город Ростов-на-Дону |
|
15 ноября 2022 г. |
дело N А32-47579/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Нарышкиной Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Секизовой В.К.,
при участии:
от некоммерческого партнерства "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон": представитель Субботина Е.И. по доверенности от 18.01.2022;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2022 по делу N А32-47579/2021
по иску некоммерческого партнерства "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон"
(ИНН 2317051110, ОГРН 1082300002410)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
при участии третьего лица: Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
о обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое партнерство "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик) с требованиями об обязании Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить с Некоммерческим партнерством "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон" дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 09-08а-016 от 15.12.2009 г., номер регистрации в ЕГРН 23-23-46/098/2009-116 от 19.01.2010 г., в части сведений об арендодателе и реквизитах для перечисления арендной платы на следующих условиях:
Преамбулу договора изложить в следующей редакции: "Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Межрегиональное территориальное управление) (ОГРН 1102308008330/ИНН 2308171570), в лице Руководителя Территориального управления Маркевича Сергея Валерьевича, действующего на основании положения о Межрегиональном Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459 и приказом Министерства финансов РФ от 02 июля 2020 г. N 1105 л/с, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и Некоммерческое партнерство "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон", в лице председателя Короткевича Владимира Николаевича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о следующем:"
Пункт 2.5. договора изложить в следующей редакции:
"Реквизиты оплаты арендных платежей следующие:
Получатель - Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю (МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) ИНН 230 817 1570
КПП 230 901 001
Расчетный счет получателя: 40101810300000010013
Банк получателя: Южное ГУ Банка России г. Краснодар
БИК банка получателя: 040349001
В платежном документе указываются:
- Статус плательщика: "08" - плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
- Код ОКТМО 03726000;
- КБК 167 111 05021 01 6000 120"
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2022 по делу N А32-47579/2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что при отсутствии установленных границ земельных участков или наличия пересечения границ земельных участков, данные земельные участки не могут быть определены в качестве индивидуальных определенных вещей.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что судом не дана правовая оценка тому, что согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:4263 зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде ареста и запрета на совершения сделок с ним от 11.12.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство об участи в судебном заседании путем веб-конференции.
Определением от 07.11.2022 суд отказал Министерству природных ресурсов Краснодарского края в удовлетворении ходатайства об участии в веб-конференции.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил: рассматривать дело в отсутствие третьего лица и ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
От Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
От некоммерческого партнерства "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии протоколом аукциона от 09.12.2009 N 09-08а-016 между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и Некоммерческим партнерством "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-016 сроком на 49 лет в целях использования участка лесного фонда площадью 600 га для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Солох-Аульское участковое лесничество, квартал 80А выдела 1-14, 16-28, часть 15, квартал 81А выдела 1-13, квартал 82А выдела 1-15, квартал 83А выдел 1, часть выдела 3, квартал 84А выдела 1-12.
Согласно Приложению N 2 к Договору аренды от 15.12.2009 N 09-08а-016 лесной участок отнесен к категории защитных лесов, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-15-03-05-00051.
Указанный договор аренды зарегистрирован 19.01.2010 в Управлении федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю, о чем имеется отметка на оборотной стороне договора с номером государственной регистрации 23-23-46/098/2009-116 от 19.01.2010.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" Департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения его к Министерству природных ресурсов Краснодарского края.
В письме от 23.10.2020 Министерство природных ресурсов Краснодарского края сообщило истцу о том, что лесной участок, предоставленный истцу по договору аренды от 15.12.2009 N 09-08а-016, согласно сведениям ФГБУ "Рослесинфорг" вошел в границы особо охраняемой природной территории "Сочинского национального парка" на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка".
В связи с изменением статуса лесного участка истец письменно обратился в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея с предложением заключить дополнительное соглашение, предусматривающее внесение изменений в договор аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-016 в части изменения сведений об арендодателе и реквизитах для перечисления арендной платы, в редакции соглашения, предложенного истцом.
Письмом от 02.06.2021 N 23-09/10675 Росимущество уведомило истца о невозможности заключения дополнительного соглашения.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения истца в суд с настоящим иском.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что в соответствии с пунктом 1.1 договора аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 лесной участок предоставлялся истцу на момент заключения договора аренды из состава земель лесного фонда.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации (как в момент заключения договора аренды, так и в настоящее время) устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, в не зависимости от момента государственной регистрации такого права.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса российской Федерации, в редакции на момент заключения договора аренды лесного участка, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, в том числе организации и проведения соответствующих аукционов.
На основании статьи 3.1. действующего в момент заключения договора аренды лесного участка Постановления главы администрации Краснодарского края от 29.12.2006 N 1183 "О департаменте лесного хозяйства Краснодарского края" департамент в пределах своей компетенции осуществлял, в том числе, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Таким образом, на момент заключения договора аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 департамент лесного хозяйства Краснодарского края являлся надлежащим представителем арендодателя (Российской Федерации) по указанному договору.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения его к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, в связи с чем, права и обязанности арендодателя лесного участка по договору аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 перешли к Министерству природных ресурсов Краснодарского края на основании положений статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Впоследствии, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" принято решение расширить территорию Сочинского национального парка за счет отнесения к его территории земель лесного фонда Туапсинского лесничества и части территории Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника площадью 9026 гектаров, определив, что площадь Сочинского национального парка составляет 208599,85 гектара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 N 729 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2013 г. N 534" утверждены уточненные границы Сочинского национального парка путем указания границ в виде координат характерных точек.
В ходе предварительного судебного заседания представитель Министерства пояснил, что договор аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 на момент рассмотрения настоящего спора является действующим, не расторгнут.
В материалы дела предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (выписка от 30.06.2021 N КУВИ-002/2021-79691633), в соответствии с которой на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4263, категории - земли лесного фонда, площадью 218574110 кв. м, местоположение земельного участка: Россия, Краснодарский край, Туапсинский район, Туапсинское лесничество, Солох-Аульское участковое лесничество, кварталы 1А-72А,75А,76А,79А-92А,1Б-35Б,1В-50В. На земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, номер государственной регистрации 23-23-13/033/2010-033 от 16.06.2010 (п. п. 2 выписки), а также многочисленные обременения правами аренды на основании различных договоров аренды, в том числе, обременение на основании договора аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 в лице Некоммерческого партнерства ОХ "Оштенский кордон", номер государственной регистрации 23-23-46/098/2009-116 от 19.01.2010 (п. п. 5.20 выписки). Таким образом, данный земельный участок представляет собой общее Солох-Аульское участковое лесничество.
Позднее, в соответствии с предоставленными в материалы дела письмами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.02.2022 и 01.03.2022 г. в результате работ по актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации Договора аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 перенесена на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134002:1008.
Согласно выписке от 24.02.2022 N КУВИ-001/2022-22647181 из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134002:1008 относится к категории земель лесного фонда, площадью 600 га, для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, расположен по адресу: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Солох-Аульское участковое лесничество, квартал 80А выдела 1-14, 16-28, часть 15, квартал 81А выдела 1-13, квартал 82А выдела 1-15, квартал 83А выдел 1, часть выдела 3, квартал 84А выдела 1-12. В графе 4 выписки из ЕГРН указано, что зарегистрировано обременение объекта недвижимости - аренда в пользу Некоммерческого партнерства ОХ "Оштенский кордон" на основании договора лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 (предыдущий кадастровый номер 23:33:0000000:4263). В соответствии с записями в выписке ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134002:1008 сведения о расположении земельного участка в границах особо охраняемой природной территории отсутствуют.
Вместе с тем, согласно пояснению Министерства природных ресурсов Краснодарского края постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" установлено отнесение земель Туапсинского лесничества, в котором расположены в том числе лесные кварталы Солох-Аульского участкового лесничества, к территории Сочинского национального парка, то есть особо охраняемой природной территории.
В целях выяснения вопроса о вхождении спорного лесного участка в границы особо охраняемой природной территории определением от 14.02.2022 судом назначена судебная экспертиза. Проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньгеоконтроль", эксперту Гречишниковой Анне Сергеевне. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: установить входит ли лесной участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Солох-Аульское участковое лесничество, квартал 80А выдела 1-14, 16-28, часть 15, квартал 81А выдела 1-13, квартал 82А выдела 1-15, квартал 83А выдел 1, часть выдела 3, квартал 84А выдела 1-12, предоставленный на праве аренды Некоммерческому партнерству "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон" на основании договора аренды лесного участка N 09-08а-016 от 15.12.2009 в границы особо охраняемой природной территории Сочинский национальный парк, установленной Постановлением правительства РФ от 25 июня 2013 года N 534 (в редакции от 19 июня 2017 года N 729) "О расширении территории Сочинского национального парка"?
В соответствии с Заключением эксперта N 22003СЭ, поступившим в суд, эксперт пришел к выводу, что в результате сопоставления границ охраняемой природной территории "Сочинский национальный парк" (N 23:49-6.4436) с границами лесного участка установлено, что лесной участок, расположенный по адресу Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Солох-Аульское участковое лесничество, квартал 80А выдела 1-14, 16-28, часть 15, квартал 81А выдела 1-13, квартал 82А выдела 1-15, квартал 83А выдел 1, часть выдела 3, квартал 84А выдела 1-12, предоставленный на праве аренды Некоммерческому партнерству "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон" на основании договора аренды лесного участка N 09-08а-016 от 15.12.2009, полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории "Сочинский национальный парк", установленной Постановлением правительства РФ от 25 июня 2013 года N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" (в редакции от 19 июня 2017 года N 729).
В соответствии с правовой позицией, изложенной Верховным судом Российской Федерации в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2018 N 66-АПГ18-14 наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка, как о зоне с особыми условиями использования территорий, не свидетельствует о том, что данные границы не были установлены. Такие границы устанавливаются уполномоченным органом при создании национального парка.
На основании статьи 14 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации. Частью 5 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Применительно к настоящему делу уточненные границы Сочинского национального парка были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 N 729 729 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2013 г. N 534" и эксперт в рамках настоящего дела пришел к выводам, что спорный лесной участок вошел в эти границы, следовательно, отсутствие в выписке ЕГРН на арендуемый истцом лесной участок сведений о расположении земельного участка в границах особо охраняемой природной территории не имеет правового значения, поскольку данные сведения заносятся в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к категории земель особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли национальных парков.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут быть расположены на землях, не относящихся к землям лесного фонда. В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Спорные правоотношения возникли из договора аренды, в силу чего подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой гражданского кодекса Российской Федерации, а также подлежат специальному регулированию нормами главы 34 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация не передавала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по распоряжению земельными участками национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий.
На основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В пункте 4 Положения закреплено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено в соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459.
В силу Положения об управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459, ответчик осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 "Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков" на территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложена обязанность подготовки проектов договоров аренды земельных участков, расположенных в границах функциональных зон национальных парков.
Изменение статуса переданного в аренду лесного участка, путем отнесения его к землям особо охраняемых природных территорий, повлекло перераспределение полномочий в сфере оборота этого земельного участка и замену Министерства в договоре аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 на Росимущество (ответчик).
Следовательно, на момент разрешения спора по настоящему делу полномочиями представлять интересы Российской Федерации как арендодателя по договору аренды лесного участка N 09-08а-016 от 15.12.2009 г. наделено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
На основании устоявшейся судебной практики по аналогичным делам сформирована правовая позиция, в соответствии с которой при перераспределении Российской Федерацией между своими органами государственных функций и полномочий по распоряжению находящимися в ее собственности земельными участками возникшие с ее участием гражданские правоотношения не прекращаются и не изменяются. Смена представителя публичного собственника земельного участка происходит на основании закона (статья 617 Гражданского кодекса, пункты 23, 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой") и имеются основания для внесения изменений в договор аренды в части сведений об арендодателе (определение Верховного суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 307-КГ17-23029, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.06.2021 по делу N А15-2198/2020, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.06.2022 по делу N А18-1949/2019).
В соответствии с частью 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В целях досудебного урегулирования спора истцом сопроводительными письмами N 01/04 от 04.03.2021 и N 01/15 от 15.04.2021 направлено ответчику для подписания дополнительное соглашение к договору аренды от 15.12.2009 N 09-08а-16 с приложением документов, что подтверждается почтовыми квитанциями, предоставленными в материалы дела.
Письмом от 02.06.2021 N 23-09/10675 ответчик уклонился от подписания дополнительного соглашения, указав, что до снятия ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:4263 дополнительное соглашение не может быть заключено. В своем отказе ответчик сослался также на отсутствие установленных границ спорного земельного участка. Однако, по условиям предложенного истцом дополнительного соглашения к договору аренды ответчик о разногласиях не заявил.
Суд приходит к выводу, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В части доводов ответчика, изложенных в письме об отказе заключить дополнительное соглашение к договору аренды, суд отмечает следующее.
На основании статьи 7 Лесного кодекса российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 68.3 Лесного кодекса российской Федерации закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, осуществляется путем устройства квартальных просек, установления квартальных и граничных столбов, иных лесоустроительных, лесохозяйственных информационных знаков в порядке, определенном лесоустроительной инструкцией, на основании проекта квартальной сети, подготовленного в ходе выполнения работ по лесоустройству.
В ходе рассмотрения настоящего дела истцом представлены в материалы дела сведения о том, что запись о регистрации спорного договора аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 перенесена в сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0134002:1008, что подтверждается выпиской от 24.02.2022 N КУВИ-001/2022-22647181 из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно выписке ЕГРН сведения об указанном объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", кадастровый номер объекта недвижимости, из которого образован объект 23:33:0000000:4263. Сведения о регистрации арестов и запретов выписка ЕГРН не содержит.
Согласно статье 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора аренды от 15.12.2009 N 09-08а-16) до 1 января 2010 года допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
На основании статьи 4.4. выше названного Федерального закона в случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Договора аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 содержит приложение N 1 - схема расположения лесного участка (план участка), являющееся неотъемлемой частью договора, в котором имеется описание границ лесного участка.
С 1 января 2017 года порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества установлен Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". На основании части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Суд приходит к выводу, что в приложении N 1 к договору аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08а-16 содержится описание границ предоставленного арендатору лесного участка. Сведения о спорном земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости в статусе "ранее учтенного" объекта недвижимости с присвоением уникального кадастрового номера, позволяющего идентифицировать его как самостоятельный объект недвижимости. Ответчик не указал нормы закона, предписывающие необходимость внесения в ЕГРН сведений о границах "ранее учтенных" земельных участков.
Требования истца направлены на изменение сведений об арендодателе в договоре аренды и никак не затрагивают изменение сведений о предмете спорного договора аренды (земельном участке) и иные условия договора.
В силу пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Исполнение договора аренды лесного участка N 09-08а-016 от 15.12.2009 без внесения соответствующих изменений относительно уполномоченного собственником имущества государственного органа нарушает права и законные интересы истца в части возможности исполнения обязательств по указанному договору (внесения арендной платы, возврат имущества) надлежащему лицу.
При таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Из позиции Министерства природных ресурсов Краснодарского края по настоящему делу, предоставленной в отзыве, суд усматривает, что третье лицо не заявило возражений в отношении возможности заключения между истцом и ответчиком дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 09-08а-016 от 15.12.2009. Министерство в своем отзыве ссылается на Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", а также на Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 сентября 2013 N 411 "Об утверждении Положения о Сочинском национальном парке" и указывает на необходимость соблюдения режима соответствующей особо охраняемой природной территории.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.
Анализируя положения части 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации суд усматривает, что к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 N 411 утверждено Положение о Сочинском национальном парке (далее - Положение).
Согласно Положению на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны (пункты 10.1 - 10.4):
Заповедная зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
Особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
Рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров;
Зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
В соответствии с Приложением 1к Положению о Сочинском национальном парке "Состав и описание границ функциональных зон Сочинского национального парка" Рекреационная зона включает в себя, в том числе, участок Солох-Аулского участкового лесничества - кварталы 31 (выдел 38); 34 (выделы 7; 8; 13 - 16; 24 - 30); 37 (выделы 14; 19; 21); 39; 40 (выделы 3; 5 - 7); 44; 45; 48; 49; 76 (выдел 6); 80 - 85; 86 (кроме выдела 21); 87 (кроме выдела 3); 88 - 93; 94; 96; 97; 101; 102; 108 - 113; 116 - 119; 122; 123; 125 - 138.
В соответствии с Заключением эксперта N 22003СЭ при сопоставлении данных лесоустроительных планшетов и графических данных договора аренды было установлено, что нумерация кварталов не соответствует в указанных документах. Однако эксперт на основании таких признаков, как конфигурация границ лесных кварталов, их площади, обозначение контуров, выделов и естественных границ (хребтов, водотоков) идентифицировал лесные кварталы и выделы, сходящие в состав исследуемого лесного участка, на лесоустроительных планшетах. Таким образом, на плане лесного участка квартал 84А площадью 83 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 83, квартал 80А площадью 265 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 80, квартал 81А площадью 110 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 81, квартал 82А площадью 115 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 82, квартал 82А площадью 115 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 82, квартал 83А площадью 141 га обозначен на лесоустроительном планшете как квартал 83.
Таким образом, суд приходит к выводу, что лесные кварталы N 80А-84А Солох-Аулского участкового лесничества, указанные в договоре аренды лесного участка N 09-08а-016 от 15.12.2009, в соответствии с Положением о Сочинском национальном парке отнесены к рекреационной зоне.
Согласно пункту 10.3 указанного Положения в рекреационной зоне допускаются определенные виды деятельности, в том числе:
спортивная и любительская охота;
спортивное и любительское рыболовство;
научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ;
работы по комплексному благоустройству территории и иное.
В соответствии Экспертным заключением от 18.08.2008, утвержденным Департаментом биологических ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края и предоставленным в материалы дела, охотничье хозяйство истца создавалось в целях разведения охотничьих видов животных, организации и проведения спортивной и любительской охоты. Таким образом, цели предоставления лесного участка истцу в аренду не противоречат режиму национального парка, установленному для соответствующей зоны.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что включение земельного участка, предоставленного по договору аренды, в границы национального парка не влечет автоматического прекращения действия договора аренды, а приводит к наложению определенных ограничений в использовании земельного участка в соответствии с режимом особо охраняемой природной территории.
В рамках рассмотрения настоящего спора требования об изменении порядка и условий использования арендованного лесного участка не заявлены и не рассматриваются.
При наличии совокупности необходимых условий заинтересованная сторона не лишена возможности обратиться в суд с соответствующим требованием об изменении условий договора аренды.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2022 по делу N А32-47579/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47579/2021
Истец: НП "Охотничье хозяйство "Оштенский кордон"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края