г. Владивосток |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А59-1284/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сахалинский техникум сервиса",
апелляционное производство N 05АП-6570/2022
на решение от 30.08.2022
судьи Р.В. Есина
по делу N А59-1284/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сахалинский техникум сервиса" (ОГРН 1026500549448, ИНН 6501067342)
о признании недействительным решения N 65002180002095 от 24.01.2022 Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сахалинский техникум сервиса" (далее - заявитель, ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС) N 65002180002095 от 24.01.2022.
Решением суда от 30.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 30.08.2022, заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса". В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие оснований для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных частью 2 стать 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N255-ФЗ). Со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 9 Закона N255-ФЗ заявитель жалобы обращает внимание суда на тот факт, что листок нетрудоспособности выдан работнику после наступления период отпуска без сохранения заработной платы, что отражено в форме при подаче сведения СЗВ-СТАЖ. Неправильно зафиксированный в табеле учета рабочего времени период нахождения работника на больничном не является основанием для отказа в оплате пособия по временной нетрудоспособности, учитывая достоверность сведений для начисления оплаты страхового обеспечения по листку нетрудоспособности.
Фонд по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Фондом проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем - ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса" сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.07.2019 по 31.12.2020.
В ходе проведения проверки установлено, что работник учреждения Дададжанов М.М. в 2020 году находился в отпуске в период с 10.03.2020 по 22.04.2022 за пределами Российской Федерации. Запланированный авиавылет в обратном направлении не состоялся по причине временного запрета на выполнение авиарейсов в связи с эпидемиологической ситуацией.
По прибытии в Российскую Федерацию указанный работник находился на карантине, о чем свидетельствует представленный больничный лист за период с 05.07.2020 по 18.07.2020 с кодом заболевания "03" карантин.
На основании представленных в Фонд электронных реестров сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности на работника Дададжанова М. М. в случае карантина Фондом произведена выплата пособия в сумме 20 218,52 руб.
По результатам проверки, Фондом принято решение от 24.01.2022 N 65002180002095, согласно которому Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Сахалинский техникум сервиса" предложено добровольном порядке возместить излишне понесенные территориальным органом ФСС расходы в сумме 20 218,52 руб. в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений и документов или сокрытием сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения.
Полагая, что данное решение вынесено Фондом в нарушение действующего законодательства, учреждение обратилось в арбитражный суд, который решением от 30.08.2022 отказал в удовлетворении требований.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 6 Закон N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 7 Закон N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу вышеупомянутого Федерального закона одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности (статья 5).
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Статьей 2.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ установлены случаи, в которых осуществляется обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности, в том числе утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы (пункт 1), карантин застрахованного лица (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи (часть 6).
Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином (часть 6).
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается лицу во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся за периоды, указанные в части 1 статьи 9 данного Закона (часть 8).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды:
1) за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
2) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;
3) за период заключения под стражу или административного ареста;
4) за период проведения судебно-медицинской экспертизы;
5) за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 19.02.2020 N 81-к в период с 10.03.2020 по 22.04.2020 работнику ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса" Дададжанову М.М. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой проезда к месту проведения отпуска и обратно до границы с Таджикистаном. По причине временного запрета на выполнение авиарейсов из Таджикистана в связи с эпидемиологической обстановкой Дададжанов М.М. не вылетел в обратном направлении в запланированный день и 23.04.2020 не приступил к работе. В табеле рабочего времени работодателем неявка работника проставлена как невыясненные обстоятельства. Прибытие Дададжанова М.М. из Тажикистана состоялось 04.07.2020, и на период с 05.07.2020 по 18.07.2020 ему был выписан электронный больничный лист с кодом заболевания "03" карантин.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции счёл обоснованной позицию Фонда социального страхования о том, что для решения вопроса подлежит ли оплате листок нетрудоспособности с кодом "03" карантин за период 05.07.2020 по 18.07.2020 правовое значение имеет тот факт, что в предшествующий выдаче листка нетрудоспособности период с 23.04.2020 по 04.07.2020 Дададжанов М.М. к работе не преступал, заработную плату не получал, а предоставленный работнику ежегодный оплачиваемый отпуск закончился 22.04.2020.
Оценив выводы суда первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выше выводами суда в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Таких обстоятельств в рассматриваемом случае не установлено.
Как указывалось выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть если период нетрудоспособности работника пришелся на время отпуска без сохранения заработной платы, то пособие не назначается. Больничный лист формируется только со дня окончания данного отпуска, если временная нетрудоспособность продолжается. Таким образом, законодательством закреплено, что предшествующий период без сохранения заработной платы не влияет на оплату листка нетрудоспособности.
В рассматриваемом случае правовой оценке подлежит период с 23.04.2020 по 18.07.2020, из которого период с 23.04.2020 по 04.07.2020 - период без оплаты и с 05.07.2020 по 18.07.2020 - период нетрудоспособности.
Период с 23.04.2020 по 04.07.2020 - работник отсутствовал на рабочем месте не по своей воле и не по зависящим от работодателя обстоятельствам.
В связи с появлением коронавирусной инфекции COVID-19 многие страны мира, и в том числе Россия, согласно требованиям своих национальных законодательных актов и решений государственных органов, отменили или ограничили авиационное сообщение с другими странами.
В Поручении Правительства РФ от 24.03.2020 "О решениях по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" указано, что все возвращающиеся граждане должны будут пройти 14-дневный карантин.
Поскольку отсутствие работника на рабочем месте произошло по независящим от работодателя и работника причинам (отмена авирейса, карантинные мероприятия), то отпуск без сохранения заработной платы в порядке части 1 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации не оформлялся.
Указанная норма связывает предоставление отпуска с достижением соглашения сторон трудового договора, которое подтверждается, в том числе письменным заявлением работника. Предоставление работнику отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя или по принуждению не допускается.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условием, необходимым для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, является в том числе, подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности, вне зависимости от причины нетрудоспособности, является основанием для продления или переноса ежегодного оплачиваемого отпуска.
Наличие листка нетрудоспособности в период карантина свидетельствует о том, что в соответствующий период работник был временно нетрудоспособен (фактически он не мог выполнять трудовые обязанности в связи с невозможностью прийти на работу во избежание риска заражения окружающих).
В рассматриваемом случае работник Учреждения Дададжанов М.М., в случае отсутствия карантинных мер, приступил бы к работе с целью выполнения своих служебных обязанностей 06.07.2020 (с учетом времени, затраченного в пути от г.Москва до г.Южно-Сахалинск). Следовательно, работник потерял на период карантина возможность трудиться и получать заработную плату.
Нахождение работника на карантине обусловлено исполнением работником и работодателем соответствующих распорядительных указаний государства, иными словами по объективным обстоятельствам, которые не зависят от воли работника и работодателя, и которым указанные лица обязаны подчиняться и исполнять в силу их обязательности.
На основании изложенного, вопреки утверждениям Фонда, поддержанным судом первой инстанции, период работы без выполнения Дададжановым М.М. трудовых обязанностей закончился у работника 04.07.2020 (возвращение на территорию Российской Федерации), а далее наступил страховой случай - с 05.07.2020 по 18.07.2020 - временная нетрудоспособность по листку нетрудоспособности, достоверность сведений в котором Фондом под сомнение не ставится.
Неправильная фиксация периодов отсутствия работника на рабочем месте и соответствующий вывод суда первой инстанции в обоснование вывода о законности решения ФСС апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку табель учета рабочего времени является внутренним документом юридического лица и подлежит корректировке путем издания корректирующего табеля в случае обоснования причин отсутствия работника на рабочем месте. В табеле учета рабочего времени отсутствие работника отражают как неявку по невыясненным причинам. Если предприятие использует унифицированную форму Т-12 (Т-13), то проставляется буквенный код "НН" или цифровой код "30". Впоследствии указанный код меняют в зависимости от причины отсутствия на работе.
ТК РФ не содержит перечня уважительных причин для отсутствия работника на рабочем месте. Однако уважительными могут быть признаны, в частности, следующие причины (в том числе чрезвычайные ситуации, повлекшие транспортные проблемы, такие как, например, отмена или задержка рейсаст. ст. 142, 170, 186, 414 ТК РФ, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 26-КГ19-13).
В настоящем случае работник для подтверждения уважительности причины своего отсутствия на рабочем месте после окончания ежегодного отпуска представил все необходимые документы и сведения, которые работодателем приняты и на основании которых последним в территориальные органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования направлены соответствующие сведения.
Недостоверность представленных Учреждением сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособия Фондом не доказана.
При таких обстоятельствах, выводы Фонда и соответствующие выводы суда первой инстанции об излишне понесенных расходах в связи с представлением ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса" недостоверных сведений являются необоснованными.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.
Оспариваемое решение Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 65002180002095 от 24.01.2022 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса", в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Соответственно апелляционная жалоба ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса" подлежит удовлетворению.
С учетом результатов рассмотрения спора заявитель в соответствии со статьей 110 АПК РФ имеет право на взыскание понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей за подачу заявления в суд и 1 500 рублей по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 30.08.2022 по делу N А59-1284/2022 отменить.
Решение Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 65002180002095 от 24.01.2022 признать недействительным не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Взыскать с Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сахалинский техникум сервиса" судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 (три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1284/2022
Истец: ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса"
Ответчик: ГУ ОПФР по Сахалинской области, ГУ Сахалинское региоальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации