г. Ессентуки |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А63-6932/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н. и Жукова Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.07.2022 по делу N А63-6932/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Майдибор Надежда Петровна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к комитету экономического развития и торговли (далее - комитет), администрации города Ставрополя (далее - администрация), прокуратуре города Ставрополя (далее - прокуратура), Ставропольской городской Думе и Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
признать незаконными бездействие администрации и комитета, связанное с не решением вопроса:
- о предоставлении индивидуальному предпринимателю права на размещение нестационарного торгового объекта и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя без проведения аукциона по адресному ориентиру г. Ставрополь, улица Пирогова, 38/1 со специализацией "по реализации мороженого, хлеба и хлебобулочных изделий",
- о предоставлении индивидуальному предпринимателю права на размещение нестационарного торгового объекта и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя без проведения аукциона по адресному ориентиру г. Ставрополь, улица Пирогова, 38/1 со специализацией "по продаже печатных изданий";
признать незаконным решение комитета об отказе в предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя без проведения аукциона по адресному ориентиру г. Ставрополь, улица Пирогова, 38/1, изложенное в письме от 29.01.2021 N 09/4-339;
признать незаконным решение комитета об отказе в предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя без проведения аукциона по адресному ориентиру г. Ставрополь, улица Пирогова, 38/1, изложенное в письме от 29.01.2021 N 09/4-338;
признать незаконным решение комитета и Ставропольской городской Думы об отказе во включении адресного ориентира г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1 (со специализацией "по реализации мороженого, хлеба и хлебобулочных изделий", со специализацией "по продаже печатных изданий") в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденную решением от 25.12.2020 N 515, изложенное в письме от 29.01.2021 N 09/4-340.
Решением от 06.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что места для размещения спорных павильонов предпринимателя в действующей схеме не предусмотрены, поэтому отсутствуют основания для признании оспариваемых бездействий и решений органов местного самоуправления незаконными.
Не согласившись с решением, предприниматель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить обжалуемый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 29.12.2020 предприниматель обратилась в комитет с заявлением N 1 о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя адреса: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1 под размещение нестационарных торговых объектов - киоска по продаже печатных изделий и киоска по реализации мороженного, хлеба и хлебобулочных изделий. В заявлении также указано, что ранее были заключены договоры от 10.05.2017 N 36 и от 13.11.2017 N 157 на право размещения НТО на территории города Ставрополя.
Письмом от 29.01.2021 N 09/4-340 комитет отказал в удовлетворении заявления предпринимателя со ссылкой на развитость инфраструктура в районе адресного ориентира: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1 и соблюдения нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов. Комитет указал, что включение в Схему N 515, вышеуказанного адреса под размещение киоска по продаже печатных изданий и киоска по продаже мороженного, хлеба и хлебобулочных изделий является нецелесообразным.
Также 29.12.2020 предприниматель обратился в комитет с заявлениями N 2-3 о предоставлении ему права на размещение НТО (киоска по продаже печатных изданий, площадью 7 кв. м и киоска по реализации мороженного, хлеба и хлебобулочных изделий, площадью 8 кв. м) без проведения аукциона и заключить без проведения отбора (аукциона) договор на размещение НТО на новый срок на период с 01.01.2021 по 31.12.2025, по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1.
Письмами от 29.01.2021 N 09/4-338 и N 09/4-339 комитет сообщил предпринимателю о том, что адрес: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1 под размещение киоска по продаже печатных изданий и киоска по реализации мороженного, хлеба и хлебобулочных изделий Схемой N 515 не предусмотрен, в связи с чем правовые основания для заключения договоров на право размещения НТО отсутствуют.
Предприниматель, считая свои права нарушенными, обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении несоответствия этого решения нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).
Согласно пункту 6 статьи 39.33, пункта 1 статьи 33.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без их предоставления на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Названные нормы в качестве основания для включения в схему размещения нестационарных торговых объектов не требуют заключения договора аренды земельного участка.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и бытового обслуживания, для организации досуга (пункты 3, 15, 17 части 1 статьи 16).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в публичной собственности, в соответствии со схемой их размещения с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Такая схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Ее утверждение или внесение в нее изменений не могут служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В Определении от 29.01.2015 N 225-О Конституционный суд Российской Федерации отметил направленность названного нормативного положения на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Названная норма не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования. Органы местного самоуправления могут решать вопросы размещения торговых объектов с учетом их нестационарного характера в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства. Названные нормы призваны обеспечить баланс между гарантиями прав предпринимателей, поддержанием конкуренции и возможностью органов местного самоуправления развивать территории.
Подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Приказом краевого комитета торговли от 01.07.2010 N 87 о/д утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, которым предусмотрено оформление схемы в виде адресного перечня и включение в нее адреса места расположения нестационарных торговых объектов, количества отведенных мест под нестационарные торговые объекты в каждом месте их расположения, назначения (специализации) нестационарного торгового объекта, срока, на который нестационарный торговый объект размещается (устанавливается), вида нестационарных торговых объектов.
Согласно части 1 статьи 34 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 N 127 (далее - Правила благоустройства), НТО размещаются в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя (далее - Схема), утверждаемой решением Ставропольской городской Думы, и договорами на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемыми в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации города Ставрополя.
Часть 2 статьи 34 Правил благоустройства устанавливает прямой запрет на размещение НТО вне мест, определенных Схемой, и при отсутствии договора на размещение НТО.
В целях обеспечения равных возможностей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для размещения НТО договор на право размещения НТО заключается по результатам конкурсного отбора. Проведение конкурсных отборов на право размещения НТО на территории города Ставрополя регламентируется Положением о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 10.05.2018 N 860 (далее - Положение).
До 31.12.2022 на территории города Ставрополя действовала Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденная решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 N 802 (далее - ранее действовавшая Схема).
На основании постановления администрации от 19.07.2016 N 1601 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя", и в соответствии приказом руководителя комитета от 06.09.2017 N 199 комитетом проведен конкурсный отбор на право размещения НТО на территории города Ставрополя, в соответствии с ранее действующей Схемой.
Суд установил, что на основании постановления администрации от 19.07.2016 N 1601 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя", и в соответствии приказом руководителя комитета от 06.09.2017 N 199 комитетом был проведен конкурсный отбор на право размещения НТО на территории города Ставрополя, в соответствии с ранее действующей Схемой.
По результатам конкурсных отборов заключены договоры от 10.05.2017 N 36 и от 13.11.2017 N 157 на право размещения НТО по продаже мороженного, хлеба и хлебобулочных изделий и по продаже печатных изделий по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1 сроком до 31.12.2020.
В новую утвержденную Схему N 515 места для размещения НТО по реализации мороженного, хлеба и хлебобулочных изделий и по продаже печатных изделий по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1 не включены.
В связи с чем, суд обоснованно заключил о том, что отсутствие спорного адресного ориентира в действующей Схеме размещения НТО исключает возможность признания незаконными отказов комитета и наличие к тому оснований для понуждения к заключению соответствующих договоров (пункт 6 части 7 статьи 3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов).
Отказывая в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным решения комитета об отказе во включении адресного ориентира г. Ставрополь, улица Пирогова, 38/1 в новую Схему N 515, изложенного в письме от 29.01.2021 N 09/4-340, суд обоснованно указал следующее.
В соответствии с пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила), включение НТО в Схему осуществляется в том числе в целях: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов НТО, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Нормативы минимальной обеспеченности населения Ставропольского края площадью НТО утверждены Приказом комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 28.06.2016 N 113/01-07 о/д "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Ставропольского края площадью торговых объектов".
Схемой N 515 в Промышленном районе города Ставрополя предусмотрено размещение 25 киосков по продаже печатных изданий, а также 19 киосков и павильонов: а) 6 по продаже продовольственных товаров, б) 13 по продаже мороженого, кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, в) 1 автолавка по продаже молока и молочной продукции, 158 НТО по продаже сезонного ассортимента товаров: а) 47 лотков по продаже безалкогольных напитков, б) 30 автоцистерн по продаже живой рыбы; в) 81 автолавка по продаже плодоовощной продукции; г) 1 лоток с мороженым.
Кроме того, при определении мест под размещение НТО орган местного самоуправления учитывает наличие стационарных торговых объектов с соответствующей специализацией, а также этажность жилого фонда, влияющую на численность населения и возможное расстояние между НТО одинаковой специализации.
Из имеющихся в материалах дела документов и фотографий, а также имеющейся в открытых источниках информации, в том числе сервиса "Яндекс Карты" по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38г (в шаговой доступности от Пирогова, 38/1, от 150 до 800 метров) расположены торговый комплекс "Южный край. Кулинария. Пекарня", включающий, помимо прочего, магазин по продаже печатных изданий с разнообразным ассортиментом газет и журналов, магазины продовольственных товаров "Магнит" (три магазина), "Пятерочка" (2 магазина) в ассортименте которых также присутствуют печатные издания, мороженное, хлебобулочные изделия, городской рынок "Тухачевский" на котором реализуются продовольственные и непродовольственные товары в большом ассортименте.
В шаговой доступности от адресного ориентира г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1 Схемой N 515 предусмотрено место размещения киоска по продаже печатных изданий по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 46/2, которое по результатам конкурсного отбора N 1-КО/21 предоставлено индивидуальному предпринимателя (договор на право размещения НТО на территории города Ставрополя от 27.05.2021 N 57).
Установив данные обстоятельства, суд обоснованно заключил о том, что не включение в Схему N 515 адресного ориентира: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1 под размещение киоска по продаже печатных изданий обусловлено включением в нее адресного ориентира г. Ставрополь, ул. Пирогова, 46/2 и нецелесообразностью нахождения в непосредственной близости друг от друга двух киосков с одинаковой спецификой.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы суда заявителем не представлено, как и не представлено доказательств того, что установленные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатных изданий, мороженного, хлеба и хлебобулочных изделий должны быть достигнуты именно за счет размещения соответствующих НТО по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, 38/1.
Суд обоснованно указал, что предоставленное частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ право на сохранение существующих мест размещения нестационарных торговых объектов при утверждении схемы, внесении в нее изменений не является абсолютным и безусловным, не может расцениваться как предоставляющее возможность хозяйствующим субъектам, разместившим такой объект до утверждения схемы или внесения в нее изменений, эксплуатировать торговый объект в одном месте бессрочно, вне зависимости от интересов муниципального образования, жителей города, а также требований действующего законодательства.
При этом ни положения Закона N 381-ФЗ, ни Порядка N 87 о/д не запрещают, и не обязывают орган местного самоуправления включать существующие (а тем более не установленные) НТО в новую схему. Исключение из Схемы размещения нестационарных торговых объектов каких-либо торговых точек и включение в данную схему таких объектов является правом органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
Включение в Схему адресов под размещение НТО не носит заявительного характера, то есть хозяйствующие субъекты законодательно не наделены правом обращаться в органы местного самоуправления с соответствующими заявлениями, муниципальный правовой акт, регламентирующий административную процедуру рассмотрения подобных заявлений, отсутствует.
Само по себе отсутствие в утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов находящегося в пользовании предпринимателя торговых павильонов не препятствует ему претендовать на размещение этого объекта в другом месте, включенном в схему.
В отношении предъявленных требований к прокуратуре, Ставропольской городской Думе и управлению, суд обоснованно отказал в их удовлетворении, поскольку заявление предпринимателя не содержит требований о признании незаконными действий (бездействия) указанных лиц, принятых ими ненормативными правовыми актами.
Апелляционная жалоба не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.07.2022 по делу N А63-6932/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6932/2021
Истец: Майдибор Надежда Петровна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Прокуратура города Ставрополя, Ставропольская городская Дума, УФАС по СК