г. Хабаровск |
|
18 ноября 2022 г. |
А73-5835/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной К.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "РТЭК": Галушина Е., А., представителя по доверенности от 01.08.2022,
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Шкарповой И. А., представителя по доверенности от 11.02.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТЭК"
на решение от 17.08.2022
по делу N А73-5835/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Районный тепло энергетический комплекс"
к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 8 306380,28 рубля убытков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Районный тепло энергетический комплекс" (далее - ООО "РТЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) о взыскании 3 413 654,89 рубля убытков в виде недополученных доходов в связи с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения за период с 01.01.2022 по 07.02.2022, а также поставляемую по льготным тарифам за период с 01.01.2022 по 18.02.2022 в сумме 4 892 725,39 рубля.
Определением суда от 30.06.2022 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Решением суда от 17.08.2022 в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит решение суда от 17.08.2022 отменить, исковые требования - удовлетворить.
В доводах жалобы ее податель указывает, что поскольку к нему перешли все элементы коммунальной инфраструктуры, ранее использовавшихся предыдущим поставщиком - МУП "НТК", то при осуществлении деятельности по теплоснабжению населения и льготных категорий потребителей, ввиду отсутствия утвержденного тарифа, регулируемая деятельность по реализации услуг теплоснабжения осуществляется с применением тарифа, установленного для предыдущей теплоснабжающей организации. Таким образом, оснований для отклонения исковых требований у суда не имелось.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы на ее удовлетворении настаивал.
Представители Комитета по ценам и тарифам в судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы просили учесть изложенную в отзыве на жалобу позицию.
Министерство финансов Хабаровского края в своем отзыве указало на необходимость оставления оспоренного в апелляционном порядке судебного акта от 17.08.2022 в силе.
Из материалов дела следует, что ООО "РТЭК" с 01.01.2022 определено единой теплоснабжающей организацией в сельских поселениях Дубовомысское, Нийхинское, Лидогинское, "Село Маяк", "Поселок Джонка", "Село Иннокентьевка" на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края на основании Постановления администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 02.03.2022 N 127.
До 01.01.2022 поставщиком тепловой энергии в указанных сельских поселениях являлось МУП "Нанайский теплоэнергетический комплекс" Нанайского муниципального района Хабаровского края, в отношении которого 18.10.2021 введена процедура конкурсного производства.
Для осуществления деятельности по производству тепловой энергии для потребителей Нанайского муниципального района ООО "РТЭК" переданы в аренду объекты теплоснабжения на основании договора аренды от 11.11.2021 N 01, заключенного с МУП "НТК".
Для МУП "НТК" Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 N 37/77 установлен экономически обоснованный тариф за период с 01.01.2019 по 31.12.2023 в размере 5 417,54 рубля /Гкал без учета НДС.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.12.2021 N 41/11 для потребителей МУП "НТК" на 2022 год установлен льготный тариф в размере 2 058,07 руб. /Гкал без учета НДС.
Для потребителей ООО "РТЭК" экономически обоснованный тариф на 2022-2025 годы установлен Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.01.2022 N 3/8 в размере 5 886,56 руб. за 1Гкал и введен в действие только с 07.02.2022.
Льготный тариф для потребителей ООО "РТЭК", которые пользуются правом расчета по льготным тарифам, на 2022 год установлен Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 16.02.2022 N 5/4 в размере 2058,07 руб. и введен в действие только с 18.02.2022.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.12.2021 N 130 установлен предельно максимальный тариф на тепловую энергию для населения в размере 2 058,07 руб. /Гкал без учета НДС.
Осуществляя отпуск тепловой энергии населению с 01.01.2022 по 18.02.2022 до установления экономически обоснованного и льготного тарифа, истец применял для расчетов с населением и льготными категориями потребителей тарифы, установленные для МУП "НТК".
В соглашении о применении тарифа МУП "НТК" и ООО "РТЭК" пришли к согласию о временном применении ООО "РТЭК" с 01.01.2022 тарифов, установленных для МУП "НТК", согласно Постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 N 37/77, до утверждения для организации - правопреемника тарифа в установленном порядке.
В связи с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, за период с 01.01.2022 по 07.02.2022 истец недополучил доходы в размере 3 413654,89 рубля, а также поставляемую по льготным тарифам за период с 01.01.2022 по 18.02.2022 в размере 4 892 725,39 рубля.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направлялись письма о перечислении субсидии от 11.02.2022 N 16, от 11.02.2022 N 17, от 03.03.2022 N 53, от 03.03.2022 N 52.
В ответ на письма ответчик сообщил о невозможности предоставить субсидию на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию в связи с отсутствием законных оснований, поскольку тариф для потребителей ООО "РТЭК" по состоянию на 16.02.2022 не установлен.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены статьей 8 Гражданского кодекса РФ, согласно которой гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу требований статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В статье 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение убытков представляет собой меру гражданско-правовой ответственности, поэтому истец должен доказать совокупность следующих фактов: причинения убытков и размер понесенных убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Отсутствие одного из предусмотренных условий состава правонарушения влечет за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Под причинно-следственной связью понимается объективно существующая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует во времени другому (следствию) и с необходимостью порождает его. Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 данного Закона. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Тарифы представляют собой регулируемые государством в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ цены определенных видов ресурсов (товаров, работ, услуг). Цена устанавливается исходя из экономической обоснованности затрат регулируемой организации и доступности ресурсов для потребителей, то есть с соблюдением баланса публичных и частных интересов.
Одним из принципов тарифного регулирования является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства тарифы на товары и услуги в сферах теплоснабжения подлежат государственному регулированию и устанавливаются уполномоченными регулирующими органами отдельно в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Органом, уполномоченным на территории Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, на установление соответствующих тарифов, является Комитет по ценам и тарифам.
Во исполнение Закона о теплоснабжении, постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), согласно пункту 2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе, по предложению регулируемой организации.
ООО "РТЭК" 19.11.2021 обратилось в Комитет по ценам и тарифам с заявлением на установление тарифов на тепловую и электрическую энергию на 2022.
В связи с предоставлением неполного пакета документов, предусмотренных п. 16 Правил N 1075, Комитетом по ценам и тарифам истцу направлен запрос от 30.11.2021 о предоставлении полного пакета документов для открытия дела об установлении регулируемых цен (тарифов).
ООО "РТЭК" 06.12.2021 представило необходимые документы в полном объеме, в связи с чем, Распоряжением Комитета от 28.12.2021 N 322 Ш было открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию, о чем организация была уведомлена извещением от 28.12.2021.
Извещением от 10.01.2022 N 3-1-4-4 истец уведомлен о продлении срока рассмотрения дела об установлении тарифов на 30 календарных дней согласно п. 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075.
Постановлением комитета от 26.01.2022 N 3/8 для потребителей ООО "РТЭК" на 2022-2025 годы установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе на 2022 год - с 07.02.2022 по 31.12.2022 в размере 5 886,56 руб. за 1 Гкал.
Постановлением комитета от 16.02.2022 N 5/4 для потребителей ООО "РТЭК" установлен льготный тариф на 2022 год с 18.02.2022 по 31.12.2022 в размере 2 058,07 руб. за 1 Гкал.
В силу пункта 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.
Из указанной нормы прямо следует, что данные положения применяются только в случае правопреемства, наступившего в результате реорганизации юридического лица, ранее осуществлявшего регулируемую деятельность с использованием переданных источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.
Таким образом, применение тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем теплоснабжения и (или) тепловых сетей, в иных случаях не представляется возможным.
Указанный правовой подход соответствует разъяснениям, содержащимся в информационном письме ФСТ России от 07.07.2014 N СЗ-7270/5.
В данном случае ООО "РТЭК" не является правопреемником или вновь созданным структурным подразделением ранее действующего предприятия - МУП "НТК", экономические показатели, принимаемые для расчета при установлении экономически обоснованного тарифа, этих теплоснабжающих организаций различны.
Применение истцом тарифа, установленного для МУП "НТК" на основании соглашения о применении тарифа, является неправомерным, учитывая, что тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности уполномоченным органом в области государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергии, в установленном законом порядке.
Осуществление организацией регулируемой деятельности без установленных надлежащим образом тарифов является нарушением установленного порядка ценообразования, а полученный от такой деятельности отрицательный финансовый результат относится исключительно к рискам предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края от 11.03.2015 N 41 для расчёта размера компенсации выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов, применяется разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую и электрическую энергию (мощность) и льготным тарифом для организаций.
При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию, судам следует учитывать, что истец обязан представить расчёт своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. N 87).
Вместе с тем у истца в спорный период с 01.01.2022 по 18.02.2022 отсутствовали установленные для него как льготный, так и экономически обоснованный тарифы.
При этом, межтарифная разница возникает при наличии одновременно двух тарифных решений, при чем, каждое из них должно быть утверждено, то есть принято в установленном законом порядке, а именно: экономически обоснованного тарифа, льготного тарифа для определения категории потребителей теплоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что убытки, являющиеся предметом настоящего требования, возникли исключительно в результате бездействия самого истца и не подлежат взысканию с ответчика. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ, необходимых для привлечения Администрации к ответственности в виде взыскания убытков.
Сам по себе факт получения истцом статуса единой теплоснабжающей организации, с учетом нарушения истцом процедуры установления тарифа, не является основанием для взыскания с ответчика убытков.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.08.2022 по делу N А73-5835/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5835/2022
Истец: ООО "РТЭК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НАНАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края