г. Москва |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А40-155573/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московскому региональному отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7710030933) в лице Филиала N 20
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-155573/22
по исковому заявлению: ООО "Русская промышленная компания ЭЛЬТ"
к Государственному учреждению - Московскому региональному отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 20
о признании недействительным уведомления
при участии:
от заявителя: |
Воротынцев И.А. по доверенности от 10.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Масленников Д.А. по доверенности от 28.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Русская промышленная компания ЭЛЬТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 20 от 21.04.2022 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливающих повышенный размер страхового тарифа в размере 1,2% в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Русская промышленная компания ЭЛЬТ", как не соответствующее действующему законодательству РФ, возложении на ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 20) обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Русская промышленная компания ЭЛЬТ" установив соответствующий страховой тариф.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ГУ - МРО ФСС РФ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что ООО "Русская промышленная компания ЭЛЬТ" зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 20 Отделения Фонда с 30.06.2017 в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Как указывает заявитель, 19.04.2022 ООО "РПК ЭЛЬТ" подало заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, в котором определило основным видом деятельности "Аренда и управление собственным или арендным торговым объектом недвижимого имущества" (код по ОКВЭД 68.20.21).
Уведомлением от 21.04.2022 уведомил заявителя о размере страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - страховой тариф 1,20%, 11 класс профессионального риска по ОКВЭД 43.13 "Разведочное бурение".
Посчитав указанное уведомление Фонда незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что ставка страхового тарифа 1,2 % не соответствует основному виду деятельности заявителя.
При этом заявитель указал, что основным видом экономической деятельности общества в 2021 году является ОКВЭД 68.20.21 "Аренда и управление собственным или арендованным торговым объектом недвижимого имущества", в соответствии с которым устанавливается тариф 0,6 %. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.4 Закона N 125-ФЗ, одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии со ст. 21 Закона N 125-ФЗ, страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст.22 Закона N 125-ФЗ, страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 г. N 55 утвержден "Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами".
В соответствии с п.3 Правил, классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В соответствии с п. 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как следует из п. 2 Приказа основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил).
Как следует из п. 3 Приказа для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Также согласно пункта 5 Приказа в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551 внесены изменения в пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
В соответствии с внесенными изменениями - если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц. Между тем, как указывает Фонд, заявитель, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, в целях подтверждения основного вида экономической деятельности на 2021 год не представил в срок до 15 апреля (включительно), документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55 (данный факт признается самим обществом), в связи с чем, отнесение его к виду деятельности правомерно произведено Филиалом N 20 Отделения Фонда в соответствии с п.5 Порядка N55, исходя из вида экономической деятельности наиболее высокого класса профессионального риска в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ ("Разведочное бурение", код по ОКВЭД 43.13, класс профессионального риска 11, страховой тариф - 1,20%).
В то же время, как указало общество, основным видом его экономической деятельности в 2021 году является - аренда и управление собственным или арендованным торговым объектом недвижимого имущества (код ОКВЭД2 68.20.21).
Таким образом, установленный тариф 1,20% не имеет экономического основания, применению подлежит размер страхового тарифа в соответствии с фактически осуществляемым заявителем видом деятельности.
Согласно доводам ГУ - МРО ФСС РФ, в настоящем случае заявитель в нарушение пункта 3 Порядка не представил в установленный срок в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации соответствующие документы и тем самым не выполнил установленную действующим законодательством обязанность по ежегодному подтверждению основного вида экономической деятельности, в связи с чем Фонд самостоятельно установил страховой тариф, который составляет 1,20% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц исходя из осуществления заявителем деятельности, соответствующей коду ОКВЭД 43.13 "Разведочное бурение".
В рассматриваемом случае Фонд, не получив от заявителя в срок до 15.04.2022 заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, в соответствии с п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713, и п. 5 указанного Порядка, направил заявителю уведомление от 29.04.2022 г., которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска "Разведочное бурение" с кодом ОКВЭД 43.13, определил 11 класс профессионального риска и установил страховой тариф в размере 1,20%.
Между тем, как следует из материалов дела и Фондом не оспаривается, общество направило в Филиал N 20 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, для подтверждения основного вида экономической деятельности 19 апреля 2022 года с ходатайством с просьбой учесть эти документы для установления страхового тарифа на 2021 год, то есть с нарушением пункта 3 Порядка срока.
Однако, исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока, что, по мнению суда, является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов. Предусмотренный пунктом 3 Приказа срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данных документов за пределами срока не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Так, пункт 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
Судом также учтено, что в пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь_не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности_.", вместо формулировки "если страхователь_не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в п. 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам. С учетом изложенного содержащее в п. 5 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" суд правомерно счел не соответствующим п. 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязанностей.
В связи с чем, подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
С учетом вышеизложенного подхода, судом правомерно произведена оценка обстоятельств, приводимых обществом в обоснование второго из заявленных требований.
Материалами дела подтверждено, что общество представило в Фонд сведения о подтверждении основного вида деятельности и все необходимые документы для подтверждения основного вида экономической деятельности 26.04.2022.
В ходе рассмотрения дела Фондом никаких возражений в отношении представленного обществом заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности не приведено.
Исследовав представленные заявителем в материалы дела документы, суд первой инстанции установил, что ими подтверждено, что в 2021 году основным видом деятельности общества является деятельность: "Аренда и управление собственным или арендным торговым объектом недвижимого имущества" (ОКВЭД 68.20.21).
С учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ в отношении заявителя подлежит применению соответствующий ему страховой тариф в размере 0,6 % по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, в соответствии с п.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.
С учетом вышеизложенного, требования заявителя о признании незаконным уведомления ГУ - МРО ФСС РФ от 21.04.2022 об установлении обществу размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежали правомерному и обоснованному удовлетворению.
Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают установленные судом в ходе рассмотрения дела обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-155573/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-155573/2022
Истец: ООО "РУССКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ ЭЛЬТ"
Ответчик: ГУ Московское Региональное Отделение ФСС РФ ФИЛИАЛ N 20