город Чита |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А58-934/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Венедиктовой Е.А., Ниникиной В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хуршудян Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества холдинговая компания "Якутуголь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2022 года по делу N А58-934/2022 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к акционерному обществу холдинговая компания "Якутуголь" (ИНН 1434026980, ОГРН 1021401009057) о взыскании денежных средств,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу Холдинговая компания (далее - ответчик, АО ХК "Якутуголь") о взыскании 553 980,86 рублей, в том числе основной долг в размере 550 392 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2021 по 17.01.2022 с последующим начислением (с 18.01.2022) до момента уплаты основного долга.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2022 года исковые требования удовлетворены частично, с АО ХК "Якутуголь" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 568 200,58 рублей, в том числе основной долг 550 392 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 17 808,58 рублей за период с 28.12.2021 по 31.03.2022 с последующим начислением с даты прекращения действия моратория на возбуждение дела о банкротстве, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, по день фактической оплаты долга исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды. Так же судом первой инстанции распределены судебные расходы.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие основания для удовлетворения исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 14.10.2022.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, имели возможность выразить свою правовую позицию, каких-либо ходатайств не заявлено, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие у сторон возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих документов в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.03.2017 между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор N 701 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно п. 19 "в" договора владелец уплачивает перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от перевозчика, в течение всего времени по причинам, предусмотренным статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил её применения", с учетом коэффициентов индексации.
В период с 10.02.2021 по 25.02.2021 вагоны в составе "брошенного" поезда N 3308 индекс 9100-320-9116 на станции Бестужево Дальневосточной железной дороги прибывшие в адрес АО ХК "Якутуголь" простаивали на путях общего пользования станции ДВС вследствие неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев, или пользователей путей необщего пользования АО ХК "Якутуголь".
Задержка спорных вагонов на станции Бестужево Дальневосточной ж.д. произошла на основании распоряжений о задержке поезда от 10.02.2021 N 184 и о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда N 2370 от 25.02.2021.
Факт задержки вагонов на промежуточных станции Бестужево Дальневосточной ж.д. зафиксирован в актах общей формы от 10.02.2021 N 31, от 25.02.2021 N 37, составленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45.
На основании сведений актов общей формы истец составил накопительные ведомости, в соответствии с которыми начислил плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов в перевозочном процессе. Размер платы за период простоя вагонов на путях общего пользования железнодорожной станции составил сумму в размере 550 392 руб.
Накопительные ведомости, акты общей формы представитель ответчика подписал с разногласиями, указав, что задержка вагонов ОАО "РЖД" произведена неправомерно, АО ХК "Якутуголь" от приема указанных вагонов не отказывалось, и согласно было принять на свои железнодорожные пути необщего пользования.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 17161/ДТЦФТО от 10.12.2021 об уплате начисленных платежей, оставленная ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием истцу для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Повторно оценив представленные доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с указанными правильными выводами Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Руководствуясь положениями статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство N 2), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС РФ от МПС РФ от 18.06.2003 N26, суд первой инстанции, оценив материалы дела, установил факт простоя спорных вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД" по причинам, зависящим от грузополучателя (занятость фронтов выгрузки), и в отсутствие доказательств принятия ответчиком всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязанности по своевременному приёму передаточных составов со станции, а также доказательств того, что простой вагонов состоялся по причинам, от ответчика не зависящим, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности в размере 550 392 руб.
Расчет суммы взыскания судом проверен, признан верным, надлежащими доказательствами ответчиком не оспорен.
Поскольку доказательств отсутствия оснований начисления или оплаты задолженности ответчиком не представлено, требования о взыскании задолженности в заявленном размере обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При доказанности наличия задолженности на стороне ответчика, суд первой инстанции на основании статей 314, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал обоснованным начисление процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.12.2021.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 1 и подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 статьи Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 7 постановления от 24.12.2020 N44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проценты в течение срока действия моратория на банкротство (с 01.04.2022 по 01.10.2022), введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, не подлежат начислению.
В указанной части решение не оспаривается, доводов и возражений не приведено.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании процентов в размере 17 808,58 рублей за период с 28.12.2021 по 31.03.2022 с последующим начислением с даты прекращения действия моратория на возбуждение дела о банкротстве, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, по день фактической оплаты долга исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Расчет процентов судом проверен, признан верным, надлежащими доказательствами ответчиком не оспорен.
Доводы ответчика о готовности принять выгоны в спорный период отклоняются апелляционным судом как не влияющие на правильные выводы суда первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается факт нахождения спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи и приема.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что акты составлены в одностороннем порядке железной дорогой, не подписаны представителем грузополучателя, их экземпляры не направлены в адрес общества, акты не передавались, не принимаются апелляционным судом, поскольку обоснованно отклонены судом первой инстанции по изложенным в решении мотивам.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные в полном объеме, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам, в том числе и безусловные.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2022 года по делу N А58-934/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-934/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"
Ответчик: АО Холдинговая компания "Якутуголь"