г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А56-26763/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Чечеткой С.С.,
при участии:
от заявителя: Лисов Е.В., по доверенности от 17.02.2022;
от заинтересованного лица: Данилова О.С., по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31037/2022) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2022 по делу N А56-26763/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплект Плюс"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комплект плюс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решение Балтийской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 29.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10216170/151121/0341211.
Решением суда от 04.08.2022 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Балтийской таможни от 29.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10216170/151121/0341211.
Балтийская таможня, не согласившись с решением суда обратилась с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель ссылается на таможенную экспертизу, согласно которой бланки сертификатов N 642, 643 от 12.08.2021 изготовлены без применения средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом. Кроме того, сертификаты о происхождении товаров от 12.08.2021 N 642, 643, представленные в качестве документального подтверждения происхождения товаров, не содержат информации об электронной системе верификации (в том числе, QR-код), позволяющей провести проверку факта выдачи сертификата посредством использования электронной базы данных.
Также таможенный орган считает, что законодательством предусмотрено право, а не обязанность таможенного органа направлять запрос в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара. Отсутствие реализации таможенным органом права не влияет на законность принятого решения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Комплект Плюс" в рамках исполнения контракта от 17.09.2019 N 1709/2019 на таможенную территорию Евразийского экономического союза, ввезены и задекларированы по ДТ N 10216170/031121/0329532 товар - "ЧАСТИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ:ШАРИКИ И ЦИДИНДРИЧЕСКИЕ РОЛИКИ РАЗЛИЧНЫХ ДИАМЕТРОВ И РАЗМЕРОВ. ИЗГОТОВЛЕНЫ ИЗ СТАЛИ СТАНДАРТА 100CRMNS16 И ИЗ ЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ СТАНДАРТА AISI-S2,ПРИМЕНЯЮТСЯ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ К БУРОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ", производитель - "FORWARD P RECISION ENGRS. PVT.LTD TOLIA INDUSTRIES, товарный знак: отсутствует", страна происхождения - Индия, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8482 91 900 0.
Декларирование товара осуществлялось таможенным представителем ООО "ИНТРАНС" на основании договора таможенного представителя с декларантом от 30.12.2020 N 831/ТП-20.
В рамках проведения таможенного контроля на моменте регистрации ДТ N 10216170/031121/0329532 Балтийской таможней в рамках системы управления риска в отношении товара N 1 выявлен, в том числе, профиль риска, содержащий меру минимизации риска - предусматривающую проведение таможенной экспертизы документов, а именного проверки сертификата о происхождении товара на соблюдения обязательных требований, установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 "Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза":
1. Сертификат о происхождении товара должен быть изготовлен на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом.
2. Сертификат должен быть заполнен на английском, французском или русском языке печатным способом.
3. Сертификат должен содержать следующую информацию:
* наименование страны происхождения товара;
* номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
* наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
* описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
* вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
* реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
* информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
03.11.2021 Балтийской таможней в адрес Общества направлены запросы о предоставлении документов, а именно непреференциальных сертификатов о происхождении товаров общей формы от 12.08.2021 N 642 и N 643.
04.11.2021 Обществом представлены сертификаты.
13.11.2021 Балтийской таможней принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10216170/131121/да/000849.
13.11.2021 Балтийской таможней принято решение о проведении дополнительной проверки, одновременно с решение Обществу направлен расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, необходимых для выпуска товара, со сроком предоставления до 13.11.2021.
13.11.2021 Балтийской таможней принято решение об отказе в выпуске товаров в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС (п.1 ст. 121 ТК ЕАЭС), отказано в выпуске на основании пп.1 п. 1 ст.125 ТК ЕАЭС (п.1 ст. 121 ТК ЕАЭС (не предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов).
14.12.2021 в Балтийскую таможню поступило заключение таможенного эксперта от 14.12.2021 N 12402090/0036623, в соответствии с которым эксперт пришел к выводам, что документах изменений первоначального содержания, а именно подчисток, исправлений и (или) дополнений не имеется. Бланки сертификатов о происхождении товара от 12.08.2021 NN642,643 представляют собой односторонние бланки, без каких-либо специальных защитных элементов: выполнены способом струйной печати на копировально - множительном устройстве: имеют следующие удостоверяющие реквизиты: оттиски круглой печати, подписи, выполненные рукописно.
15.11.2021 на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) подана ДТ N 10216170/151121/0341211 в соответствии, с которой Обществом повторно задекларирован товар, по которому ранее таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товара задекларированного по ДТ N 10216170/031121/0329532.
18.11.2021 Балтийской таможней товар, задекларированный по ДТ 10216120/151121/0341211, выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
29.12.2021 Балтийской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, поскольку бланк сертификата не имеет специальных средств защиты.
Обществу доначислена антидемпинговая пошлина в размере 41,5 % от таможенной стоимости товаров в сумме 3 146 704, 71 руб.
Не согласившись с решением Балтийской таможни от 29.12.2021 ООО "Комплект Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, пришел к выводу, что отсутствие на бумажном бланке сертификата защитных средств от фальсификации, при неполучении таможенным органом фактических данных о том, что он не является подлинным, не выдавался или содержит недостоверные сведения, либо оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к установленному порядку, не может опровергать или поставить под сомнение производство товара, и выдачу сертификата уполномоченным органом. Происхождение ввезенного Обществом товара из Индии, в том числе подтверждается представленными таможенному органу контрактом N 1709/2019 от 17.09.2019, упаковочными листами, инвойсами N 76, 77 от 10.08.2021, коносаментом NAV/STP/01038, в соответствии с которыми грузоотправителем является "TOLIA OVERSEAS" (Индия).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 139 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" товары, классифицируемые кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются антидемпинговой пошлиной.
В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В целях проверки соблюдения законодательства государства - члена Евразийского экономического союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства - члена ЕАЭС вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства - члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС в другое государство - член ЕАЭС (пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров - страны вывоза товара.
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утверждены Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49).
Пунктом 25 Правил N 49 установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая, подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Согласно подпункту 2 пункта 21 Правил N 49 сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Аналогичное правило закреплено в пункте 34 Правил N 49.
Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (часть 2 статьи 314 ТК ЕАЭС),
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Согласно пункту 5 требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам определения происхождения товаров) сертификат о происхождении товара сертификат должен содержать следующую информацию:
1) наименование страны происхождения товара;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); 8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
Судом первой инстанции установлено, в целях подтверждения страны происхождения товара (Индия), ввезенного по декларации на товары, Обществом представлены сертификаты происхождения товара N 642 от 12.08.2021, N 643 от 12.08.2021, выданные уполномоченным органом Индии THANE SMALL SCALE INDUSTRIES ASSOCIATION.
Вынося оспариваемое решение, таможенный орган исходил из того, указанные сертификаты содержат все необходимые сведения, перечисленные в пункте 5 Требований. Вместе с тем, бланк указанного Сертификата был изготовлен без применения средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, как того требует пункт 1 Требований. Отсутствие средств защиты на бланке Сертификатов подтверждено, в том числе заключением таможенного эксперта от 14.12.2021 N 12402090/0036623.
Таким образом, основанием для признания Таможней страны происхождения товара не подтвержденной, явился вывод таможенного эксперта о том, что на бланке сертификата происхождения товаров от 12.08.2021N 642, N 643 отсутствуют специальные средства защиты.
Вместе с тем, таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Поскольку подлинность самого сертификата соответствия и достоверность содержащихся в нем сведений не вызвали сомнений у таможенного органа, последний не воспользовался правом направления запроса в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения о сертифицированном товаре.
Таким образом, апелляционный суд считает, что таможенный орган при проверке сертификата ограничился только проверкой способа изготовления его бумажного бланка на наличие средств защиты от фальсификации, но не проверял порядок его оформления и заполнения, а также факт выдачи.
Более того, таможенному органу Общество представило контракт N 1709/2019 от 17.09.2019, заключенным между компанией "TOLIA OVERSEAS" (Индия) и ООО "Комплект плюс", упаковочные листы, инвойсы NN 76, 77 от 10.08.2021, коносамент NAV/STP/01038, в соответствии с которыми грузоотправителем является "TOLIA OVERSEAS" (Индия).
Непринятие таможенным органом непреференциального сертификата в качестве надлежащего документ, подтверждающего страну происхождения товаров, возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Фактически Таможня при принятии решения не сомневалась в стране происхождения товара (Индия), а имела претензии к оформлению сертификата. Вместе с тем, выявленные Таможней формальные недостатки документа не свидетельствуют о правовых и фактических основаниях для начисления Обществу антидемпинговой пошлины.
Необходимо отметить, что ни в обжалуемом решении таможенного органа, ни в пункте 1 Требований к сертификату о происхождении товара не содержится указаний о необходимости применения в отношении сертификатов каких-то конкретных способов, обеспечивающих их защиту от фальсификации механическим или химическим способом.
Установив изложенные обстоятельства, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав решение Таможни недействительным.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы Таможни об отсутствии на бланках сертификатов ссылок на источники в сети интернет (QR-коды), позволяющие произвести дополнительную верификацию сертификатов, без направления запросов органу их выдавшему, поскольку правового значения для дела указанные доводы не имеют, так как указанных требований к сертификатам ни в Правилах, ни в ТК ЕАЭС не содержится.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нарушения норм процессуального права не допущено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 августа 2022 года по делу N А56-26763/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26763/2022
Истец: ООО "КОМПЛЕКТ ПЛЮС"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "СПЕЦТРАНС КАРГО"