар реализуется на внутреннем рынке РФ с заявленной таможенной стоимостью; проследить формирование цены реализации декларируемых товаров, либо предыдущих поставок идентичных (однородных) товаров, поставляемых в рамках одного контракта. Также не были представлены документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, что не позволило дать объективную оценку значительному отличию стоимости декларируемого товара от ценовой информации по таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС при сопоставимых условиях.
Не представлены договоры на поставку идентичных и однородных товаров для их продажи на территории ЕАЭС.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Стар" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Краснодарской таможни, ООО "Стар" поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ.
После перерыва в материалы дела от Краснодарской таможни поступили дополнения к апелляционной жалобе с приложением дополнительных документов, а именно: копии постановления о производстве ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" от 27.04.2022 N 3; копии акта обследования от 28.04.2022; копии протокола изъятия предметов, документов, материалов от 28.04.2022; копии письма ЮОТ от 07.07.2022 N 10-20/07153; копии спецификации от 28.11.2018 к контракту N 19 от 28.12.2017; копии упаковочного листа от 28.11.2018; копии декларации на товары N 10805010/051218/0007041; копий прайс-листов, действительных на период с 01.11.2018 по 30.11.2018, с 01.12.2018 по 30.12.2018, с 01.02.2019 по 28.02.2019, с 01.04.2019 по 15.04.2019, с 09.04.2019 по 30.04.2019; копий скрин-шотов с электронной почты; копий договоров от 30.12.2017 N 19/1; копии дополнительного соглашения N 2 от 27.07.2018 к контракту N 7 от 20.11.2017; копии дополнительного соглашения N 7 от 14.07.2018 к контракту N 11 от 01.12.2017.
Суд приобщил дополнения к апелляционной жалобе и приложенные документы к материалам дела.
От ООО "Стар" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии ходатайства ООО Стар от 02.11.2022 в ФТС РФ о предоставлении сведений по ОРМ; копии акта приема-передачи предметов и документов, изъятых в ходе ОРМ.
Суд приобщил указанные документы к материалам дела.
В судебном заседании представители Краснодарской таможни, ООО "Стар" поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "Стар" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1162375058526, ИНН 2310196847), является участником внешнеторговой деятельности.
В рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту N 19 от 28.12.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 19.03.2018, N 2 от 12.04.2018, N 3 от 10.04.2018, N 4 от 18.06.2018, N 5 от 17.05.2019, заключенным с Фирмой LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI (Турция на территорию Российской Федерации, на условиях поставки CFR Туапсе, ввезены свежие фрукты и овощи, которые были оформлены в Краснодарской таможне по ДТ NN 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305.
Товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в таможне по декларациям на товары N N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных товаров была заявлена ООО "Стар" первым методом определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 4 и статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным ДТ ООО "Стар" в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", были представлены документы поименованные в графе 44 каждой ДТ, а именно: контракт ВЭД N 76 от 27.06.2019, прайс-лист производителя (продавца), спецификации к контракту на каждую поставку, инвойсы (счет-фактура), коносаменты, сертификаты происхождения формы А, паспорт сделки, упаковочный лист, платежные документы.
По ДТ N 10309180/250219/0000885 на условиях поставки CFR Туапсе оформленф следующие товары:
товар N 1 - МАНДАРИНЫ САТСУМА свежие, сорт OKITSU, урожай 2018, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель ANDAC DIS TIGARET GIDA INSAAT PLASTIK SANAI LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка ANDAC, в 2260 пластиковых ящиках, на 26 паллетах, вес нетто - 22990.00 кг, вес брутто - 24300,00 кг, цена товара 10575,40 $ США, ИТС - 0,46 долл. США/кг;
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров оформляемых по спорной ДТ, должным образом не подтверждены, таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов и (или) сведений от 25.05.2019 по вышеназванной ДТ:
- контракт со всеми действующими приложениями, дополнениями и спецификациями, имеющими отношение к данной поставке (на английском и русском языках, если есть);
- упаковочный лист (на русском и английском языках).
- прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц (с переводом)
- экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления), заверенная уполномоченным органом страны экспорта с заверенным ее переводом.
- банковские платежные документы, подтверждающие оплату по данной поставке (платежное поручение, выписка с лицевого счета), в случае, если товар оплачен. Сведения об оплате идентичных товаров, поставленных в рамках того же контракта (ведомость банковского контроля)
- договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Евразийского экономического союза; иная имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости идентичных/однородных товаров
- бухгалтерские документы об оприходовании товаров, по предыдущим поставкам в рамках предоставленного контракта.
- информация о стоимости реализации товара на внутреннем рынке РФ (договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные в адрес нескольких покупателей товара, калькуляция цены реализации товара на внутреннем рынке)
- документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимого товара и их влияние на ценообразование
- страховые полисы, договоры по предоставлению услуг по страхованию товара, счета, банковские платежные документы на оплату страховых премий
- электронный экспортный счет - фактура (e-fatura), зарегистрированный в министерстве таможни и торговли Турции, введенный с 01.01.2017 г. Положением об обязательном использовании при экспорте товаров электронного счета-фактуры.
В случае невозможности предоставления дополнительных документов и сведений, таможня указала на необходимость представить письменное объяснение причин, по которым данные документы не могут быть представлены таможенному органу (в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС).
При этом ООО "СТАР" предложено для выпуска товаров в срок до 07.03.2019 предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчетами таможенного органа.
ООО "Стар" не представило дополнительно запрошенные документы в связи с необходимостью скорейшего выпуска товара, исключения дополнительных расходов по хранению товара, невозможностью в течение длительного времени, до момента принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости, определения конечной стоимости реализации товара, так как не известны издержки по таможенным платежам.
Таможней в процессе таможенного оформления, до выпуска деклараций, было принято решение 25.05.2019 о корректировке таможенной стоимости товаров.
ООО "Стар" на основании статьи 191 ТК ТС и РКЕЭК N 289 от 10.12.2013 обратилось с заявлением N 17 от 05.07.2021 на внесение изменений в ДТ N 10309180/250219/0000885 и просьбой пересмотреть принятые решения о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по указанным ДТ, приняв заявленную таможенную стоимость первым методом определения таможенной стоимости.
К указанному заявлению были представлены полные комплекты основных и дополнительных коммерческих документов, в том числе экспортные ДТ с официальными переводами, прайс-листы, карточка счета по оприходованию, свежая ведомость банковского контроля и турецкие электронные формы фактуры, которые участвовали при декларировании в Турции, что подтверждается описью вложения от 12.07.2021 накладная D887884 (получено таможней 13.07.2021).
По ДТ N 10309180/250219/0000885 представлены: КДТ и ДТС-1; таможенная расписка; расчет размера обеспечения; запрос документов от 25.02.2019; решение о внесении изменений в сведения до выпуска товара от 25 05.2019; инвойс от 20.02.2019 N 0145, приложение к контракту; прайс-лист от 01.02.2019; коносамент (Bill of lading) N 06; упаковочный лист, КДТ -1; экспортная декларация N 19550100ЕХ002544 от 20 02 2019 г. с заверенным переводом; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, Пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, Пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости; ДТС-2; оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 от 26.02.2019 - прошнуровано и скреплено печатью 46 л.
По ДТ N 10309180/130319/0001284 на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - ТОМАТЫ свежие, сорт F-190, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 3250 картонных коробках, на 25 паллетах, вес нетто - 22500.000 кг, вес брутто - 24100,000 кг, цена товара 22500,00 $ США, ИТС - 1,00 долл. США/кг;
товар N 2 - ТОМАТЫ свежие, сорт KOKTEYL, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 107 картонных коробках, на 1 паллете, вес нетто - 660.000 кг, вес брутто - 720,000 кг, цена товара 660,00 $ США, ИТС - 1,00 долл. США/кг;
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров оформляемых по спорной ДТ, должным образом не подтверждены, таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов и (или) сведений от 13.03.2019 по вышеназванной ДТ:
- контракт со всеми действующими приложениями, дополнениями и спецификациями, имеющими отношение к данной поставке (на английском и русском языках, если есть);
- упаковочный лист (на русском и английском языках).
- прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц (с переводом)
- экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления), заверенная уполномоченным органом страны экспорта с заверенным ее переводом.
- банковские платежные документы, подтверждающие оплату по данной поставке (платежное поручение, выписка с лицевого счета), в случае, если товар оплачен. Сведения об оплате идентичных товаров, поставленных в рамках того же контракта (ведомость банковского контроля)
- договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Евразийского экономического союза; иная имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости идентичных/однородных товаров
- бухгалтерские документы об оприходовании товаров, по предыдущим поставкам в рамках предоставленного контракта.
- информация о стоимости реализации товара на внутреннем рынке РФ (договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные в адрес нескольких покупателей товара, калькуляция цены реализации товара на внутреннем рынке)
- документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимого товара и их влияние на ценообразование
- страховые полисы, договоры по предоставлению услуг по страхованию товара, счета, банковские платежные документы на оплату страховых премий
- электронный экспортный счет - фактура (e-fatura), зарегистрированный в министерстве таможни и торговли Турции, введенный с 01.01.2017 г. Положением об обязательном использовании при экспорте товаров электронного счета-фактуры.
В случае невозможности предоставления дополнительных документов и сведений, таможня указала на необходимость представить письменное объяснение причин, по которым данные документы не могут быть представлены таможенному органу (в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС).
При этом ООО "Стар" предложено для выпуска товаров в срок до 23.03.2019 предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчетами таможенного органа.
Поскольку ООО "Стар" не были предоставлены документы в отведенный таможенным органом срок, ею было принято решение 20.06.2019 о корректировке таможенной стоимости товаров.
ООО "Стар" на основании статьи 191 ТК ТС и РКЕЭК N 289 от 10.12.2013 обратилось с заявлением N 17 от 05.07.2021 на внесение изменений в ДТ 10309180/130319/0001284 и просьбой пересмотреть принятые решения о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по указанным ДТ, приняв заявленную таможенную стоимость первым методом определения таможенной стоимости.
К указанному заявлению были представлены полные комплекты основных и дополнительных коммерческих документов, в том числе экспортные ДТ с официальными переводами, прайс-листы, карточка счета по оприходованию, свежая ведомость банковского контроля и турецкие электронные формы фактуры, которые участвовали при декларировании в Турции, что подтверждается описью вложения от 12.07.2021 накладная D887884 (получено таможней 13.07.2021).
ДТ N 10309180/130319/0001284 представлены: КДТ и ДТС-1; таможенная расписка; расчет размера обеспечения; запрос документов от 13.03.2019; решение о внесении изменений в сведения до выпуска товара от 20 06.2019; инвойс от 06.03.2019 N 0186, приложение к контракту; прайс-лист от 01.02.2019; коносамент (Bill of lading) N 3; упаковочный лист, КДТ -1; экспортная декларация N 19550100ЕХ003391 от 06 03 2019 с заверенным переводом; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, Пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, Пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости; ДТС-2; оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 от 13 03.2019 - прошнуровано и скреплено печатью 31л.
По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов таможней письмом от 11.08.2021 N 70-09/21881 отказано обществу о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары по ДТ N 10309180/130319/0001284.
По ДТ N 10309180/130319/0001305 на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - ТОМАТЫ свежие, сорт F-190, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 1269 картонных коробках, на 10 паллетах, вес нетто - 8900.000 кг, вес брутто - 9500,000 кг, цена товара 8900,00 $ США, ИТС - 1,00 долл. США/кг;
товар N 2 - ТОМАТЫ свежие, сорт KOKTEYL, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 520 картонных коробках, на 4 паллетах, вес нетто - 3250.000 кг, вес брутто - 3500,000 кг, цена товара 3250,00 $ США, ИТС - 1,00 долл. США/кг;
товар N 3 - ПЕРЕЦ СЛАДКИЙ свежий, сорт CALIFORNIA, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 637 деревянных ящиках, на 8 паллетах, вес нетто - 4130.000 кг, вес брутто - 4750,000 кг, цена товара 3510,50 $ США, ИТС - 0,85 долл. США/кг;
товар N 4 - ПЕРЕЦ СЛАДКИЙ свежий, сорт KAPYA, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 168 деревянных ящиках, на 2 паллетах, вес нетто - 1120.000 кг, вес брутто - 1290,000 кг, цена товара 952,00 $ США, ИТС - 0,85 долл. США/кг;
товар N 5 - ПЕРЕЦ СЛАДКИЙ свежий, сорт MACAR DOLMA, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 172 деревянных ящиках, на 2 паллетах, вес нетто - 1090.000 кг, вес брутто - 1270,000 кг, цена товара 926,50 $ США, ИТС - 0,85 долл. США/кг;
товар N 6 - ТОМАТЫ свежие, сорт SALKIM, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 3880 картонных коробках, на 26 паллетах, вес нетто - 20100.000 кг, вес брутто - 21900,000 кг, цена товара 20100,00 $ США, ИТС - 1,00 долл. США/кг.
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров оформляемых по спорной ДТ, должным образом не подтверждены, таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов и (или) сведений от 13.03.2019 по вышеназванной ДТ:
- контракт со всеми действующими приложениями, дополнениями и спецификациями, имеющими отношение к данной поставке (на английском и русском языках, если есть);
- упаковочный лист (на русском и английском языках).
- прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц (с переводом)
- экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления), заверенная уполномоченным органом страны экспорта с заверенным ее переводом.
- банковские платежные документы, подтверждающие оплату по данной поставке (платежное поручение, выписка с лицевого счета), в случае, если товар оплачен. Сведения об оплате идентичных товаров, поставленных в рамках того же контракта (ведомость банковского контроля)
- договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Евразийского экономического союза; иная имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости идентичных/однородных товаров
- бухгалтерские документы об оприходовании товаров, по предыдущим поставкам в рамках предоставленного контракта.
- информация о стоимости реализации товара на внутреннем рынке РФ (договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные в адрес нескольких покупателей товара, калькуляция цены реализации товара на внутреннем рынке)
- документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимого товара и их влияние на ценообразование
- страховые полисы, договоры по предоставлению услуг по страхованию товара, счета, банковские платежные документы на оплату страховых премий
- электронный экспортный счет - фактура (e-fatura), зарегистрированный в министерстве таможни и торговли Турции, введенный с 01.01.2017. Положением об обязательном использовании при экспорте товаров электронного счета-фактуры.
В случае невозможности предоставления дополнительных документов и сведений, таможня указала на необходимость представить письменное объяснение причин, по которым данные документы не могут быть представлены таможенному органу (в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС).
При этом ООО "Стар" предложено для выпуска товаров в срок до 23.03.2019 предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчетами таможенного органа.
Поскольку ООО "Стар" не были предоставлены документы в отведенный таможенным органом срок, принято решение 20.06.2019 о корректировке таможенной стоимости товаров.
ООО "Стар" на основании статьи 191 ТК ТС и РКЕЭК N 289 от 10.12.2013 обратилось с заявлением N 17 от 05.07.2021 на внесение изменений в ДТ 10309180/130319/0001305 и просьбой пересмотреть принятые решения о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по указанным ДТ, приняв заявленную таможенную стоимость 1 методом определения таможенной стоимости.
К указанному заявлению были представлены полные комплекты основных и дополнительных коммерческих документов, в том числе экспортные ДТ с официальными переводами, прайс-листы, карточка счета по оприходованию, свежая ведомость банковского контроля и турецкие электронные формы фактуры, которые участвовали при декларировании в Турции, что подтверждается описью вложения от 12.07.2021 накладная D887884 (получено таможней 13.07.2021).
ДТ N 10309180/130319/0001305 представлены: КДТ и ДТС-1; таможенная расписка; расчет размера обеспечения; запрос документов от 13.03.2019; решение о внесении изменений в сведения до выпуска товара от 10 06.2019; инвойс от 10.03.2019 N 0200, приложение к контракту; прайс-лист от 01.03.2019; коносамент (Bill of lading) N 22; упаковочный лист, КДТ -1; экспортная декларация N 19550100ЕХ003645 от 10 03 2019 с заверенным переводом; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, Пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, Пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости; ДТС-2; оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 от 14.03.2019 - прошнуровано и скреплено печатью 40 л.
По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов таможней письмом от 11.08.2021 N 70-09/21881 отказано обществу о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары по ДТ 10309180/130319/0001305.
Кроме того, к заявлению N 17 от 05.07.2021 на внесение изменений в ДТ 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 были дополнительно предоставлены: электронные копии КДТ и ДТС-1 к ДТ NN10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 с внесенными изменениями на CD-R диске-1 шт., КДТ к ДТ N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 с внесенными изменениями - прошнуровано и скреплено печатью на 9 л., ДТС-1 к ДТ NN 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 с внесенными изменениями - прошнуровано и скреплено печатью на 8 л., копия сертификата об образовании переводчика с переводом - прошнуровано и скреплено печатью на 2л., копия контракта N 19 от 28.12.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 19.03.2018, N 2 от 12.04.2018, N 3 от 10.04.2018, N 4 от 18.06.2018, N 5 от 17.05.2019, заключенным с Фирмой LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI (Турция) - прошнуровано и скреплено печатью на 9л., копия Ведомости банковского контроля УНК 17120037/2275/0060/2/1 от 28.12.2017 по состоянию на 04.12.2020 - прошнуровано и скреплено печатью на 13 л.
В результате корректировки таможенной стоимости по ДТ N N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 таможней взысканы: таможенный сбор - 1 500,00 руб., ввозная пошлина - 214 177,45 рублей, НДС - 246 235,95 рублей, путем зачета денежного залога, внесенного обществом.
Указывая на то, что таможенным органом необоснованно проведена корректировка таможенной стоимости ввезенных товаров, ООО "Стар" обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей и пеней по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 в размере 215 667 руб. 45 коп.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, с учетом положений статей 198 - 201 АПК РФ, обоснованно руководствовался следующим.
Положения главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), закрепляют порядок определения таможенной стоимости товаров и условия применения методов определения таможенной стоимости.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов (подпункт 1); продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено (подпункт 2); никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления (подпункт 3); покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи (подпункт 4).
Согласно пункту 2 статьи 39 ТК ЕАЭС в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
В случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений настоящей главы на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (пункт 1 статьи 45 ТК ЕАЭС).
Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении (пункт 2 статьи 45 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
На основании пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения (подпункт 1); таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах (подпункт 2).
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 49), принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ и часть 11 статьи 226 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 9 постановления N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту N 19 от 28.12.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 19.03.2018, N 2 от 12.04.2018, N 3 от 10.04.2018, N 4 от 18.06.2018, N 5 от 17.05.2019, заключенным с фирмой LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI (Турция) на территорию Российской Федерации, на условиях поставки CFR Туапсе ввезены свежие фрукты, которые были оформлены в Краснодарской таможне по ДТ NN 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного контракта продавец продает, а покупатель покупает плодоовощную продукцию импортного производства - свежие овощи и фрукты, кроме товаров, указанных в санкционных списках.
В соответствии с п. 1.2 договора цены на товар устанавливаются в приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта, и действительны в течение срока действия контракта.
Общая сумма контракта составляет 5 000 000 долларов США (п. 2.1 договора), в стоимость товара включается: стоимость товара, тары, упаковки, погрузки, маркировки, доставки до пункта назначения, информацию об отгрузке товара, выписки коносамента, складированию товара, портовых и грузовых пошлин, оформления таможенных формальностей территории продавца (п..2.2 договора).
В конечную сумму товара включены все затраты по доставке товара до места назначения, в том числе: упаковка, маркировка, тара, поддоны, расходы, связанные с экспортным оформлением, погрузка, транспортировка.
По условиям пункта 7.1 контракта оплату за поставляемые товары покупатель осуществляет в долларах США путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 рабочих дней с момента получения партии товара, против представленных инвойсов или без таковой.
Из материалов настоящего дела следует, что обществом при декларировании товаров по ДТ N 10309180/250219/0000885 представлен инвойс от 20.02.2019 N 0145, в котором содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости 38.918,00 долларов США.
Указанные в инвойсе товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по ДТ N 10309180/250219/0000885.
При этом поставка товаров осуществлялась на условиях CFR-Туапсе, предполагающих оплату продавцом доставки товара в порт, а также погрузку, фрахт судна, обеспечение прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе оплачивает пошлины), т.е. указанная в инвойсе общая стоимость товаров определена с учетом всех расходов, в том числе на транспортировку.
Из ведомости банковского контроля УНК 17120037/2275/0060/2/1 от 28.12.2017 по контракту от 28.12.2017 г. следует, что 25.02.2019 обществом осуществлена операция по уплате денежных средств в сумме 38.914,00 долларов США (раздел II "Сведения о платежах", пункт 68).
В пункте 1 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 38.914,00 долларов США, указана ДТ N 10309180/250219/0000885.
При декларировании товаров по ДТ N 10309180/130319/0001284 представлен инвойс N IHR2019000000186 от 06 03 2019, в котором содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости 23160.00 долларов США.
Указанные в инвойсе товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по ДТ N 10309180/130319/0001284.
При этом поставка товаров осуществлялась на условиях CFR-Туапсе, предполагающих, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе оплачивает пошлины), т.е. указанная в инвойсе общая стоимость товаров определена с учетом всех расходов, в том числе на транспортировку.
Из ведомости банковского контроля УНК 17120037/2275/0060/2/1 от 28.12.2017 по контракту от 28.12.2017 г. обществом осуществлена операция по уплате денежных средств в сумме 23160.00 долларов США (раздел II "Сведения о платежах", пункт 72).
В пункте 1 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 23160.00 долларов США, указана ДТ N 10309180/130319/0001284.
При декларировании рассматриваемых товаров по ДТ N 10309180/130319/0001305 представлен инвойс N IHR2019000000200 от 10.03.2019, в котором содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости 37639.00 долларов США.
Указанные в инвойсе товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по ДТ N 10309180/130319/0001305.
При этом поставка товаров осуществлялась на условиях CFR-Туапсе, предполагающих, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе оплачивает пошлины), т.е. указанная в инвойсе общая стоимость товаров определена с учетом всех расходов, в том числе на транспортировку.
Из ведомости банковского контроля УНК 17120037/2275/0060/2/1 от 28.12.2017 по контракту от 28.12.2017 обществом осуществлена операция по уплате денежных средств в сумме 37639.00 долларов США (раздел II "Сведения о платежах", пункт 73).
В пункте 1 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 37639.00 долларов США, указана ДТ N 10309180/130319/0001305.
Представленные обществом документы выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, содержат соответствующие ссылки, содержат все необходимые сведения о наименовании товара и его стоимости. Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар. Сведения в данных документах также позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условиям поставки и оплаты. Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных документах, не установлено. Представленные обществом документы не имеют признаков недостоверности и являются достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара. Сторонами согласованы существенные условия контракта, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у его участников не имеется. При таможенном оформлении товаров общество документально подтвердило совершение внешнеторговой сделки на условиях, задекларированных в таможенном органе. Условий, позволяющих исключить применение метода определения таможенной стоимости "по цене сделки" (пункт 1 статьи 39 ТК ЕАЭС), не выявлено.
Таким образом, в данном случае в полном объеме подтвержден факт оплаты ввозимого товара, имелась возможность для соотнесения платежных документов с инвойсами на товар. Следовательно, заявитель представил необходимые документы, подтверждающие правомерность применения им первого метода определения таможенной стоимости товаров (метода по цене сделки), в связи с чем, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в принятии заявленной стоимости.
Достаточных и надлежащих доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, равно как невозможность использования таких документов в их совокупности и системной оценке таможенный орган не представил, что не отвечает требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ.
Вопреки доводам таможенного органа, само по себе выявление таможенным органом расхождений цены товара, заявленной декларантом, с ценовой информацией по однородным товарам, полученной посредством базы данных КПС "Мониторинг-анализ", не свидетельствует о недостоверности заявленных обществом в декларациях сведений.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки.
При этом согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
На основании изложенного, при имеющейся совокупности представленных в дело доказательств, принимая во внимание нормы таможенного законодательства, регулирующие порядок и условия определения таможенной стоимости товара, внесения изменений в сведения, заявленные в декларации, а также установленные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, основания, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость товаров не может быть принята, носят формальный, необоснованный характер, а приведенные таможенным органом доводы и обстоятельства не свидетельствуют о недостоверности заявленной таможенной стоимости.
Доводы таможенного органа о том, что прайс-листы не оформлены продавцом, не принимаются апелляционным судом, поскольку указанное не может служить основанием для вывода о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара, в том числе, поскольку прайс-лист не входит в перечень обязательных к представлению документов.
Доводы таможенного органа о том, что таможенная стоимость ввезенных обществом товаров имеет низкий ценовой уровень по сравнению с ценой на однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Проанализировав декларации, полученные заинтересованным лицом из ИАС "Мониторинг-Анализ", суд первой инстанции верно пришел к выводу, что таможенным органом была использована не полностью соответствующая по сопоставимым условиям ценовая информация на товар, ввезенного заявителем, исходя из следующих обстоятельств.
При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку, физические характеристики товара, условия поставки, различия в весе, упаковке, условия контрактов и другие условия, поскольку они существенно влияют на определение таможенной стоимости ввозимого товара.
Из представленных таможней ДТ N N 10013070/080219/0005007, 10102073/060219/0000692, 10102073/100219/0000819, следует, что таможенный орган использовал сведения о физических характеристиках товара, качестве, количестве, наименовании, фирме изготовителя (производитель), условиях поставки и других условия, которые значительно отличаются от заявленных обществом.
Корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного ООО "Стар" по ДТ N N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, производилась на основе ценовой информации, полученной с помощью ИАС "Мониторинг-Анализ" по ДТ NN 10013070/080219/0005007, 10102073/060219/0000692.
При сравнительном анализе данных ИАС "Мониторинг-Анализ" с заявленной обществом стоимостью товара, таможенным органом не были соблюдены условия (критерий) о сопоставимости условий ввоза (приобретения) сравниваемых товаров, а именно:
- отличие в качественных характеристиках и сорте товара: у таможенного органа указано, что поставлялся перец сладкий стручковый, урожай 2018, не содержит ГМО; томаты свежие столовые, калибр 57-92 мм, класс 1, урожай 2019, сорт не указан;
- отличие в фирме изготовителе: у товара таможенного органа компания SAMUDRA GIDA TARIM HAYVANCILIK OTOMOTIV SANAYI VE DIS TICARET LTD.STI., Турция; UCAK KARDESLER GIDA SERACILIK ULUSLAR ARASI NAKLIYE PLASTIK SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, Турция;
- отличие в условиях поставки: у таможенного органа СРТ ПЕРЕВОЗКА; DAP;
- отличие в местонахождении получателя: у таможенного органа г. Москва, г. Коломна;
Корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного ООО "Стар" по ДТ N 10309180/130319/0001305, производилась на основе ценовой информации, полученной с помощью ИАС "Мониторинг-Анализ" по ДТ NN 10013070/080219/0005007, 10102073/100219/0000819.
При сравнительном анализе данных ИАС "Мониторинг-Анали" с заявленной обществом стоимостью товара, таможенным органом не были соблюдены условия (критерий) о сопоставимости условий ввоза (приобретения) сравниваемых товаров, а именно:
- отличие в качественных характеристиках и сорте товара: у таможенного органа указано, что поставлялся перец сладкий стручковый, урожай 2018, не содержит ГМО; томаты свежие, без ГМО, урожай 2019;
- отличие в фирме изготовителе: у товара таможенного органа компания SAMUDRA GIDA TARIM HAYVANCILIK OTOMOTIV SANAYI VE DIS TICARET LTD.STI., Турция; ANI ACAR, Турция;
- отличие в условиях поставки: у таможенного органа СРТ ПЕРЕВОЗКА;
- отличие в местонахождении получателя: у таможенного органа г. Москва.
Таможня при проведении выборки ДТ из ИАС "Мониторинг-Анализ" не представила информацию о долгосрочности заключенных контрагентами договоров, сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, расчет контрактной стоимости, калькуляцию себестоимости товара, а также другие документы и сведения, имеющие отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров.
Таможенный орган использовал иные условия поставки, что не соответствует условиям сопоставимости и однородности в отношении товаров, ввозимых ООО "Стар".
Более того, таможенный орган, в нарушение положений статьи 200 АПК РФ, не представил в материалы дела внешнеторговые контракты и коммерческие документы по сравниваемым товарам, в связи с чем, отсутствует возможность оценить и сопоставить все условия сравниваемых сделок.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и являться основанием для отказа в таможенном оформлении ввозимых товаров.
Таможенный орган не представил доказательства того, что уровень таможенной стоимости, заявленной декларантом, является самым низким по всей федеральной таможенной службе России за сопоставимый период по идентичным или однородным товарам.
Из изложенного следует, что таможенным органом не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара - не представлены доказательства того, что использованная ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями сделки, а также не доказано, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного ООО "Стар".
Кроме того, информация, содержащаяся в базах данных таможни, носит учетно-статистический характер и не обладает необходимыми признаками, установленными законом, позволяющими использовать ее в качестве основы для определения таможенной стоимости по методам по цене сделки с идентичными или однородными товарами.
Следует учитывать, что на формирование рыночной цены может оказывать влияние система факторов, в том числе: технические, функциональные и качественные характеристики товара, коммерческие условия сделки, налоги страны импорта, и прочие. Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на один и тот же товар.
Указание таможенного органа о необходимости дублирования условий поставки и оплаты товара в инвойсе, спецификации, контракте и других документах является необоснованным в силу следующего.
Условия поставки и оплаты товара, зафиксированы сторонами, в контракте заключенного обществом едины для всех поставок по контракту и отсутствует необходимость дублирования их во всех коммерческих документах и заключения дополнительных соглашений к нему.
Спецификация - это часть контракта, поэтому указание в каждой части контракта условий поставки и оплаты товара, а также других условий контракта нецелесообразно.
При этом условия поставки в спецификации указаны. FATURA (инвойс) - счет-фактура унифицированной формы, не предусматривает полей для указания условий поставки и оплаты, т.е. с точки зрения турецкого законодательства и поставщика вышеуказанные документы оформлены правильно.
Общество в обоснование определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, представило все необходимые документы, отражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Постановления Пленума N 49 выявление отдельных недостатков в оформление представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 10 ст. 38 ТК ЕАЭС (пункт 9 названного Постановления).
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в пункте 7 ранее действовавшего Постановления Пленума от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", из которой следует, что выявление отдельных недостатков в оформление представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
Содержание правовой нормы, закрепленной в статье 160 ГК РФ, было предметом анализа Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 "Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами" (приложение к Информационному письму N 67 от 21.01.2002). Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых подписывается ее сторонами.
При указанных обстоятельствах вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
В материалы дела таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
Таким образом, суд считает доводы таможенного органа о правомерности применения шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости, несостоятельными.
В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние.
В этом смысле, различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Доказательства того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, ответчик не представил. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.
Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к спорным ДТ и заключенными контрактами, судом не выявлено.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Стар" по спорным декларациям произведена оплата поставщику в полном объеме, согласно ведомости банковского контроля УНК 17120037/2275/0060/2/1 от 28.12.2017 по контракту N 19 от 28.12.2017 с фирмой LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI (Турция).
Судом первой инстанции правильно установлено, что в соответствии с разделом V. Итоговые данные расчетов по контрактам ведомостей банковского контроля, расчет между сторонами произведен в полном объеме.
Таможенным органом не представлены доказательства того, что заявителем произведена оплата за оформленный по спорным декларациям товар в большем объеме, чем указано в ведомости банковского контроля.
Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон друг к другу не имеется.
На основании вышеприведенной позиции Верховного Суда Российской Федерации доводы таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не были подтверждены документально и в полном объеме, не соответствует материалам дела.
В обоснование своей позиции таможенный орган представил в материалы дела заключение специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления N 12406006/0014095 от 30.06.2022, в котором специалист сделал вывод, что подпись, выполненная от имени представителя иностранного контрагента в контракте N 1 от 14.07.2017, вероятно выполнена одним лицом, а в дополнительных соглашениях от 17.09.2017, N 1 от 25.09.2017, N 3 от 20.11.2017, N4 от 09.04.2018, N 5 от 13.07.2018, N 6 от 14.07.2018,N 7 от 26.12.2018, N 8 от 15.01.2019, N 9 от 16.01.2019, от 15.05.2019 - вероятно выполнена другим лицом.
Вместе с тем, указанное заключение специалиста является ненадлежащим доказательством поскольку, предоставленное таможенным органом заключение произведено в отношении контракта, не имеющего относимости к данному делу.
В рамках данного дела поставщиком по внешнеэкономическому контракту N 19 от 28.12.2017 является фирма LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI (Турция), а в заключение представленным таможенным органом контрагентом является Фирма AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI (Турция).
Кроме того, согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу.
Выводы специалиста в указанном заключении носят вероятностный характер и, следовательно, данное заключение не может быть использовано в качестве доказательства по делу.
Кроме того, согласно предоставленным в материалы дела документам, компания LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI (Турция) входит в список турецких экспортеров "Ассамблеи экспортеров Турции" (TIM) и участвуют в проекте "упрощенный таможенный коридор" (УТК).
Исходя из условий "упрощенного турецкого коридора" все документальное подтверждение таможенной стоимости товара фактически дублируется декларантом и турецкой стороной, поэтому какие-либо сомнения в подлинности и достоверности документов исключены. Данный механизм построен на международно-правовом сотрудничестве РФ и Республики Турция.
Так, на основании распоряжения Правительства РФ от 22.10.2008 N 1539-р обмен информацией в рамках протокола между ФТС России и ТД Турецкой Республики осуществляется путем электронного информационного обмена и относится к информации о сделках, совершенных участниками внешнеторговой деятельности, участвующими в правоотношениях, регулируемых указанным Распоряжением Правительства РФ.
Согласно статье 1 указанного протокола стороны будут обмениваться достоверной предварительной информацией о перемещении товаров и транспортных средств, для которых будет применяться процедура содействия торговле, именуемая "Упрощенный таможенный коридор" (далее - УТК). Обмен информацией осуществляется по поставкам, совершаемым участниками внешнеэкономической деятельности, в отношении которых будет применяться УТК, производится Сторонами на основе согласованных Технических условий, соответствующих законодательствам государств участников ВЭД.
В связи с чем, доводы таможенного органа о незаключенности договоров не доказаны и противоречат предоставленным в материалы делам документам.
Учитывая вышеизложенные нормы международного права, ООО "Стар" предоставлен полный комплект документов и сведений, которые имеется в распоряжении таможенного органа.
Представленные в материалы дела документы подтверждают согласование и исполнение сторонами внешнеэкономической сделки всех основных ее условий по поставке задекларированного в спорной таможенной декларации товара.
Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к контракту и представленными обществом для подтверждения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной ДТ, судом не выявлено.
В отсутствие доказательств недостоверности предоставленных при декларировании товара документов либо заявленных в них сведений, а также доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, либо условий, влияние которых не может быть учтено, суд признает соблюденными обществом требования пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС к формированию цены сделки.
Выявленные расхождения уровня ИТС ввезенного товара и имеющейся в таможенном органе ценовой информации, на которые указывает таможенный орган, по мнению суда, также не могут являться достаточным основанием для отказа в применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при определении таможенной стоимости товаров, поскольку само по себе наличие факта отклонения уровня заявленной декларантом таможенной стоимости спорных товаров не могло свидетельствовать о наличии неустранимых сомнений в достоверности величины стоимости рассматриваемой сделки.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления N 49, принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил бремя доказывания правомерности вынесения решений о корректировке таможенной стоимости на Краснодарскую таможню.
Выводы таможенного органа о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости в отношении спорного товара, изложенные в решениях таможенного органа о корректировки таможенной пошлины по ДТ N N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305 не нашли подтверждения материалами дела.
Оспариваемые решения повлекли за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что внесение изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N N 10309180/250219/0000885, 10309180/130319/0001284, 10309180/130319/0001305, вынесены при отсутствии к тому правовых оснований.
Учитывая, что таможенным органом и материалами дела, подтверждается уплата заявителем таможенных платежей в полном объеме по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Стар" требования в полном объеме.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595 по делу N А56-122276/2018.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2022 по делу N А32-36761/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36761/2021
Истец: ООО "СТАР"
Ответчик: Краснодарская таможня