г. Хабаровск |
|
22 ноября 2022 г. |
А73-5902/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Ремстрой-Хабаровск": Великоцкая М.Р., представитель по доверенности от 01.01.2020,
от Администрации г. Хабаровска: Рубцов Д.А., представитель по доверенности от 02.11.2021 N 1131-154,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Хабаровска
на решение от 21.07.2022
по делу N А73-5902/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск" (ОГРН 1072723009391, г. Хабаровск)
к муниципальному образованию Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, г. Хабаровск)
о взыскании 220 622,26 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск" (ООО "Ремстрой-Хабаровск") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с муниципального образования Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (Администрация) 220 622,26 руб. (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Требование мотивировано наличием задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги, потребляемые на содержание общего имущества многоквартирных домов.
Решением от 21.07.2022 иск в уточненном размере удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация считает судебный акт подлежащим изменению.
В обоснование указано на факт заселения в спорный период нанимателями квартиры N 60 дома N 2 по ул. Барабинской и квартиры N 29 по ул. Мате Залки, дом N 39, необходимость применения к настоящему спору пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22, в связи с чем, поскольку спорные жилые помещения были заселены в установленном законом порядке, факт незаключения договора социального найма в исковой период не изменяет право пользования гражданами жилыми помещениями, а также их обязанности по внесению платы за жилье и коммунальные услуги.
Одновременно с жалобой представлен контррасчет иска.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ремстрой-Хабаровск" выразило несогласие с ее доводами, указав на отсутствие в материалах дела договоров социального найма по спорным жилым помещениям за спорный период (договоры найма представлены за пределами периода, предъявленного в иске); при этом, лицевые счета по указанным жилым помещениям открыты также за пределами искового периода. В этой связи надлежащим ответчиком по делу является Администрация.
В подтверждение своей позиции указано на наличие судебной практики, со ссылкой на дела N А73-7250/2021 N А73-25413/2019, в которых с Администрации взыскан долг за теплоснабжение по жилому помещению N 60 дома N 2 по ул. Барабинской за период с 10.2019 по 05.2020, по квартире N 29 дома N 39 по ул. Мате Залки за период с 10.2016 по 04.2019.
В судебном заседании, с объявлением в нем перерыва, представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд считает решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела ООО "Ремстрой-Хабаровск" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по следующим адресам: г. Хабаровск, ул. Мате Залки, 39, ул. Барабинская, 2, 5, ул. Ульяновская, 166, пер. Кедровый, 12, которые находятся в управлении ООО "Ремстрой-Хабаровск" на основании договоров управления многоквартирными домами от 30.12.2016 N 35/16, от 30.12.2016 N 45/16, от 30.12.2016 N 58/16, от 30.12.2016 N 20/16, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Жилые помещения по адресам: ул. Барабинская, 2 кв. 60, кв.55, ул. Мате Залки, 39, кв. 29, пер. Кедровый, 12, кв. 89, ул. Ульяновская, 166, кв. 71 на основании Распоряжений Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю N 1701 от 14.11.2007, N 1900 от 18.12.2007, N 961 от 18.06.2007, N 1834 от 07.12.2007 переданы в муниципальную собственность.
В период с 01.10.2019 по 30.11.2021 ООО "Ремстрой-Хабаровск" осуществляло управление указанными многоквартирными домами, оказывая услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставлению коммунальных услуг, плата за которые не внесена.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием оплатить долг оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ наниматели жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Ремстрой-Хабаровск" на основании договоров управления жилищным фондом является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: ул. Барабинская, д.2, ул. Барабинская, д.5, ул. Барабинская, д.32, пер. Кедровый, д.12, ул. Мате Залки, д.39, ул. Мате Залки, д.41, пер. Отрадный, д.5а, ул. Ульяновская, д.160а, ул. Ульяновская, д.164, ул. Ульяновская, д.166.
Данные многоквартирные дома на основании Распоряжений Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю N 1701 от 14.11.2007, N 1900 от 18.12.2007, N 961 от 18.06.2007, N 1834 от 07.12.2007 переданы в муниципальную собственность.
В указанных домах расположены квартиры, являющиеся, по сведениям управляющей организации, незаселенными, находящимися в муниципальной собственности (ул. Барабинская, д.2, кв.60, кв.55; ул. Мате Залки, д.39, кв.29; пер. Кедровый, д.12, кв.89; ул. Ульяновская, д.66, кв.71).
Факт оказания услуг в спорный период подтвержден материалами дела.
Доказательств оказания услуг ненадлежащего качества, либо какой-либо иной управляющей организацией в материалы дела не представлено.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона N 258-ФЗ от 29.07.2017 вступили в действие изменения в статьи 154, 156 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, включены коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами истцом в состав платы включена плата за холодную и горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества.
По уточненному расчету истца задолженность по оплате услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, с учетом произведенной частичной оплаты, за период с 01.10.2019 по 30.11.2020 составила 220 622,26 руб.
Расчет задолженности произведен истцом, с учетом площади принадлежащих муниципальному образованию жилых помещений, общей площади жилых и нежилых помещений в домах, площади мест общего пользования на основании тарифов, определенных договорами управления многоквартирными домами.
Апелляционным судом расчет проверен и признан верным.
Услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, коммунальным услугам, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за спорный период в полном объеме не оплачены.
Установив, что спорными жилыми помещениями в заявленный период владело на праве собственности муниципальное образование Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания задолженности за услуги, оказанные истцом в заявленный период, с Администрации, удовлетворив иск в уточненном размере.
При этом, суд отклонил возражения ответчика, касающиеся двух жилых помещений (ул. Барабинская, д.2, кв.60 и ул. Мате Залки, д.39, кв.29), указав на отсутствие правоустанавливающих документов на право пользования спорными жилыми помещениями.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Из приведенных норм следует установление жилищным законодательством Российской Федерации обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, по внесению платы за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации.
Согласно материалам дела в жилом помещении N 29 дома N 39 по ул. Мате Залки г. Хабаровска с 1994 года по настоящее время на основании решения жилищной комиссии Краснореченской КЭЧ проживают: Будяк Ю.А., Будяк Л.И., Будяк С.Ю.
Указанное установлено решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23.12.2020 по делу N 2-3761/2020. В этом же решении суд пришел к выводу о приобретении Будяк Ю.А., Будяк Л.И. и Будяк С.Ю. права пользования жилым помещением по договору социального найма, признав за данными лицами право пользования жилым помещением N 29 дома N 39 по ул. Мате Залки г. Хабаровска на условиях договора социального найма, отказав Администрации в требовании о выселении без предоставления другого жилого помещения.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13.04.2022 по делу N 2-2186/2022 установлен факт вселения и проживания в жилом помещении N 60 дома N 2 по ул. Барабинской г. Хабаровска с 22.11.2019 на основании решения ФГАУ "Росжилкомплекс" от 22.11.2019 N 1326 Грабина О.Ю. Ранее в данном жилом помещении также проживал военнослужащий на период прохождения службы в Вооруженных Силах РФ.
Данным судебным актом за Грабиным О.Ю. признано право пользования жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту.
Таким образом, из материалов дела следует, что спорные жилые помещения переданы в муниципальную собственность на основании распоряжений Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю; на момент передачи многоквартирных домов в муниципальную собственность спорные жилые помещения, принадлежащие Вооруженным Силам Российской Федерации, имели статус служебных, использовались для заселения военнослужащими и в полном составе переданы в собственность муниципалитета.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящиеся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно разъяснениям вопроса 21 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006, при передаче в муниципальную собственность служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, они утрачивают свой статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22), по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).
Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 Жилищного кодекса РФ).
Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
При этом, отсутствие открытых на указанных физических лиц лицевых счетов, отсутствие сведений о данных лицах в поквартирных карточках не исключает права данных лиц на проживание в жилых помещениях на правах нанимателей, но и не освобождает этих лиц от обязанности по оплате задолженности, образовавшейся в период проживания данных лиц в спорных жилых помещениях.
Таким образом, поскольку законом предусмотрена обязанность собственника нести расходы за жилое помещение и коммунальные услуги до их заселения, при доказанности материалами дела факта наличия в исковой период нанимателей в спорных жилых помещениях, удовлетворение уточненных исковых требований в полном объеме является неправомерным.
С учетом установленного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию долг в сумме 139 830,50 руб. (220 622,26 - ((47 919,73 руб. за период с 23.11.2019 по 30.11.2021 по кв.60 д.2 по ул. Барабинской) + (32 872,03 руб. за период с 01.10.2019 по 17.05.2021 по кв.29 д.39 по ул. Мате Залки)).
Возражения истца, со ссылкой на наличие вступивших в законную силу решений арбитражного суда Хабаровского края по делам N А73-7250/2021, N А73-25413/2019, в которых с Администрации взыскан долг за теплоснабжение по жилому помещению N 60 дома N 2 по ул. Барабинской за период с 10.2019 по 05.2020, по квартире N 29 дома N 39 по ул. Мате Залки за потребленную тепловую энергию за период с 10.2016 по 04.2019, отклоняется, так как судами в данных делах не устанавливались правовые основания использования помещений проживающими лицами; решения Индустриального районного суда г. Хабаровска по делам N 2-3761/2020, N 2-2186/2022 не исследовались.
При разрешении настоящего спора апелляционным судом исследован и оценен иной объем доказательств, что привело к иным выводам.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение подлежит изменению с вынесением нового судебного акта о частичном удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, признаются обоснованными.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по иску распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.07.2022 по делу N А73-5902/2022 изменить.
Взыскать с муниципального образования Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск" долг - 139 830,50 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску - 12 648,91 руб.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 381 руб., уплаченную платежным поручением от 31.03.2022 N 217.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5902/2022
Истец: ООО "РЕМСТРОЙ-ХАБАРОВСК"
Ответчик: Администрация г. Хабаровска