город Ростов-на-Дону |
|
17 ноября 2022 г. |
дело N А32-6309/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представителя Моисеевой Н.А. по доверенности от 26.11.2022,
от ответчика: представителя Хромцовой Н.В. по доверенности от 06.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2022 по делу N А32-6309/2022
по иску индивидуальному предпринимателю Кочубей Сергею Федоровичу (ИНН 230600537426, ОГРНИП 311230810400012)
к ответчику департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования Ейский район; администрации Ейского городского поселения Ейского района
о признании незаконным отказа в перерасчете арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кочубей Сергей Федорович (далее - ИП Кочубей С.Ф., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 28.12.2021 N 52-38-05-60626/21 в перерасчете арендной платы, об обязании департамента произвести с 01.01.2021 расчет арендной платы по договорам аренды от 05.09.2011 N 0000002498, от 05.09.2011 N 0000002497, от 06.11.2013 N 0000003201 по ставке 2,5 % от кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования Ейский район, администрация Ейского городского поселения Ейского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2022 суд обязал департамент произвести с 01.01.2021 расчет арендной платы по договорам аренды: от 05.09.2011 N 0000002498, от 05.09.2011 N 0000002497, от 06.11.2013 N 0000003201 в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельных участков. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что департаментом необоснованно произведен расчет арендной платы на основании подпункта 4.1.1 пункта 4.1 Порядка. Арендная плата подлежит исчислению на основании пункта 3.6.2 Порядка в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда от 08.09.2022 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что суд необоснованно рассмотрел спор в порядке искового производства, а не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, чем нарушил нормы процессуального права. Предприниматель пропустил трехмесячный срок для обжалования письма департамента. Спорные земельные участки относятся к местам общего пользования. Вывод суда о необходимости расчета арендной платы по пункту 3.6.2 Порядка является ошибочным, поскольку спорные земельные участки отнесены к территории земель населенных пунктов, а не земель особо охраняемых природных территорий.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на недоказанность департаментом факта отнесения спорных участков к территориям общего пользования.
В судебном заседании представитель ответчика огласил доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку истец не представил возражений в отношении проверки законности и обоснованности судебного в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 06.11.2013 N 0000003201, соглашения об уступке права аренды от 27.10.2014, соглашения об уступке права аренды от 10.04.2015, дополнительных соглашений от 30.07.2020 и от 21.09.2020 ИП Кочубей С.Ф. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:61 площадью 27 564 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, набережная Таганрогского залива, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для благоустройства.
По условиям договора аренды от 05.09.2011 N 0000002498, соглашения об уступке права аренды от 27.10.2014, соглашения об уступке права аренды от 01.03.2016, дополнительного соглашения к соглашению об уступке права аренды от 24.03.2016, дополнительных соглашений от 30.07.2020 и от 21.09.2020 ИП Кочубей С.Ф. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:53 площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Шмидта,8/1, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для благоустройства.
В соответствии с договором аренды от 05.09.2011 N 0000002497, соглашением об уступке права аренды от 27.10.2014, соглашение об уступке права аренды от 01.03.2016, дополнительным соглашение к соглашению об уступке права аренды от 24.03.2016 и дополнительными соглашениями от 30.07.2020 и от 21.09.2020 ИП Кочубей С.Ф. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:42:0201001:55 площадью 999 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Ростовская, угол ул. Шмидта, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для благоустройства.
Уведомлениями от 27.05.2021 N 52-38-05-21585/21, N 52-38-05-21584/21, N 52-38-05-21586/21 департамент уведомил арендатора об изменении в одностороннем порядке с 01.01.2021 размера годовой арендной платы в отношении вышеуказанных земельных участков, установив его в размере 1,5 % от рыночной стоимости данных участков.
Полагая данное изменение арендной платы является незаконным, предприниматель обратился в департамент с заявлением от 06.12.2021 N 52-62246 о перерасчете арендной платы, установив ее в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Решением департамента, изложенном в письме от 28.12.2021 N 52-38-05-60626/21, предпринимателю отказано в перерасчете размера арендной платы, поскольку в соответствии с подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121), арендная плата в отношении земельного участка общего пользования должна рассчитываться в размере 1,5 % от рыночной стоимости.
Полагая, что указанное решение департамента не соответствует действующему законодательству, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и обязании департамента произвести перерасчет арендной платы по ставке 2,5 % от кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, средством защиты которого выступает предъявленный этим лицом иск (заявление).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным постановлением установлен принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Принцип запрета необоснованных предпочтений исключает возможность введения для земель, принадлежащих соответствующему публично-правовому образованию и отнесенных к одной категории, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, различного порядка расчета размера арендной платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Определение размера арендной платы целесообразно преимущественно основывать на кадастровой стоимости земельного участка, в связи с нахождением сведений о кадастровой стоимости земельного участка в свободном доступе, что способствует обеспечению простоты и прозрачности расчета арендной платы, а также сокращению срока и расходов для расчета арендной платы и в целом для заключения договора (пункт 17 Методических рекомендаций).
Согласно пункту 18 Методических рекомендаций при установлении порядка расчета размера арендной платы рекомендуется учитывать недопустимость расчета арендной платы в отношении земельного участка с использованием одновременно его кадастровой стоимости и рыночной стоимости земельных участков (рыночной стоимости права аренды земельного участка).
Использование рыночной стоимости земельного участка или рыночной стоимости права аренды земельного участка как основы для расчета арендной платы рекомендуется в случаях, когда: земельный участок застроен; на земельном участке имеются обременения, ограничения прав, не свойственные для большинства земельных участков, находящихся в данной территориальной зоне, и, соответственно, данное обстоятельство не может быть учтено при кадастровой оценке (например, на земельном участке находятся мелиоративные сооружения, расположен подземный газопровод, что существенно влияет на объем прав арендодателя и, соответственно, на размер арендной платы) (пункт 19 Методических рекомендаций).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, закрепленные в постановлении N 582 Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399 указано, что поскольку Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов.
Судом установлено, что департамент в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:42:0201001:53, 23:42:0201001:55, 23:42:0201001:61 размер аренды определяет на основании пункта 4.1.1 Порядка, в то время как в отношении арендуемых предпринимателем земельных участков с кадастровыми номерами 23:42:0201001:35 и 23:42:0201001:62 расчет арендной платы производится на основании пункта 3.6.3 Порядка.
При этом все указанные земельные участки имеют сходство по категории земель и виду разрешенного использования, расположены в одном кадастровом квартале. В связи с чем, при установлении арендной платы в отношении спорных земельных участков департаментом нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края, а также земельных участков на территории Краснодарского края, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что размер годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов:
- на основании кадастровой стоимости земельных участков;
- на основании рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;
- в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными для земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка при предоставлении земельного участка в аренду без торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка в размере, установленном в подпунктах 3.1 - 3.7 настоящего пункта.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:42:201001:61, 23:42:201001:53 и 23:42:0201001:55 отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - благоустройство.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что арендная плата рассчитывается в размере 2,5 % от кадастровой стоимости в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3.1, 3.3, 3.4, 3.5.2, 3.5.3, 3.7 пункта 3, подпунктом 4.2 пункта 4, пунктами 6 и 7 Порядка.
Позиция департамента сводится к необходимости применения ставки арендной платы в соответствии с пунктом 4.1.1 Порядка ввиду отнесения участков к землям общего пользования.
В соответствии с указанным пунктом Порядка арендная плата рассчитывается в размере 1,5 процента от рыночной стоимости в отношении земельного участка общего пользования.
Так, департамент указывает, что согласно письму администрации Ейского городского поселения от 30.06.2022 N 01-3380/22-24 в соответствии с действующими в настоящее время Правилами землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района земельные участки с кадастровыми номерами 23:42:0201001:53, 23:42:0201001:55, 23:42:0201001:61 находятся в зоне "Р2. Зона отдыха" и относятся к территории общего пользования.
Вместе с тем, судом установлено, что по сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования Ейский район, выкопировки из карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района земельный участок с кадастровым номером 23:42:201001:61 частично находится в первой, и полностью во второй и третьей зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования Ейский район, выкопировке из карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, а также приказу департамента от 14.07.2011 N 147-з земельные участки с кадастровыми номерами 23:42:201001:53 и 23:42:0201001:55 полностью находятся во второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта краевого значения Ейск.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действующего до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из числа земель особо охраняемых природных территорий.
До принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в первоначальной редакции).
При этом, в пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемые природные территории" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 10 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского края, относящиеся к государственной собственности, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо Краснодарскому краю.
Пунктом 2 статьи 4 названного краевого Закона и постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136 утверждено Положение о курорте краевого значения Ейск, согласно пункту 1.2 которого курорт Ейск расположен в Краснодарском крае и является курортом краевого значения в границах и с режимом округа горно-санитарной охраны курорта.
В соответствии с пунктом 3.6.2 Порядка арендная плата рассчитывается в размере 2,5 % от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4.2 пункта 4, подпунктом 6.1 пункта 6 и пунктом 7 Порядка.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что произведенный департаментом расчет арендной платы с применением подпункта 4.1.1 пункта 4.1 Порядка является неверным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца об установлении с 01.01.2021 ставки арендной платы по договорам: от 05.09.2011 N 0000002498, от 05.09.2011 N 0000002497, от 06.11.2013 N 0000003201 в размере 2,5 % от кадастровой стоимости.
Ссылка департамента на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении настоящего спора в порядке искового производства, а не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда первой инстанции по процессуальным основаниям.
В рассматриваемом случае суд установил наличие спора (неопределенности в применения ставки арендной платы по договорам) и в целях создания правовой определенности в отношениях сторон разрешил заявленные требования по существу.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2022 по делу N А32-6309/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6309/2022
Истец: Кочубей С. Ф.
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Ейского городского поселения Ейского района, Администрация муниципального образования Ейский район